РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Путь и путевое хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Основы теории надежности"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Профильная направленность

Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Новакович Василий Иванович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Основы теории надежности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Путь и путевое хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Баданин Андрей Дмитриевич, начальник, ДРП - СП ЦДРП филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Основы т н_С_23.05.06_во_5_ППХ_п45305_52037.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы теории надежности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Основы теории надежности" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Диагностика состояния верхнего строения железнодорожного пути";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-4 - Способен выполнять проектирование и расчет транспортных объектов в соответствии с требованиями нормативных документов

Знает: 1. Методы математического анализа и их применение в теории надежности. 2. Законы надежности и их характеристики. 3.Планы испытаний на надежность и методы обработки результатов испытаний. 4. Методы обеспечения надежности

Умеет: 1.Использовать методы принятия статистических решений о состоянии технического объекта. 2. Определять схему надежности системы при различных способах резервирования для восстанавливаемых и невосстанавливаемых систем

Имеет навыки: определения состояния систем обеспечения движения поездов на основании анализа параметров надежности

Индикатор:
ОПК-4.5 - использует методы расчета надежности систем при проектировании транспортных объектов

Знает: основные понятия и термины теории надежности

Умеет: выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения; Применять информационные технологии для решения практических задач

Имеет навыки: определения состояния систем обеспечения движения поездов на основании анализа параметров надежности

Индикатор:
ОПК-4.6 - применяет показатели надежности при формировании технических заданий и разработке технической документации

Место дисциплины 1Б.О "Основы теории надежности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретическая механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 44   44
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   32 91
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 111   32 79
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Понятия, термины, определения по прочности, устойчивости, надежности ОПК-4
2 Оценочные критерии прочности, устойчивости, надежности ОПК-4
3 Методы повышения прочности, устойчивости, надежности ОПК-4
4 Нормативные требования прочности, устойчивости, надежности ОПК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   11
2 8 8   11
3 8 8   11
4 8 8   11
Итого 32 32   44
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     111
2 2  
3 2 2
4 2 2
Итого 8 4   111
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Механические характеристики материалов. 2
Геометрические характеристики элементов конструкции. 2
Стандартная терминология. 2
Определение деталей конструкций. 2
2 Максимальные значения оценочных критериев. 2
Средние значения оценочных критериев. 2
Минимальные значения оценочных критериев. 2
Оптимальные значения оценочных критериев. 2
3 Методы повышения тепературы. 2
Методы повышения надежности. 2
Методы повышения прочности. 2
Методы повышения устойчивости. 2
4 Нормы напряжений в рельсах. 2
Нормы напряжений в шпалах. 2
Нормы напряжений в скреплениях. 2
Нормы напряжений в балласте. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Механические характеристики материалов. 2
2 Оптимальные значения оценочных критериев. 2
Заезд № 8
3 Методы повышения надежности. 2
4 Нормы напряжений в рельсах. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Механические характеристики материалов 2
Геометрические характеристики элементов конструкции 2
Стандартная терминология 2
Определение деталей конструкций 2
2 Максимальные значения 2
Средние значения 2
Минимальные значения 2
Оптимальные значения 2
3 Методы повышения температуры 2
Методы повышения надежности 2
Методы повышения прочности 2
Методы повышения устойчивости 2
4 Нормы напряжений в рельсах 2
Нормы напряжений в шпалах 2
Нормы напряжений в скреплениях 2
Нормы напряжений в балласте 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
3 Методы повышения прочности 2
4 Нормы напряжений в шпалах 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Изучить общие понятия, термины, определения по прочности, устойчивости, надежности 11
2 Изучить оценочные критерии прочности, устойчивости, надежности 11
3 Изучить методы повышения прочности, устойчивости, надежности 11
4 Изучить нормативные требования прочности, устойчивости, надежности 11

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Изучить общие понятия, термины, определения по прочности, устойчивости, надежности 111
Геометрические характеристики элементов конструкции
Стандартная терминология
Определение деталей конструкций
Механические характеристики материалов
Геометрические характеристики элементов конструкции
Стандартная терминология
Определение деталей конструкций
2 Изучить оценочные критерии прочности, устойчивости, надежности
Максимальные значения оценочных критериев
Средние значения оценочных критериев
Минимальные значения оценочных критериев
Максимальные значения
Средние значения
Минимальные значения
Оптимальные значения
3 Изучить методы повышения прочности, устойчивости, надежности
Методы повышения тепературы
Методы повышения прочности
Методы повышения устойчивости
Методы повышения температуры
Методы повышения надежности
Методы повышения устойчивости
4 Изучить нормативные требования прочности, устойчивости, надежности
Нормы напряжений в шпалах
Нормы напряжений в скреплениях
Нормы напряжений в балласте
Нормы напряжений в рельсах
Нормы напряжений в скреплениях
Нормы напряжений в балласте

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет рельса на прочность и надежность.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные понятия из области теории надежности
2) Основные термины из области теории надежности
3) Оценку прочности объекта
4) Основные состояния объекта
5) Общие понятия показателей надежности
6) Отказы и его физическая сущность
7) Что такое работоспособность
8) Наиболее часто встречающиеся неисправности
9) Что такое резервирование
10) Что такое безотказность
11) Что такое долговечность объекта
12) Что такое жизненный цикл объекта
13) Что такое износ объекта
14) Затраты при повышении надежности
15) Экономическая эффективность затрат при повышении надежности
16) Теория надежности элементов конструкции
17) Физическая сущность отказов
18) Пути повышения долговечности
19) Методы контроля и испытаний на долговечность
20) Факторы, определяющие ремонтопригодность
21) Показатели ремонтопригодности
22) Влияние качества изготовления объекта
23) Основные принципы оптимизации
24) Оценочные показатели надежности
25) Принципы управления надеджностью
26) Оценка интенсивности использования объекта
27) Ретроспективный анализ отказов объекта
28) Экспериментальное подтверждение гипотезы
29) Стратегия управления надежностью
30) Безопасность движения объекта

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать основные понятия из области теории надежности
2) Использовать основные термины из области теории надежности
3) Использовать оценку прочности объекта
4) Использовать основные состояния объекта
5) Использовать общие понятия показателей надежности
6) Использовать отказы и его физическую сущность
7) Характеризовать понятие работоспособность
8) Использовать наиболее часто встречающиеся неисправности
9) Характеризовать понятие резервирование
10) Характеризовать понятие безотказность
11) Характеризовать понятие долговечность объекта
12) Характеризовать понятие жизненный цикл объекта
13) Характеризовать понятие износ объекта
14) Пользоваться затратами при повышении надежности
15) Пользоваться экономической эффективностью затрат при повышении надежности
16) Использовать теорию надежности элементов конструкции
17) Использовать физическую сущность отказов
18) Пользоваться путями повышения долговечности
19) Использовать методы контроля и испытаний на долговечность
20) Использовать факторы, определяющие ремонтопригодность
21) Использовать показатели ремонтопригодности
22) Использовать влияние качества изготовления объекта
23) Использовать основные принципы оптимизации
24) Использовать оценочные показатели надежности
25) Пользоваться принципом управления надеджностью
26) Использовать оценку интенсивности использования объекта
27) Использовать ретроспективный анализ отказов объекта
28) Пользоваться экспериментальным подтверждение гипотезы
29) Пользоваться стратегией управления надежностью
30) Использовать безопасность движения объекта

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владеть основными понятиями из области теории надежности.

2) Владеть основными терминами из области теории надежности.

3) Владеть оценкой прочности объекта.

4) Владеть основными состояниями объекта.

5) Владеть общими понятиями показателей надежности.

6) Владеть отказами и его физической сущностью.

7) Владеть понятием работоспособность.

8) Владеть наиболее часто встречающимися неисправностями.

9) Владеть понятием резервирование.

10) Владеть понятием безотказность.

11) Владеть понятием долговечность объекта.

12) Владеть понятием жизненный цикл объекта.

13) Владеть понятием износ объекта.

14) Владеть затратами при повышении надежности.

15) Владеть экономической эффективностью затрат при повышении надежности.

16) Владеть теорией надежности элементов конструкции.

17) Владеть физической сущностью отказов.

18) Владеть путями повышения долговечности.

19) Владеть методами контроля и испытаний на долговечность.

20) Владеть факторами, определяющими ремонтопригодность.

21) Владеть показателями ремонтопригодности.

22) Владеть влиянием качества изготовления объекта.

23) Владеть основными принципами оптимизации.

24) Владеть оценочными показателями надежности.

25) Владеть принципами управления надеджностью.

26) Владеть оценкой интенсивности использования объекта.

27) Владеть ретроспективным анализом отказов объекта.

28) Владеть экспериментальным подтверждением гипотезы.

29) Владеть стратегией управления надежностью.

30) Владеть безопасностью движения объекта.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-4 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Алексаньян, И. М. Основы теории надежности [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. М. Алексаньян, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 116 с. : ил., табл. - Библиогр. : 11 назв. - ISBN 978-5-88814-582-1 ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Новакович В.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы теории надежности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Алексаньян, И. М. Основы теории надежности [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. М. Алексаньян, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 116 с. : ил., табл. - Библиогр. : 11 назв. - ISBN 978-5-88814-582-1 ЭБС РГУПС
3 Гриненко, Н. И. Расчет надежности устройств автоматики, телемеханики и связи [Текст] : метод. указ. к практ. занятиям по дисциплине "Основы теории надежности" / Н.И. Гриненко, А.И. Кирюнин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2003. - 51 с. - Текст электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52037.