РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Философия"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель Попова Алла Васильевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Философия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав. кафедрой "Философия и методология науки", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Философия_С_38.05.01_во_4_ФИО_п46132_53389.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Философия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Философия" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные напровления,школы и этапы исторического развития философии,структура философского знания.

Умеет: обобщать,анализировать и оценивать социально значимую информацию.

Имеет навыки: наваки ведения дисскуссии на философские и научные темы.

ОК-1 - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Знает: осоновные разделы и направления философии,методы и приемы философского анализа проблем.

Умеет: анализировать социально значимые процессы, явления и философские проблемы

Имеет навыки: культура мышления,способностью к восприятию информации,обобщения и анализа.

ОК-7 - способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии

Место дисциплины 1С.Б "Философия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 22   22
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 22   22
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2   2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87     87
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 75     75
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 12 4 104
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Философия, основные этапы ее становления ОК-1, ОК-7
2 Концепция бытия ОК-1, ОК-7
3 Философия познания ОК-1, ОК-7
4 Философия человека ОК-1, ОК-7
5 Философия общества ОК-1, ОК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 14 10   5
2 4 2   5
3 6 2   5
4 4 2   3
5 4     4
Итого 32 16   22
В т.ч. по интерактивным формам 2 6    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   75
2   2
3    
4   2
5 2  
Итого 4 6   75
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
Зарождение философии. Античная философия: Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. 2
Философия средних веков и эпохи Возрождения: Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. 2
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма; рационалистическая философия Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница; философия французского Просвещения. 2
Немецкая классическая философия: Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И. Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л. Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа). 2
Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л. Толстого и Ф. Достоевского; философия положительного всеединства В. Соловьева, экзистенциальный персонализм Н. Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии. 2
Особенности философской мысли в России: Особенности философской мысли в России: своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Тостого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева; экзистенциальный персонализм Н.Бердяева; особенности философской мысли в 20 столетии. 2
2 Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира. 2
Диалектика как теория развития бытия: Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. 2
3 Природа сознания человека: Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. 2
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника. 2
Формы и методы научного познания: Формы и методы научного познания: структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности;наука и техника. 2
4 Человек как предмет философского познания: Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести. 2
Человек и смысл его бытия: Человек и смысл его бытия: смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; ценности и их роль в человеческой жизни. 2
5 Общество как саморазвивающаяся система: Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. 2
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
Заезд № 5
5 Общество как саморазвивающаяся система: Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Тема 1. Мировоззрение и философия. 2
Тема 2. Зарождение философии. Древневосточная и античная философия. 2
Тема 3. Средневековая и возрожденческая философия. 2
Тема 4. Европейская философия Нового времени 17-19 веков. 2
Тема 5.Западноевропейская и рпусская философия второй половины 19 и 20 веков. 2
2 Тема 6. Основные проблемы философской онтологии. 2
3 тема 7. Философское учение о сознании и познании. 2
4 Тема 8. Основные проблемы социальной философии и философской антропологии. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Тема 1. Мировоззрение и философия. 2
2 Тема 6. Основные проблемы философской онтологии. 2
4 Тема 8. Основные проблемы социальной философии и философской антропологии. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Философия, основные этапы ее становления 5
2 Концепция бытия 5
3 Философия познания 5
4 Философия человека 3
5 Философия общества 4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Философия, основные этапы ее становления 75
Зарождение философии. Античная философия: Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.
Философия средних веков и эпохи Возрождения: Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма; рационалистическая философия Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница; философия французского Просвещения.
Немецкая классическая философия: Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И. Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л. Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).
Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л. Толстого и Ф. Достоевского; философия положительного всеединства В. Соловьева, экзистенциальный персонализм Н. Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.
Особенности философской мысли в России: Особенности философской мысли в России: своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Тостого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева; экзистенциальный персонализм Н.Бердяева; особенности философской мысли в 20 столетии.
Тема 2. Зарождение философии. Древневосточная и античная философия.
Тема 3. Средневековая и возрожденческая философия.
Тема 4. Европейская философия Нового времени 17-19 веков.
Тема 5.Западноевропейская и рпусская философия второй половины 19 и 20 веков.
2 Концепция бытия
Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира.
Диалектика как теория развития бытия: Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.
3 Философия познания
Природа сознания человека: Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык.
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.
Формы и методы научного познания: Формы и методы научного познания: структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности;наука и техника.
тема 7. Философское учение о сознании и познании.
4 Философия человека
Человек как предмет философского познания: Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.
Человек и смысл его бытия: Человек и смысл его бытия: смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; ценности и их роль в человеческой жизни.
5 Философия общества
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Философия: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Баскаков, А. В. Попова ; ФГБОУ ВПО РГУПС, Изд. 3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д,2016 - 148с. ЭБС РГУПС
2 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов зааочной формы обучения по дисциплине "Философия": учеб.-метод. пособие //Ю.В.Баскаков, А.В.Попова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2017. - 143с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-1 +
ОК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Категории "бытия", "субстанции", материи";

тема 2. Основные атрибуты материи (формы существования);

тема 3 Философское учение о сознании;

тема 4. Диалектика как учение о развитии;

тема 5. Диалектическое учение о всеобщих законах развития;

тема 6. Общая характеристика категорий диалектики;

тема 7. Философское учение о познании;

тема 8. Философское учение об истине;

тема 9. Философское учение о практике;

тема 10. Субъекты и движущие силы общественного развития. Материальное производство;

тема 11. Общественные отношения;

тема 12. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности;

тема 13. Проблема человека в философии;

тема 14. Общественное сознание и его структура;

тема 15. Нравственное сознание;

тема 16 Эстетическое сознание;

тема 17 Религиозное сознание;

тема 18. Политическое и правовое сознание;

тема 19 Наука как общественное явление;

тема 20 Культура как общественное явление.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Мировоззрение, его исторические типы, структура, роль в жизни человека и общества.
2) Предмет и специфика философии, ее основные разделы и функции.
3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.
4) Философские идеи мыслителей Древней Греции.
5) Философия Европейского Средневековья. Патристика.
6) Рационализм в философии Нового Времени, его основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
7) Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Дж.Локк). Философия французского Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).
8) Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.
9) Идеалистическая диалектика Гегеля – вершина философской классики.
10) В. Соловьев и русская философская мысль в России конца XIX – начала ХХ веков.
11) Основные течения современной западной философии.
12) Проблема бытия, ее философский и жизненный смысл. Категория субстанции в истории философской мысли. Монизм, дуализм и плюрализм в философии.
13) Современное философское и научное представление о материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Пространство и время как формы существования материи.
14) Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
15) Проблема сознания в истории философии. Возникновение сознания, его общественно - историческая сущность
16) Сознание как отражение действительности. Сознание и мозг.
17) Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира. Практика, ее общественно - исторический характер и роль в познании.
18) Чувственное познание, его формы. Методы эмпирического познания.
19) Теоретическое познание, его формы. Методы теоретического познания.
20) Понятие истины в философии. Объективность и конкретность истины, истина как процесс. Проблема критерия истины.
21) Научное познание, его характерные особенности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
22) Диалектика как теория и метод. Принцип развития в диалектике. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии.
23) Понятие противоречия в диалектике, роль противоречий в развитии.
24) Категории качества и количества. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. Понятие меры и скачка.
25) Понятие отрицания в философии. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания и его роль в развитии.
26) Понятие закона и категории в науке и в философии. Особенности законов и категорий диалектики.
27) Понятие общества, его специфика. Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические факторы общественного развития.
28) Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Понятие общественно - экономической формации, его методологическое значение.
29) Взаимосвязь общества и личности как проблема философии.
30) Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль масс и личностей в истории.
31) Проблема человека в философии. Человек как единство природного и социального.
32) Свобода и ответственность человека в обществе. Смысл жизни человека: всеобщее и особенное.
33) Духовная жизнь общества, ее функции и структура. Специфика и взаимосвязь форм общественного сознания.
34) Проблема исторического прогресса и его критериев. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскрыть содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.
2) Сопоставить философские позиции представителей рационализма и эмпиризма, опираясь на следующие утверждения: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах» (Дж. Локк) и «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума» (Г. Лейбниц).
3) Дать определение понятия «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.
4) Раскрыть содержание понятия «материя» с точки зрения системы абсолютного идеализма Г. Гегеля.
5) Показать значение понятия «бытие» для формирования системы философского знания.
6) Дать определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.
7) Используя диалектические категории свободы и необходимости, дать анализ положения нидерландского философа XVII века Б. Спинозы о свободе как познанной необходимости.
8) Используя знание основных философских направлений, сформулировать утилитаристское определение понятия «истина» и провести его анализ.
9) Используя понятия бытия и его форм, сопоставить позиции и аргументы материалистов и идеалистов в споре по поводу основного вопроса философии.
10) Сопоставьте позиции таких философских направлений как агностицизм и скептицизм, возникших в результате их гносеологического спора по поводу основного вопроса философии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать смысл категорического императива И. Канта - «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства».

2) Дать анализ высказывания античного философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

3) Проанализировать характер процесса радикального сомнения Р. Декарта и его вывод, который выражается в положении: «Я мыслю, следовательно, я существую».

4) Дать анализ утверждению Г. Гегеля, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».

5) Провести анализ главного принципа экзистенциализма – «Существование предшествует сущности».

6) Проанализировать смысл высказывания А.Н. Леонтьева: «Личностью не родятся, личностью становятся».

7) Проанализировать и раскрыть философский смысл фундаментального положения философии Г. Гегеля: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

8) Проанализировать смысл слов А. Камю: «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти».

9) Проанализировать смысл изречения древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

10) Проанализировать смысл высказывания А. Эйнштейна: «Истина — это то, что выдерживает проверку опытом».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 4 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 4 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иоселиани, А. Д. Философия : учебник и практикум для вузов / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13460-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кочеров, С.Н.Философия: учебник для вузов / С.Н.Кочеров, Л.П.Сидорова. (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09969-0.Текст электронный. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Попова А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Философия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Философия: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Баскаков, А. В. Попова ; ФГБОУ ВПО РГУПС, Изд. 3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д,2016 - 148с ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53389.