РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Философия"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.ф.н., проф. Тахтамышев Владимир Григорьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Философия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав.кафедрой, институт философии ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Философия_С_23.05.06_во_4_ФИО_п51883_56856.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Философия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Философия" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: содержание основных концепций философии, ее своеобразие, место в культуре, научных и религиозных картинах мироздания.

Умеет: анализировать социально значимые процессы, явления и философские проблемы; применять философские знания в формировании программ жизнедеятельности; самореализации личности.

Имеет навыки: толерантного восприятия социальных и культурных различий и философских проблем; критического восприятия информациии.

ОК-1 - способностью использовать базовые ценности мировой культуры для формирования мировоззренческой позиции и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: основные направления, школы и этапы исторического развития философии, структуру философского знания.

Умеет: обобщать, анализировать и оценивать социально значимую информацию; анализировать социально значимые процессы, явления и философские проблемы.

Имеет навыки: культуры мышления,способностью к восприятию информации, обобщению и анализу; ведения дискуссии на философские и научные темы.

ОК-4 - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умением анализировать и оценивать исторические события и процессы

Место дисциплины 1С.Б "Философия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   41
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 41   41
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 67 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 122   40 82
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 122   40 82
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 13 45 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Философия, основные этапы ее становления ОК-1
2 Концепция бытия ОК-4
3 Философия познания ОК-4
4 Философия человека ОК-1
5 Философия общества ОК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 16 14   17
2 4 6   14
3 4 6   4
4 4 2   3
5 4 4   3
Итого 32 32   41
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   122
2 2 2
3    
4   2
5    
Итого 4 6   122
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. 2
Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. Философия М. Монтеня. Социально-философская мысль эпохи Возрождения: учение Н. Маккиавелли. 2
Западноевропейская философия эмпиризма Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма. 2
Философский рационализм 17 века: Рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескье. Французский материализм и деизм 18 века: П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций. 2
Немецкая классическая философия: Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта. Философское учение И. Канта: критический период творчества. Философия обьективного идеализма Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 2
Западноевропейская философия 19-20 вв: Философия марксизма. Иррационализм в философии 19 в. Философия жизни Ф. Ницше. Позитивизм и эмпириокритицизм, неокритицизм. Философия постпозитивизма. Постмодернизм в философии второй половины ХХ века. 2
Философская мысль в России: 1) особенности российской цивилизации 2) общественно-политические течения 19 столетия 3) философия Вл.Соловьева 4) развитие философии марксизма в 20 в. 5) проблематика современных философских исследований. 2
2 Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. 2
Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. 2
3 Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. 2
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника. 2
4 Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести. 2
Ценности и их роль в жизни человека: 1) Понятие ценностей 2) Нравственные, эстетические и религиозные ценности. 2
5 Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. 2
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
2 Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Мировоззрение и философия 2
Античная философия 2
Философия эмпиризма и рационализма Нового времени 2
Немецкая классическая философия 2
Западноевропейская философия 19 века 2
Современная западноевропейская философия 2
Философская мысль в России 2
2 Понятия бытия и субстанции. 2
Материя и ее атрибуты 2
Диалектика как общая теория развития 2
3 Сознание и его структура 2
Познание как функция сознания. Научное познания 2
Методология научного познания 2
4 Природа человека. Смысл человеческого существования. 2
5 Понятие общества, его структура и функции 2
Общество в историческом существовании 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Мировоззрение и философия 2
2 Диалектика как общая теория развития 2
4 Природа человека. Смысл человеческого существования. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Философия средних веков и эпохи Возрождения 4
Английский эмпиризм 17 века 2
Философия Просвещения 2
Философия И.Канта критического периода 4
Философия Гегеля 2
Философский иррационализм 19 века 3
2 Понятие материи, ее свойства 4
Основные закономерности развития 6
Поянятие субстанции в истории философии 4
3 Формы и методы научного познания 4
4 Нравственные, эстетические, религиозные ценности 3
5 Основные сценарии будущего 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Философия средних веков и эпохи Возрождения 122
Английский эмпиризм 17 века
Философия Просвещения
Философия И.Канта критического периода
Философия Гегеля
Философский иррационализм 19 века
Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.
Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. Философия М. Монтеня. Социально-философская мысль эпохи Возрождения: учение Н. Маккиавелли.
Западноевропейская философия эмпиризма Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма;
Философский рационализм 17 века: Рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескье. Французский материализм и деизм 18 века: П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций.
Немецкая классическая философия: Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта. Философское учение И. Канта: критический период творчества. Философия обьективного идеализма Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Западноевропейская философия 19-20 вв: Философия марксизма. Иррационализм в философии 19 в. Философия жизни Ф. Ницше. Позитивизм и эмпириокритицизм, неокритицизм. Философия постпозитивизма. Постмодернизм в философии второй половины ХХ века.
Философская мысль в России: 1) особенности российской цивилизации 2) общественно-политические течения 19 столетия 3) философия Вл.Соловьева 4) развитие философии марксизма в 20 в. 5) проблематика современных философских исследований
Античная философия
Философия эмпиризма и рационализма Нового времени
Немецкая классическая философия
Западноевропейская философия 19 века
Современная западноевропейская философия
Философская мысль в России
2 Понятие материи, ее свойства
Основные закономерности развития
Поянятие субстанции в истории философии
Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.
Понятия бытия и субстанции.
Материя и ее атрибуты
3 Формы и методы научного познания
Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык.
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.
Сознание и его структура
Познание как функция сознания. Научное познания
Методология научного познания
4 Нравственные, эстетические, религиозные ценности
Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.
Ценности и их роль в жизни человека: 1) Понятие ценностей 2) Нравственные, эстетические и религиозные ценности
5 Основные сценарии будущего
Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей.
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Понятие общества, его структура и функции
Общество в историческом существовании

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Алексеев А.П. Краткий философский словарь : словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РГ-Пресс,2012 - 496 с. ЭБС РГУПС
2 Цымбал Е.А.Курс лекций по философии для студентов очной формы обучения технических вузов / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д,2013-136с. ЭБС РГУПС
3 Баскаков Ю.В. Философия (к самостоятельной работе студента) : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Баскаков, А. В. Попова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д,2012-91 с. ЭБС РГУПС
4 Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательный журнал. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-1 +
ОК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-4 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Категории "бытия", "субстанции", материи".Тема 2. Основные атрибуты материи (формы существования).Тема 3 Философское учение о сознании. Тема 4. Диалектика как учение о развитии.Тема 5. Диалектическое учение о всеобщих законах развития.Тема 6. Общая характеристика категорий диалектики.Тема 7. Философское учение о познании.Тема 8. Философское учение об истине. Тема 9. Философское учение о практике.Тема 10. Субъекты и движущие силы общественного развития. Материальное производство.Тема 11. Общественные отношения.Тема 12. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.Тема 13. Проблема человека в философии.Тема 14. Общественное сознание и его структура.Тема 15. Нравственное сознание.Тема 16 Эстетическое сознание.Тема 17 Религиозное сознание.Тема 18. Политическое и правовое сознание.Тема 19 Наука как общественное явление.Тема 20 Культура как общественное явление.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет философии, ее особенности и место в структуре теоретического освоения действительности.
2) Материализм Древней Греции.
3) Философия Европейского Средневековья. Патристика.
4) Рационализм в философии Нового Времени, его основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
5) Основные черты французского материализма XVIII века.
6) Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.
7) Идеалистическая диалектика Гегеля – вершина философской классики.
8) В. Соловьев и русская философская мысль в России конца XIX века.
9) Современная западная философия. Неопозитивизм.
10) Иррационализм и экзистенциализм.
11) Проблемы бытия и субстанции в истории философии.
12) Понятие материи в истории философии. Современные представления о материи, ее структуре, видах и свойствах.
13) Категория отражения в философии. Сознание как высшая форма отражения действительности.
14) Субъект и объект познания. Практика, ее общественно-исторический характер и роль в процессе познания.
15) Проблема истины в философии.
16) Методы научного познания. Индукция и дедукция. Эмпирическое и теоретическое. Анализ и синтез.
17) Понятие закона и категорий. Специфика законов в диалектике.
18) Материализм и идеализм в понимании общества и его истории.
19) Философия о природе и сущности человека. Общество и личность. Свобода и ответственность личности.
20) Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскройте содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.
2) Английскому философу Дж. Локку принадлежит утверждение: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах», - а Готфриду Лейбницу - «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума». Сопоставьте философские позиции авторов. В чем вы видите причину их философского спора? Свой ответ аргументируйте.
3) Дайте определение понятию «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.
4) Раскройте содержание понятия «материя» с точки зрения философской системы Г. Гегеля.
5) Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения материализма.
6) Раскройте содержание понятия «бытие» с точки зрения объективного идеализма.
7) Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.
8) Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии Г. Гегеля.
9) Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии марксизма.
10) Сформулируйте определение понятия «идеальное бытие» с точки зрения объективного идеализма.
11) Нидерландский философ XVII века Б. Спиноза определял свободу как познанную необходимость. Какие аргументы и какие контраргументы, по вашему мнению, могли бы представить защитники и противники этой точки зрения.
12) Сформулируйте утилитарное определение понятия «истина». Какому философскому направлению оно будет соответствовать?
13) Дайте определение понятию «движение» с точки зрения диалектического материализма.
14) Раскройте содержание понятия «диалектика» в духе античной традиции и философских рассуждений Сократа.
15) Дайте определение понятию «субстанция» с точки зрения материалистического монизма.
16) Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - номинализма.
17) Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - реализма.
18) Раскройте содержание понятия «мировоззрение» с точки зрения гуманизма.
19) Сопоставьте позиции и аргументы материалистов и идеалистов в их онтологическом споре по поводу основного вопроса философии.
20) Сопоставьте позиции таких философских направлений как агностицизм и скептицизм, возникших в результате их гносеологического спора по поводу основного вопроса философии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализа и аргументации раскрытия смысла категорического императива И. Канта - «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства».

2) Анализа и аргументации раскрытия смысла философского тезиса античного философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

3) Обьяснения процедуры радикального сомнения Р. Декартf, который пришел к выводу о том, что «Я мыслю, следовательно, я существую».

4) Используя философские категории, аргументированно раскрыть содержание рассуждений Ф. Бэкона в работе «Новый Органон», который писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии». О какой философской позиции автор ведет речь?.

5) Обьяснения тезиса Г. Гегеля философия – это «эпоха, схваченная в мыслях». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Свой ответ аргументируйте.

6) Анализа философского высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Какую цель преследовали марксисты, желая «поставить на ноги» диалектику? Удалось ли им это сделать и к чему это привело? Свой ответ аргументируйте.

7) Раскрытия главного принципа экзистенциализма – «Существование предшествует сущности». Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл этого принципа.

8) Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания А.Н. Леонтьева: «Личностью не родятся, личностью становятся».

9) Анализа и аргументированного раскрытия философского смысла фундаментального положения философии Г. Гегеля: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

10)Раскрытия философского смысла слов А. Камю: «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти».

11) Анализа и аргументированного раскрытия философского смысла изречения древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

12) Раскрытия смысла метода философствования древнегреческого мыслителя Сократа, опираясь на его знаменитое высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю». Свой ответ аргументируйте.

13) Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания Вольтера: «Математическая истина остается на вечные времена, а метафизические призраки проходят, как бред больных».

14)Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания Ф. Энгельса: «…материя без движения так же немыслима, как и движение без материи».

15) Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания А. Пьерона: «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».

16) Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания Ф. Бэкона: «Истина есть дочь времени, а не авторитета».

17) Анализа и аргументированного раскрытия смысла слов Ф. Патрици: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

18) Определения философского направления учения Ломоносова М.Ю., которому принадлежит высказывание: «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются...». К какому из философских направлений соответствует позиция М.Ю. Ломоносова и кто еще из известных мыслителей придерживался подобных взглядов? Свой ответ аргументируйте.

19) Анализа и раскрытия смысла слов Л. Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».

20)Анализа и аргументированного раскрытия смысла высказывания А. Эйнштейна: «Истина — это то, что выдерживает проверку опытом».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 4 1, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 4 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ратников, В. П. Философия : учебник для студентов вузов / В. П. Ратников, Э. В. Островский, В. В. Юдин ; под редакцией В. П. Ратников. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — ISBN 978-5-238-02531-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Зотов А.Ф. Философия. Учебник/ ред. А.Ф.Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Моск. гос. ун-т.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Академический проект, 2009. —687с. Наличие в НТБ: 150 шт. ЭБС РГУПС
2 Голубинцев В.О. Философия для технических вузов : учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В.С. Любченко. - 7-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2013-512 с. Наличие НТБ: 150 шт. ЭБС РГУПС
3 Гриненко, Г. В. История философии : учебник для бакалавров / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 706 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3453-3. — Текст : электронный  

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тахтамышев В.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Философия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Цымбал Е.А. Философия. Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения/Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д,2014 - 22 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56856.