РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Философия"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Цымбал Екатерина Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Философия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав. кафедрой "Философия и методология науки", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Философия_С_23.05.03_во_2_ФИО_п54242_54275.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Философия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Философия" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Умеет: опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Имеет навыки: навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий и философских проблем

ОК-1 - способностью демонстрировать знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Умеет: опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Имеет навыки: навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий и философских проблем

ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Место дисциплины 1С.Б "Философия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   60 65
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 119   60 59
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 65 79
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Философия, основные этапы ее становления ОК-1, ОК-11
2 Концепция бытия ОК-1, ОК-11
3 Философия познания ОК-1, ОК-11
4 Философия человека ОК-1, ОК-11
5 Философия общества ОК-1, ОК-11

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 16   13
2 2 6   12
3 2 4   11
4 2 2   11
5 2 4   11
Итого 16 32   58
В т.ч. по интерактивным формам 10 10    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     119
2   2
3   2
4    
5   2
Итого 2 6   119
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
Зарождение философии. Философия Античности, средних веков и эпохи Возрождения: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. 2
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.) и немецкая классическая философия: Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа). 2
Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Толстого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева, экзистенциальный персонализм Н.Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии. 2
2 Бытие как центральное понятие философии. Диалектика как теория развития бытия: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира. Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. 2
3 Природа сознания человека. Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника. 2
4 Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести. 2
5 Общество как саморазвивающаяся система. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления. 2
Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. 2
Философия средних веков: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластов. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. 2
Философия эпохи Возрождения: Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. 2
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма; рационалистическая философия Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница; философия французского Просвещения. 2
Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И. Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л. Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа). 2
Западноевропейская философия 19-20 столетий: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. 2
Особенности философской мысли в России: Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л. Толстого и Ф. Достоевского; философия положительного всеединства В. Соловьева, экзистенциальный персонализм Н. Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии. 2
2 Бытие как центральное понятие философии: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие. 2
Бытие, материя, субстанция:понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира. 2
Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. 2
3 Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. 2
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника. 2
4 Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести. 2
5 Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. 2
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
2 Бытие как центральное понятие философии: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие. 2
3 Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. 2
5 Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Основные направления философии. Философия средних веков и Возрождения 13
2 Понятие субстанции. Структура материи 12
3 Методология познания 11
4 Смысл существования человека 11
5 Основные сферы общества 11

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Основные направления философии. Философия средних веков и Возрождения 119
Зарождение философии. Философия Античности, средних веков и эпохи Возрождения: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.) и немецкая классическая философия: Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).
Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Толстого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева, экзистенциальный персонализм Н.Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.
Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления.
Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.
Философия средних веков: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластов. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума.
Философия эпохи Возрождения: Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма; рационалистическая философия Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница; философия французского Просвещения.
Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И. Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л. Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).
Западноевропейская философия 19-20 столетий: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм.
Особенности философской мысли в России: Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л. Толстого и Ф. Достоевского; философия положительного всеединства В. Соловьева, экзистенциальный персонализм Н. Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.
2 Понятие субстанции. Структура материи
Бытие как центральное понятие философии. Диалектика как теория развития бытия: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира. Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.
Бытие, материя, субстанция:понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира.
Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.
3 Методология познания
Природа сознания человека. Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.
Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.
4 Смысл существования человека
Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.
Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.
5 Основные сферы общества
Общество как саморазвивающаяся система. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Философия: учебно-методическое пособие / Ю. В. Баскаков, А. В. Попова; ФГБОУ ВО РГУПС. 3-е изд., переработ. и доп. - Ростов н/Д, 2016. - 147 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОК-1 +
ОК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-11 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Мировоззрение и философия;

тема 2. Материализм и идеализм – основные направления в философии;

тема 3. Диалектика и метафизика;

тема 4. Античная философия;

тема 5. Античная философия;

тема 6. Философия Платона;

тема 7. Философия Аристотеля;

тема 8. Средневековая философия;

тема 9. Философия эпохи Возрождения;

тема 10. Английская философия XVII-XVIII в;

тема 11. Французская философия XVIII века;

тема 12. Рационализм в западноевропейской философии XVIII в;

тема 13. Философское учение И. Канта;

тема 14. Философия Г.В. Гегеля;

тема 15. Философское учение Л. Фейербаха;

тема 16. Марксистская философия. ;

тема 17.Эволюция философии позитивизма;

тема 18. Эволюция философии экзистенциализма;

тема 19. Неотомизм – религиозная философия ХХ в;

тема 20. Русская философия XIX-XX веков;

тема 21. Категории "бытия", "субстанции", материи";

тема 22. Основные атрибуты материи (формы существования);

тема 23. Философское учение о сознании;

тема 24. Диалектика как учение о развитии;

тема 25. Диалектическое учение о всеобщих законах развития;

тема 26. Общая характеристика категорий диалектики;

тема 27. Философское учение о познании;

тема 28. Философское учение об истине;

тема 29. Философское учение о практике;

тема 30. Субъекты и движущие силы общественного развития. Материальное производство;

тема 31. Общественные отношения;

тема 32. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности;

тема 33. Проблема человека в философии;

тема 34. Общественное сознание и его структура;

тема 35. Нравственное сознание;

тема 36. Эстетическое сознание;

тема 37. Религиозное сознание;

тема 38. Политическое и правовое сознание;

тема 39. Наука как общественное явление;

тема 40. Культура как общественное явление.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Мировоззрение, его исторические типы, структура, роль в жизни человека и общества.
2) Предмет и специфика философии, ее основные разделы и функции.
3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.
4) Философские идеи мыслителей Древней Греции.
5) Философия Европейского Средневековья. Патристика.
6) Рационализм в философии Нового Времени, его основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
7) Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Дж.Локк). Философия французского Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).
8) Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.
9) Идеалистическая диалектика Гегеля – вершина философской классики.
10) В. Соловьев и русская философская мысль в России конца XIX – начала ХХ веков.
11) Основные течения современной западной философии.
12) Проблема бытия, ее философский и жизненный смысл. Категория субстанции в истории философской мысли. Монизм, дуализм и плюрализм в философии.
13) Современное философское и научное представление о материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Пространство и время как формы существования материи.
14) Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
15) Проблема сознания в истории философии. Возникновение сознания, его общественно - историческая сущность
16) Сознание как отражение действительности. Сознание и мозг.
17) Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира. Практика, ее общественно - исторический характер и роль в познании.
18) Чувственное познание, его формы. Методы эмпирического познания.
19) Теоретическое познание, его формы. Методы теоретического познания.
20) Понятие истины в философии. Объективность и конкретность истины, истина как процесс. Проблема критерия истины.
21) Научное познание, его характерные особенности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
22) Диалектика как теория и метод. Принцип развития в диалектике. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии.
23) Понятие противоречия в диалектике, роль противоречий в развитии.
24) Категории качества и количества. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. Понятие меры и скачка.
25) Понятие отрицания в философии. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания и его роль в развитии.
26) Понятие закона и категории в науке и в философии. Особенности законов и категорий диалектики.
27) Понятие общества, его специфика. Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические факторы общественного развития.
28) Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Понятие общественно - экономической формации, его методологическое значение.
29) Взаимосвязь общества и личности как проблема философии.
30) Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль масс и личностей в истории.
31) Проблема человека в философии. Человек как единство природного и социального.
32) Свобода и ответственность человека в обществе. Смысл жизни человека: всеобщее и особенное.
33) Духовная жизнь общества, ее функции и структура. Специфика и взаимосвязь форм общественного сознания.
34) Проблема исторического прогресса и его критериев. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскройте содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.
2) Английскому философу Дж. Локку принадлежит утверждение: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах», а Готфриду Лейбницу – «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума». Сопоставьте философские позиции авторов. В чем вы видите причину их философского спора? Свой ответ аргументируйте.
3) Дайте определение понятию «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.
4) Раскройте содержание понятия «материя» с точки зрения философской системы Г. Гегеля.
5) Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения материализма.
6) Раскройте содержание понятия «бытие» с точки зрения объективного идеализма.
7) Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.
8) Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии Г. Гегеля.
9) Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии марксизма.
10) Сформулируйте определение понятия «идеальное бытие» с точки зрения объективного идеализма.
11) Нидерландский философ XVII века Б. Спиноза определял свободу как познанную необходимость. Какие аргументы и какие контраргументы, по вашему мнению, могли бы представить защитники и противники этой точки зрения.
12) Сформулируйте утилитарное определение понятия «истина». Какому философскому направлению оно будет соответствовать?
13) Дайте определение понятию «движение» с точки зрения диалектического материализма.
14) Раскройте содержание понятия «диалектика» в духе античной традиции и философских рассуждений Сократа.
15) Дайте определение понятию «субстанция» с точки зрения материалистического монизма.
16) Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - номинализма.
17) Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - реализма.
18) Раскройте содержание понятия «мировоззрение» с точки зрения гуманизма.
19) Сопоставьте позиции и аргументы материалистов и идеалистов в их онтологическом споре по поводу основного вопроса философии.
20) Сопоставьте позиции таких философских направлений как агностицизм и скептицизм, возникших в результате их гносеологического спора по поводу основного вопроса философии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл категорического императива И. Канта – «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства».

2) Согласно мнению античного философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл этого философского тезиса.

3) В процессе процедуры радикального сомнения Р. Декарт пришел к выводу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл этого утверждения.

4) Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии». О какой философской позиции автор ведет речь? Используя философские категории, аргументированно раскройте содержание рассуждений Ф. Бэкона.

5) Согласно мнению Г. Гегеля философия – это «эпоха, схваченная в мыслях». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Свой ответ аргументируйте.

6) Проанализируйте философское высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Какую цель преследовали марксисты, желая «поставить на ноги» диалектику? Удалось ли им это сделать? К чему это привело?.

7) Главный принцип экзистенциализма – «Существование предшествует сущности». Проанализируйте и раскройте смысл этого принципа.

8) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания А.Н. Леонтьева: «Личностью не родятся, личностью становятся».

9) Проанализируйте и аргументированно раскройте философский смысл фундаментального положения философии Г. Гегеля: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

10) Опираясь на имеющиеся у вас знания в области философии экзистенциализма, проанализируйте и раскройте смысл слов А. Камю: «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти».

11) Проанализируйте и аргументированно раскройте философский смысл изречения древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

12) Раскройте смысл метода философствования древнегреческого мыслителя Сократа, опираясь на его знаменитое высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю». Свой ответ аргументируйте.

13) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания Вольтера: «Математическая истина остается на вечные времена, а мета-физические призраки проходят, как бред больных».

14) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания Ф. Энгельса: «…материя без движения так же немыслима, как и движение без материи».

15) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания А. Пьерона: «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».

16) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания Ф. Бэкона: «Истина есть дочь времени, а не авторитета».

17) Опираясь на имеющиеся у вас знания об уровнях познания, проанализируйте и раскройте смысл слов Ф. Патрици: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

18) Ломоносову М.Ю. принадлежит высказывание: «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются...». К какому из философских направлений соответствует позиция М.Ю. Ломоносова и кто еще из известных мыслителей придерживался подобных взглядов?.

19) Опираясь на имеющиеся у вас знания о связи мышления и языка, про-анализируйте и раскройте смысл слов Л. Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».

20) Проанализируйте и аргументированно раскройте смысл высказывания А. Эйнштейна: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 2 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-11 2 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Цымбал Е.А. Философия: учеб. пособие для техн. вузов / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2019 - 115 с. - ISBN 978-5-88814-828-0. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 История русской философии : учебник для вузов / А. Ф. Замалеев [и др.] ; под общей редакцией А. Ф. Замалеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09676-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Иоселиани, А. Д. Философия : учебник и практикум для вузов / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13460-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Цымбал Е.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Философия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. - 21 с. ЭБС РГУПС
3 Цымбал Е.А. Философия: учеб. - метод. пособие для студентов заочной формы обучения / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2017. - 23 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54275.