РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Философия и история Отечества" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "История" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Специализация |
||
№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.ф.н., доц. Игошева Марина Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "История" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".
д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, зав. кафедрой "Археология и история древнего мира", ЮФУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_История_С_23.05.06_во_1_ФИО_п48407_56224.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "История".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "История" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Политология", "Философия";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: движущие силы и закономерности исторического процесса Умеет: анализировать социально значимые процессы и явления Имеет навыки: навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям |
ОК-1 - способностью использовать базовые ценности мировой культуры для формирования мировоззренческой позиции и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
Знает: Основные этапы культурно-исторического развития обществ; причины бедности и неравенства; механизмы и формы социальных изменений; взаимоотношения социальных групп, общностей, этносов; основные проблемы стратификации российского общества. Умеет: определить место человека в системе социальных связей и в историческом процессе Имеет навыки: Методами анализа политических ситуаций и тенденций |
ОК-4 - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умением анализировать и оценивать исторические события и процессы |
Место дисциплины 1С.Б "История" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и культура речи".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
1 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 64 | 64 | 64 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 41 | 41 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 41 | 41 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 67 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 10 | 10 | 4 | 6 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 6 | 6 | 6 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 122 | 40 | 82 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 110 | 40 | 70 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 13 | 45 | 99 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Теория и методология исторической науки. | ОК-1 |
2 | Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. | ОК-4 |
3 | Образование и развитие Московского (Российского) государства. | ОК-1, ОК-4 |
4 | Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв. | ОК-1, ОК-4 |
5 | Российская империя во второй половине XIX-XX вв. | ОК-1, ОК-4 |
6 | Россия 1917-1991 гг. | ОК-1, ОК-4 |
7 | Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.). | ОК-1, ОК-4 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 4 | 6 | |
2 | 4 | 4 | 6 | |
3 | 4 | 4 | 6 | |
4 | 6 | 8 | 6 | |
5 | 4 | 6 | 6 | |
6 | 10 | 4 | 6 | |
7 | 2 | 2 | 5 | |
Итого | 32 | 32 | 41 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 110 | ||
2 | 2 | |||
3 | 2 | |||
4 | 2 | |||
5 | ||||
6 | 2 | |||
7 | ||||
Итого | 4 | 6 | 110 | |
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Сущность, формы, функции исторического знания: 1) Понятие истории, принципы и методы изучения истории России. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Научные категории истории. 4) Проблемы отечественной историографии. | 2 |
2 | Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX-XV вв: 1) Факторы, особенности становления древнерусской государственности и цивилизации. 2) Формирование системы феодального землевладения. 3) Крещение Руси. | 2 |
Княжеская раздробленность XII -XV вв: 1) Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. 2) Причины и последствия княжеской раздробленности. 3) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. | 2 | |
3 | Становление Московского государства (XIV -XVI вв.): 1) Возвышение Москвы. Иван Калита. 2) Специфика формирования единого российского государства. 3) Иван III. Конец ордынского ига. 4) Оформление самодержавия. | 2 |
Россия в начале нового времени. XVII в: 1) Кризис общества и государства. «Смутное время». 2) Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых. | 2 | |
4 | Реформы Петра I. Начало модернизации: 1) Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2) Формирование абсолютной монархии. 3) Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры. | 2 |
Становление и укрепление дворянской империи: 1) Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). 2) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). 3) Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). 4) Культура России XVIII в. | 2 | |
Россия в первой половине XIX в: 1) Александр I. Самодержавное реформаторство. 2) Николай I. Апогей самодержавия. 3) «Золотой век» культуры. | 2 | |
5 | Россия во второй половине XIX в: 1) Александр II. Реформы 60-70-х гг. 2) Александр III. Постреформенная стабилизация. 3) Продолжение «золотого века» культуры. | 2 |
Россия в начале XX в. Россия в 1907-1914 гг: 1) Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. 2) Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. 3) "Серебряный век" культуры. | 2 | |
6 | Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: 1) Россия в Первой мировой войне. 2) Свержение самодержавия. 3) Временное правительство и Советы. 4) Установление Советской власти. | 2 |
Гражданская война и интервенция: 1) Создание Советского правительства. Первые декреты. 2) Причины и последствия гражданской войны. 3) Политика «военного коммунизма». | 2 | |
СССР в 1920-30-е гг. | 2 | |
СССР в годы Второй мировой войны. | 2 | |
Кризис советской модели общества (1945-1991). | 2 | |
7 | Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.). | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Сущность, формы, функции исторического знания: 1) Понятие истории, принципы и методы изучения истории России. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Научные категории истории. 4) Проблемы отечественной историографии. | 2 |
2 | Княжеская раздробленность XII -XV вв: 1) Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. 2) Причины и последствия княжеской раздробленности. 3) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника.Принципы и методы изучения истории России. | 2 |
Проблемы отечественной историографии. | 2 | |
2 | Факторы, особенности становления древнерусской цивилизации, государства. Крещение Руси. | 2 |
Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. Причины и последствия княжеской раздробленности. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. | 2 | |
3 | Возвышение Москвы. Иван Калита. Специфика формирования единого российского государства. Иван III. Конец ордынского ига. Оформление самодержавия. Кризис общества и государства. | 2 |
«Смутное время». Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых. | 2 | |
4 | Особенности социально-экономической, культурной модернизации. Формирование абсолютной монархии. Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры. Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). | 2 |
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). Культура России XVIII в. | 2 | |
Александр I. Самодержавное реформаторство. Николай I. Апогей самодержавия. «Золотой век» культуры. | 2 | |
Реформы 60-70-х гг. | 2 | |
5 | Александр II. | 2 |
Александр III. Постреформенная стабилизация. Продолжение «золотого века» культуры. Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. | 2 | |
Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. "Серебряный век" культуры.Столыпинские реформы. Третьеиюньская политическая система. | 2 | |
6 | Россия в Первой мировой войне. | 2 |
Свержение самодержавия. Временное правительство и Советы. Установление Советской власти. Создание Советского правительства. Первые декреты. Причины и последствия гражданской войны. Политика «военного коммунизма». | 2 | |
7 | Становление новой российской государственности 1991 г. - нач. XXI в. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
3 | Возвышение Москвы. Иван Калита. Специфика формирования единого российского государства. Иван III. Конец ордынского ига. Оформление самодержавия. Кризис общества и государства. | 2 |
4 | Александр I. Самодержавное реформаторство. Николай I. Апогей самодержавия. «Золотой век» культуры. | 2 |
6 | Россия в Первой мировой войне. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Теория и методология исторической науки. | 6 |
2 | Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. | 6 |
3 | Образование и развитие Московского (Российского) государства. | 6 |
4 | Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв. | 6 |
5 | Российская империя во второй половине XIX-XX вв. | 6 |
6 | Россия 1917-1922 гг. | 6 |
7 | Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.). | 5 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Теория и методология исторической науки. | 110 |
Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника.Принципы и методы изучения истории России. | ||
Проблемы отечественной историографии. | ||
2 | Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. | |
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX-XV вв: 1) Факторы, особенности становления древнерусской государственности и цивилизации. 2) Формирование системы феодального землевладения. 3) Крещение Руси. | ||
Факторы, особенности становления древнерусской цивилизации, государства. Крещение Руси. | ||
Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. Причины и последствия княжеской раздробленности. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. | ||
3 | Образование и развитие Московского (Российского) государства. | |
Становление Московского государства (XIV -XVI вв.): 1) Возвышение Москвы. Иван Калита. 2) Специфика формирования единого российского государства. 3) Иван III. Конец ордынского ига. 4) Оформление самодержавия. | ||
Россия в начале нового времени. XVII в: 1) Кризис общества и государства. «Смутное время». 2) Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых. | ||
«Смутное время». Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых. | ||
4 | Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв. | |
Реформы Петра I. Начало модернизации: 1) Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2) Формирование абсолютной монархии. 3) Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры. | ||
Становление и укрепление дворянской империи: 1) Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). 2) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). 3) Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). 4) Культура России XVIII в. | ||
Россия в первой половине XIX в: 1) Александр I. Самодержавное реформаторство. 2) Николай I. Апогей самодержавия. 3) «Золотой век» культуры. | ||
Особенности социально-экономической, культурной модернизации. Формирование абсолютной монархии. Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры. Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). | ||
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). Культура России XVIII в. | ||
Реформы 60-70-х гг. | ||
5 | Российская империя во второй половине XIX-XX вв. | |
Россия во второй половине XIX в: 1) Александр II. Реформы 60-70-х гг. 2) Александр III. Постреформенная стабилизация. 3) Продолжение «золотого века» культуры. | ||
Россия в начале XX в. Россия в 1907-1914 гг: 1) Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. 2) Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. 3) "Серебряный век" культуры. | ||
Александр II. | ||
Александр III. Постреформенная стабилизация. Продолжение «золотого века» культуры. Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. | ||
Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. "Серебряный век" культуры.Столыпинские реформы. Третьеиюньская политическая система. | ||
6 | Россия 1917-1922 гг. | |
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: 1) Россия в Первой мировой войне. 2) Свержение самодержавия. 3) Временное правительство и Советы. 4) Установление Советской власти. | ||
Гражданская война и интервенция: 1) Создание Советского правительства. Первые декреты. 2) Причины и последствия гражданской войны. 3) Политика «военного коммунизма». | ||
СССР в 1920-30-е гг | ||
СССР в годы Второй мировой войны | ||
Кризис советской модели общества (1945-1991) | ||
Свержение самодержавия. Временное правительство и Советы. Установление Советской власти. Создание Советского правительства. Первые декреты. Причины и последствия гражданской войны. Политика «военного коммунизма». | ||
7 | Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.). | |
Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.) | ||
Становление новой российской государственности 1991 г. - нач. XXI в. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Харченко Л.Н. История: Учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко: Ростов н/Д.: РГУПС, 2017. - 45 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
1 | |
ОК-1 | + |
ОК-4 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-1 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ОК-4 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
предусмотренная учебным планом контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения в форме компьютерного тестирования.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
2) Принципы и методы изучения истории России. Проблемы отечественной историографии.
3) Особенности становления древнерусского государства. Крещение Руси.
4) Социально-экономическое и политическое устройство Киевской Руси.
5) Причины и последствия княжеской раздробленности.
6) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
7) Отражение католической экспансии с Запада. Александр Невский.
8) Процесс объединения земель вокруг Москвы. Иван Калита.
9) Специфика формирования единого российского государства. Иван III.
10) Реформы Ивана IV. Сущность и последствия опричнины.
11) Основные направления внешней политики Московского государства при Иване IV.
12) Кризис общества и государства в конце XVI-начале XVII веков: "Смутное время".
13) Восстановление единой государственности после смуты. Воцарение Михаила Романова.
14) Правление Алексея Михайловича (1645-1676). Соборное Уложение 1649 г.
15) Церковный раскол XVII в.
16) Процесс закрепощения крестьян. Крестьянские войны в России (XVII-XVIII вв.).
17) Основные тенденции развития всемирной истории в XVIII-XIX вв.
18) Особенности социально-экономической, культурной модернизации первой четверти XVIII в. Петровские преобразования государственного аппарата. Утверждение абсолютизма.
19) Реформы Петра I в экономике.
20) Основные направления внешней политики, военная реформа Петра I.
21) Причины и характерные черты дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
22) Внутренняя политика Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм".
23) Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
24) Россия к началу XIX в. Павел I. Укрепление самодержавия.
25) Самодержавное реформаторство. Александр I.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Объяснить основные этапы формирования идеологии декабризма. Сравнить программные документы Южного и Северного обществ.
2) Объяснить основные направления возникновения и развития общественной мысли и общественных движений в 30-50-е годы XIX в.
3) Проанализировать основные направления внутренней и внешней политики Николая I.
4) Охарактеризовать основные направления развития русской культуры "Золотого века".
5) Объяснить причины, характер и значение реформ 60-70-х гг. XIX века (Александр II).
6) Проанализировать основные черты постреформенной стабилизации при Александре III.
7) Охарактеризовать роль XX в. в мировой истории и выявить роль С.Ю. Витте в модернизации российской экономики на рубеже XIX-XX вв.
8) Объяснить причины возникновения политических партий в России в конце XIX - начале XX в., их генезис, классификация, основные программные установки и тактику.
9) Охарактеризовать причины и последствия Русско-японской войны (1904-1905 гг.).
10) Проанализировать причины, характер и последствия первой русской революции (1905-1907 гг.): причины, характер, последствия.
11) Объяснить суть и основные аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина
12) Объяснить причины возникновения и основные черты функционирования российского парламента в начале XX в., термин "Третьеиюньская политическая система", причины его возникновения и исторический смысл.
13) Охарактеризовать причины и основные аспекты участия России в первой мировой войне и последовавшего затем общенационального кризиса.
14) Причины и последствия Февральской революции 1917 г. в России.
15) Объяснить причины возникновения и суть двоевластия , расстановку приоритетов в тандеме "временное правительство и Советы" (февраль-октябрь 1917 г.)
16) Объяснить причины Октябрьской революции в 1917 г. в России, основные аспекты установления Советской власти (октябрь 1917г.) и значение первых декретов Советского государства.
17) Объяснить причины и последствия гражданской войны и основные причины политика "военного коммунизма"
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Объяснить причины и последствия новой экономической политики (20-е гг. XX в.). Формирование однопартийного политического режима.
2) Проанализировать причины форсирования темпов развития в СССР в 1930-е гг., сущность индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
3) Проанализировать основные этапы усиления режима личной власти Сталина и его последствия.
4) Охарактеризовать основные направления культурной жизни страны в 20-е годы.
5) Охарактеризовать причины, особенности и основные этапы II мировой войны и Великой Отечественной войны. Мобилизация сил на отпор врагу.
6) Проанализировать этап Великой Отечественной войны, получивший название коренной перелом.
7) Охарактеризовать причины и основные составляющие победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
8) Охарактеризовать расстановку сил в мире после окончания Второй мировой войны и обозначит роль СССР. Проанализировать причины и основные этапы холодной войны.
9)Проанализировать политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1950-1960-е гг., попытки реформирования системы и причины неудач.
10) Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики СССР в середине 1960-1980-х гг., : нарастание кризисных явлений.причины возникновения и развития кризисных явлений.
11) Проанализировать причины, основные этапы и последствия политики перестройки для СССР (1985-1991).
12)Охарактеризовать причины и последствия распада СССР и образования СНГ.
13) Охарактеризовать основные этапы становления новой российской государственности (1992- начало XXI в.).
14) Охарактеризовать основные направления социальной политики в современной России.
15) Проанализировать о сновные черты формирования и развития культуры в современной России.
16)Охарактеризовать внешнеполитическую деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-1 | 1 | 1, 3, 4, 5, 6, 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 3, 4, 5, 6, 7 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-4 | 1 | 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4, 5, 6, 7 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Ермолаев, И. П. История России с древнейших времен до конца XVIII века : учебное пособие для вузов / И. П. Ермолаев, Т. Ю. Фомина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03302-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Игошева М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Харченко Л.Н. История: Учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко: Ростов н/Д.: РГУПС, 2017. - 45 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 56224.