РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., доц. Надолинский Алексей Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Бугаев Лусеген Арменакович, Зав. кафедрой теоретической и вычислительной физики, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Концепции с е_Б_38.03.04_во_2_Физика_п44347_55575.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Концепции современного естествознания".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Концепции современного естествознания" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по методологии науки, проблемам современного естествознания

ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для развития способности к самоорганизации и самообразованию

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью развития способности к самоорганизации и самообразования

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по методологии науки, особенностям различных методов самоорганизации и самообразования

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для формирования умения оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью оценки соотношения планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по методологии науки, проблемам современного естествознания, анализу и содержательной интерпретации полученных результатов

ПК-22 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Комментарии кафедры:

Результаты изучения дисциплины соответствуют умениям по ФГОС частично - использовать основы ... знаний для формирования мировоззренческой позиции.


Место дисциплины 1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Математика", "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 72   72
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 72   72
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 72 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 155   64 91
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 149   64 85
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 16 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Методология науки. История естествознания как основа знаний для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию ОК-1, ОК-7, ПК-22
2 Использование физических концепций мира для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию ОК-1, ОК-7
3 Использование концепций химии, космологии, геологии для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию ОК-1, ОК-7
4 Биологический уровень организации материи как основа знаний для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию ОК-1, ОК-7
5 Использование знаний о человеке и природе для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию ОК-1, ОК-7, ПК-22

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6   14
2 8 10   16
3 8 6   14
4 8 6   14
5 4 4   14
Итого 32 32   72
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   149
2   2
3    
4    
5    
Итого 4 4   149
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научный метод: 1) Культура и наука. Методология науки 2) Естественные науки. Проблема двух культур 3) Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции. 2
История, панорама и тенденции развития современного естествознания: 1) Геоцентрическая система мира Птолемея 2) Наука в период Средневековья 3) Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. 2
2 Физические концепции описания природы. Механическая картина мира: 1) Становление классической механики. Учение Галилея и Ньютона 2) Основные понятия и принципы механической картины мира. 2
Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Электромагнитная картина мира: 1) Формирование электромагнитной картины мира 2) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира 3) Специальная и общая теории относительности. 2
Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Квантово-полевая картина мира: 1) Кризис классической физики. Корпускулярно-волновой дуализм материи 2) Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира 3) Структурные уровни организации материи. 2
Динамические и статистические закономерности. Современная эволюционная картина мира: 1) Статистическое и термодинамическое описание макросистем 2) Законы сохранения и симметрия 3) Процессы самоорганизации. Синергетика. Эволюционно-синергетическая парадигма. 2
3 Химические концепции описания природы. Химические системы: 1) Уровни развития химических знаний 2) Химический элемент. Молекула. 3) Качественный и количественный состав вещества. 2
Химические процессы. Химическое равновесие: 1) Реакционная способность веществ. Энергия активации 2) Факторы, влияющие на реакционную способность веществ 3) Смещение химического равновесия. Принцип ле Шателье. 2
Мегамир. Концепции космологии: 1) Основные структуры мегамира: звёзды, планеты, галактики 2) Расстояния в мегамире. Пространственные масштабы Вселенной 3) Эволюция Вселенной. Космологическая модель Фридмана. Сингулярность. 2
Геологические концепции описания природы: 1) Эволюция Солнечной системы. 2) Космогонические теории эволюции Земли 3) Современные концепции развития геосферных оболочек. 2
4 Биологические концепции описания природы: 1) Клетка - единица живого 2) Химический состав живых систем. 3) Молекулярные основы жизни, биополимеры. 2
Свойства живых систем: 1) Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК 2) Функции нуклеиновых кислот и процессы редупликации, транскрипции, трансляции 3) Генетический код. Свойства генетического кода. 2
Генетический код. Мутации: 1) Наследственность и изменчивость. Мутации 2) Принципы воспроизводства живых систем 3) Онтогенез, филогенез. Генотип, фенотип, генофонд. 2
Принципы эволюции: 1) Теории происхождения жизни 2) Научные и конфессиональные теории происхождения жизни 3) Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. 2
5 Человек: происхождение, физиология, здоровье: 1) Эволюция человека 2) Роль социальных и биологических факторов в эволюции человека 3) Особенности физиологии основных систем организма человека. 2
Проблемы самоорганизации материи и универсальный эволюционизм: 1) Биосфера. Живое вещество 2) Экосистемы. Проблемы экологии 3) Ноосфера 4) Универсальный эволюционизм. Эволюционно-синергетическая парадигма. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научный метод: 1) Культура и наука. Методология науки 2) Естественные науки. Проблема двух культур 3) Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции. 2
История, панорама и тенденции развития современного естествознания: 1) Геоцентрическая система мира Птолемея 2) Наука в период Средневековья 3) Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Культура и наука. Использование методов научного познания для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию, а также умения оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов. 2
Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции. Система мира Птолемея 2
Наука в период Средневековья. Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника 2
2 Классическая механика Ньютона. Механическая картина мира 2
Развитие учения об электрических и магнитных явлениях. Электромагнитная картина мира– основа для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию 2
Понятия пространства и времени в теории Эйнштейна. СТО и ОТО 2
Корпускулярно-волновой дуализм вещества. Квантово-полевая картина мира 2
Структурные уровни организации материи. Динамические и статистические закономерности в природе 2
3 Космология и космогония. Эволюция Вселенной- основа для формирования мировоззренческой позиции позиции и способности к самоорганизации и самообразованию. Современные концепции развития геосферных оболочек 2
Химические системы 2
Уровни химического знания, этапы развития, теории. Химические процессы 2
4 Иерархия структурных уровней живой материи. Молекулярные основы жизни 2
Информационные макромолекулы наследственности. Основные понятия и законы генетики 2
Гипотезы возникновения жизни. Эволюция органического мира и формирование мировоззренческой позиции , а также способности к самоорганизации и самообразованию. Многообразие биологических видов 2
5 Основные этапы эволюции человека. Психофизиология человека. Биосфера. Ноосфера 2
Самоорганизация в живой и неживой природе. Использование принципов универсального эволюционизма для формирования мировоззренческой позиции, способности к самоорганизации и самообразованию, а также умения оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Культура и наука. Использование методов научного познания для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию, а также умения оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов. 2
2 Классическая механика Ньютона. Механическая картина мира 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Дифференциация и интеграция наук. Геоцентрическая система мира Птолемея. 14
2 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Учение Галилея. Шкала электромагнитных волн. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Элементарные частицы. Кварки. Энтропия как мера беспорядка. 16
3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Вселенная. Метагалактика. Теория Большого взрыва. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. 14
4 Клетка – элементарная единица живой системы. Аминокислоты. Белки, структура белков. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. 14
5 Эволюционная теория Дарвина. Естественный отбор. Антропогенез. Движущие силы эволюции человека. Живое вещество, косное вещество. Человек, биосфера и космические циклы. Синергетика. Процессы самоорганизации. 14

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Дифференциация и интеграция наук. Геоцентрическая система мира Птолемея. 149
Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции. Система мира Птолемея
Наука в период Средневековья. Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника
2 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Учение Галилея. Шкала электромагнитных волн. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Элементарные частицы. Кварки. Энтропия как мера беспорядка.
Физические концепции описания природы. Механическая картина мира: 1) Становление классической механики. Учение Галилея и Ньютона 2) Основные понятия и принципы механической картины мира.
Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Электромагнитная картина мира: 1) Формирование электромагнитной картины мира 2) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира 3) Специальная и общая теории относительности.
Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Квантово-полевая картина мира: 1) Кризис классической физики. Корпускулярно-волновой дуализм материи 2) Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира 3) Структурные уровни организации материи.
Динамические и статистические закономерности. Современная эволюционная картина мира: 1) Статистическое и термодинамическое описание макросистем 2) Законы сохранения и симметрия 3) Процессы самоорганизации. Синергетика. Эволюционно-синергетическая парадигма.
Развитие учения об электрических и магнитных явлениях. Электромагнитная картина мира– основа для формирования мировоззренческой позиции и способности к самоорганизации и самообразованию
Понятия пространства и времени в теории Эйнштейна. СТО и ОТО
Корпускулярно-волновой дуализм вещества. Квантово-полевая картина мира
Структурные уровни организации материи. Динамические и статистические закономерности в природе
3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Вселенная. Метагалактика. Теория Большого взрыва. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.
Химические концепции описания природы. Химические системы: 1) Уровни развития химических знаний 2) Химический элемент. Молекула. 3) Качественный и количественный состав вещества.
Химические процессы. Химическое равновесие: 1) Реакционная способность веществ. Энергия активации 2) Факторы, влияющие на реакционную способность веществ 3) Смещение химического равновесия. Принцип ле Шателье
Мегамир. Концепции космологии: 1) Основные структуры мегамира: звёзды, планеты, галактики 2) Расстояния в мегамире. Пространственные масштабы Вселенной 3) Эволюция Вселенной. Космологическая модель Фридмана. Сингулярность.
Геологические концепции описания природы: 1) Эволюция Солнечной системы. 2) Космогонические теории эволюции Земли 3) Современные концепции развития геосферных оболочек.
Космология и космогония. Эволюция Вселенной- основа для формирования мировоззренческой позиции позиции и способности к самоорганизации и самообразованию. Современные концепции развития геосферных оболочек
Химические системы
Уровни химического знания, этапы развития, теории. Химические процессы
4 Клетка – элементарная единица живой системы. Аминокислоты. Белки, структура белков. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле.
Биологические концепции описания природы: 1) Клетка - единица живого 2) Химический состав живых систем. 3) Молекулярные основы жизни, биополимеры.
Свойства живых систем: 1) Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК 2) Функции нуклеиновых кислот и процессы редупликации, транскрипции, трансляции 3) Генетический код. Свойства генетического кода.
Генетический код. Мутации: 1) Наследственность и изменчивость. Мутации 2) Принципы воспроизводства живых систем 3) Онтогенез, филогенез. Генотип, фенотип, генофонд.
Принципы эволюции: 1) Теории происхождения жизни 2) Научные и конфессиональные теории происхождения жизни 3) Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
Иерархия структурных уровней живой материи. Молекулярные основы жизни
Информационные макромолекулы наследственности. Основные понятия и законы генетики
Гипотезы возникновения жизни. Эволюция органического мира и формирование мировоззренческой позиции , а также способности к самоорганизации и самообразованию. Многообразие биологических видов
5 Эволюционная теория Дарвина. Естественный отбор. Антропогенез. Движущие силы эволюции человека. Живое вещество, косное вещество. Человек, биосфера и космические циклы. Синергетика. Процессы самоорганизации.
Человек: происхождение, физиология, здоровье: 1) Эволюция человека 2) Роль социальных и биологических факторов в эволюции человека 3) Особенности физиологии основных систем организма человека.
Проблемы самоорганизации материи и универсальный эволюционизм: 1) Биосфера. Живое вещество 2) Экосистемы. Проблемы экологии 3) Ноосфера 4) Универсальный эволюционизм. Эволюционно-синергетическая парадигма.
Основные этапы эволюции человека. Психофизиология человека. Биосфера. Ноосфера
Самоорганизация в живой и неживой природе. Использование принципов универсального эволюционизма для формирования мировоззренческой позиции, способности к самоорганизации и самообразованию, а также умения оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОК-1 +
ОК-7 +
ПК-22 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-22 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

наука и культура;

методы познания;

история естествознания;

механическая картина мира: основные понятия и принципы;

электромагнитная картина мира: основные понятия и принципы;

квантово-полевая картина мира: основные понятия и принципы;

структурные уровни организации материи; микро-, макро-, мегамир;

статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем;

законы сохранения и симметрия пространства и времени;

специальная теория относительности; общая теория относительности;

иерархическая система уровней химического знания;

химический процесс; реакционная способность веществ;

космология; объекты мегамира;

вселенная; Эволюция Вселенной;

космогонические теории эволюции Солнечной системы;

живые системы; структурные уровни организации живой материи;

принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

концепции происхождения жизни на Земле; теория биохимической эволюции;

синтетическая теория эволюции; макроэволюция и микроэволюция;

биосфера; ноосфера;

синергетика; процессы самоорганизации;

принципы универсального эволюционизма.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Наука и культура. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Естествознание. Естественные науки.
2) Свойства научного знания. Эмпирические и рациональные методы научного познания.
3) Атомистическая исследовательская программа Демокрита и Эпикура.
4) Континуальная исследовательская программа Аристотеля. Представления Аристотеля о материи, пространстве и времени, о движении и взаимодействии.
5) Аксиоматический метод Евклида. Основные методологические идеи ученых античности.
6) Геоцентрическая система мира Птолемея.
7) Гелиоцентрическая система мира Коперника.
8) Основные понятия и принципы механической картины мира.
9) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира.
10) Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Инвариантные и относительные величины. Основные следствия СТО.
11) Корпускулярно-волновой дуализм света. Корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи.
12) Основные понятия и принципы квантовой механики. Соотношение неопределенностей. Принцип дополнительности.
13) Микрочастицы. Атом и атомное ядро. Фермионы и бозоны. Принцип Паули.
14) Энергия связи ядра. Ядерные реакции: цепная реакция деления ядер, термоядерные реакции. Естественная радиоактивность.
15) Фундаментальные взаимодействия. Квантово-полевой механизм передачи взаимодействий.
16) Элементарные частицы. Фундаментальные частицы. Частицы и античастицы.
17) Статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем. Энтропия как мера беспорядка.
18) Законы термодинамики. Изолированные и открытые системы. Термодинамическое равновесие.
19) Динамические и статистические закономерности. Динамические и статистические теории.
20) Законы сохранения и симметрия пространства и времени. Методологическая роль законов сохранения в естествознании.
21) Объекты мегамира. Космология. Вселенная. Метагалактика.
22) Теория Большого взрыва. Сингулярность. Основные этапы эволюции Вселенной.
23) Эволюция звёзд. Гравитационный коллапс. Нейтронные звёзды. Чёрные дыры. Галактики.
24) Объекты Солнечной системы. Возраст Солнечной системы. Космогонические теории эволюции Солнечной системы.
25) Внутреннее строение Земли, методы исследования. Эволюция земной коры: тектоника литосферных плит, её движущие силы. Внешние геосферные оболочки.
26) Иерархическая система уровней химического знания. Химический элемент. Изотопы. Периодический закон Д. И. Менделеева.
27) Молекула. Химические связи. Вещества: простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества.
28) Химический процесс. Энергия активации. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Тепловые эффекты химических процессов: экзотермические и эндотермические реакции.
29) Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения: принцип Ле Шателье.
30) Живая система. Структурные уровни организации живой материи.
31) Клетка – элементарная единица живой системы. Химический состав клетки.
32) Биополимеры. Особенности органических биополимеров. Аминокислоты. Белки, углеводы, липиды.
33) Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Основные функции ДНК. Ген, генетический код, кодон. Способность ДНК к самовоспроизведению.
34) Структура РНК. Основные функции РНК. Процессы транскрипции и трансляции. Хиральность молекул живого.
35) Генетика. Наследственность и изменчивость. Хромосомы. Аллели. Геном, генотип, фенотип. Генофонд.
36) Наследственная и модификационной изменчивость. Мутации и их свойства.
37) Концепции происхождения жизни на Земле. Теория биохимической эволюции.
38) Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. Анаэробные и аэробные организмы. Гетеротрофы и автотрофы.
39) Эволюционная теория Дарвина. Три основные формы естественного отбора.
40) Синтетическая теория эволюции. Макроэволюция и микроэволюция. Элементарная единица эволюционного процесса. Основные методы исследования эволюции.
41) Биосфера. Живое вещество. Биогенная миграция атомов.
42) Фототрофы и хемотрофы. Фотосинтез и хемосинтез

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сравните роль концепций дискретности и непрерывности материи в механической и электромагнитной картинах мира.
2) Объясните роль концепций дальнодействия и близкодействия в механической и электромагнитной картинах мира.
3) Объясните связь атомно-молекулярного учения с основными концепциями строения материи.
4) Как связаны инерциальные и неинерциальные системы отсчета в общей теории относительности?
5) Проанализируйте связь материи, пространства и времени в общей и специальной теориях относительности.
6) С какой точностью квантовая механика позволяет предсказать положение и скорость микрочастиц?
7) Проанализируйте возможность распада свободного нейтрона на электрон и антипротон.
8) В каком случае изменение числа нуклонов не меняет химические свойства атома?
9) Проанализируйте связь симметрии пространства с законами сохранения.
10) Проанализируйте сходство и различие свойств симметрии пространства и времени.
11) Объясните наличие на Земле свинца с точки зрения космологии.
12) Объясните роль живых организмов в формировании атмосферы Земли.
13) Какова роль фотосинтеза в формировании озонового слоя в атмосфере Земли?
14) Какое влияние оказывает стратосфера на биосферу Земли?
15) В чем состоит сущность человека с точки зрения принципа дополнительности Бора?
16) Как связано производство бесшумного транспорта с решением проблемы загрязнения окружающей среды?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполните задание по истории естествознания: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

2) Выполните задание по методологии науки: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

3) Выполните задание по разделу: «Концепции дискретности и непрерывности материи в естествознании»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

4) Выполните задание по разделу: «Динамические и статистические закономерности в природе»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

5) Выполните задание по разделу: «Законы сохранения и принципы симметрии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

6) Выполните задание по разделу: «Специальная и общая теории относительности»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

7) Выполните задание по разделу: «Концепции химии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

8) Выполните задание по разделу: «Концепции космологии и геологии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

9) Выполните задание по разделу: «Биологический уровень организации материи»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

10) Выполните задание по разделу: «Человек и природа»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 2 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 2 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-22 2 1, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тулинов, В. Ф. Концепции современного естествознания : учебник / В. Ф. Тулинов, К. В. Тулинов. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 483 c. — ISBN 978-5-394-01999-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Валянский, С. И. Концепции современного естествознания : учебник и практикум для вузов / С. И. Валянский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5885-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09275-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Бордовский, Г. А. Физические основы естествознания : учебное пособие для вузов / Г. А. Бордовский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05209-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Надолинский А.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Концепции современного естествознания". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Явна С.А. Релятивистская механика : учеб.-метод. пособие / С.А. Явна, А.М. Надолинский; ред. В.А. Явна. - 2011. - 48 с. ЭБС РГУПС
3 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55575.