РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Управление индустрией туризма"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Психология и педагогика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.псх.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Психология и педагогика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Управление индустрией туризма".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Кураян Вероника Юрьевна, Психолог, Управление воспитательной работы.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Психология и п_С_23.05.03_во_3_УИТ_п45441_56015.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Психология и педагогика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Психология и педагогика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Философия";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные категории и понятия психологической и педагогической наук, природу психики, основные функции психики, их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики

Умеет: разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности

Имеет навыки: основами организации управления человеком и группой

ОК-2 - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения, умением отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений

Знает: основные категории и понятия психологической и педагогической наук, природу психики, основные функции психики, их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики

Умеет: разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности

Имеет навыки: основами организации управления человеком и группой

ОК-5 - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность, владением навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции

Знает: динамику групп и лидерство в системе менеджмента

Умеет: разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности

Имеет навыки: навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм

ОК-7 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других

Место дисциплины 1С.Б "Психология и педагогика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Социология", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 80   30 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 1. Психика и психические процессы ОК-2, ОК-5, ОК-7
2 2. Психология личности и группы ОК-2, ОК-5, ОК-7
3 3. Общение как социально-психологический феномен ОК-2, ОК-5, ОК-7
4 4. Общие основы педагогики как науки ОК-2, ОК-5, ОК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2   12
2 8 6   12
3 8 4   12
4 8 4   13
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 2      

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   80
2 2 2
3    
4    
Итого 4 4   80
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Предмет психологии, ее задачи и отрасль психологических знаний: Предмет психологии, ее задачи и отрасль психологических знаний. Научная и житейская психология. Понятия психики и ее структура. Понятие сознания, свойства сознания. Психические явления, свойства и состояния. Основные методы исследования психологических явлений. 2
Ощущения, понятие и виды ощущения: Ощущения, понятие и виды ощущения. Понятие восприятия и его свойства. Внимание, свойства и виды внимания. Память, процессы и виды памяти. Мышление, понятие мышления, виды, мыслительные процессы. Речь, виды речи, онтогенез речи. Воображение, понятие и процессы. 2
Общая характеристика эмоций и чувств: Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие, виды. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности. 2
Рациональное познание: Мышление и речь. Виды и формы мышления. Интеллект и его изучение. Виды и формы интеллектуальной деятельности и их развитие. Роль интеллекта в адаптации личности к новым условиям деятельности. Роль интеллекта в профессиональной деятельности. 2
2 Понятие личности в психологии: Понятие личности в психологии. Понятие направленности (цель, мотивы, потребности). Темперамент как динамическая характеристика человека. Типы темперамента. Характер. Сходства и различия темперамента и характера. Акцентуации характера. Способности человека. 2
Группа как социально-психологический феномен: Группа как социально-психологический феномен. Понятие общности. Социальная группа. Виды социальных групп. Структура группы. Определение малой группы. Классификация малых групп. Понятие групповой динамики. Стадии и уровни развития малой группы. Феномены группового давления. Лидерство и руководство в малой группе. 2
Понятие и характеристика большой группы. 2
Понятие и характеристики малой группы. 2
3 Понятие общения, виды и функции общения в группе: Понятие общения, виды и функции общения в группе. Вербальные и невербальные средства общения. Язык и мимики и жестов. Эффекты межличностного восприятия в группе. Коммуникативная структура группы. 2
Общая теория конфликта: Общая теория конфликта. Понятие конфликта. Функции конфликтов. Структура конфликтов. Динамика конфликта. Классификация конфликтов. Межгрупповые конфликты. Трудовые конфликты. 2
Причины конфликтов. 2
Управление конфликтами. 2
4 Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики: Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методы педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками: биологическими, общественными, психологическими. Возникновение и основные этапы развития педагогической теории. 2
Основные категории педагогики .Воспитание, обучение: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 2
Дидактические концепции и принципы обучения: Дидактические концепции и принципы обучения. Основные принципы современной педагогики: развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и системности; доступности; наглядности, единство наглядности и образности; сознательности и активности; действенности и прочности; связи теории с практикой. 2
Основные категории педагогики: образование и развитие. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Предмет психологии, ее задачи и отрасль психологических знаний: Предмет психологии, ее задачи и отрасль психологических знаний. Научная и житейская психология. Понятия психики и ее структура. Понятие сознания, свойства сознания. Психические явления, свойства и состояния. Основные методы исследования психологических явлений. 2
2 Понятие личности в психологии: Понятие личности в психологии. Понятие направленности (цель, мотивы, потребности). Темперамент как динамическая характеристика человека. Типы темперамента. Характер. Сходства и различия темперамента и характера. Акцентуации характера. Способности человека. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Общая характеристика психологии как науки. Задачи современной психологии .Основные методы психологического исследования. Понятие о психике и психическом отражении. Сознание и его основные характеристики. Самосознании и его функции. Что такое бессознательное? Как проявляется бессознательное в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях. Ощущение и восприятие Внимание и память. Воображение и представление. Мышление и речь. 2
2 Общая характеристика эмоций и чувств. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности. 2
1Понятие личности в психологии. Роль социализации и индивидуализации в процессе развития личности. Направленность личности. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера. Способности личности. Определение малой группы и ее классификация. 2
Понятие «социальная группа». Виды социальных групп 2
3 Общение людей, виды и средства общения Вербальные и невербальные средства общения. Язык жестов и мимики Затрудненное общение, коммуникативные барьеры и пути их преодоления 2
Понятие о социализации личности в психологии Институты и агенты социализации 2
4 Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, 2
педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Общая характеристика психологии как науки. Задачи современной психологии .Основные методы психологического исследования. Понятие о психике и психическом отражении. Сознание и его основные характеристики. Самосознании и его функции. Что такое бессознательное? Как проявляется бессознательное в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях. Ощущение и восприятие Внимание и память. Воображение и представление. Мышление и речь. 2
2 Общая характеристика эмоций и чувств. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие, виды. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности. 12
2 Группа как социально-психологический феномен. Понятие общности. Социальная группа. Виды социальных групп. Структура группы. Определение малой группы. Классификация малых групп. Понятие групповой динамики. Стадии и уровни развития малой группы. Феномены группового давления. Лидерство и руководство в малой группе. 12
3 Понятие общения, виды и функции общения в группе. Вербальные и невербальные средства общения. Язык и мимики и жестов. Эффекты межличностного восприятия в группе. Коммуникативная структура группы. 12
4 Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 13

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие, виды. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности. 80
Ощущения, понятие и виды ощущения: Ощущения, понятие и виды ощущения. Понятие восприятия и его свойства. Внимание, свойства и виды внимания. Память, процессы и виды памяти. Мышление, понятие мышления, виды, мыслительные процессы. Речь, виды речи, онтогенез речи. Воображение, понятие и процессы.
Общая характеристика эмоций и чувств: Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие, виды. Эмоциональные состояния. Воля, ее функции и характеристика основных волевых процессов. Волевые качества личности.
Рациональное познание: Мышление и речь. Виды и формы мышления. Интеллект и его изучение. Виды и формы интеллектуальной деятельности и их развитие. Роль интеллекта в адаптации личности к новым условиям деятельности. Роль интеллекта в профессиональной деятельности.
2 Группа как социально-психологический феномен. Понятие общности. Социальная группа. Виды социальных групп. Структура группы. Определение малой группы. Классификация малых групп. Понятие групповой динамики. Стадии и уровни развития малой группы. Феномены группового давления. Лидерство и руководство в малой группе.
Группа как социально-психологический феномен: Группа как социально-психологический феномен. Понятие общности. Социальная группа. Виды социальных групп. Структура группы. Определение малой группы. Классификация малых групп. Понятие групповой динамики. Стадии и уровни развития малой группы. Феномены группового давления. Лидерство и руководство в малой группе.
Понятие и характеристика большой группы
Понятие и характеристики малой группы
1Понятие личности в психологии. Роль социализации и индивидуализации в процессе развития личности. Направленность личности. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера. Способности личности. Определение малой группы и ее классификация.
Понятие «социальная группа». Виды социальных групп
3 Понятие общения, виды и функции общения в группе. Вербальные и невербальные средства общения. Язык и мимики и жестов. Эффекты межличностного восприятия в группе. Коммуникативная структура группы.
Понятие общения, виды и функции общения в группе: Понятие общения, виды и функции общения в группе. Вербальные и невербальные средства общения. Язык и мимики и жестов. Эффекты межличностного восприятия в группе. Коммуникативная структура группы.
Общая теория конфликта: Общая теория конфликта. Понятие конфликта. Функции конфликтов. Структура конфликтов. Динамика конфликта. Классификация конфликтов. Межгрупповые конфликты. Трудовые конфликты.
Причины конфликтов
Управление конфликтами
Общение людей, виды и средства общения Вербальные и невербальные средства общения. Язык жестов и мимики Затрудненное общение, коммуникативные барьеры и пути их преодоления
Понятие о социализации личности в психологии Институты и агенты социализации
4 Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики: Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методы педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками: биологическими, общественными, психологическими. Возникновение и основные этапы развития педагогической теории.
Основные категории педагогики .Воспитание, обучение: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Дидактические концепции и принципы обучения: Дидактические концепции и принципы обучения. Основные принципы современной педагогики: развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и системности; доступности; наглядности, единство наглядности и образности; сознательности и активности; действенности и прочности; связи теории с практикой
Основные категории педагогики: образование и развитие
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Психология и педагогика: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с. УМЦ ЖДТ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОК-2 +
ОК-5 +
ОК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

развитие психики животных и человека;

психологическая структура сознания;

чувственный уровень отражения действительности. ;

рациональные формы отражения действительности;

психологическое строение деятельности;

способности и деятельность;

национальные и межнациональные отношения;

историческое становление педагогической науки;

тенденции развития современного образования;

таксономия целей образования Б.С. Блума.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи психологии как науки
2) Методы исследования в психологии
3) Основные функции психики
4) Сознание: понятие, структура и основные характеристики
5) Ощущения и восприятие: понятие, виды
6) Внимание и память: понятие и виды
7) Мышление и речь как высшие психические функции человека
8) Эмоции и чувства, их классификация
9) Понятие воли, структура волевого акта
10) Характеристика эмоциональных состояний: фрустрация, аффекты
11) Способы саморегуляции в сложных эмоциональных ситуациях
12) Психологическая структура личности
13) Направленность личности
14) Темперамент личности
15) Понятие способностей и задатков
16) Характер личности
17) Акцентуации характера
18) Способности и человека, виды и уровни
19) Социальные группы, их виды и типы
20) Психология больших групп
21) Психологические явления в группах
22) Общение людей, виды и средства общения
23) Вербальные и невербальные средства общения. Язык жестов и мимики
24) Затрудненное общение, коммуникативные барьеры и пути их преодоления
25) Понятие о социализации личности в психологии
26) Институты и агенты социализации
27) Влияние СМИ и СМК на психику детей и молодежи
28) Стадии социализации личности (по Э.Эриксону)
29) Основные психологические особенности межличностного конфликта
30) Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации
31) Понятие педагогики
32) Основные задачи педагогики
33) Понятие процесса воспитания
34) Основная цель воспитания
35) Понятие и содержание категории обучения
36) Понятие и содержание категории образования
37) Понятие и содержание категории развития

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять сходство и отличие ощущения и восприятия
2) Охарактеризуйте мышление и речь как высшие психические функции человека.
3) Чем эмоции отличаются от чувств
4) Определять ведущую направленность личности
5) Определять тип темперамента личности
6) Определять ведущие акцентуации характера личности
7) Различать и психологические явления в малых группах
8) Определять особенности и степень затрудненного общения.
9) Определять виды коммуникативных барьеров
10)Различать эффекты межличностного восприятия
11) Дать характеристику следующим явлениям: «эффект ореола», «новизны» и «первичности»
12) Определять стадию развития конфликтной ситуации
13) Определять основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
14) Определять наличие и вид внутриличностного конфликта у человека
15) Определять ведущий стиль лидерства в группе

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Способами саморегуляции в сложных эмоциональных ситуациях.

2) Теоретической основой определения способностей человека.

3) Владеть навыками использования основных средств общения в процессе коммуникации.

4) Навыками психологической диагностики эмоционального состояния человека на основе языка жестов и мимики.

5) Владеть навыками преодоления затрудненного общения.

6) Владеть навыками преодоления коммуникативных барьеров в процессе коммуникации.

7) Владеть навыками использования эффектов межличностного восприятия в процессе общения.

8) Владеть навыками определения типа конфликтного взаимодействия в группе.

9) Владеть основными приемами урегулирования конфликтного взаимодействия.

10) Владеть навыками диагностики наличия у человека внутриличностного конфликта.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Задорожная, О.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / О.В. Задорожная, С.М. Гаргацова; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 117 с ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 292 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9198-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Психология и педагогика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Ежак Е.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины " Психология и педагогика ". – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56015.