РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Управление индустрией туризма" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Психология" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
38.05.01 Экономическая безопасность |
||
Специализация |
||
№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
||
Квалификация выпускника "Экономист " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.п.н., доц. Задорожная Оксана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Психология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Управление индустрией туризма".
к.псх.н., доц. Кузьменко Инна Сергеевна, доцент, ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Психология_С_38.05.01_во_3_УИТ_п44236_55963.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Психология".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Психология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профессиональной направленности", "Междисциплинарный курс";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: особенности работы в коллективе Умеет: толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Имеет навыки: работы в коллективе, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий |
ОК-5 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
Знает: методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния Умеет: проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях Имеет навыки: психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях, применения методов эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния |
ОК-6 - способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния |
Место дисциплины 1С.Б "Психология" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 3 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 35 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
3 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 32 | 32 | 32 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 37 | 37 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 37 | 37 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 35 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
4 | 5 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 2 | 6 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 2 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 88 | 45 | 43 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 76 | 45 | 31 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 11 | 48 | 60 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Основы общей психологии | ОК-5, ОК-6 |
2 | Познавательные процессы | ОК-5, ОК-6 |
3 | Психология личности | ОК-5, ОК-6 |
4 | Психология общения | ОК-5, ОК-6 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 6 | 9 | |
2 | 4 | 4 | 9 | |
3 | 4 | 2 | 10 | |
4 | 4 | 4 | 9 | |
Итого | 16 | 16 | 37 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 16 | 16 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 76 | ||
2 | 2 | |||
3 | 2 | |||
4 | 2 | |||
Итого | 4 | 4 | 76 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Введение в общую психологию. Методы психологии. Психика и мозг: Психология как наука о внутреннем мире человека. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Житейская и научная психология (формы их существования, различия). Понятие о методе науки. Методологическое различение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Психологическая практика как основа выделения методов психологии. Классификации методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное), эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, констатирующий), тесты, анализ продуктов деятельности, математико-статистический, структурный биографический метод, беседа, анкета, консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, прихокоррекция, клиент-центрированная терапия, логотерапия и другие. Сознание и бессознательное: Психика человека как основной предмет психологического исследования. Развитие психики животных и человека. Учение Э.Фабри и А.Н. Леонтьева о стадиях развития психики в филогенезе. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальный уровень развития психики. Уровни психики человека: сознание и бессознательное. Понятие о сознании. Психологическая структура сознания. Самосознание человека. Образ Я. Самопознание и самооценка. | 2 |
Психология деятельности человека: Психология деятельности человека: Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, программирование, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека. | 2 | |
2 | Общая характеристика познавательной сферы человека: Психические познавательные процессы человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. | 2 |
Сенсорно-перцептивные процессы.Рациональное познание: Ощущения. Сущность ощущений, их свойства. Виды ощущений. Восприятие и его свойства. Психологические механизмы восприятия. Память человека: определение, типы, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. Представления. Мнемотехника. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Интеллектуальные особенности личности. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Творчество и интуиция. Внимание: определение, функции, виды, свойства. | 2 | |
3 | Понятие личности в психологии. Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности: Общее представление о личности в психологии. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические образования личности. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека. Учения о темпераменте и его типах в философии и психологии (Гиппократ, И. Кант, Кречмер Э., Шелдон У., И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Понятие человеческой индивидуальности. Психологические образования индивидуальности человека (система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера). Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера (Л. Леонгард). Типология характеров (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Уровни развития способностей. Формирование способностей. Способности и деятельность. Проблема измерения способностей. | 2 |
Эмоционально-волевая сфера личности: Эмоционально-волевые психические процессы человека. Побуждения и желания субъекта. Потребности, мотивы, цели человека. Мотивация поведения. Чувства и эмоции человека, их функции в поведении. Формы переживания чувств: эмоции, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли. | 2 | |
4 | Структура общения. Виды общения: Понятие общения в психологии. Психологическая структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникации, их психологическая характеристика. Обмен информацией в коммуникативном процессе. Виды взаимодействия при общении. | 2 |
Общение в профессиональной деятельности: Стили взаимодействия. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Социальная перцепция. Типы восприятия людьми друг друга. Межличностная аттракция. Функции общения. | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 4 | ||
1 | Введение в общую психологию. Методы психологии. Психика и мозг: Психология как наука о внутреннем мире человека. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Житейская и научная психология (формы их существования, различия). Понятие о методе науки. Методологическое различение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Психологическая практика как основа выделения методов психологии. Классификации методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное), эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, констатирующий), тесты, анализ продуктов деятельности, математико-статистический, структурный биографический метод, беседа, анкета, консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, прихокоррекция, клиент-центрированная терапия, логотерапия и другие. Сознание и бессознательное: Психика человека как основной предмет психологического исследования. Развитие психики животных и человека. Учение Э.Фабри и А.Н. Леонтьева о стадиях развития психики в филогенезе. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальный уровень развития психики. Уровни психики человека: сознание и бессознательное. Понятие о сознании. Психологическая структура сознания. Самосознание человека. Образ Я. Самопознание и самооценка. | 2 |
Заезд № 5 | ||
3 | Понятие личности в психологии. Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности: Общее представление о личности в психологии. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические образования личности. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека. Учения о темпераменте и его типах в философии и психологии (Гиппократ, И. Кант, Кречмер Э., Шелдон У., И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Понятие человеческой индивидуальности. Психологические образования индивидуальности человека (система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера). Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера (Л. Леонгард). Типология характеров (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Уровни развития способностей. Формирование способностей. Способности и деятельность. Проблема измерения способностей. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Методологические основы психологии. Психика и сознание. Психология деятельности человека 1. Житейская и научная психология (формы существования, различия). 2. История взглядов на предмет психологии. 3. Этапы развития психологии. 4. Развитие взглядов на душу: - эпоха Античности; - эпоха Средневековья; - Возрождение; - Новое время; - экспериментальная психология Вундта. | 2 |
Ппсихика и мозг. - уровни психического отражения. - сознание и бессознательное. | 2 | |
Понятие деятельности. - виды деятельности и их характеристика. - теория деятельности А.Н. Леонтьева. | 2 | |
2 | 1. Основная характеристика ощущений: виды, свойства, функции. 2. Основная характеристика восприятия: виды, свойства, функции. 3. Восприятие времени, движения, пространства. 4. Патология ощущений и восприятия. 5 В чем заключается специфика отражения реального мира в ощущениях? | 2 |
Память: виды, свойства, функции. Воображение: виды, свойства, функции. Внимание как интегративный процесс. Мышление и речь: виды, свойства, функции. | 2 | |
3 | Понятие личности в психологии 1. Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности: темперамент и характер. 2. Биологические и социальные теории личности. 3. Мотивационно-потребностная сфера личности. 4. Эмоционально-волевая сфера личности. | 2 |
4 | 1. Биологическое и социальное в человеке. 2. Кризисные этапы развития личности. 3. Этапы становления личности. 4. Профессионализация личности. 5. Понятие общения: виды, уровни, функции, методы. 6. Исследование проблемы общения в психологии. | 2 |
Межличностное и деловое общение. Общение в профессиональной деятельности | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
2 | Память: виды, свойства, функции. Воображение: виды, свойства, функции. Внимание как интегративный процесс. Мышление и речь: виды, свойства, функции. | 2 |
4 | 1. Биологическое и социальное в человеке. 2. Кризисные этапы развития личности. 3. Этапы становления личности. 4. Профессионализация личности. 5. Понятие общения: виды, уровни, функции, методы. 6. Исследование проблемы общения в психологии. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Методы психологии Психика и мозг. Сознание и бессознательное Психология деятельности человека | 9 |
2 | Сенсорно-перцептивные процессы Рациональное познание | 9 |
3 | Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности Эмоционально-волевая сфера личности | 10 |
4 | Виды общения Общение в профессиональной деятельности | 9 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
1 | Методы психологии Психика и мозг. Сознание и бессознательное Психология деятельности человека | 76 |
Психология деятельности человека: Психология деятельности человека: Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, программирование, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека. | ||
Методологические основы психологии. Психика и сознание. Психология деятельности человека 1. Житейская и научная психология (формы существования, различия). 2. История взглядов на предмет психологии. 3. Этапы развития психологии. 4. Развитие взглядов на душу: - эпоха Античности; - эпоха Средневековья; - Возрождение; - Новое время; - экспериментальная психология Вундта. | ||
Ппсихика и мозг. - уровни психического отражения. - сознание и бессознательное. | ||
Понятие деятельности. - виды деятельности и их характеристика. - теория деятельности А.Н. Леонтьева. | ||
2 | Сенсорно-перцептивные процессы Рациональное познание | |
Общая характеристика познавательной сферы человека: Психические познавательные процессы человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. | ||
Сенсорно-перцептивные процессы.Рациональное познание: Ощущения. Сущность ощущений, их свойства. Виды ощущений. Восприятие и его свойства. Психологические механизмы восприятия. Память человека: определение, типы, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. Представления. Мнемотехника. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Интеллектуальные особенности личности. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Творчество и интуиция. Внимание: определение, функции, виды, свойства. | ||
1. Основная характеристика ощущений: виды, свойства, функции. 2. Основная характеристика восприятия: виды, свойства, функции. 3. Восприятие времени, движения, пространства. 4. Патология ощущений и восприятия. 5 В чем заключается специфика отражения реального мира в ощущениях? | ||
3 | Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности Эмоционально-волевая сфера личности | |
Эмоционально-волевая сфера личности: Эмоционально-волевые психические процессы человека. Побуждения и желания субъекта. Потребности, мотивы, цели человека. Мотивация поведения. Чувства и эмоции человека, их функции в поведении. Формы переживания чувств: эмоции, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли. | ||
Понятие личности в психологии 1. Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности: темперамент и характер. 2. Биологические и социальные теории личности. 3. Мотивационно-потребностная сфера личности. 4. Эмоционально-волевая сфера личности. | ||
4 | Виды общения Общение в профессиональной деятельности | |
Структура общения. Виды общения: Понятие общения в психологии. Психологическая структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникации, их психологическая характеристика. Обмен информацией в коммуникативном процессе. Виды взаимодействия при общении. | ||
Общение в профессиональной деятельности: Стили взаимодействия. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Социальная перцепция. Типы восприятия людьми друг друга. Межличностная аттракция. Функции общения | ||
Межличностное и деловое общение. Общение в профессиональной деятельности |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Задорожная, О.В. Психология: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
3 | |
ОК-5 | + |
ОК-6 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-5 | 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ОК-6 | 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 3
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Исторические аспекты становления и развития психологической науки.
2) Методологические основы психологии.
3) Психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическое направление.
4) Задачи современной психологии и ее место в системе наук.
5) Характеристику эксперимента как ведущего метода психологического исследования.
6) Методы наблюдения и беседы, их специфику и особенности применения.
7) Проблемы возникновения и развития психики.
8) Основные физиологические механизмы функционирования мозга.
9) Психологические школы о структуре психики. Психика как субъективный образ объективного мира.
10) Происхождение, условия развития, структуру и функции психологии сознания.
11) Структурные компоненты личности.
12) Методологические и теоретические основы психологии.
13) Понятие Я-концепции личности: структура, компоненты.
14) Типологии темперамента и его психологическая характеристика.
15) Понятие о группах и их типологию.
16) Основные параметры малой группы.
17) Социально-психологические проблемы семьи.
18) Проблемы лидерства и руководства в группе.
19) Характеристику основных сторон общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
20) Средства, виды, феномены, специфика, эффекты коммуникативной стороны общения.
21) Особенности перцептивной стороны общения.
22) Компоненты, средства, виды и структура общения.
23) Особенности интерактивной стороны общения.
24) Понятие и строение человеческой деятельности.
25) Роль упражнения в формировании навыков и кривые упражнения.
26) Проявления, структура и функции самосознания.
27) Высшие психические функции: генезис, строение и свойства.
28) Ощущение как элементарный сенсорный процесс: виды и свойства.
29) Восприятие как перцептивный познавательный процесс: виды, свойства, функции, патология.
30) Понятие о воле и ее структуре.
31) Психологическая характеристика внимания: виды и свойства.
32) Психологическая характеристика мышления: механизмы, процессы, свойства, виды. Мышление и речь.
33) Психологическая характеристика памяти: механизмы, процессы, свойства, виды памяти и их характеристика.
34) Понятие о воображении.
35) Понятие о характере: структура, акцентуации и психопатии характера.
36) Понятие о чувствах. Чувства и потребности, функции эмоциональных состояний.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Применять этапы психологического исследования.
2) Характеризовать основные подходы к пониманию проблем личности в отечественной и зарубежной психологии
3) Применять знания о мотивационно-потребностной сферы личности: основные понятия, функции, подходы к объяснению.
4) Применять знания о мотивах личности, их видах.
5) Применять знания о направленности личности как совокупности устойчивых мотивов.
6) Применять знания о психологической структуре сознания.
7) Применять в профессиональной деятельности знания о сознательном и бессознательном.
8) Применять учения об индивидуальном стиле деятельности.
9) Применять знания о специфике развития малой группы.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Примененять средства и методы воздействия на личность.
2) Примененять знания о факторах интеллектуального развития.
3) Примененять подходы к объяснению природы эмоций.
4) Примененять методы психологии.
5) Примененять знания о групповой дифференциации.
6) Примененять методы изучения межличностных отношений: социометрия, референтометрия.
7) Примененять механизмы групповой динамики.
8) Примененять знания об основных групповых явлениях.
9) Примененять знания с разрешении конфликтных ситуаций.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-5 | 3 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-6 | 3 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Крысько, В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В. Г. Крысько. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08833-5. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | 11 Задорожная, О.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / О.В. Задорожная, С.М. Гаргацова; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 117 с. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Задорожная О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Психология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Задорожная, О.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Психология". – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 55963.