РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 5 Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Рубан Владимир Григорьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ЮРГПУ(НПИ) .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Тяговые э м в т_С_23.05.03_во_9_ТПС_п47294_56767.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: теорию, особенностями конструкции, принципы расчета и работы тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта

Умеет: применять современные технологии при производстве и ремонте тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта

Имеет навыки: расчета тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта

ПСК-5.5 - способностью демонстрировать знания тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта, применять современные материалы и технологии при проектировании тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта, владением теорией, особенностями конструкции, принципами проектирования, расчета и работы тяговых электрических машин высокоскоростного транспорта

Место дисциплины 1С.Б "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Электрические машины", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 31   31
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 21   21
Контроль, всего и в т.ч. 26   26
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 26   26
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие вопросы тяговых электрических машин ВСНТ ПСК-5.5
2 Коллекторные тяговые электрические машины ВСНТ. ПСК-5.5
3 Бесколлекторные тяговые электрические машины ВСНТ. ПСК-5.5
4 Обеспечение жизненного цикла тяговых электрических машин. ПСК-5.5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2   4
2 8 2   6
3 8 8 2 6
4 8 2   5
Итого 32 14 2 21
В т.ч. по интерактивным формам 32 14 2  
В т.ч. практическая подготовка   4 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Структура тягового привода ВСНТ. 2
Условия, определяющие работоспособность ТЭД. 2
Системы питания ТЭД. 2
Нагревание и охлаждение ТЭД. 2
2 Конструкция и классификация ТЭД постоянного тока. 2
Коммутация. 2
Характеристики двигателей постоянного тока. 2
Режим электрического торможения. 2
3 Асинхронные ТЭМ. 2
Синхронные электрические машины. 2
Вентильно-индукторные электрические машины. 2
Линейные тяговые двигатели. 2
4 Основы проектирования ТЭМ. 2
Технология изготовления ТЭМ. 2
Испытания ТЭМ. 2
Система обслуживания и ремонта ТЭД. Диагностика ТЭД. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
3 Расчет характеристик ТЭД 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Факторы, влияющие на условия эксплуатации тяговых электрических машин ВСНТ 2
2 Изучение элементов конструкции двигателей постоянного тока 2
3 Изучение элементов конструкции бесколлекторных двигателей тока 2
Характеристики ТЭД 2
Изучение элементов конструкции 2
Расчет магнитной цепи ТЭД 2
4 Диагностика и надежность тяговых электрических машин ВСНТ 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Преимущества и недостатки основных типов тяговых электрических машин 4
2 Перспективы использования на ЭПС вентильно-индукторных тяговых электрических машины и синхронных машин с постоянными магнитами. 6
3 Особенности конструктивного исполнения тяговых линейных электродвигателей на магнитном подвесе 6
4 Современные диагностические комплексы для контроля параметров тяговых электродвигателей высокоскоростного транспорта 5

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тяговые электрические машины : учебно-методическое пособие к курсовой работе / А.Д. Петрушин, М.В. Чавычалов, Н.В. Гребенников; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 20 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ПСК-5.5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-5.5 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

исследование характеристик магнитной цепи тягового двигателя;

тепловой и вентиляционный расчет тягового двигателя;

расчет потерь и КПД тягового двигателя;

расчет пусковых режимов тягового электродвигателя;

расчет тягового асинхронного двигателя в режиме рекуперации энергии;

расчет системы магнитного подвеса ЭПС с линейным тяговым двигателем;

расчет характеристик линейного тягового электродвигателя;

расчет показателей надежности тяговых электродвигателей.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

перспективные типы тяговых электродвигателей;

современные методы и средства технической диагностики тяговых электродвигателей;

механическая прочность узлов тягового привода;

основы надежности электрического и механического звеньев тягового привода;

вопросы электромагнитной совместимости при работе тяговых асинхронных двигателей;

частотное регулирование асинхронных тяговых электродвигателей;

технология изготовления тяговых асинхронных электродвигателей;

электротяговые и электромеханические характеристики тяговых электродвигателей;

магнитные, проводниковые, изоляционные и конструкционные материалы для изготовления тяговых электрических машин;

влияние условий эксплуатации на работоспособность тяговых электродвигателей;

способы регулирования частоты вращения тяговых двигателей ВСНТ;

расчет системы магнитного подвеса линейных тяговых двигателей.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Основные элементы конструкции двигателей с постоянными магнитами
2)Основные элементы конструкции двигателей переменного тока
3)Устройство тягового двигателя с постоянными магнитами
4)Устройство линейных асинхронных тяговых двигателей
5)Принцип действия асинхронных тяговых двигателей
6)Принцип действия тяговых двигателей с постоянными магнитами
7)Принцип действия тяговых двигателей синхронного типа
8)Конструкционные материалы тяговых электродвигателей
9) Изоляционные материалы тяговых электродвигателей
10) Обмоточные материалы тяговых электродвигателей
11)Технология изготовления асинхронных тяговых электродвигателей
12)Технология изготовления тяговых двигателей с постоянными магнитами
13)Технология изготовления обмоток тяговых электродвигателей переменного тока
14) Расчет на прочность элементов конструкции тяговых электродвигателей
15) Принципы проектирования тяговых электродвигателей
16)Процессы нагрева тяговых электродвигателей
17) Структура вентиляции тяговых электродвигателей
18) Автоматизированное проектирование тяговых электродвигателей
19)Особенности эксплуатации асинхронных тяговых электродвигателей
20)Особенности эксплуатации тяговых электродвигателей с постоянными магнитами

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Оценивать техническое состояние тягового электродвигателя
2)Пользоваться современными методами технической диагностики тяговых электродвигателей ВСНТ
3)Организовывать ремонт тяговых электродвигателей переменного тока в условиях локомотивных депо
4)Определять причины отказов тяговых электродвигателей (электрического происхождения)
5)Определять причины отказов тяговых электродвигателей (механического происхождения)
6)Проектировать основные элементы тяговых электродвигателей ВСНТ
7)Определять потери в тяговых электродвигателях переменного тока
8)Рассчитывать процессы нагрева тяговых электродвигателей ВСНТ

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)расчета тяговых асинхронных двигателей.

2)расчета тяговых вентильно-индукторных двигателей.

3)расчета тяговых двигателей с постоянными магнитами.

4)расчета тяговых асинхронных двигателей.

6)построения рабочих характеристик тяговых асинхронных двигателей.

7)построения рабочих характеристик вентильно-индукторных двигателей.

8)построения рабочих характеристик тяговых синхронных двигателей.

9)построения рабочих характеристик тяговых вентильно-индукторных двигателей.

10)построения регулировочных характеристик тяговых асинхронных двигателей.

11)построения регулировочных характеристик вентильно-индукторных двигателей.

12)построения регулировочных характеристик тяговых синхронных двигателей.

13)построения регулировочных характеристик тяговых вентильно-индукторных двигателей.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-5.5 9 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тяговые электрические машины подвижного состава: учебное пособие в 3 ч. / В.Г. Щербаков и др.; под редакцией А.Д. Петрушина, В.Г. Щербакова; ФГБОУ ВПО РГУПС.– Ростов н/Д, 2013. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специальности «Подвижной состав железных дорог»: учеб. пособие. Ч. 2 /под ред. В.Г. Рубана; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС
2 "Железные дороги мира" Периодическое издание (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Периодическое издание "Железнодорожный транспорт" (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Петрушин А.Д. Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта: Методические указания по освоению дисциплины / А.Д. Петрушин, Е.Е. Мирошниченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Рубан В.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Тяговые электрические машины высокоскоростного транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Методические указания по освоению дисциплины. "Тяговые электрические машины ВСНТ" 1. Методические указания к курсовой работе. 2. Методические указания к лабораторной работе. 3. Методические указания к практическим занятиям / А.Д. Петрушин. - ФГБОУ ВО РГУПС - Ростов-на-Дону, 2017. - Электронно-библиотечная система РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа Mathcad И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Образец техники.

Стенд НТЦ-24 - управляемый асинхронный электропривод.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56767.