РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Теоретические основы электротехники" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.Ф.ДВ "Электронные комплексы подвижного состава" |
||
по Учебному плану |
||
подготовки специалистов по специальности |
||
23.05.03 Подвижной состав железных дорог |
||
Профильная направленность |
||
Высокоскоростной наземный транспорт |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++ |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.т.н., доц. Микаэльян Елена Юрьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Электронные комплексы подвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".
к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Прикладная информатика и вычислительная техника», ДГТУ .
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Электронные к п с_С_23.05.03_во_5_ТОЭ_п54983_54987.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Электронные комплексы подвижного состава".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.
Целью дисциплины "Электронные комплексы подвижного состава" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Высокоскоростной наземный транспорт".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Силовые установки подвижного состава", "Техническая диагностика и испытания подвижного состава", "Эксплуатация и техническое обслуживание тягового подвижного состава";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения |
ПК-3 - Способен организовывать проектирование и последующие эксплуатацию и обслуживание подвижного состава, обосновывать структуру управления эксплуатацией подвижного состава | |
Знает: Методы технического контроля и испытания продукции. Умеет: Применять методы и средства технических измерений. Имеет навыки: Разработки схем содержащих электронные компоненты. |
Индикатор: ПК-3.4 - Способен применять методы и средства технических измерений, технические регламенты, стандарты и другие нормативные документы при технической диагностике подвижного состава, разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции, осуществлять диагностику и освидетельствование технического состояния подвижного состава и его частей, надзор за их безопасной эксплуатацией, разрабатывать и оформлять ремонтную документацию |
Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Электронные комплексы подвижного состава" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Материаловедение", "Общая электротехника", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 5 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
5 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 51 | 51 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 51 | 51 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 48 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Элементная база электронных устройств | ПК-3 |
2 | Усилительные каскады на транзисторах | ПК-3 |
3 | Операционные схемы и импульсные устройства | ПК-3 |
4 | Неуправляемые выпрямители | ПК-3 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 12 | 6 | 10 | |
2 | 6 | 4 | 16 | |
3 | 8 | 2 | 10 | |
4 | 6 | 4 | 15 | |
Итого | 32 | 16 | 51 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 32 | 16 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 5 | ||
1 | Полупроводники: 1) Электропроводности полупроводников. 2) Полупроводники P- и N-типов. 3) Электронно-дырочный PN-переход. | 2 |
Полупроводниковый диод. | 2 | |
Специальные диоды: 1) Стабилитрон. Принцип работы. Область применения. ВАХ стабилитрона. 2) Варикап. Назначение, принцип работы. 3) Фото и светодиоды. | 2 | |
Биполярные транзисторы: 1) Биполярные транзисторы. Принцип работы. 2) Коэффициент передачи тока базы. 3) Входные и выходные характеристики биполярного транзистора. 4) Транзистор как четырехполюсник. Статические H-параметры биполярного транзистора. | 2 | |
Полевые транзисторы: 1) Полевые транзисторы. 2) Полевой транзистор с PN-переходом. 3) МДП транзистор со встроенным каналом, МДП транзистор с индуцированным каналом. | 2 | |
Многослойные и специальные приборы: 1) Тиристор: Принцип работы, ВАХ тиристора. 2) Динистор. 3) Симмистор. 4) Полупроводниковые оптоэлектронные приборы. 5) Интегральные микросхемы. | 2 | |
2 | Классы усиления: 1) Передаточная характеристика усилительного каскада. 2) Усилительные каскады А и В класса. 3) Ключевой режим работы усилительного каскада. | 2 |
Работа усилительного каскада: 1) Режим покоя в каскаде с общим эмиттером. 2) Построение линии нагрузки усилительного каскада. Траектория рабочей точки усилительного каскада. 3) Обратная связь в усилителях. Стабилизация точки покоя. Дрейф нуля в усилителях постоянного тока. | 2 | |
Дифференциальные каскад: 1) Симметричный дифференциальный каскад (СДК). 2) Несимметричный дифференциальный каскад. 3) Каскад с общим коллектором. 4) Каскад с общим истоком. | 2 | |
3 | Сведения об операционных усилителях: 1) Общие сведения об операционных усилителях. 2) Неинвертирующий ОУ с ООС. 3) Инвертирующий ОУ с ОС. | 2 |
Операционные схемы: 1) Инвертирующий сумматор, неинвертирующий сумматор. 2) Вычитатель. 3) Источник напряжения, управляемый током. 4) Источник тока, управляемый напряжением. 5) Интегратор. | 2 | |
Нелинейный режим работы ОУ: 1) Компаратор. 2) Преобразование сигналов. 3) Дифференцирующие и интегрирующие цепи. | 2 | |
Автогенераторные схемы: 1) Мультивибратор на ОУ. 2) Мультивибратор на биполярном транзисторе. 3) Одновибратор. 4) Генератор линейно-изменяющегося напряжения. | 2 | |
4 | Однофазные выпрямители: 1) Структура источника питания. 2) Однофазные выпрямители. | 2 |
Многофазные выпрямители: 1) Принципиальные схемы многофазного выпрямления. 2) Трехфазные выпрямители. | 2 | |
Электрические фильтры: 1) Фильтры маломощных выпрямителей. 2) Особенности расчета выпрямителя с ёмкостным фильтром. 3) Стабилизаторы напряжения. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 5 | ||
1 | Определение основных параметров электронных устройств | 2 |
Определение статического сопротивления электроныых элементов в электрических цепях | 2 | |
Определение дифференциального сопротивления электроныых элементов в электрических цепях | 2 | |
2 | Расчет усилительного каскада на биполярном транзисторе | 2 |
Расчет усилительного каскада на полевом транзисторе | 2 | |
3 | Расчет параметров операционного усилителя | 2 |
4 | Расчет параметров однофазных схем выпрямления переменного тока | 2 |
Расчет параметров многофазных схем выпрямления переменного тока | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 5 | ||
1 | Статические H-параметры биполярного транзистора. | 10 |
2 | Дрейф нуля в усилителях постоянного тока. | 11 |
Стабилизация точки покоя. | 5 | |
3 | Источник напряжения, управляемый током. Источник тока, управляемый напряжением. Интегратор. | 10 |
4 | Трехфазные выпрямители. | 15 |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
5 | |
ПК-3 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-3 | 5 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Не предусмотрено.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 5
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Электропроводности полупроводников.
2)Получение полупроводников P- и N-типов.
3)Электронно-дырочный PN-переход.
4)Принцип работы диода. ВАХ диода.
5)Стабилитрон. Принцип работы.
6)Область применения. ВАХ стабилитрона.
7)Варикап. Назначение, принцип работы.
8)Биполярные транзисторы. Принцип работы.
9)Полевые транзисторы. Полевой транзистор с PN-переходом.
10)МДП транзистор со встроенным каналом.
11)МДП транзистор с индуцированным каналом.
12)Тиристор. Принцип работы, ВАХ тиристора.
13)Динистор.
14)Симмистор.
15)Полупроводниковые оптоэлектронные приборы.
16)Интегральные микросхемы.
17)Режим покоя в каскаде с общим эмиттером.
18)Общие сведения об операционных усилителях.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Неуправляемые выпрямители. Структура источника питания.
2)Однофазный однополупериодный выпрямитель.
3)Однофазный двухполупериодный выпрямитель с нулевой точкой
4)Однофазный мостовой двухполупериодный выпрямитель. Схема Миткевича.
5)Трехфазный выпрямитель с нулевой точкой. Схема Греца.
6)Трехфазный мостовой выпрямитель. Схема Ларионова.
7)Фильтры маломощных выпрямителей.
8)Стабилизаторы напряжения.
9)Построение линии нагрузки усилительного каскада.
10)Построение траектории рабочей точки усилительного каскада.
11)Показать на примере расчет статические H-параметры биполярного транзистора.
12)Объяснить входные характеристики биполярного транзистора.
13)Объяснить выходные характеристики биполярного транзистора.
14)Покажите, как связан ток тазы с током эмиттера в транзисторе с ОЭ.
15)Передаточная характеристика усилительного каскада.
16)Усилительные каскады А и В класса Ключевой режим работы усилительного каскада.
17)Обратная связь в усилителях.
18)Стабилизация точки покоя.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Дрейф нуля в УПТ.
2)Симметричный дифференциальный каскад (СДК).
3)Несимметричный дифференциальный каскад.
4)Каскад с общим коллектором.
5)Каскад с общим истоком.
6)Неинвертирующий ОУ с ООС.
7)Инвертирующий ОУ с ОС.
8)Операционные схемы. Инвертирующий сумматор.
9)Неинвертирующий сумматор.
10)Вычитатель.
11)Источник напряжения, управляемый током.
12)Источник тока, управляемый напряжением.
13)Интегратор.
14)Нелинейный режим работы ОУ. Компаратор.
15)Преобразование сигналов. Дифференцирующие и интегрирующие цепи.
16)Мультивибратор на ОУ. Мультивибратор на биполярном транзисторе.
17)Одновибратор.
18)Генератор линейно-изменяющегося напряжения.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
ПК-3 | 5 | 1, 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Перечень учебной литературы для освоения дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Новожилов, О. П. Электроника и схемотехника в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / О. П. Новожилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 382 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03513-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Новожилов, О. П. Электроника и схемотехника в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / О. П. Новожилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 421 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03515-5. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
3 | Бобровников, Л. З. Электроника в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Л. З. Бобровников. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00109-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
4 | Бобровников, Л. З. Электроника в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Л. З. Бобровников. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00112-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Микаэльян Е.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электронные комплексы подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Осипов, В.А. Электроника. Основные полупроводниковые элементы электронных устройств / В.А. Осипов, П.А. Логунова. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 25 с.: 23 ил. | ЭБС РГУПС |
3 | Осипов, В.А. Электроника. Электронные схемы / В.А. Осипов, А.В. Безуглый, П.А. Логунова. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 25 с.: 15 ил. | ЭБС РГУПС |
4 | Безуглый А.В.Электроника. Цифровые электронные устройства / А.В. Безуглый, В.А. Осипов. ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2017. с. 17: ил. 9. | ЭБС РГУПС |
5 | Безуглый, А.В. Электроника : учебно методическое пособие для практических работ / А.В. Безуглый, В.А. Осипов. ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2017. 12 с. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Офисная оргтехника и компьютеры.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 54987.