РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель Корниенко Роман Андреевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Лукьянов Александр Дмитриевич, Заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО ДГТУ, каф. Автоматизации производственных процессов.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Основы в в э м_Б_15.03.03_во_4_ТМТ_п47839_56367.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Проектирование наземных транспортных систем", "Проектирование технологических машин", "Электрические машины";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД

Умеет: выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию

Имеет навыки: навыками конструирования типовых узлов машин и элементов конструкций

ПК-13 - готовностью участвовать в работах по технико-экономическим обоснованиям проектируемых машин и конструкций, по составлению отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 38 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 61   61
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 61   61
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 38 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Введение. Основные понятия о взаимозаменяемости. ПК-13
2 Система нормирования отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей деталей электрических машин. ПК-13
3 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических и конических соединений. ПК-13
4 Взаимозаменяемость, методы и средства контроля деталей электрических машин. ПК-13
5 Основные положения теории практики расчета размерных цепей. ПК-13

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   4
2 4 2   10
3 4 2   12
4 4 8   19
5 2 2   16
Итого 16 16   61
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основные понятия о взаимозаменяемости. 2
2 Системы допусков и посадок. Понятие о размерах и отклонениях, допусках и посадках. Системы допусков и посадок. 2
Нормирование суммарных отклонений формы и расположения поверхностей элементов детали. 2
3 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических и конических соединений. 2
Взаимозаменяемость резьбовых соединений. 2
4 Взаимозаменяемость, методы и средства контроля деталей электрических машин. 2
Метод полной взаимозаменяемости: Способ равных полей допусков. Способ пропорционального деления. Метод неполной взаимозаменяемости. Решение обратной задачи. 2
5 Основные положения теории практики расчета размерных цепей. Термины и определения. Классификация. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Измерение конструктивных параметров деталей 2
2 Измерение шероховатости поверхности деталей 2
3 Измерение размеров деталей с помощью предельных калибров 2
4 Измерение элементов резьбы 2
Методы и средства контроля угловых размеров 2
Выбор посадок цилиндрических соединений 2
Выбор посадок цилиндрических соединений 2
5 Определение допусков размеров, входящих в размерные цепи 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основные понятия о взаимозаменяемости. 4
2 Система нормирования отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей деталей электрических машин. 10
3 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических и конически соединений. 12
4 Взаимозаменяемость, методы и средства контроля деталей электрических машин. 19
5 Основные положения теории практики расчета размерных цепей. Классификация. Термины и определения. 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Проскорякова Ю. А. Определение размеров деталей в машиностроении [Текст] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Ю. А. Проскорякова, М. А. Буракова, М. М. Чаава, - 13 с. ЭБС РГУПС
2 Проскорякова Ю. А. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Проскорякова, М. А. Буракова, М. М. Чаава,2014. - 20 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова М.А. Взаимозаменяемость резьбовых соединений : учеб.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -28 с.:a-ил. 148 экз. ЭБС РГУПС
4 Буракова М.А. Стандартизация точности шпоночных соединений. Допуски и посадки : учеб.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий; РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2010. -22 с.:a-ил. 138 экз. ЭБС РГУПС
5 Буракова М.А. Средства измерения и их метрологические характеристики : учеб. пособие/ М.А. Буракова, Н.А. Репешко; РГУПС. -Ростов н/Д, 2011. -63 с.:a-ил. 148 экз. ЭБС РГУПС
6 Николаева Г.С. Выбор измерительных средств: методические указания /Г.С. Николаева, М.А. Буракова, А.А. Замыцкий, -2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д, 2006. -20 с.:ил. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ПК-13 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-13 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие о взаимозаменяемости и ее видах.
2)Расчет и выбор посадок с натягом.
3)Допуски метрической резьбы. Обозначение точности и посадок метрической резьбы.
4)Понятия о номинальном, действительном и предельных размерах.
5)Область применения посадок с натягом. Привести примеры.
6)Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений.
7)Понятие о предельных отклонениях.
8)Допуски и посадки подшипников качения.
9)Классификация отклонений геометрических параметров.
10)Принципы построения систем допусков и посадок для типовых соединений деталей
машин.
11)Выбор посадок подшипников качения на валы и в корпус.
12)Отклонения и допуски форм. Отклонения форм цилиндрических поверхностей.
13)Методы выбора допусков и посадок.
14)Гладкие калибры. Виды и конструктивные исполнения. Маркировка калибров.
15)Отклонения формы плоских поверхностей и расположения поверхностей.
16)Основные эксплуатационные требования и система допусков и посадок гладких
цилиндрических соединений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Допуски калибров. Расчет исполнительных калибров. Схемы расположения их полей
допусков.
2)Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей.
3)Методика построения посадок. Обозначение предельных отклонений и посадок на
чертежах.
4)Система допусков углов и конических соединений.
5)Обозначение на чертежах допусков формы и расположения поверхностей деталей.
6)Расчет и выбор посадок с зазором в подшипниках скольжения.
7)Требования к резьбовым соединениям. Основные параметры и характеристика
крепежных цилиндрических резьб.
8)Определение основных параметров шероховатости поверхности.
9)Область применения рекомендуемых посадок с зазором. Привести примеры.
10)Параметры шероховатости, связанные с высотными свойствами неровностей.
11)Отклонение шага, угла профиля резьбы и их диаметральная компенсация.
12)Расчет и выбор переходных посадок.
13)Приведенный средний диаметр резьбы. Суммарный допуск среднего диаметра
резьбы.
14)Обозначение шероховатости поверхностей на чертежах.
15)Область применения различных переходных посадок.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Посадки резьбовых деталей с зазором.

2)Выбор параметров шероховатости и их числовых значений.

3)Взаимозаменяемость.

4)Виды конических соединений. Допуски на угловые размеры.

5)Средства контроля зубчатых и червячных передач.

6)Классификация и основные эксплуатационные требования к зубчатым передачам.

7)Основные эксплуатационные требования к шпоночным и шлицевым соединении с.

эвольвентным профилем (ГОСТ 6033-80).

8)Классификация размерных цепей.

9)Методы решения размерных цепей.

10)Ообозначение допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединении.

11)Дать определение понятию взаимозаменяемость изделия?.

12)Что называется принципом взаимозаменяемости?.

13)Что такое полное взаимозаменяемость?.

14)Чем характеризуется уровень взаимозаменяемости?.

15)Дать определение о нормальном действительном и предельном размерах?.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-13 4 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Коротков, В. С. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / В. С. Коротков, А. И. Афонасов. — Томск : Томский политехнический университет, 2015. — 187 c. — ISBN 978-5-4387-0464-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Третьяк, Л. Н. Взаимозаменяемость и нормирование точности : учебное пособие для вузов / Л. Н. Третьяк, А. С. Вольнов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07960-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Голуб, О. В. Стандартизация, метрология и сертификация : учебное пособие / О. В. Голуб, И. В. Сурков, В. М. Позняковский. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 334 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Горбунова, Т. С. Измерения, испытания и контроль. Методы и средства : учебное пособие / Т. С. Горбунова ; под редакцией Е. И. Шевченко. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. — 108 c. — ISBN 978-5-7882-1321-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Николаев, М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством : учебное пособие / М. И. Николаев. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 115 c. — ISBN 978-5-4497-0330-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Корниенко Р.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы взаимозаменяемости в электрических машинах". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Третьяк, Л. Н. Взаимозаменяемость и нормирование точности : учебное пособие для вузов / Л. Н. Третьяк, А. С. Вольнов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07960-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56367.