РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Костюков Александр Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства», ДГТУ АСА.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Метрология, с и с_С_23.05.05_во_4_ТОЭ_п46439_54583.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы теории надежности", "Правила технической эксплуатации";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транспорта

Знает: методы и средства технических измерений, технические регламенты, стандарты и другие нормативные документы; методы обработки результатов испытаний; физические величины, их определение, основные и производные единицы физических величин, шкалы физических величин, основы обеспечения единства измерений; основные понятия метрологии; основные понятия, связанные с объектами и средствами измерения; теоретические основы метрологии, стандартизации и сертификации, порядок подтверждения соответствия,проведения сертификации, принципы построения международных и отечественных стандартов; теоретических основ метрологии; понятий, средств, объектов и источников погрешностей измерений; закономерностей формирования результата измерения; алгоритмов обработки многократных измерений; организационных, научных,методических и правовых основ метрологии; основ взаимозаменяемости,стандартизации и сертификации; нормативно-правовых документов системы технического регулирования; методов оценки показателей надежности

Умеет: использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; обрабатывать результаты непосредственных и косвенных измерений; пользоваться современными измерительными средствами технологических измерений; Проводить лабораторные и стендовые испытания; Проводить расчет погрешности измерений

Имеет навыки: владения методами и средствами технических измерений; методами определения точности измерений; методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента; методами теоретического и экспериментального исследования в метрологии; навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

Индикатор:
ОПК-3.1 - Применяет организационные и методические основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте

Знает: Методы обработки информации, полученной при проведении измерений; методы обработки результатов испытаний; физические величины, их определение, основные и производные единицы физических величин, шкалы физических величин, основы обеспечения единства измерений; методы статистической обработки результатов наблюдений и экспериментов; Основные закономерности формирования погрешности измерений; основные нормативные правовые документы; основные понятия, связанные с объектами и средствами измерения

Умеет: использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг; обрабатывать результаты непосредственных и косвенных измерений; Проводить расчет погрешности измерений

Имеет навыки: методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента; методами технических измерений, приёмами использования стандартов и других нормативных документов при оценке, контроле качества и сертификации продукции. Иметь общее представление о технологических операциях ТР, характеризующих его видах работ, технологических приёмов и способов устранения основных отказов и неисправностей, схем технологического процесса ТО и ТР; навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

Индикатор:
ОПК-3.2 - Выбирает формы и схемы сертификации продукции (услуг) и процессов, решает задачи планирования и проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии, используя нормативно-правовую базу, современные методы и информационные технологии

Место дисциплины 1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретические основы электротехники", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теоретические основы метрологии. ОПК-3
2 Погрешности измерений. ОПК-3
3 Обработка результатов измерений. ОПК-3
4 Основы метрологического обеспечения. ОПК-3
5 Основы стандартизации. ОПК-3
6 Основы сертификации. ОПК-3
7 Схемы сертификации продукции и услуг ОПК-3
8 Взаимозаменяемость. ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   7
2 2 4   10
3 2 2   8
4 2 2   14
5 2     10
6 2     18
7 2 2    
8 2 2    
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     84
2   2
3 2  
4    
5 2  
6    
7    
8    
Итого 6 2   84
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основные понятия и термины. Методы и средства измерений: 1) Физические свойства и величины. 2) Шкалы измерений. 3) Международная система единиц SI. 4) Эталоны единиц СИ. 5) Общие сведения о средствах измерений. 2
2 Закономерности формирования результата измерения. Случайные погрешности. Выбор средств измерений: 1) Понятие погрешности, виды погрешностей, источники погрешностей. 2) Систематические и случайные погрешности. 3) Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов). 4) Описание случайных погрешностей. 5) Закон распределения Стьюдента. 6) Квантильные оценки распределения случайных погрешностей. 7) Методы снижения погрешностей. 8) Классы точности средств измерений. 9) Расчёт погрешностей измерений при различных способах нормирования классов точности средств измерений . 10) Выбор средств измерений по точности.11) Особенности работы трансформаторов тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах 12) измерение мощности методом двух ваттметров. 2
3 Многократные измерения и косвенные измерения. Распределение случайной величины: 1) Понятие многократного измерения. 2) Алгоритмы обработки многократных измерений. 3) Неравноточные измерения. 4) Понятие косвенного измерения. 5) Обработка результатов косвенных измерений. 2
4 Правовые и нормативные основы метрологии: 1) Понятие метрологического обеспечения Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. 2) Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. 3) Метрологические службы. 4) Понятие о контроле и надзоре 5) Государственные испытания средств измерения 6) Поверка и калибровка средств измерения. 7) Качество измерений. 2
5 Правовые основы стандартизации: 1) Правовые основы стандартизации. 2) Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. 3) Международная организация по стандартизации (ИСО). 4) Межотраслевые системы стандартов. 5) Основные принципы и теоретическая база стандартизации. 6) Категории и виды стандартов. 7) Система предпочтительных чисел. 8) Принципы стандартизации. 9) Методы стандартизации. 10) Комплексная стандартизация. 12) Опережающая стандартизация. 2
6 Правовые основы сертификации: 1) Термины и определения в области сертификации. Качество продукции и защита потребителя. 2) Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. 3) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. 4) Аккредитация органов по сертификации и испытательных измерительных лабораторий. 5) Сертификация услуг. Сертификация систем качества. 6) Схемы и системы сертификации. 2
7 Состав схем сертификации на соответствие требованиям нормативных документов: 1) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 2) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 3) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР ТС. 4) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР России. 2
8 Основные понятия и определения. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Основные понятия и термины. Методы и средства измерений: 1) Физические свойства и величины. 2) Шкалы измерений. 3) Международная система единиц SI. 4) Эталоны единиц СИ. 5) Общие сведения о средствах измерений. 2
3 Многократные измерения и косвенные измерения. Распределение случайной величины: 1) Понятие многократного измерения. 2) Алгоритмы обработки многократных измерений. 3) Неравноточные измерения. 4) Понятие косвенного измерения. 5) Обработка результатов косвенных измерений. 2
Заезд № 6
5 Правовые основы стандартизации: 1) Правовые основы стандартизации. 2) Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. 3) Международная организация по стандартизации (ИСО). 4) Межотраслевые системы стандартов. 5) Основные принципы и теоретическая база стандартизации. 6) Категории и виды стандартов. 7) Система предпочтительных чисел. 8) Принципы стандартизации. 9) Методы стандартизации. 10) Комплексная стандартизация. 12) Опережающая стандартизация. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Формы представления погрешностей и результатов измерений. 2
Основы теории погрешностей. 2
2 Обработка результатов однократных косвенных измерений. 2
Обработка результатов однократных прямых измерений. 2
3 Обработка результатов совместных и совокупных измерений с помощью метода наименьших квадратов. 2
4 Расчёт погрешности измерительного канала. 2
7 Обоснование выбора схемы сертификации. 2
8 Взаимозаменяемость в электроэнергетике 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
2 Обработка результатов однократных косвенных измерений. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Эталоны единиц СИ 7
2 Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов) 10
3 Неравноточные измерения 8
4 Качество измерений. 14
5 Категории и виды стандартов. 10
6 Сертификация услуг. Сертификация систем качества. 18

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Эталоны единиц СИ 84
Формы представления погрешностей и результатов измерений.
Основы теории погрешностей.
2 Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов)
Закономерности формирования результата измерения. Случайные погрешности. Выбор средств измерений: 1) Понятие погрешности, виды погрешностей, источники погрешностей. 2) Систематические и случайные погрешности. 3) Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов). 4) Описание случайных погрешностей. 5) Закон распределения Стьюдента. 6) Квантильные оценки распределения случайных погрешностей. 7) Методы снижения погрешностей. 8) Классы точности средств измерений. 9) Расчёт погрешностей измерений при различных способах нормирования классов точности средств измерений . 10) Выбор средств измерений по точности.11) Особенности работы трансформаторов тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах 12) измерение мощности методом двух ваттметров
Обработка результатов однократных прямых измерений.
3 Неравноточные измерения
Обработка результатов совместных и совокупных измерений с помощью метода наименьших квадратов.
4 Качество измерений.
Правовые и нормативные основы метрологии: 1) Понятие метрологического обеспечения Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. 2) Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. 3) Метрологические службы. 4) Понятие о контроле и надзоре 5) Государственные испытания средств измерения 6) Поверка и калибровка средств измерения. 7) Качество измерений.
Расчёт погрешности измерительного канала.
5 Категории и виды стандартов.
6 Сертификация услуг. Сертификация систем качества.
Правовые основы сертификации: 1) Термины и определения в области сертификации. Качество продукции и защита потребителя. 2) Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. 3) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. 4) Аккредитация органов по сертификации и испытательных измерительных лабораторий. 5) Сертификация услуг. Сертификация систем качества. 6) Схемы и системы сертификации.
7 Состав схем сертификации на соответствие требованиям нормативных документов: 1) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 2) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 3) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР ТС. 4) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР России.
Обоснование выбора схемы сертификации.
8 Основные понятия и определения
Взаимозаменяемость в электроэнергетике

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Физические свойства и величины.
2)Размерности физических величин и шкалы физических величин.
3)Международнаяой система единиц SI.
4)Эталоны единиц ФВ.
5)Виды измерений.
6)Методы измерений.
7)Общие сведения о средствах измерений (классификация).
8)Основные метрологические характеристики средств измерений.
9)Погрешности средств измерений, источники погрешностей.
10)Классы точности средств измерений.
11)Систематические погрешности (определение, причины возникновения).
12)Методы устранения систематической погрешности.
13)Описание случайных погрешностей.
14)Распределение случайных величин.
15)Числовые характеристики случайных величин.
16)Моменты случайных величин.
17)Закон нормального распределения.
18)Закон равномерного распределения.
19)Распределение случайной величины: асимметрия и эксцесс.
20)Квантильные оценки распределения случайных погрешностей.
21)Методы снижения случайныхых погрешностей.
22)Алгоритмы обработки однократного измерения.
23)Алгоритмы обработки многократного измерения.
24)Понятие прямых и косвенных измерений.
25)Обработка результатов прямых измерений.
26)Обработка результатов косвенных измерений.
27)Исключение грубых погрешностей.
28)Применение правила трех сигм.
29)Обработка совместных измерений.
30)Обработка совокупных измерений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Решить задачу № 1.1 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
2)Решить задачу № 1.2 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
3)Решить задачу № 1.3 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
4)Решить задачу № 1.5 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
5)Решить задачу № 1.7 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
6)Решить задачу № 1.8 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
7)Решить задачу № 1.9 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
8)Решить задачу № 1.10 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
9)Решить задачу № 1.11 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
10)Решить задачу № 1.12 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
11)Решить задачу № 1.13 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
12)Решить задачу № 1.14 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
13)Решить задачу № 1.15 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
14)Решить задачу № 1.16 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
15)Решить задачу № 1.17 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
16)Решить задачу № 1.19 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
17)Решить задачу № 1.21 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
18)Решить задачу № 1.23 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
19)Решить задачу № 1.25 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
20)Решить задачу № 1.27 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
21)Решить задачу № 1.28 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
22)Решить задачу № 1.29 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
23)Решить задачу № 2.5 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
24)Решить задачу № 2.10 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
25)Решить задачу № 2.14 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
26)Решить задачу № 2.15 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
27)Решить задачу № 2.13 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
28)Решить задачу № 2.12 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
29)Решить задачу № 2.11 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
30)Решить задачу № 2.9 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Понятием метрологического обеспечения, организационных, научных и методических основ метрологического обеспечения.

2)Правовыми основами обеспечения единства измерений.

3)Основными положениями закона РФ об обеспечении единства измерений.

4)Понятием о Метрологических службах.

5)Понятием о контроле и надзоре.

6)Понятием о Государственных испытаниях средств измерений.

7)Поверкой средств измерения.

8)Калибровкой средств измерения.

9)Основными понятиями и определениями стандартизации.

10)Понятием о задачах и принципах стандартизации.

11)Понятием о нормативных документах по стандартизации.

12)Понятием о видах и категориях стандартов.

13)Порядком разработки госстандартов.

14)Методами стандартизации – упорядочение объектов.

15)Методами стандартизации – параметрическая стандартизация.

16)Методами стандартизации – унификация продукции и агрегатирование.

17)Понятием об обязательной и добровольной стандартизации.

18)Понятием о комплексной и опережающей стандартизации.

19)Понятием о Международных организациях по стандартизации.

20)Терминами и определениями в области сертификации.

21)Понятием о качестве продукции и защите потребителя.

22)Понятием об обязательной и добровольной сертификации.

23)Схемами и системами сертификации.

24)Порядком осуществления сертификации.

25)Общими понятиями сертификации за рубежом.

26)Понятием об органах по сертификации и испытательным лабораториям.

27)Аккредитацией органов по сертификации и испытательных измерительных лабораторий.

28)Понятием о Регистре систем качества.

29)Понятием о системе качества в ОАО «РЖД».

30)Основными понятиями о взаимозаменяемости.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Костюков А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры "Теоретические основы электротехники". Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Осипов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 39 с. : ил., табл. - Б. ЭБС РГУПС
3 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры "Теоретические основы электротехники" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. Ч. II. Метрология, стандартизация и сертификация / В. А. Осипов, Ю. В. Блинников, В. К. Чирков [и др.] ; ред. В. А. Осипов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 17 с. : ил., табл. - Б. ц. ЭБС РГУПС
4 Блинников, Ю. В. Методические указания к решению задач по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Блинников, А. В. Жуков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 31 с. - Библиогр. : 4 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС
5 Голуб, О. В. Стандартизация, метрология и сертификация : учебное пособие / О. В. Голуб, И. В. Сурков, В. М. Позняковский. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 334 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54583.