РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Теория государства и права" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Правоведение" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.03 Подвижной состав железных дорог |
||
Специализация |
||
№ 2 Вагоны |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Правоведение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория государства и права".
к.ю.н., доц. Баринов Эмиль Эдуардович , зав. кафедрой «Конституционное и муниципальное право» , РГЭУ «РИНХ» .
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Правоведение_С_23.05.03_во_6_ТГП_п46401_53145.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Правоведение".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Правоведение" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Транспортное право";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: правовые положения и термины, позволяющие аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения,отстаивать свою точку зрения Умеет: использовать знания о праве для формирования аргументированной позиции, в том числе, в профессиональной сфере, находить диалог с коллегами на производстве Имеет навыки: применять знания о праве в профессиональной деятельности |
ОК-2 - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения, умением отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений |
Знает: нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) в вагонном хозяйстве; нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) в локомотивном хозяйстве; нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) при производстве и ремонте подвижного состава; нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) при эксплуатации и обслуживании высокоскоростного транспорта; нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) при эксплуатации и обслуживании электроподвижного состава; нормативные документы ОАО «РЖД» по обеспечению качества продукции при производстве и ремонте подвижного состава; нормативные документы ОАО «РЖД» по обеспечению качества услуг в вагонном хозяйстве Умеет: применять правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности для обеспечения безопасности труда и производства Имеет навыки: навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм |
ОК-6 - готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности |
Место дисциплины 1С.Б "Правоведение" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Философия".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 6 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 38 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
6 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 36 | 36 | 36 |
Лекции (Лек) | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 12 | 12 | 12 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 61 | 61 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 61 | 61 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 38 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
8 | 9 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
||||
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 96 | 32 | 64 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 84 | 32 | 52 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 8 | 36 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Предмет и метод курса дисциплины “Правоведение” в вузе | ОК-6 |
2 | Общая теория государства | ОК-6 |
3 | Общая теория права | ОК-2, ОК-6 |
4 | Основные отраслевые юридические дисциплины. | ОК-2, ОК-6 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 12 | |
2 | 4 | 2 | 12 | |
3 | 2 | 2 | 12 | |
4 | 16 | 6 | 25 | |
Итого | 24 | 12 | 61 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 24 | 12 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 84 | |||
2 | 4 | |||
3 | 2 | |||
4 | 2 | |||
Итого | 4 | 4 | 84 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 6 | ||
1 | Предмет, метод и задачи курса дисциплины "Правоведение": 1. Предмет, метод и задачи курса “Правоведение” в вузе: 1)Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2)Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3)Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента. | 2 |
2 | Теория государства: 2.1. Теория государства: 1) Понятие и признаки государства. Определение государства. Социальное назначение государства. 2) Функции государства. | 2 |
Форма государства: 1) Форма государства. 2)Форма правления. 3)Форма государственного устройства. 4)Политический режим. | 2 | |
3 | Теория права: 1)Понятие и определение права. 2)Структура права. Система права. 3) Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4)Правоотношения. Структура. 5)Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. 6)Юридическая ответственность. | 2 |
4 | Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации:: 1)Конституция Российской Федерации – основной закон государства. 2)Основы конституционного строя РФ. 3)Основы правового статуса личности. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ. 4)Особенности федеративного устройства РФ. 5)Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление в РФ. 6)Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. | 2 |
Гражданское право Российской Федерации:: 1)Понятие и система гражданского права. гражданское законодательство. 2) Гражданский кодекс РФ. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Объекты гражданского права. 3)Сделки. Представительство. Исковая давность. 4)Право собственности в системе вещных прав. Понятие форм собственности. 5)Основы обязательственного права. Способы обеспечения обязательств. 6)Договоры, формы, основные виды. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Ответственность за неисполнение обязательств. 7) Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Принятие наследства. 8) Понятие коммерческой тайны. Авторские и смежные права. | 2 | |
Основы семейного права:: 1)Семейное право как отрасль права. 2)Понятие брака и семьи. 3)Личные права и обязанности супругов. 4) Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов. 5)Личные права и обязанности родителей и детей. 6) Алиментные обязательства родителей и детей. | 2 | |
Основы трудового права:: 1)Понятие трудового права. 2)Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). 3)Рабочее время и время отдыха: понятие, виды. Оплата труда. Гарантии и компенсации. 4) Дисциплина труда. Материальная ответственность сторон трудового договора. 5)Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан. | 2 | |
Основы административного права Российской Федерации:: 1)Понятие административного права. Объект, субъект административного права. 2)Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. 3) Административные правонарушения. Понятие и основание административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. 4)Административные взыскания. Административный процесс. 5) Виды организационно-управленческих решений, методы их принятия. | 2 | |
Основы уголовного права Российской федерации:: 1)Уголовное право как отрасль российского права. Уголовный закон и его действие. 2) Понятие преступления. Юридический состав преступления. Соучастие в преступлении. Уголовная ответственность. 3)Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 4)Понятие и цели наказания. Система наказаний. 5) Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие ответственность. | 2 | |
Основы экологического права: Экологическое право и его роль в жизни общества. 2)Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | 2 | |
Основы информационного права:: 1)Понятие государственной тайны. 2)Закон РФ "О государственной тайне" и другие нормативно-правовые акты в области защиты информации. 3) Режим секретности. Сведения, составляющие государственную тайну. 2.8. Основы экологического права: 1)Экологическое право и его роль в жизни общества. 2)Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 8 | ||
2 | Теория государства: 2.1. Теория государства: 1) Понятие и признаки государства. Определение государства. Социальное назначение государства. 2) Функции государства. | 2 |
Форма государства: 1) Форма государства. 2)Форма правления. 3)Форма государственного устройства. 4)Политический режим. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 6 | ||
1 | 1) Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2) Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3). Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента, с целью применения основных правовых знаний в различных сферах деятельности | 2 |
2 | Государственно-правовые истоки.Основные подходы к изучению вопроса и теории происхождения государства и права. Теории российских ученых о происхождении государства. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество.Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России и основные направления эффективной реализации нормативно-правовых актов в различных сферах деятельности | 2 |
3 | 1). Понятие и определение права. 2). Структура права. Система права. 3). Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4). Правоотношения. 5). Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. Юридическая ответственность 6)Анализ социально-экономических проблем и процессов в организации с использованием нормативно-правовой базы | 2 |
4 | Общая характеристика конституционного права России.Источники конституционного права. Структура Конституции РФ 1993г.Основы конституционного строя. Конституционные права и свободы гражданина и человека. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. | 2 |
1)Административная ответственность. Административные правонарушения. Понятие и основание административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. Административные взыскания.2)Понятие преступления. Юридический состав преступления. Соучастие в преступлении. Уголовные правонарушения (преступления), уголовная ответственность. Виды уголовного наказания. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие ответственность. | 2 | |
1)Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). Рабочее время и время отдыха: понятие, виды. Оплата труда. Гарантии и компенсации4).Трудовая дисциплина. 2)Гражданско-правовая ответственность. Понятие гражданско-правовой ответственности и ее виды. Условия гражданско-правовой ответственности. Исковая давность: сроки и их исчисление. Понятие, виды и исполнение обязательств. Исполнение и обеспечение обязательств. Наследственное право. Понятие наследственного права. Наследование по закону. Наследники 1…7-ой очереди. Наследование по завещанию. Недостойные наследники. Семейное право. 3)Семейное право как отрасль права. Понятие брака и семьи. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 3 | ||
3 | 1). Понятие и определение права. 2). Структура права. Система права. 3). Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4). Правоотношения. 5). Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. Юридическая ответственность 6)Анализ социально-экономических проблем и процессов в организации с использованием нормативно-правовой базы | 2 |
4 | Общая характеристика конституционного права России.Источники конституционного права. Структура Конституции РФ 1993г.Основы конституционного строя. Конституционные права и свободы гражданина и человека. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 6 | ||
1 | 1) Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2) Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3)Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента | 12 |
2 | Актуальные проблемы российского федерализма. Форма государства. Форма правления, форма государственного устройства. Политический режим. | 12 |
3 | 1)Понятие и определение права. 2)Структура права. Система права. 3) Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4)Правоотношения. 5)Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. Юридическая ответственность. | 12 |
4 | Личные права и обязанности родителей и детей.Алиментные обязательства родителей и детей.Понятие государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» и другие нормативно-правовые акты в области защиты информации. Режим секретности. Сведения, составляющие государственную тайну. Засекречивание и рассекречивание сведений и их носителей. Защита государственной тайны. Экологическое право и его роль в жизни общества.Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | 25 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 3 | ||
1 | 1) Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2) Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3)Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента | 84 |
Предмет, метод и задачи курса дисциплины "Правоведение": 1. Предмет, метод и задачи курса “Правоведение” в вузе: 1)Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2)Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3)Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента. | ||
1) Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. 2) Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. 3). Задачи курса “Правоведение” в формировании правосознания и воспитании правовой культуры студента, с целью применения основных правовых знаний в различных сферах деятельности | ||
2 | Актуальные проблемы российского федерализма. Форма государства. Форма правления, форма государственного устройства. Политический режим. | |
Государственно-правовые истоки.Основные подходы к изучению вопроса и теории происхождения государства и права. Теории российских ученых о происхождении государства. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество.Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России и основные направления эффективной реализации нормативно-правовых актов в различных сферах деятельности | ||
3 | 1)Понятие и определение права. 2)Структура права. Система права. 3) Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4)Правоотношения. 5)Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. Юридическая ответственность. | |
Теория права: 1)Понятие и определение права. 2)Структура права. Система права. 3) Формы (источники) права. Нормативные акты и их виды. 4)Правоотношения. Структура. 5)Правонарушения и их виды. Причины правонарушений. 6)Юридическая ответственность. | ||
4 | Личные права и обязанности родителей и детей.Алиментные обязательства родителей и детей.Понятие государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» и другие нормативно-правовые акты в области защиты информации. Режим секретности. Сведения, составляющие государственную тайну. Засекречивание и рассекречивание сведений и их носителей. Защита государственной тайны. Экологическое право и его роль в жизни общества.Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | |
Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации:: 1)Конституция Российской Федерации – основной закон государства. 2)Основы конституционного строя РФ. 3)Основы правового статуса личности. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ. 4)Особенности федеративного устройства РФ. 5)Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление в РФ. 6)Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. | ||
Гражданское право Российской Федерации:: 1)Понятие и система гражданского права. гражданское законодательство. 2) Гражданский кодекс РФ. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Объекты гражданского права. 3)Сделки. Представительство. Исковая давность. 4)Право собственности в системе вещных прав. Понятие форм собственности. 5)Основы обязательственного права. Способы обеспечения обязательств. 6)Договоры, формы, основные виды. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Ответственность за неисполнение обязательств. 7) Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Принятие наследства. 8) Понятие коммерческой тайны. Авторские и смежные права. | ||
Основы семейного права:: 1)Семейное право как отрасль права. 2)Понятие брака и семьи. 3)Личные права и обязанности супругов. 4) Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов. 5)Личные права и обязанности родителей и детей. 6) Алиментные обязательства родителей и детей. | ||
Основы трудового права:: 1)Понятие трудового права. 2)Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). 3)Рабочее время и время отдыха: понятие, виды. Оплата труда. Гарантии и компенсации. 4) Дисциплина труда. Материальная ответственность сторон трудового договора. 5)Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан. | ||
Основы административного права Российской Федерации:: 1)Понятие административного права. Объект, субъект административного права. 2)Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. 3) Административные правонарушения. Понятие и основание административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. 4)Административные взыскания. Административный процесс. 5) Виды организационно-управленческих решений, методы их принятия. | ||
Основы уголовного права Российской федерации:: 1)Уголовное право как отрасль российского права. Уголовный закон и его действие. 2) Понятие преступления. Юридический состав преступления. Соучастие в преступлении. Уголовная ответственность. 3)Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 4)Понятие и цели наказания. Система наказаний. 5) Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие ответственность. | ||
Основы экологического права: Экологическое право и его роль в жизни общества. 2)Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | ||
Основы информационного права:: 1)Понятие государственной тайны. 2)Закон РФ "О государственной тайне" и другие нормативно-правовые акты в области защиты информации. 3) Режим секретности. Сведения, составляющие государственную тайну. 2.8. Основы экологического права: 1)Экологическое право и его роль в жизни общества. 2)Экологическая ответственность: понятие. Формы и виды. | ||
1)Административная ответственность. Административные правонарушения. Понятие и основание административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. Административные взыскания.2)Понятие преступления. Юридический состав преступления. Соучастие в преступлении. Уголовные правонарушения (преступления), уголовная ответственность. Виды уголовного наказания. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие ответственность. | ||
1)Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). Рабочее время и время отдыха: понятие, виды. Оплата труда. Гарантии и компенсации4).Трудовая дисциплина. 2)Гражданско-правовая ответственность. Понятие гражданско-правовой ответственности и ее виды. Условия гражданско-правовой ответственности. Исковая давность: сроки и их исчисление. Понятие, виды и исполнение обязательств. Исполнение и обеспечение обязательств. Наследственное право. Понятие наследственного права. Наследование по закону. Наследники 1…7-ой очереди. Наследование по завещанию. Недостойные наследники. Семейное право. 3)Семейное право как отрасль права. Понятие брака и семьи. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Правоведение [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Склифус ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 20 с. - Библиогр. - Заказ № 9719, 100 экз. - 07.46 р. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
6 | |
ОК-2 | + |
ОК-6 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-2 | 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ОК-6 | 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
не предусмотрены.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
не предусмотрены.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 6
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Понятие, признаки, механизм государства.
2)Основы конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ).
3)Понятие трудового договора и его виды (ТК РФ 2002 г).
4)Понятие и стадии законодательного процесса в РФ.
5)Правоотношения: понятие и виды.
6)Юридические свойства Конституции РФ 1993г.
7)Понятие преступления.
8)Юридическая ответственность.
9)Виды правонарушения.
10)Органы законодательной власти в РФ.
11)Семейное право как отрасль российского права.
12)Порядок и условия заключения и расторжения брака.
13)Избирательная система в РФ.
14)Трудовые споры и порядок их разрешения.
15)Коллективные договора и соглашения.
16)Источники российского права.
17)Функции государства и их классификация.
18)Дисциплинарная и материальная ответственность в трудовом праве.
19)Рабочее время и время отдыха.
20)Обязанности человека и гражданина РФ.
21)Обозначить основные нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению качества продукции (услуг) в вагонном хозяйстве
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Система законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.
2)Правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.
3)Структурируйте нормы права по элементам.
4)Определите систему, структуру, компетенции высших органов государственной власти РФ.(Президент РФ.) Федеральное Собрание Р.Ф., Правительство Р.Ф. и т.д.
5)Раскройте систему нормативно-правовых актов РФ.
6)Определите структуру и содержание правовых отношений.
7)Классифицируйте категории преступлений.
8)Определите, что такое «механизм государства», «функции государства» и раскройте их структуру.
9)Определите структурные особенности Конституции РФ.
10)Сформулируйте определение юридических фактов и классифицируйте их.
11)Определить факторы, влияющие на формирование правового и демократического государства.
12)Определить обстоятельства отягчающие, смягчающие, исключающие преступность деяния.
13)Раскройте элементы состава преступления.
14)Классифицируйте права и свободы, а также обязанности человека и гражданина РФ.
15)Дать определение трудовым спорам, классифицировать их, а также обозначить порядок их рассмотрения.
16)Определите условия вступления в брак и обстоятельства препятствующие вступлению в брак.
17)Сформулируйте базовые основы изучаемой дисциплины (Правоведение).
18)Определите порядок заключения и расторжения брака.
19)Сформулируйте определение трудовой дисциплины.
20)Определите меры ответственности за нарушение трудовой дисциплины.
21)Выделить основные положения и институты трудового права, регулирующие вопросы обеспечения безопасности труда и производства
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Социальное взаимодействие на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
2)Структура правоотношений и классификация правовых отношений.
3)Проведите сравнительно-правовой анализ типологии правовых систем современности.
4)Сравните предмет и систему гражданского, семейного, трудового законодательства РФ.
5)Проанализируйте систему нормативно-правовых актов в Российской Федерации по классификации их источников.
6)Обозначьте методы правовой защиты информации.
7)Проанализируйте виды наследования и выявите их отличительные черты.
8)Выявите структурные особенности Федерального Собрания РФ.
9)Обозначьте структурные элементы нормы и системы права.
10)Обозначьте основы правового статуса человека и гражданина.
11)Сравните предмет и систему уголовного и административного права РФ.
12)Сравните предмет и систему экологического и информационного права РФ.
13)Выявите особенности Российской Федерации, как правового государства.
14)Выявите особенности Российской Федерации, как демократического государства.
15)Сравните категории «правосознание» и «правовая культура».
16)Обозначьте факторы,влияющие на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан РФ.
17)Выявите основные факторы, влияющие на обеспечение законности и правопорядка в Российской Федерации.
18)Сравните категории «власть», «государственная власть», «политическая власть».
19)Определите виды юридической ответственности.
20)Обозначьте базовые принципы основ конституционного строя Российской Федерации.
21)Раскрыть основные положения отрасли трудового права в сфере регулирующих вопросы социального взаимодействия работников, работодателей, в сфере труда на производстве.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-2 | 6 | 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-6 | 6 | 1, 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Правоведение: учеб. пособие / М. Б. Смоленский, Т. А. Антоненко, Н. А. Багрова [и др.] ; ред. М. Б. Смоленский ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 331 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Правоведение : учебник и практикум для вузов / под редакцией С. И. Некрасова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03349-6. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Правоведение [Текст] : учеб. пособие с схемах / М. Б. Смоленский, Т. А. Антоненко, Н. А. Багрова [и др.]. ; ред. М. Б. Смоленский ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 191 с. : табл. - Библиогр. : 32 назв. - Заказ № 9038 экз. - 121.39 р., 121.39 р. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Правоведение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Правоведение [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Склифус ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 20 с. - Библиогр. - Заказ № 9719, 100 экз. - 07.46 р. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 53145.