РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория государства и права"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Теория государства и права"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.ю.н., доц. Антоненко Татьяна Алексеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Теория государства и права" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория государства и права".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ю.н., доц. Баринов Э. Э., зав. каф. конституционного и муниципального права, ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Теория г и п_С_38.05.01_во_1_ТГП_п44050_55891.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория государства и права".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория государства и права" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Трудовое право", "Уголовное право", "Юридическая психология";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: историю становления теории государства и права, ее предмет и методы исследования; основные понятия о государстве и праве; отрасли российского права

Умеет: установить предмет и метод правового регулирования; установить вид юридических фактов; определить субъеквто правоотношения

Имеет навыки: анализа и классификации правовых норм; анализа структуры правовой нормы; определения видов толкования правовых норм; определения видов юридической ответственности

ОК-3 - способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах

Место дисциплины 1С.Б "Теория государства и права" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Правовое обеспечение экономической безопасности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 124   58 66
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 118   58 60
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 11 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 ТГП как наука и учебная дисциплина ОК-3
2 Теория государства ОК-3
3 Понятие, сущность права, система права ОК-3
4 Действие права ОК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   10
2 4 4   10
3 12 4   20
4 12 4   17
Итого 32 16   57
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     118
2   2
3 2  
4   2
Итого 4 4   118
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Становление ТГП как науки и учебной дисциплины: 1) Общая характеристика ТГП как науки 2) История становления ТГП. 2
Предмет и метод ТГП: 1) Основные закономерности возникновения и развития государства и права 2) Исторические типы государства и права 3) Современные теории происхождения государства 4) Функции государства и права. 2
2 Функции и механизм государства: 1) Понятие функций государства 2) механизм государства 3) Государственный аппарат. 2
Форма государства: 1) Понятие и структура формы государства 2) Форма государственного устройства 3) Форма правления 4) Политический режим. 2
3 Право в системе социальных норм: 1) Право в системе социальных норм 2) Право и мораль 3) Право и религия 4) Сущность и социальная ценность права. 2
Формы, источники права: 1)Источники права: понятие 2) Источники российского права 3) Нормативно-правовой акт как источник права 4) Виды нормативно-правовых актов в РФ. 2
Нормативно-правовой акт как основной источник российского права:: 1) Понятие и признаки нормативно-правового акта; 2) Классификация нормативно-правовых актов; 3) Закон: понятие, признаки, виды, структура; 4) Подзаконные акты; 5) Соотношение нормативно-правовых актов в федеративном государстве; 6) Пределы действия нормативно-правовых актов. 2
Правотворчество и законотворчество: 1) Понятие, виды и принципы правотворчества; 2) Законотворчество; 3) Законотворческий процесс в РФ: понятие, стадии, особенности; 4) Юридическая техника: понятие, виды, основные требования. 2
Система права:: 1) Понятие системы права и ее признаки. Отличие системы права от правовой системы; 2) Структура системы права; 3) Предмет и метод правового регулирования; 4) Понятие отрасли права; общая характеристика отраслей российского права; 5) Правовой институт. 2
Правовые системы современности: 1) Правовая система и правовая семья: соотношение понятий; 2) типология правовых систем; 3) Романо-германская правовая семья: этапы становления, источники; 4) Семья общего права, английское и американское право; 5) Семья религиозного права; 6) Семья социалистического права; 7) российская правовая система. 2
4 Правоотношения: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции. 2
Реализация права: 1) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 2) Правоприменительная деятельность и ее виды. 3) Стадии правоприменительной деятельности. 4) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права. 2
Механизм правового регулирования: 1) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 2) Понятие механизма правового регулирования; 3) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 4) Стадии правового регулирования. 2
Правонарушение и юридическая ответственность: 1) правонарушение: понятие, признаки; 2) Состав правонарушения и основания юридической ответственности; 3) Виды правонарушений; 4) Причины правонарушений5) Понятие, принципы, функции и признаки юридической ответственности; .6) Виды юридической ответственности (перспективная, ретроспективная, отраслевая); 7) Основания юридической ответственности; 8)Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность; 9) Основания освобождения от юридической ответственности; 10) Юридическая ответственность и государственное принуждение. . 2
Законность и правопорядок: 1) Понятие законности; 2) Принципы, требования и функции законности; 3) гарантии законности; 4) Правопорядок: понятие, признаки, структура; 5) Принципы правопорядка. 5) Правопорядок и общественный порядок. Дисциплина. 2
Правосознание и правовая культура: 1) Понятие правосознания, функции правосознания; 2) Структура правосознания; 3) Правовая идеология; 4) Правовая психология; 5) Виды правосознания. 6) Понятие правовой культуры 7) Виды правовой культуры; 8) Правовое воспитание. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Предмет и метод ТГП: 1) Основные закономерности возникновения и развития государства и права 2) Исторические типы государства и права 3) Современные теории происхождения государства 4) Функции государства и права. 2
3 Правотворчество и законотворчество: 1) Понятие, виды и принципы правотворчества; 2) Законотворчество; 3) Законотворческий процесс в РФ: понятие, стадии, особенности; 4) Юридическая техника: понятие, виды, основные требования. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины: 1) Возникновение и развитие теории государства и права; 2) Объект и предмет исследования теории государства и права.3) Структура теории государства и права; 4) Методология теории государства и права; 5) Частнонаучные методы исследования теории государства и права. 2
Место и роль теории государства и права в системе других наук: 1) Теория государства и права в системе гуманитарных наук; 2) Теория государства и права в системе юридических наук. 2
2 Понятие, признаки государства. Функции государства: 1) Понятие и признаки государства; 2) Политическая и государственная власть: соотношение понятий; 3) Политическая система общества; 4) Место и роль государства в политической системе общества; 5) Назначение и социальная ценность государства; 6) Классовый и общесоциальный подходы к пониманию сущности государства. 7) Понятие «функции государства» и их связь с сущностью государства. 8) Соотношение целей, задач и функций государства. 9) Функции государства, их классификация (постоянные и временные, явные и латентные, основные и не основные, внутренние и внешние; явные и латентные); 10) Характеристика основных функций государства; 11) Основные внутренние и внешние функции Российского государства; 12) Формы осуществления функций государства. 2
Механизм государства. Форма государства: 1) Понятие механизма государства. Признаки механизма государства и его структура; 2) Аппарат государства. Признаки и понятие органа государства; 3) Виды органов государства; 4) Система государственных органов в РФ. Конституционные принципы построения и деятельности системы государственных органов РФ. 5) Форма государства: понятие, признаки, структура; 2) Форма правления; 6) Форма государственного устройства; 7) Политический (государственный) режим. 2
3 Норма права. Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права: 1) Понятие и признаки нормы права; 2) Структура нормы права; 3) Способы изложения норм права; 4) Классификация правовых норм. 5) Соотношение понятий «форма» и «источник» права; 6) Классификация источников права; 7) Основные источники российского права. 8) Понятие и признаки нормативно-правового акта; 9) Классификация нормативно-правовых актов; 10) Закон: понятие, признаки, виды, структура; 11) Подзаконные акты; 12) Соотношение нормативно-правовых актов в федеративном государстве; 13) Пределы действия нормативно-правовых актов. Правотворчество и законотворчество. Система законодательства: 1) Понятие, виды и принципы правотворчества; 2) Законотворчество; 3) Законотворческий процесс в РФ: понятие, стадии, особенности; 4) Юридическая техника: понятие, виды, основные требования. 5) Система законодательства: понятие, структура; 6) Систематизация законодательства: понятие, виды; 7) Тенденции развития современного российского законодательства. 2
Понятие и определение права. Право в системе социальных норм: 1) Основные признаки и понятие права; 2) Связь права с государством; 3) Системный характер права; 4) Право и закон; 5) Основные концепции правопонимания; 6) Принципы права. 6) Понятие социальных норм и их разновидности; 7) Социальные и технические нормы; технико-юридические нормы; 8) Общее и особенное в праве и иных социальных нормах; 9) Соотношение права и морали; 10) Право и обычаи; 11) Право и религиозные нормы. 2
4 Правоотношение. Реализация права. Механизм правового регулирования: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции. 9) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 10) Правоприменительная деятельность и ее виды. 11) Стадии правоприменительной деятельности. 12) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права. 13) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 14) Понятие механизма правового регулирования; 15) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 16) Стадии правового регулирования. Толкование норм права. Пробелы в праве и коллизии правовых норм: 1) Понятие, необходимость и объекты толкования норм права; 2) Способы толкования; 3) Виды толкования; 4) Акты толкования. 5) Понятие, виды и причины пробелов в праве; 6) Способы восполнения и преодоления пробелов; 7) Коллизии правовых норм. Способы разрешения коллизий. 2
Правоотношение. Реализация права. Механизм правового регулирования: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции. 9) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 10) Правоприменительная деятельность и ее виды. 11) Стадии правоприменительной деятельности. 12) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права. 13) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 14) Понятие механизма правового регулирования; 15) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 16) Стадии правового регулирования. Толкование норм права. Пробелы в праве и коллизии правовых норм: 1) Понятие, необходимость и объекты толкования норм права; 2) Способы толкования; 3) Виды толкования; 4) Акты толкования. 5) Понятие, виды и причины пробелов в праве; 6) Способы восполнения и преодоления пробелов; 7) Коллизии правовых норм. Способы разрешения коллизий. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
2 Понятие, признаки государства. Функции государства: 1) Понятие и признаки государства; 2) Политическая и государственная власть: соотношение понятий; 3) Политическая система общества; 4) Место и роль государства в политической системе общества; 5) Назначение и социальная ценность государства; 6) Классовый и общесоциальный подходы к пониманию сущности государства. 7) Понятие «функции государства» и их связь с сущностью государства. 8) Соотношение целей, задач и функций государства. 9) Функции государства, их классификация (постоянные и временные, явные и латентные, основные и не основные, внутренние и внешние; явные и латентные); 10) Характеристика основных функций государства; 11) Основные внутренние и внешние функции Российского государства; 12) Формы осуществления функций государства. 2
4 Правоотношение. Реализация права. Механизм правового регулирования: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции. 9) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 10) Правоприменительная деятельность и ее виды. 11) Стадии правоприменительной деятельности. 12) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права. 13) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 14) Понятие механизма правового регулирования; 15) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 16) Стадии правового регулирования. Толкование норм права. Пробелы в праве и коллизии правовых норм: 1) Понятие, необходимость и объекты толкования норм права; 2) Способы толкования; 3) Виды толкования; 4) Акты толкования. 5) Понятие, виды и причины пробелов в праве; 6) Способы восполнения и преодоления пробелов; 7) Коллизии правовых норм. Способы разрешения коллизий. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 ТГП как наука и учебная дисциплина 10
2 Теория государства 10
3 Понятие, сущность права, система права 20
4 Действие права 17

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 ТГП как наука и учебная дисциплина 118
Становление ТГП как науки и учебной дисциплины: 1) Общая характеристика ТГП как науки 2) История становления ТГП
Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины: 1) Возникновение и развитие теории государства и права; 2) Объект и предмет исследования теории государства и права.3) Структура теории государства и права; 4) Методология теории государства и права; 5) Частнонаучные методы исследования теории государства и права.
Место и роль теории государства и права в системе других наук: 1) Теория государства и права в системе гуманитарных наук; 2) Теория государства и права в системе юридических наук.
2 Теория государства
Функции и механизм государства: 1) Понятие функций государства 2) механизм государства 3) Государственный аппарат
Форма государства: 1) Понятие и структура формы государства 2) Форма государственного устройства 3) Форма правления 4) Политический режим
Механизм государства. Форма государства: 1) Понятие механизма государства. Признаки механизма государства и его структура; 2) Аппарат государства. Признаки и понятие органа государства; 3) Виды органов государства; 4) Система государственных органов в РФ. Конституционные принципы построения и деятельности системы государственных органов РФ. 5) Форма государства: понятие, признаки, структура; 2) Форма правления; 6) Форма государственного устройства; 7) Политический (государственный) режим.
3 Понятие, сущность права, система права
Право в системе социальных норм: 1) Право в системе социальных норм 2) Право и мораль 3) Право и религия 4) Сущность и социальная ценность права
Формы, источники права: 1)Источники права: понятие 2) Источники российского права 3) Нормативно-правовой акт как источник права 4) Виды нормативно-правовых актов в РФ
Нормативно-правовой акт как основной источник российского права:: 1) Понятие и признаки нормативно-правового акта; 2) Классификация нормативно-правовых актов; 3) Закон: понятие, признаки, виды, структура; 4) Подзаконные акты; 5) Соотношение нормативно-правовых актов в федеративном государстве; 6) Пределы действия нормативно-правовых актов.
Система права:: 1) Понятие системы права и ее признаки. Отличие системы права от правовой системы; 2) Структура системы права; 3) Предмет и метод правового регулирования; 4) Понятие отрасли права; общая характеристика отраслей российского права; 5) Правовой институт
Правовые системы современности: 1) Правовая система и правовая семья: соотношение понятий; 2) типология правовых систем; 3) Романо-германская правовая семья: этапы становления, источники; 4) Семья общего права, английское и американское право; 5) Семья религиозного права; 6) Семья социалистического права; 7) российская правовая система.
Норма права. Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права: 1) Понятие и признаки нормы права; 2) Структура нормы права; 3) Способы изложения норм права; 4) Классификация правовых норм. 5) Соотношение понятий «форма» и «источник» права; 6) Классификация источников права; 7) Основные источники российского права. 8) Понятие и признаки нормативно-правового акта; 9) Классификация нормативно-правовых актов; 10) Закон: понятие, признаки, виды, структура; 11) Подзаконные акты; 12) Соотношение нормативно-правовых актов в федеративном государстве; 13) Пределы действия нормативно-правовых актов. Правотворчество и законотворчество. Система законодательства: 1) Понятие, виды и принципы правотворчества; 2) Законотворчество; 3) Законотворческий процесс в РФ: понятие, стадии, особенности; 4) Юридическая техника: понятие, виды, основные требования. 5) Система законодательства: понятие, структура; 6) Систематизация законодательства: понятие, виды; 7) Тенденции развития современного российского законодательства.
Понятие и определение права. Право в системе социальных норм: 1) Основные признаки и понятие права; 2) Связь права с государством; 3) Системный характер права; 4) Право и закон; 5) Основные концепции правопонимания; 6) Принципы права. 6) Понятие социальных норм и их разновидности; 7) Социальные и технические нормы; технико-юридические нормы; 8) Общее и особенное в праве и иных социальных нормах; 9) Соотношение права и морали; 10) Право и обычаи; 11) Право и религиозные нормы.
4 Действие права
Правоотношения: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции.
Реализация права: 1) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 2) Правоприменительная деятельность и ее виды. 3) Стадии правоприменительной деятельности. 4) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права.
Механизм правового регулирования: 1) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 2) Понятие механизма правового регулирования; 3) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 4) Стадии правового регулирования.
Правонарушение и юридическая ответственность: 1) правонарушение: понятие, признаки; 2) Состав правонарушения и основания юридической ответственности; 3) Виды правонарушений; 4) Причины правонарушений5) Понятие, принципы, функции и признаки юридической ответственности; .6) Виды юридической ответственности (перспективная, ретроспективная, отраслевая); 7) Основания юридической ответственности; 8)Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность; 9) Основания освобождения от юридической ответственности; 10) Юридическая ответственность и государственное принуждение. .
Законность и правопорядок: 1) Понятие законности; 2) Принципы, требования и функции законности; 3) гарантии законности; 4) Правопорядок: понятие, признаки, структура; 5) Принципы правопорядка. 5) Правопорядок и общественный порядок. Дисциплина.
Правосознание и правовая культура: 1) Понятие правосознания, функции правосознания; 2) Структура правосознания; 3) Правовая идеология; 4) Правовая психология; 5) Виды правосознания. 6) Понятие правовой культуры 7) Виды правовой культуры; 8) Правовое воспитание.
Правоотношение. Реализация права. Механизм правового регулирования: 1) Понятие, признаки и предпосылки правоотношений; 2) Субъекты правоотношений; 3) Объекты правоотношений. Правовые ситуации; 4) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений; 5) Виды правоотношений; 6) Юридические факты: понятие, виды. 7) Сложные юридические факты, факты-состояния. 8) Презумпции, преюдиции и фикции. 9) Понятие реализации норм права. Формы реализации норм права. 10) Правоприменительная деятельность и ее виды. 11) Стадии правоприменительной деятельности. 12) Пробелы в праве и законе. Аналогия закона и аналогия права. 13) Правовое воздействие и правовое регулирование: соотношение понятий; 14) Понятие механизма правового регулирования; 15) Структура механизма правового регулирования и правовые режимы; 16) Стадии правового регулирования. Толкование норм права. Пробелы в праве и коллизии правовых норм: 1) Понятие, необходимость и объекты толкования норм права; 2) Способы толкования; 3) Виды толкования; 4) Акты толкования. 5) Понятие, виды и причины пробелов в праве; 6) Способы восполнения и преодоления пробелов; 7) Коллизии правовых норм. Способы разрешения коллизий.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Антоненко Т.А., Матвеенко М,И. Теория государства и права/ Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. - Ростов-на-Дону,ФГБОУ ВО РГУПС, Изд. РГУПС, 2017.-56 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

понятие, признаки, сущность государства;

механизм государства;

разделение властей в РФ;

форма современного российского государства;

соотношение государства и права;

право в системе социальных норм;

механизм правового регулирования;

система права и правовая система;

частное и публичное право: понятие, соотношение;

правовые системы современности.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
2)Предмет изучения общей теории государства и права.
3)Методы исследования общей теории государства и права.
4)Общие закономерности и основные пути возникновения государства и права.
5)Общая характеристика первобытного общества: власть и управление.
6)Типология правовых систем: основания классификации и виды.
7)Взгляды на происхождение государства и права российских мыслителей.
8)Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве.
9)Подходы к типологии государства и права.
10)Понятие, принципы и гарантии законности.
11)Понятие правовая культура: понятие, виды.
12)Сущность государства: понятие и основные подходы к его определению
13)Место и роль государства в политической системе общества.
14)Понятие и признаки государства.
15)Понятие и структура «формы государства».
16)Становление понятия «правовое государство» и его признаки.
17)Сущность, признаки и ценность права.
18)Понятие и признаки права.
19)Проблема правопонимания в юридической науке: естественно-правовой, нормативный, социологический, психологический, интегративный подходы к пониманию права.
20)Понятие формы (источника) права.
21)Понятие социальной нормы, ее признаки и функции. Виды социальных норм.
22)Понятие и признаки нормы права.
23)Понятие и структура системы права.
24)Понятие и принципы правотворчества.
25)Понятие, признаки и предпосылки правоотношений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Охарактеризовать одну из теорий происхождения государства и права, трактующую государство как большую семью, где отношения монарха и подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.
2)Охарактеризовать одну из теорий происхождения государства и права, согласно которой государство понималось как общественный договор.
3)Охарактеризовать одну из теорий происхождения государства и права, согласно которой государство является результатом внутреннего насилия или внешнего завоевания.
4)Охарактеризовать одну из теорий происхождения государства и права, которая уподобляет государство живому организму.
5)Провести :сравнительный анализ теологической и историко-материалистической теорий о возникновении государства и права.
6)Дать юридическую характеристику органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
7)Определить юридическую природу нормативно-правового акта, исходящего от высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующего наиболее важные сферы общественных отношений и обладающего высшей юридической силой.
8)Определить метод правового регулирования, содержащийся в норме ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
9)Определить метод правового регулирования, содержащийся в норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
10)Охарактеризовать принцип, установленный ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
11)Определить метод правового регулирования, содержащийся в норме ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
12)Охарактеризовать отрасль права, представляющей собой совокупность правовых норм, направленных на урегулирование личных имущественных и неимущественных отношений, и установить основные источники этой отрасли.
13)Охарактеризовать отрасль права, представляющей собой совокупность правовых норм, направленных на урегулирование отношений в сфере личность-общество-государство и сфере государственной власти, установить основные источники этой отрасли.
14)Определить вид диспозиции, содержащейся в ст. 129 ГК РФ: «Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом иными правовыми актами».
15)Охарактеризовать вид правовой нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 3.7. КоАП РФ: «Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей».
16)Установить вид санкции, содержащейся в ч. 1 ст. 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях: « Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, …влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
17)Охарактеризовать отрасль права, представляющей собой совокупность правовых норм, направленных на урегулирование отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.
18)Определить вид правовой нормы ст. 14 УК РФ: « Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
19)Охарактеризовать стадию правоприменения, связанную с определением жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу правоприменения.
20)Установить вид таких юридических фактов, как рождение и смерть человека, истечение времени, явления стихийного характера.
21)Охарактеризовать вид юридических фактов – признание гражданина безвестно отсутствующим: объявление гражданина умершим.
22)Охарактеризовать ч. 1 ст. 25 УК РФ: «Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом» в качестве признака преступления.
23)Дать характеристику организации, которая, в соответствии со ст. 48 ГК РФ, имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
24)Установить время вступления в силу ГК РФ, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 год и подписанного Президентом РФ 30 ноября 1994 года.
25)Охарактеризовать акт высшего должностного лица РФ, в результате которого, в соответствии со ст. 85 УК РФ «лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Определения связи теории государства и права с другими юридическими науками.

2)Определения различий понятий «общество» и «государство».

3)Определения соотношений государства и права.

4)Определения связи сущности, функций и механизма государства.

5)Определения соотношений законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в системе органов государственной власти.

6)Анализа признаков легитимности государственной власти.

7)Определения специально-юридической и неюридической функции права.

8)Определения оснований деления отраслей права по предмету и методу правового регулирования.

9)Анализа и классификации правовых норм.

10)Анализа структуры нормы права.

11)Определения типа правового поведения: правомерного и противоправного.

12)Определения вида толкования норм права.

13)Определения вида юридической ответственности.

14)Установления и анализ стадий правоприменительного процесса.

15)Определения субъектов правоотношений.

16)Определения и анализ объекта правоотношения.

17)Определения понятия «правосознание» и установление типа правосознания.

18)Анализа общих черт и различий права и морали.

19)Анализа структуры нормативно-правового акта, закона.

20)Анализа и характеристика отраслей публичного права.

21)Анализа и характеристика отраслей частного права.

22)Характеристики способов изложения нормы права в статьях нормативно-правового акта.

23)Установления коллизий в законодательстве и определение юридических средств их преодоления.

24)Определения понятия "систематизации законодательства" и характеристики видов систематизации.

25)Определения оснований для установления видов юридической.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Антоненко Т.А., Смоленский М.Б. Теория государство: Учебное пособие.-Ростов-на-Дону, Издательство РГУПС. 2017 г. 215 с. ЭБС РГУПС
2 Правоведение: Учебное пособие/ под ред. М.Б.Смоленского: Ростов-на-Дону, 2017 г. 331 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Правоведение: учебное пособие в схемах: под ред. М.Б. Смоленского, 2016. 191 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Антоненко Т.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория государства и права". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Антоненко Т.А., Матвеенко М,И. Теория государства и права/ Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. - Ростов-на-Дону,ФГБОУ ВО РГУПС, Изд. РГУПС, 2017.-56 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55891.