РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители Безуглый Андрей Владимирович, к.т.н., доц. Трубицин Михаил Анатольевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Прикладная информатика и вычислительная техника», ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Физические п в э п э в н_С_23.05.05_во_4_ТОЭ_п45438_53951.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Надежность систем электроснабжения", "Техническая диагностика систем электроснабжения", "Тяговые и трансформаторные подстанции";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока

Умеет: применять знания в области электротехники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Имеет навыки: разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: методы выбора материалов

Умеет: проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты

Имеет навыки: оценки свойств электротехнических материалов

ОПК-11 - владением методами оценки свойств и способами подбора материалов

Знает: методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности

Умеет: обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов

Имеет навыки: технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, экспертизы технической документации

ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Материаловедение (электротехническое)", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 8 8 8
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 48   48
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2 2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   56 38
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   56 28
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 61 47
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные физические законы процессов протекающих в электроустановках высокого напряжения ОПК-10, ОПК-11, ПК-5
2 Электрофизические явления в электромагнитных полях высокой напряжённости ОПК-10, ОПК-11, ПК-5
3 Процессы протекающие в высоковольтной изоляции ОПК-10, ОПК-11, ПК-5
4 Перенапряжения в высоковольтных устройствах электроснабжения ОПК-10, ОПК-11, ПК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2      
2 4 4 4 18
3 14   2 12
4 12 4 2 18
Итого 32 8 8 48
В т.ч. по интерактивным формам 10      
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1     4 84
2 2  
3    
4   2
Итого 2 2 4 84
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Законы и уравнения энергетических процессов в электроустановках высокого напряжения: 1) Основные уравнения электромагнитного поля. 2) Основные законы электрических цепей. 3) Основные законы магнитных цепей. 2
2 Ионизация, поляризация и эмиссия: 1) Виды поляризации, основные характеричстики. 2) Виды ионизации, основные характеричстики. 3) Поляризационные и ионизационные процессы в структуре высоковольтных устройств. 4) Виды эмисии, основные характеричстики. 2
Электрические разряды: 1) Виды электрических разрядов. 2) Самостоятельные разряды. 3) Несамостоятельные разряды. 4) Характеристики и особенности высоковольтных разрядов. 5) Разряд вдоль поверхности при зезко неравномерном поле. 2
3 Разряды в газах: 1) Разряд в однородном поле. 2) Разряды в неоднородных полях. 3) Эффект полярности. 4) Влияние времени приложения напряжения на электрическую прочность газовой изоляции. 5) Барьерный эффект. 2
Коронный разряд: 1) Положительная корона. 2) Отрицательная корона. 3) Биполярная корона. 4) Потери энергии при коронировании. 5) Ток коронного разряда. 6) Вольт-амперная характеристика короны. 7)Электромагнитное влияние коронного разряда. 2
Характеристики коронного разряда: 1) Ток коронного разряда. 2) Вольт-амперная характеристика короны. 3)Электромагнитное влияние коронного разряда. 2
Поверностные разряды: 1) Разряд в воздухе по поверхности изоляторов. 2) Развитие поверхностного разряда. 3) Факторы влияющие на развитие разряда. 4) Перекрытие высоковольтной изоляции. 2
Электрическая дуга: 1) Развитие электродугового разряда. 2) Факторы влияющие на развитие разряда. 3) Деструктивное влияние электрической дуги на высоковольтную изоляцию. 4) Способы гашения электрической дуги. 2
Разряды в жидкостях: 1).Конфигурация электрических полей 3)Пробой жидких диэлектриков 3)Влияние влаги и микропримесей 4)Влияние давления 5)Влияние температуры 6)Влияние времени воздействия напряжения. 2
Разряды в твердых диэлектриках: 1)Пробой твердой изоляции 2)Частичные разряды. 2
4 Атмосферные перенапряжения: 1) Атмосферные перенапряжения, их особенности и характеристики. Условия формирования перенапряжения. Индуктированные перенапряжения. 2) Типы молний, электрические параметры молнии. Лидерный и главный удар молнии. 3) Форма волны и параметры молнии. 2
Коммутационные перенапряжения: 1) Коммутационные перенапряжения, причины возникновения, особенности и характеристики. 2
Внутренние перенапряжения: 1) Внутренние перенапряжения, причины возникновения, особенности и характеристики. 2
Методы и способы борьбы с перенапряжениями: 1) Основные способы борьбы с перенапряжениями. 2) Методы защиты от перенапряжений: молниеотводы, разрядники, кабельные вставки, катушки индуктивности и др. 3) Вопросы координации изоляции. 2
Грозозащита воздушных линий электропередачи подстанций: 1)Защита от прямых ударов молнии 2)Зона защиты стержневого молниеотвода 3)Зона защиты тросового молниеотвода 4)Грозоупорность объектов 5)Средства защиты от перенапряжений. 2
Грозозащита подстанций: 1)Допустимое расстояние между вентильным разрядником и защищаемым объектом 2)Грозозащита подстанций на напряжение 3–20 кВ 3)Грозозащита подстанций на напряжение 35– 220 кВ. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
2 Электрические разряды: 1) Виды электрических разрядов. 2) Самостоятельные разряды. 3) Несамостоятельные разряды. 4) Характеристики и особенности высоковольтных разрядов. 5) Разряд вдоль поверхности при зезко неравномерном поле. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Исследование коронных разрядов ч.1 2
Исследование коронных разрядов ч.2 2
3 Высоковольтные диэлектрические конструкции. 2
4 Исследование поверхностных разрядов 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
2 Исследование коронных разрядов ч.1 4
Исследование коронных разрядов ч.2
3 Высоковольтные диэлектрические конструкции.
4 Исследование поверхностных разрядов

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Расчёт параметров коронного разряда ч1 2
Расчёт параметров коронного разряда ч2 2
4 Расчёт перенапряжения ч1 2
Расчёт перенапряжения ч2 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
4 Расчёт перенапряжения ч1 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Разряд вдоль поверхности при зезко неравномерном поле. 18
3 Ток коронного разряда. Вольт-амперная характеристика короны. 12
4 Форма волны и параметры молнии. 18

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Законы и уравнения энергетических процессов в электроустановках высокого напряжения: 1) Основные уравнения электромагнитного поля. 2) Основные законы электрических цепей. 3) Основные законы магнитных цепей. 84
2 Разряд вдоль поверхности при зезко неравномерном поле.
Ионизация, поляризация и эмиссия: 1) Виды поляризации, основные характеричстики. 2) Виды ионизации, основные характеричстики. 3) Поляризационные и ионизационные процессы в структуре высоковольтных устройств. 4) Виды эмисии, основные характеричстики.
Расчёт параметров коронного разряда ч1
Расчёт параметров коронного разряда ч2
3 Ток коронного разряда. Вольт-амперная характеристика короны.
Разряды в газах: 1) Разряд в однородном поле. 2) Разряды в неоднородных полях. 3) Эффект полярности. 4) Влияние времени приложения напряжения на электрическую прочность газовой изоляции. 5) Барьерный эффект.
Коронный разряд: 1) Положительная корона. 2) Отрицательная корона. 3) Биполярная корона. 4) Потери энергии при коронировании. 5) Ток коронного разряда. 6) Вольт-амперная характеристика короны. 7)Электромагнитное влияние коронного разряда.
Характеристики коронного разряда: 1) Ток коронного разряда. 2) Вольт-амперная характеристика короны. 3)Электромагнитное влияние коронного разряда.
Поверностные разряды: 1) Разряд в воздухе по поверхности изоляторов. 2) Развитие поверхностного разряда. 3) Факторы влияющие на развитие разряда. 4) Перекрытие высоковольтной изоляции.
Электрическая дуга: 1) Развитие электродугового разряда. 2) Факторы влияющие на развитие разряда. 3) Деструктивное влияние электрической дуги на высоковольтную изоляцию. 4) Способы гашения электрической дуги.
Разряды в жидкостях: 1).Конфигурация электрических полей 3)Пробой жидких диэлектриков 3)Влияние влаги и микропримесей 4)Влияние давления 5)Влияние температуры 6)Влияние времени воздействия напряжения
Разряды в твердых диэлектриках: 1)Пробой твердой изоляции 2)Частичные разряды
4 Форма волны и параметры молнии.
Атмосферные перенапряжения: 1) Атмосферные перенапряжения, их особенности и характеристики. Условия формирования перенапряжения. Индуктированные перенапряжения. 2) Типы молний, электрические параметры молнии. Лидерный и главный удар молнии. 3) Форма волны и параметры молнии.
Коммутационные перенапряжения: 1) Коммутационные перенапряжения, причины возникновения, особенности и характеристики.
Внутренние перенапряжения: 1) Внутренние перенапряжения, причины возникновения, особенности и характеристики.
Методы и способы борьбы с перенапряжениями: 1) Основные способы борьбы с перенапряжениями. 2) Методы защиты от перенапряжений: молниеотводы, разрядники, кабельные вставки, катушки индуктивности и др. 3) Вопросы координации изоляции.
Грозозащита воздушных линий электропередачи подстанций: 1)Защита от прямых ударов молнии 2)Зона защиты стержневого молниеотвода 3)Зона защиты тросового молниеотвода 4)Грозоупорность объектов 5)Средства защиты от перенапряжений
Грозозащита подстанций: 1)Допустимое расстояние между вентильным разрядником и защищаемым объектом 2)Грозозащита подстанций на напряжение 3–20 кВ 3)Грозозащита подстанций на напряжение 35– 220 кВ
Расчёт перенапряжения ч2

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бочев А.С. Техника высоких напряжений : учеб. пособие / А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый ; ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, – 2017. – 85 с. Ил.66. Библиогр.: 7.назв. ЭБС РГУПС
2 Бочев А.С. Высоковольтные разряды : учеб. пособие / А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый ; ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, – 2017. – 52 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-10 +
ОПК-11 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-11 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-5 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электрофизические процессы в газах.
2) Ионизация газа.
3) Разряды в газах.
4) Коронные разряды.
5) Положительная корона.
6) Отрицательная корона.
7) Способы борьбы с коронным разрядом.
8) Основные характеристики коронного разряда.
9) Факторы влияющие на коронный разряд.
10) Поверхностные разряды.
11) Развитие поверхностного разряда.
12) Способы регулирования начального напряжения при поверхностных разрядах.
14) Основные характеристики дуговых разрядов.
15) Вольт-амперная характаристика электрической дуги.
16) Эквивалентня схема замещения электрической дуги.
18) Атмосферные перенапряжения.
19) Развитие грозового разряда.
20) Причиы возникновения энергетических перенапряжений.
21) Основные характеристики станционно-аппаратной изоляции.
22) Пробой изоляции.
23) Коммутационные перенапряжения.
24) Внутренние перенапряжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Высоковольтная изоляция и её характеристики.
2) Назначение высоковольтных изолирующих конструкций.
3) Уровень изоляции в высоковольтных конструкциях.
4) Определение типа высоковольтных разрядов.
5) Классификация высоковольтных разрядов.
6) Определение типа молнии.
7) Моделирование импульсных разрядов.
8) Схемные решения получения высокого напряжения.
9) Защита от коммутационных перенапряжений.
10) Моделирование коронных разрядов.
11) Защита от импульсных разрядов.
12) Координация изоляции.
13) Снижение диструктивных факторов поверхностного рзряда.
14) Влияние формы электрического поля на коронный разряд.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы испытания изоляции.

2) Способы защиты от внутренних перенапряжений.

3) Схемные решения при емкостной защите от перенапряжений.

4) Способы моделирования импульсных разрядов.

5) Схемные решения получения высокого напряжения.

6) Способы защиты от коммутационных перенапряжений.

7) Методы испытания различных высоковольтных электротехнических устройств.

8) Эффективная защита электрических машин от набегающих волн перенапряжений.

9) Диагностика высоковольтных устройств.

10) Способы минимизации возникновения коронных разрядов.

11) Способы гашения дуговых разрядов.

12) Способы регулирования горения дуги.

13) Определение основных характеристик линейной молнии.

14) Методы неразрушающего контроля.

15) Методика испытания диэлектриков на электрический пробой.

16) Контроль параметров дугового разряда.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-11 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бочаров, Ю. Н. Техника высоких напряжений : учебное пособие / Ю. Н. Бочаров, С. М. Дудкин, В. В. Титков. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2013. — 265 c. — ISBN 978-5-7422-3998-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соловьев Г.Е. Электротехнические материалы: учебное пособие / Г.Е. Соловьев, Е.Ю. Микаэльян, Н.П. Воронова; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безуглый А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Физические процессы в электромагнитных полях электроустановок высокого напряжения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Исследование коронных разрядов. Часть I: учебно-методическое пособие к лабораторной работе / Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый, А.В. Жуков; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 10с.: исп. Библиогр.: 5 назв. ЭБС РГУПС
3 Исследование коронных разрядов. Часть II: учебно-методическое пособие к лабораторной работе / Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый, А.В. Жуков, ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 11с.: исп. Библиогр.: 7 назв. ЭБС РГУПС
4 Высоковольтные диэлектрические конструкции : учебно-методическое пособие к лабораторной работе/ Г.Е. Соловьев, А.В.Жуков, Д.В. Волосатов., ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 17 с. ЭБС РГУПС
5 Исследование поверхностных разрядов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе / Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый, А.В. Жуков; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 10с.: исп. Библиогр.: 5 назв. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53951.