РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Техника высоких напряжений"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Трубицин Михаил Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Техника высоких напряжений" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Прикладная информатика и вычислительная техника" », ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Техника в н_С_23.05.05_во_4_ТОЭ_п34468_53211.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Техника высоких напряжений".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Техника высоких напряжений" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Надежность систем электроснабжения", "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей", "Электроэнергетические системы и сети";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности устройства и технического обслуживания устройств, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение поездов: линии электропередачи; тяговые подстанции; контактную сеть; методы обслуживания контактной сети и тяговых подстанций ; методы измерений параметров системы электроснабжения и ее элементов, характеристики средств измерений; методы оценки (определения) технического состояния элементов электроснабжения.

Умеет: осуществить правильный выбор набора контролируемых параметров и технических средств для получения наиболее достоверных данных о техническом состоянии диагностируемых систем.

Имеет навыки: правильного выбора методов определения технического состояния элементов систем, производства расчетов показателей, определяющих текущее и прогнозируемое состояние систем с целью оценки их надежности и совершенствования технического обслуживания.

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: методы выбора материалов.

Умеет: выполнять расчеты основных физических параметров полупроводниковых материалов.

Имеет навыки: методами оценки свойств полупроводниковых материалов.

ОПК-11 - владением методами оценки свойств и способами подбора материалов

Знает: методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности.

Умеет: обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов.

Имеет навыки: технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, экспертизы технической документации.

ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Техника высоких напряжений" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 8 8 8
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 48   48
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2 2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   56 38
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   56 28
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 61 47
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Внутренние и внешние перенапряжения в высоковольтных устройствах  
2 Классификация и назначение основных высоковольтных устройств ОПК-10, ПК-5
3 Защита от перенапряжений  
4 Высоковольтные испытательные установки и измерение высоких напряжений  
5 Принципиальные схемы и конструктивное выполнение воздушных и кабельных линий электропередач. Профессиональные, научно–технические методы выбора, эксплуатации и диагностики высоковольтного оборудования ОПК-10, ОПК-11, ПК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 14      
2 4 2 4 24
3 6      
4 4      
5 4 6 4 24
Итого 32 8 8 48
В т.ч. по интерактивным формам 8      
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   4 84
2    
3    
4    
5   2
Итого 2 2 4 84
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Волновые процессы в линиях электропередачи: 1)Прохождение электромагнитной волны через индуктивность 2)Прохождение электромагнитной волны мимо емкости. 2
Грозовые разряды: 1)Развитие грозового разряда 2)Параметры разряда молнии 3)Параметры разряда молнии. 2
Коронный разряд: 1)Потери энергии при коронировании 2)Разряд в воздухе вдоль поверхности изоляторов 3)Разряд вдоль проводящей и загрязненной поверхности изолятора 4)Корона на проводах ЛЭП при постоянном напряжении 5)Корона на проводах ЛЭП при переменном напряжении 6)Корона на проводах ЛЭП при импульсном напряжении. 2
Влияние внешних факторов на развитие разрядов: 1)Влияние влаги и микропримесей 2)Влияние давления 3)Влияние температуры 4)Влияние времени воздействия напряжения 5)Влияние геометрии электродов, расстояния между ним и материала и полярности на пробивное напряжение. 2
Внутренние перенапряжения: 1)Общие сведения 2)Перенапряжения при отключении ненагруженных линий 3)Перенапряжения при отключении трансформаторов. 2
Перенапряжения при коммутационных процессах: 1)Волновые процессы в обмотках трансформаторов 2)Начальное распределение напряжения вдоль обмотки трансформаторов 3)Установившийся режим(или принужденный режим) 4)Переходный процесс 5)Распределение напряжения вдоль обмоток трехфазного трансформатора 6)Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю. 2
Перенапряжения при отключении ненагруженных ЛЭП и батарей конденсаторов: 1)Отключение ненагруженных ВЛ 2)Отключение батарей конденсаторов. 2
2 Виды высоковольтных устройств: 1)Назначение и области применения высоковольтных устройств 2)Высоковольтные изоляторы 3)Линейные изоляторы 4)Станционно-аппаратные изоляторы. 2
Высоковольтная изоляция эл.машин и аппаратов: 1)Изоляция высоковольтных конденсаторов 2)Изоляция трансформаторов 3)Изоляция кабелей 4)Изоляция электрических машин 5)Профилактика изоляции 6)Задачи и цели профилактики. 2
3 Устройства защиты от перенапряжений: 1)Разрядники 2)Принцип защиты объекта разрядником 3)Трубчатый разрядник 4)Вентильный разрядник 5)Магнитно-вентильный разрядник 6)Ограничитель перенапряжения нелинейный. 2
Грозозащита линий электропередачи: 1)Индуктированные перенапряжения на ЛЭП 2)Прямой удар молнии в опору ЛЭП, не защищенную тросами 3)Прямой удар молнии в опору ЛЭП с тросами 4)Прямой удар молнии в провод ЛЭП. 5)Прямой удар молнии в трос в центре пролета. 6)Общие принципы защиты ЛЭП. 2
Грозозащита подстанций: 1)Допустимое расстояние между вентильным разрядником и защищаемым объектом 2)Грозозащита подстанций на напряжение 3–20кВ 3)Грозозащита подстанций на напряжение 35– 220 кВ. 4)Грозозащита подстанций на напряжение 500 кВ 5)Грозозащита вращающихся машин. 2
4 Генераторы импульсных напряжений: 1)Многоступенчатый ГИН 2)Генератор постоянного напряжения 3)Испытательные трансформаторы. 2
Измерение высоких напряжений: 1)Шаровые разрядники 2)Электростатические вольтметры 3)Делитель напряжения 4)Генерирующий вольтметр. 2
5 Схемные решения при формировании воздушных и кабельных линий: 1) Воздушные и кабельные линии электроснабжения высокого напряжения и их особенности. 2) Волновые процессы в трансформаторе с заземленной нейтралью. Отключение линии воздушных передач. Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю. 2) Схемотехнические решения высоковольтных воздушных и кабельных линий электропередачи. 3) Схемотехнические решения при монтаже станционно-аппратного электротехнического оборудования. 2
Квалифицированное представление о принятых решениях и конечных результатах при выборе оборудования. Формирование научно–технических отчетов: 1) Диагностика высоковольтного оборудования. 2) Профессиональные методы выбора, эксплуатации и диагностики высоковольтного оборудования. 3) Факторы, влияющие на надежность работы высоковольтного оборудования. 4) Формирование научно–технических отчетов и заключений. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Коронный разряд: 1)Потери энергии при коронировании 2)Разряд в воздухе вдоль поверхности изоляторов 3)Разряд вдоль проводящей и загрязненной поверхности изолятора 4)Корона на проводах ЛЭП при постоянном напряжении 5)Корона на проводах ЛЭП при переменном напряжении 6)Корона на проводах ЛЭП при импульсном напряжении. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Высоковольтные диэлектрические конструкции ч1. 2
Высоковольтные диэлектрические конструкции ч2. 2
5 Современные высоковольтные лаборатории, их устройство и назначение ч1. 2
Современные высоковольтные лаборатории, их устройство и назначение ч2. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
2 Высоковольтные диэлектрические конструкции ч1. 4
Высоковольтные диэлектрические конструкции ч2.
5 Современные высоковольтные лаборатории, их устройство и назначение ч1.
Современные высоковольтные лаборатории, их устройство и назначение ч2.

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Расчёт параметров устройств линейной изоляции ч 1 2
5 Расчёт параметров устройств молниезащиты ч1 2
Расчёт параметров устройств молниезащиты ч1 2
Расчёт параметров устройств молниезащиты ч2 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
5 Расчёт параметров устройств молниезащиты ч1 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Источники высокого напряжения. 24
5 Волновые процессы в трансформаторе с заземленной нейтралью.Отключение линии воздушных передач. Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю. 24

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Волновые процессы в линиях электропередачи: 1)Прохождение электромагнитной волны через индуктивность 2)Прохождение электромагнитной волны мимо емкости 84
Грозовые разряды: 1)Развитие грозового разряда 2)Параметры разряда молнии 3)Параметры разряда молнии
Влияние внешних факторов на развитие разрядов: 1)Влияние влаги и микропримесей 2)Влияние давления 3)Влияние температуры 4)Влияние времени воздействия напряжения 5)Влияние геометрии электродов, расстояния между ним и материала и полярности на пробивное напряжение
Внутренние перенапряжения: 1)Общие сведения 2)Перенапряжения при отключении ненагруженных линий 3)Перенапряжения при отключении трансформаторов
Перенапряжения при коммутационных процессах: 1)Волновые процессы в обмотках трансформаторов 2)Начальное распределение напряжения вдоль обмотки трансформаторов 3)Установившийся режим(или принужденный режим) 4)Переходный процесс 5)Распределение напряжения вдоль обмоток трехфазного трансформатора 6)Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю.
Перенапряжения при отключении ненагруженных ЛЭП и батарей конденсаторов: 1)Отключение ненагруженных ВЛ 2)Отключение батарей конденсаторов
2 Источники высокого напряжения.
Виды высоковольтных устройств: 1)Назначение и области применения высоковольтных устройств 2)Высоковольтные изоляторы 3)Линейные изоляторы 4)Станционно-аппаратные изоляторы
Высоковольтная изоляция эл.машин и аппаратов: 1)Изоляция высоковольтных конденсаторов 2)Изоляция трансформаторов 3)Изоляция кабелей 4)Изоляция электрических машин 5)Профилактика изоляции 6)Задачи и цели профилактики
Расчёт параметров устройств линейной изоляции ч 1
3 Устройства защиты от перенапряжений: 1)Разрядники 2)Принцип защиты объекта разрядником 3)Трубчатый разрядник 4)Вентильный разрядник 5)Магнитно-вентильный разрядник 6)Ограничитель перенапряжения нелинейный
Грозозащита линий электропередачи: 1)Индуктированные перенапряжения на ЛЭП 2)Прямой удар молнии в опору ЛЭП, не защищенную тросами 3)Прямой удар молнии в опору ЛЭП с тросами 4)Прямой удар молнии в провод ЛЭП. 5)Прямой удар молнии в трос в центре пролета. 6)Общие принципы защиты ЛЭП.
Грозозащита подстанций: 1)Допустимое расстояние между вентильным разрядником и защищаемым объектом 2)Грозозащита подстанций на напряжение 3–20кВ 3)Грозозащита подстанций на напряжение 35– 220 кВ. 4)Грозозащита подстанций на напряжение 500 кВ 5)Грозозащита вращающихся машин
4 Генераторы импульсных напряжений: 1)Многоступенчатый ГИН 2)Генератор постоянного напряжения 3)Испытательные трансформаторы
Измерение высоких напряжений: 1)Шаровые разрядники 2)Электростатические вольтметры 3)Делитель напряжения 4)Генерирующий вольтметр.
5 Волновые процессы в трансформаторе с заземленной нейтралью.Отключение линии воздушных передач. Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю.
Схемные решения при формировании воздушных и кабельных линий: 1) Воздушные и кабельные линии электроснабжения высокого напряжения и их особенности. 2) Волновые процессы в трансформаторе с заземленной нейтралью. Отключение линии воздушных передач. Перенапряжения при возникновении перемежающейся дуги на землю. 2) Схемотехнические решения высоковольтных воздушных и кабельных линий электропередачи. 3) Схемотехнические решения при монтаже станционно-аппратного электротехнического оборудования.
Квалифицированное представление о принятых решениях и конечных результатах при выборе оборудования. Формирование научно–технических отчетов: 1) Диагностика высоковольтного оборудования. 2) Профессиональные методы выбора, эксплуатации и диагностики высоковольтного оборудования. 3) Факторы, влияющие на надежность работы высоковольтного оборудования. 4) Формирование научно–технических отчетов и заключений.
Расчёт параметров устройств молниезащиты ч1
Расчёт параметров устройств молниезащиты ч2

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 А.С. Техника высоких напряжений : учеб. пособие / А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый ; ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, – 2017. – 85 с. Ил.66. Библиогр.: 7.назв. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
2 Бочев А.С. Высоковольтные разряды : учеб. пособие / А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый ; ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, – 2017. – 52 с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-10 +
ОПК-11 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-11 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-5 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет высоковольтных конструкций . Расчет элементов защиты от перенапряжений.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Высоковольтная изоляция и её характеристики.
2) Назначение высоковольтных изолирующих конструкций.
3) Уровень изоляции в высоковольтных конструкциях.
4) Тип высоковольтных изоляторов.
5) Классификация высоковольтных изоляторов.
6) Классификация высоковольтных материалов.
7) Линейные изоляторы и их характеристики.
8) Конструктивные особенности тарельчатых изоляторов.
9) Конструктивные особенности стержневых изоляторов.
10) Конструктивные особенности штыревых изоляторов.
11) Тросовые молниеотводы.
12) Защита ЛЭП от ПУМ.
13) Атмосферные перенапряжения.
14) Развитие грозового разряда.
15) Типы молний.
16) Основные характеристики кабелей.
17) Координация уровня изоляции.
18) Методы диагностики высоковольтных устройств.
19) Способы оптимальной защиты подходов к высоковольтным устройствам.
20) Основные характеристики и свойства станционно - аппаратной изоляции.
21) Схемные решениями защиты высоковольтных устройств от перенапряжений.
22) Методика оценки основных характеристик линейной молнии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определение дефектного изолятора в гирлянде.
2) Определение основных характеристик гирлянды изоляторов.
3) Работа гирлянды изоляторов.
4) Работа контрольной и измерительной штанг.
5) Назначение станционно-аппаратных изоляторов.
6) Типы станционно-аппаратных изоляторов.
7) Работа конденсаторных изоляторов.
8) Работа маслозаполненных изоляторов.
9) Классификация высоковольтных кабелей.
10) Конструктивные особенности кабелей с резиновой изоляцией.
11) Конструктивные особенности кабелей с бумажной изоляцией и вязкой пропиткой.
12) Конструктивные особенности маслонаполненных кабелей.
13) Конструктивные особенности маслонаполненных кабелей под давлением.
14) Конструктивные особенности газонаполненных кабелей.
15) Работа изоляции под воздействием импульсных напряжений.
16) Выбор технического решение для защиты зданий и сооружений от прямого удара молнии (ПУМ).
17) Принцип работы стержневых молниеотводов.
18) Построение зоны защиты стержневого молниеотвода.
19) Типы высоковольтных разрядников.
20) Работа вентильных разрядников.
21) Работа трубчатых разрядников.
22) Методы оценки свойств соответствующих высоковольтных материалов в устройствах электроснабжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы испытания изоляторов.

2) Методы испытания кабелей.

3) Способы защиты от внутренних перенапряжений.

4) Схемные решения при емкостной защите от перенапряжений.

5) Способы моделирования импульсных разрядов.

6) Схемные решения построения генератора импульсных напряжений(ГИН).

7) Схемные решения построения генератора импульсных токов(ГИТ).

8) Методы испытания различных электротехнических устройств с помощью ГИН и ГИТ.

9) Способы защиты от коммутационных перенапряжений.

10) Основные характеристики коммутационных перенапряжений.

11) Причины возникновения перенапряжений.

12) Эффективность защиты электрических машин от набегающих волн перенапряжений.

13) Методы формирования реальных схем, применяемых при соответствующей защите.

14) Способы минимизации возникновения коронных разрядов.

15) Методы выбора оптимальных параметров высоковольтных устройств.

16) Способы гашения дуговых разрядов.

17) Оценочные характеристики линейных изоляторов.

18) Методы адаптации высоковольтных разрядников при работе с другими средствами защиты.

19) Характеристики тросовых молниеотводов.

20) Способы регулирования горения электрической дуги.

21) Методы безопасной работы с высоковольтными кабелями при различных испытаниях.

22) Методика оценки состояния изоляторов в гирлянде.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 4 2, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-11 4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 4 2, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бочаров, Ю. Н. Техника высоких напряжений : учебное пособие / Ю. Н. Бочаров, С. М. Дудкин, В. В. Титков. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2013. — 265 c. — ISBN 978-5-7422-3998-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф. Общая энергетика. Основное оборудование : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий, Г. Г. Гасангаджиев, В. С. Кожиченков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 416 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08545-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Трубицин М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Техника высоких напряжений". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Высоковольтные лаборатории и источники высокого напряжения : учебно-методическое пособие к лабораторным работам /Г.Е. Соловьев, А.В. Жуков; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 15 с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
3 Электрические испытания гирлянды изоляторов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе / Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый ; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 10 с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
4 Высоковольтные диэлектрические конструкции : учебно-методическое пособие к лабораторной работе/ Г.Е. Соловьев, А.В. Жуков, Д.В. Волосатов; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 17 с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
5 Измерения на высоких напряжениях: методические указания к лабораторной работе : учебно-методическое пособие к лабораторной работе /Г.Е. Соловьев, А.В. Безуглый; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 10 с.: ил. – 4. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53211.