РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Костюков Александр Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства», ДГТУ АСА.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Метрология, с и с_С_23.05.05_во_4_ТОЭ_п55825_55847.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Основы технической диагностики";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные закономерности формирования погрешности измерений.

Умеет: Проводить расчет погрешности измерений.

Имеет навыки: Проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации.

ОПК-8 - способностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации

Знает: Методы обработки информации, полученной при проведении измерений.

Умеет: Использовать метрологические средства для диагностики технического состояния систем.

Имеет навыки: Работы с основными нормативными документами по качеству, стандартизации, сертификации.

ПК-2 - способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации, сертификации и правилам технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и производства систем обеспечения движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем, использовать элементы экономического анализа в практической деятельности

Комментарии кафедры:

Компетенция ПК-2 реализуется в части «способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации, сертификации».


Место дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 122   40 82
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 110   40 70
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 13 45 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теоретические основы метрологии. ОПК-8, ПК-2
2 Погрешности измерений. ОПК-8, ПК-2
3 Обработка результатов измерений. ОПК-8, ПК-2
4 Основы метрологического обеспечения. ОПК-8, ПК-2
5 Основы стандартизации. ОПК-8, ПК-2
6 Основы сертификации. ОПК-8, ПК-2
7 Схемы сертификации  
8 Взаимозаменяемость. ОПК-8, ПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6 6 5
2 2 4 4 8
3 2 4 4 8
4 2 2 2 8
5 2     8
6 2     20
7 2      
8 2      
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам 16 16 16  
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 4 110
2    
3    
4 2  
5    
6    
7    
8    
Итого 4 2 4 110
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основные понятия и термины: 1) Физические свойства и величины. 2) Шкалы измерений. 3) Международная система единиц SI. 4) Эталоны единиц СИ. 5) Общие сведения о средствах измерения. 2
2 Закономерности формирования результата измерения: 1) Понятие погрешности, виды погрешностей, источники погрешностей. 2) Систематические и случайные погрешности. 3) Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов). 2
3 Многократные измерения: 1) Понятие многократного измерения. 2) Алгоритмы обработки многократных измерений. 3) Неравноточные измерения. 2
4 Правовые и нормативные основы метрологии: 1) Понятие метрологического обеспечения Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. 2) Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. 2
5 Правовые основы стандартизации: 1) Правовые основы стандартизации. 2) Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. 3) Международная организация по стандартизации (ИСО). 2
6 Правовые основы сертификации: 1) Термины и определения в области сертификации. Качество продукции и защита потребителя. 2) Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. 2
7 Состав схем сертификации на соответствие требованиям нормативных документов: 1) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 2) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 3) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР ТС. 4) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР России. 2
8 Основные понятия и определения. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Основные понятия и термины: 1) Физические свойства и величины. 2) Шкалы измерений. 3) Международная система единиц SI. 4) Эталоны единиц СИ. 5) Общие сведения о средствах измерения. 2
4 Правовые и нормативные основы метрологии: 1) Понятие метрологического обеспечения Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. 2) Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Меры и основные типы приборов. 2
Поверка амперметра и вольтметра методом непосредственного сличения с образцовым прибором. 2
Измерение реактивной энергии в цепях трёхфазного тока. 2
2 Поверка однофазного индукционного счетчика. 2
Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра. 2
3 Расширение пределов измерения приборов магнитоэлектрической системы с помощью масштабных преобразователей. 2
Обработка результатов многократных измерений. 2
4 Электронные аналоговые приборы. Осциллографический вариант измерения частоты сигнала методом сравнения с мерой 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Меры и основные типы приборов. 4
Поверка амперметра и вольтметра методом непосредственного сличения с образцовым прибором.
Измерение реактивной энергии в цепях трёхфазного тока.
2 Поверка однофазного индукционного счетчика.
Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра.
3 Расширение пределов измерения приборов магнитоэлектрической системы с помощью масштабных преобразователей.
Обработка результатов многократных измерений.
4 Электронные аналоговые приборы. Осциллографический вариант измерения частоты сигнала методом сравнения с мерой

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Формы представления погрешностей и результатов измерений. 2
Основы теории погрешностей. 2
измерение активной мощности в цепях трёхфазного тока. 2
2 Методы и способы снижения систематической погрешности. 2
Методы и способы снижения случайной погрешности. 2
3 Обработка результатов однократных косвенных измерений 2
Обработка результатов прямых измерений. 2
4 Расчёт погрешности измерительного канала. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Формы представления погрешностей и результатов измерений. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Эталоны единиц СИ 5
2 Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов) 8
3 Неравноточные измерения 8
4 Качество измерений. 8
5 Категории и виды стандартов. 8
6 Сертификация услуг. Сертификация систем качества. 20

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Эталоны единиц СИ 110
Основы теории погрешностей.
измерение активной мощности в цепях трёхфазного тока.
2 Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов)
Закономерности формирования результата измерения: 1) Понятие погрешности, виды погрешностей, источники погрешностей. 2) Систематические и случайные погрешности. 3) Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов)
Методы и способы снижения систематической погрешности.
Методы и способы снижения случайной погрешности.
3 Неравноточные измерения
Многократные измерения: 1) Понятие многократного измерения. 2) Алгоритмы обработки многократных измерений. 3) Неравноточные измерения.
Обработка результатов однократных косвенных измерений
Обработка результатов прямых измерений.
4 Качество измерений.
Расчёт погрешности измерительного канала.
5 Категории и виды стандартов.
Правовые основы стандартизации: 1) Правовые основы стандартизации. 2) Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. 3) Международная организация по стандартизации (ИСО).
6 Сертификация услуг. Сертификация систем качества.
Правовые основы сертификации: 1) Термины и определения в области сертификации. Качество продукции и защита потребителя. 2) Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.
7 Состав схем сертификации на соответствие требованиям нормативных документов: 1) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 2) Состав схем сертификации на соответствие требованиям ТР России. 3) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР ТС. 4) Состав схем декларирования на соответствие требованиям ТР России
8 Основные понятия и определения

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине кафедры "Теоретические основы электротехники" Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 1 / В.А. Осипов, Ю.В. Блинников, В.К. Чирков, А.В. Костюков, под ред. В.А. Осипова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017.-18 с. ЭБС РГУПС
2 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры "Теоретические основы электротехники". Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Осипов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 39 с. : ил., табл. - Б. ц. ЭБС РГУПС
3 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры "Теоретические основы электротехники" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. Ч. II. Метрология, стандартизация и сертификация / В. А. Осипов, Ю. В. Блинников, В. К. Чирков [и др.] ; ред. В. А. Осипов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 17 с. : ил., табл. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-8 +
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-8 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Физические свойства и величины.
2)Размерности физических величин и шкалы физических величин.
3)Международная система единиц SI.
4)Эталоны единиц ФВ.
5)Виды измерений.
6)Методы измерений.
7)Общие сведения о средствах измерений (классификация).
8)Основные метрологические характеристики средств измерений.
9)Погрешности средств измерений, источники погрешностей.
10)Классы точности средств измерений.
11)Систематические погрешности (определение, причины возникновения).
12)Методы устранения систематической погрешности.
13)Описание случайных погрешностей.
14)Распределение случайных величин.
15)Числовые характеристики случайных величин.
16)Моменты случайных величин.
17)Закон нормального распределения.
18)Закон равномерного распределения.
19)Распределение случайной величины: асимметрия и эксцесс.
20)Квантильные оценки распределения случайных погрешностей.
21)Методы снижения случайных погрешностей.
22)Алгоритмы обработки однократного измерения.
23)Алгоритмы обработки многократного измерения.
24)Понятие прямых и косвенных измерений.
25)Обработка результатов прямых измерений.
26)Обработка результатов косвенных измерений.
27)Исключение грубых погрешностей.
28)Применение правила трех сигм.
29)Обработка совместных измерений.
30)Обработка совокупных измерений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Решить задачу № 1.1 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
2)Решить задачу № 1.2 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
3)Решить задачу № 1.3 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
4)Решить задачу № 1.5 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
5)Решить задачу № 1.7 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
6)Решить задачу № 1.8 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
7)Решить задачу № 1.9 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
8)Решить задачу № 1.10 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
9)Решить задачу № 1.11 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
10)Решить задачу № 1.12 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
11)Решить задачу № 1.13 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
12)Решить задачу № 1.14 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
13)Решить задачу № 1.15 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
14)Решить задачу № 1.16 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
15)Решить задачу № 1.17 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
16)Решить задачу № 1.19 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
17)Решить задачу № 1.21 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
18)Решить задачу № 1.23 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
19)Решить задачу № 1.25 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
20)Решить задачу № 1.27 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
21)Решить задачу № 1.28 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
22)Решить задачу № 1.29 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
23)Решить задачу № 2.5 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
24)Решить задачу № 2.10 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
25)Решить задачу № 2.14 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
26)Решить задачу № 2.15 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
27)Решить задачу № 2.13 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
28)Решить задачу № 2.12 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
29)Решить задачу № 2.11 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».
30)Решить задачу № 2.9 из сборника учебно-контрольных задач по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Что относится к метрологическому обеспечению, организационным, научным и методическим основам метрологического обеспечения.

2)Что является правовыми основами обеспечения единства измерений.

3)Назовите основные положениями закона РФ об обеспечении единства измерений.

4)Что такое Метрологические службы.

5)Приведите примеры метрологического контроля и надзора.

6)Что такое Государственные испытания средств измерений.

7)Как осуществляется поверка средств измерения.

8)Как осуществляется калибровка средств измерения.

9)Основными понятиями и определениями стандартизации.

10)Понятие о задачах и принципах стандартизации.

11)Понятие о нормативных документах по стандартизации.

12)Понятие о видах и категориях стандартов.

13)Порядок разработки госстандартов.

14)Методы стандартизации – упорядочение объектов.

15)Методы стандартизации – параметрическая стандартизация.

16)Методы стандартизации – унификация продукции и агрегатирование.

17)Понятие об обязательной и добровольной стандартизации.

18)Понятие о комплексной и опережающей стандартизации.

19)Понятие о Международных организациях по стандартизации.

21)Понятие о качестве продукции и защите потребителя.

22)Понятие об обязательной и добровольной сертификации.

23)Схемы и системы сертификации.

24)Порядок осуществления сертификации.

25)Как осуществляется сертификации за рубежом.

26)Понятие об органах по сертификации и испытательным лабораториям.

27)Методика аккредитации органов по сертификации и испытательных измерительных лабораторий.

28)Понятие Регистра систем качества.

29)Понятие системы качества в ОАО «РЖД».

30)Понятие взаимозаменяемости.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Николаев, М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством : учебное пособие / М. И. Николаев. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 115 c. — ISBN 978-5-4497-0330-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Костюков А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Блинников, Ю. В. Методические указания к решению задач по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Блинников, А. В. Жуков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 31 с. - Библиогр. : 4 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС
3 Голуб, О. В. Стандартизация, метрология и сертификация : учебное пособие / О. В. Голуб, И. В. Сурков, В. М. Позняковский. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 334 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55847.