РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретическая механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Теоретическая механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.ф-м.н., доц. Мясникова Нина Алексеевна, д.т.н., проф. Иваночкин Павел Григорьевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Теоретическая механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретическая механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Чебаков Михаил Иванович, заведующий отделом, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Теоретическая м_С_23.05.03_во_234_Термех_п41524_55933.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретическая механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теоретическая механика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Моделирование и динамика систем подвижного состава", "Сопротивление материалов и строительная механика";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: законы динамики точки и твердого тела

Умеет: использовать основные законы механики и других естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

Имеет навыки: основными законами и методами механики

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: законы динамики точки и твердого тела

Умеет: использовать основные законы механики и других естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

Имеет навыки: основными законами и методами механики

ОПК-2 - способностью использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы

Знает: законы динамики точки и твердого тела

Умеет: применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач

Имеет навыки: основными законами и методами механики

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Место дисциплины 1С.Б "Теоретическая механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 166 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 160 160 48 64 48
Лекции (Лек) 80 80 32 32 16
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 80 80 16 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 104   49 33 22
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 45   15 15 15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 59   34 18 7
Контроль, всего и в т.ч. 54   9 9 36
Экзамен (Экз) 36       36
Зачет (За) 18   9 9  
Общая трудоемкость, часы 324 166 108 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   3 3 3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3 4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 6 6 2 2 4
Лекции (Лек) 8 8 2 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)              
Практические, семинары (Пр) 12 12 4 4     4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 1 1 1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 282   44 46 60 60 72
Контрольная работа (К)              
Реферат (Р)              
Расчетно-графическая работа (РГР) 45     15   15 15
Курсовая работа (КР)              
Курсовой проект (КП)              
Самоподготовка 237   44 31 60 45 57
Контроль, всего и в т.ч. 17     4   4 9
Экзамен (Экз) 9           9
Зачет (За) 8     4   4  
Общая трудоемкость, часы 324 25 51 57 63 67 86
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9            

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Простейшие понятия и аксиомы статики ОПК-1, ОПК-3
2 Плоская и пространственная системы сил ОПК-1, ОПК-2
3 Центр тяжести. ОПК-2, ОПК-3
4 Теория трения. ОПК-1, ОПК-3
5 Простейшие виды движения ОПК-2, ОПК-3
6 Плоскопараллельное движение твердого тела ОПК-2, ОПК-3
7 Сложное движение точки. ОПК-1, ОПК-3
8 Сферическое движение. ОПК-2, ОПК-3
9 Динамика материальной точки ОПК-1, ОПК-2
10 Общие теоремы динамики ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3
11 Полная механическая энергия системы ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3
12 Принципы механики ОПК-2, ОПК-3
13 Общее уравнение динамики ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3
14 Уравнения Лагранжа второго рода ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4      
2 10 6   26
3 4 2    
4 4 2    
5 10 6   8
6 8 8    
7 6 6    
8 2 2    
9 8 10   18
10 8 6    
11 4 8    
12 4 8    
13 4 8    
14 4 8   7
Итого 80 80   59
В т.ч. по интерактивным формам 12 8    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     237
2   2
3   2
4    
5   2
6 2 2
7    
8    
9    
10    
11 2 2
12    
13 2  
14   2
Итого 8 12   237
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Основные понятия и аксиомы статики. Связи: 1) Понятие силы. 2) Аксиомы статики. 2
Виды связей: 1) Виды связей и их реакции. 2)Принцип освобождаемости от связей. 2
2 Система сходящихся сил: 1) Равнодействующая двух сил. 2) Проекция силы на ось. 3) Силовой многоугольник.4) Равнодействующая системы сходящихся сил.5) Теорема о трех силах. 2
Момент силы относительно точки: 1) Алгебраический момент силы относительно точки. 2) Векторный момент силы относительно точки. 2
Момент силы относительно оси: 1)Алгебраический момент силы относительно оси. 2) Векторный момент силы относительно оси. 2
Пара сил: 1) Пара сил. 2) Алгебраический и векторный момент пары сил. 3) Теорема о парах сил и операциях с ними. 2
Элементы статики: 1) Основная теорема статики. 2)Лемма о параллельном переносе силы. 3) Теорема Пуансо. 4) Условия равновесия произвольной пространственной системы сил. 5) Частные случаи равновесия произвольной системы сил. 6) Теорема Вариньона. 2
3 Система параллельных сил: 1) Центр системы параллельных сил. 2
Методы определения центра тяжести твердого тела: 1) Метод симметрии. 2) Опытный метод . 3)Метод интегрирования.4) Метод разбиения.5) Метод дополнения. 6) Определение центра тяжести простейших тел. 2
4 Силы трения скольжения: 1)Законы Кулона. 2) Коэффициент сцепления. 3)Коэффициент трения скольжения .4) Угол и конус трения. 2
Силы трения качения: 1) Трение качения. 2) Коэффициент трения качения. 2
5 Кинематика точки. Определение скорости точки : 1) Основные кинематические характеристики движения. 2) Способы задания движения точки. 3)Определение скорости точки при различных способах задания ее движения. 2
Кинематика точки. Определение ускорения точки при координатном и векторном задании ее движения: 1) Ускорение точки. 2) Определение ускорения точки при координатном задании ее движения. 3) Определение ускорения точки при векторном задании ее движения. 2
Кинематика точки. Определение ускорения точки при естественном способе задания ее движения: 1) Естественные оси. 2) Разложение ускорения точки на касательное и нормальное. 2
Простейшие движения твердого тела. Поступательное движение: 1)Поступательное движение твердого тела. 2) Теорема о скоростях и ускорениях при поступательном движении твердого тела. 2
Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси: 1) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. 2) Угловая скорость, угловое ускорение. 3) Скорость и ускорение точки твердого тела. 2
Семестр № 3
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек плоской фигуры: 1) Плоскопараллельное движение твердого тела. 2)Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс. 3) Определение скоростей точек плоской фигуры.4) Мгновенный центр скоростей и способы его определения. 2
Плоскопараллельное движение твердого тела. Ускорение точек плоской фигуры: 1) Определение ускорений точек плоской фигуры. 2) Мгновенный центр ускорений. 2
Мгновенный центр скоростей плоского тела: 1) Мгновенный центр скоростей плоского тела (МЦС) 2) Способы опредеения МЦС. 2
Мгновенный центр ускорений плоского тела: 1) Мгновенный центр ускорений плоского тела. 2
7 Абсолютная скорость точки при сложном движении: 1) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения). 2) Теорема о сложении скоростей точки при сложном движении. 2
Абсолютное ускорение точки при сложном движении: 1) Ускорение точки при сложном движении. 2
Теорема Кориолиса: 1) Теорема Кориолиса 2) Ускорение Кориолиса - величина и направление 3) Случаи равентсва нулю ускорения Кориолиса. 2
8 Сферическое движение твердого тела: 1) Движение твердого тела вокруг неподвижной точки или сферическое движение. 2) Углы Эйлера. 3) Уравнения движения твердого тела вокруг неподвижной точки. 2
9 Динамика свободной и несвободной материальной точки: 1) Дифференциальные уравнения движения материальной точки. 2) Две задачи динамики свободной материальной точки. 2
Обратная задача динамики: 1) Обратная задача динамики 2) Способы интегрирования дифференциальных уравнений движения материальной точки. 2
Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы. Гармонические колебания: 1) Движение под действием упругой силы. 2) Гармонические колебания.3) Амплитуда, период колебаний. 2
Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы.Затухающие и вынужденные колебания: 1) Движение под действием упругой силы и силы сопротивления. 2) Затухающие колебания. 3) Логарифмический декремент затухания. 4) Движение под действием упругой и периодической силы. 5) Вынужденные колебания. 6) Резонанс. 7) Влияние сопротивления на вынужденные колебания. 2
10 Механическая система: 1) Внешние и внутренние силы. 2) Теорема о внутренних силах. 2
Общие теоремы динамики. Теорема о движении центра масс: 1) Центр масс механической системы 2)Теорема о движении центра масс механической системы. 2
Общие теоремы динамики. Теорема об изменении количества движения системы: 1) Теорема об изменении количества движения системы. 2) Элементарный и полный импульс силы. 3) Закон сохранения количества движения. 2
Общие теоремы динамики. Теорема об изменении кинетического момента системы: 1) Момент инерции твердого тела относительно точки (полярный момент инерции) и относительно оси (осевой момент инерции). 2) Теорема Гюйгенса - Штейнера о моментах инерции относительно параллельных осей. 3)Радиус инерции. 4) Моменты инерции некоторых тел: стержня, диска, кольца, однородного цилиндра, пластины. 5) Теорема об изменении кинетического момента. 2
Семестр № 4
11 Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы: 1) Кинетическая энергия твердого тела. 2) Определение кинетической энергии твердого тела: при поступательном движении, при вращении вокруг неподвижной оси, при плоскопараллельном движении.3) Вычисление элементарной работы силы при различных способах задания движения точки.4) Полная работа силы.5) Вычисление работы силы тяжести, силы трения, упругой силы.6) Работа силы, приложенной к твердому телу, вращающемуся вокруг неподвижной оси.7) Элементарная работа сил, действующих на свободное тело. 2
Потенциальная энергия: 1) Потенциальное силовое поле. 2)Силовая функция. 3) Работа сил, действующих на точку в потенциальном силовом поле. Поверхности уровня. Потенциальная энергия. 2
12 Принцип Даламбера: 1) Общая характеристика принципов механики. 2) Сила инерции. 3) Принцип Даламбера для материальной точки и для системы. 2
Принцип возможных перемещений: 1) Возможные перемещения. 2) Принцип возможных перемещений. ). 2
13 Обобщенные координаты, обобщенные скорости, обобщенные силы: 1) Обобщенные координаты. 2) Обобщенные скорости. 3) Обобщенные силы. 4) Общее уравнение динамики. 2
Общее уравнение динамики в обобщенных координатах: 1) Общее уравнение динамики в обобщенных координатах. 2) Принцип Гамильтона - Остроградского. 2
14 Работа на возможном перемещении: 1) Элементарная работа силы и системы сил. 2) Работа на возможном перемещении. 3) Вычисление обощенных сил. 2
Уравнения Лагранжа второго рода: 1) Структура уравнений Лагранжа второго рода для системы с произвольными связями. 2) Идеальные связи. 3) Уравнения Лагранжа второго рода для системы с идеальными связями. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Основные понятия и аксиомы статики. Связи: 1) Понятие силы. 2) Аксиомы статики. 2
Заезд № 3
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. Ускорение точек плоской фигуры: 1) Определение ускорений точек плоской фигуры. 2) Мгновенный центр ускорений. 2
Заезд № 4
11 Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы: 1) Кинетическая энергия твердого тела. 2) Определение кинетической энергии твердого тела: при поступательном движении, при вращении вокруг неподвижной оси, при плоскопараллельном движении.3) Вычисление элементарной работы силы при различных способах задания движения точки.4) Полная работа силы.5) Вычисление работы силы тяжести, силы трения, упругой силы.6) Работа силы, приложенной к твердому телу, вращающемуся вокруг неподвижной оси.7) Элементарная работа сил, действующих на свободное тело. 2
Заезд № 5
13 Общее уравнение динамики в обобщенных координатах: 1) Общее уравнение динамики в обобщенных координатах. 2) Принцип Гамильтона - Остроградского. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Условия равновесия сходящейся плоской систем сил 2
Условия равновесия произвольной плоской систем сил 2
Условия равновесия пространственной системы сил 2
3 Определение центра тяжести 2
4 Использование закона Амонтона 2
5 Расчет кинематических характеристик движущейся точки по уравнениям ее движения. 2
Вращательное движение. 2
Преобразование движений. 2
Семестр № 3
6 Расчет скоростей точек тела при плоскопараллельном движении 2
Расчет скоростей точек тела при плоскопараллельном движении. МЦС. 2
Расчет ускорений точек тела при плоско-параллельном движении 2
Расчет ускорений точек тела при плоско-параллельном движении. МЦУ 2
7 Сложение скоростей при сложном движении точки. 2
Кориолисово ускорение 2
Сложение ускорений при сложном движении точки 2
8 Скорости и ускорения при сферическом движении 2
9 Две основные задачи динамики точки. Прямая задача. 2
Две основные задачи динамики точки. Обратная задача. 2
Колебательное движение материальной точки. Гармонические колебания 2
Колебательное движение материальной точки.Затухающие колебания 2
Колебательное движение материальной точки. Вынужденные колебания. 2
10 Применение теоремы о движении центра масс. 2
Применение теоремы об изменении количества движения. 2
Применение теоремы об изменении кинетического момента. 2
Семестр № 4
11 Работа и мощность. 2
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.1 2
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.2 2
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.3 2
12 Применение принципа Даламбера к исследованию состояния механической системы. ч.1 2
Применение принципа Даламбера к исследованию состояния механической системы. ч.2 2
Применение принципа возможных перемещений к исследованию состояния механической системы. ч.1 2
Применение принципа возможных перемещений к исследованию состояния механической системы. ч.2 2
13 Общее уравнение динамики. ч.1 2
Общее уравнение динамики. ч.2 2
Общее уравнение динамики. ч.3 2
Общее уравнение динамики. ч.4 2
14 Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.1 2
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.2 2
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.3 2
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.4 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
2 Условия равновесия произвольной плоской систем сил 2
3 Определение центра тяжести 2
5 Преобразование движений. 2
6 Расчет ускорений точек тела при плоско-параллельном движении. МЦУ 2
Курс № 2
11 Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.2 2
14 Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.4 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Возможные случаи приведения различных систем сил. 12
Равновесие сочлененных конструкций 14
5 Равнопеременное поступательное и вращательное движение 8
Семестр № 3
9 Динамика относительного движения точки 18
Семестр № 4
14 Малые свободные колебания механической системы с двумя (или n) степенями свободы. Собственные частоты и коэффициенты формы 7

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Виды связей: 1) Виды связей и их реакции. 2)Принцип освобождаемости от связей 75
2 Возможные случаи приведения различных систем сил.
Равновесие сочлененных конструкций
Система сходящихся сил: 1) Равнодействующая двух сил. 2) Проекция силы на ось. 3) Силовой многоугольник.4) Равнодействующая системы сходящихся сил.5) Теорема о трех силах.
Момент силы относительно точки: 1) Алгебраический момент силы относительно точки. 2) Векторный момент силы относительно точки.
Момент силы относительно оси: 1)Алгебраический момент силы относительно оси. 2) Векторный момент силы относительно оси.
Пара сил: 1) Пара сил. 2) Алгебраический и векторный момент пары сил. 3) Теорема о парах сил и операциях с ними.
Элементы статики: 1) Основная теорема статики. 2)Лемма о параллельном переносе силы. 3) Теорема Пуансо. 4) Условия равновесия произвольной пространственной системы сил. 5) Частные случаи равновесия произвольной системы сил. 6) Теорема Вариньона.
Условия равновесия сходящейся плоской систем сил
Условия равновесия пространственной системы сил
3 Система параллельных сил: 1) Центр системы параллельных сил.
Методы определения центра тяжести твердого тела: 1) Метод симметрии. 2) Опытный метод . 3)Метод интегрирования.4) Метод разбиения.5) Метод дополнения. 6) Определение центра тяжести простейших тел.
4 Силы трения скольжения: 1)Законы Кулона. 2) Коэффициент сцепления. 3)Коэффициент трения скольжения .4) Угол и конус трения.
Силы трения качения: 1) Трение качения. 2) Коэффициент трения качения.
Использование закона Амонтона
5 Равнопеременное поступательное и вращательное движение
Кинематика точки. Определение скорости точки : 1) Основные кинематические характеристики движения. 2) Способы задания движения точки. 3)Определение скорости точки при различных способах задания ее движения.
Кинематика точки. Определение ускорения точки при координатном и векторном задании ее движения: 1) Ускорение точки. 2) Определение ускорения точки при координатном задании ее движения. 3) Определение ускорения точки при векторном задании ее движения.
Кинематика точки. Определение ускорения точки при естественном способе задания ее движения: 1) Естественные оси. 2) Разложение ускорения точки на касательное и нормальное.
Простейшие движения твердого тела. Поступательное движение: 1)Поступательное движение твердого тела. 2) Теорема о скоростях и ускорениях при поступательном движении твердого тела.
Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси: 1) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. 2) Угловая скорость, угловое ускорение. 3) Скорость и ускорение точки твердого тела.
Расчет кинематических характеристик движущейся точки по уравнениям ее движения.
Вращательное движение.
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек плоской фигуры: 1) Плоскопараллельное движение твердого тела. 2)Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс. 3) Определение скоростей точек плоской фигуры.4) Мгновенный центр скоростей и способы его определения.
Мгновенный центр скоростей плоского тела: 1) Мгновенный центр скоростей плоского тела (МЦС) 2) Способы опредеения МЦС
Мгновенный центр ускорений плоского тела: 1) Мгновенный центр ускорений плоского тела
Расчет скоростей точек тела при плоскопараллельном движении
Расчет скоростей точек тела при плоскопараллельном движении. МЦС.
Расчет ускорений точек тела при плоско-параллельном движении
7 Абсолютная скорость точки при сложном движении: 1) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения). 2) Теорема о сложении скоростей точки при сложном движении.
Абсолютное ускорение точки при сложном движении: 1) Ускорение точки при сложном движении
Теорема Кориолиса: 1) Теорема Кориолиса 2) Ускорение Кориолиса - величина и направление 3) Случаи равентсва нулю ускорения Кориолиса.
Сложение скоростей при сложном движении точки.
Кориолисово ускорение
Сложение ускорений при сложном движении точки
8 Сферическое движение твердого тела: 1) Движение твердого тела вокруг неподвижной точки или сферическое движение. 2) Углы Эйлера. 3) Уравнения движения твердого тела вокруг неподвижной точки.
Скорости и ускорения при сферическом движении
9 Динамика относительного движения точки
Динамика свободной и несвободной материальной точки: 1) Дифференциальные уравнения движения материальной точки. 2) Две задачи динамики свободной материальной точки.
Обратная задача динамики: 1) Обратная задача динамики 2) Способы интегрирования дифференциальных уравнений движения материальной точки.
Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы. Гармонические колебания: 1) Движение под действием упругой силы. 2) Гармонические колебания.3) Амплитуда, период колебаний.
Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы.Затухающие и вынужденные колебания: 1) Движение под действием упругой силы и силы сопротивления. 2) Затухающие колебания. 3) Логарифмический декремент затухания. 4) Движение под действием упругой и периодической силы. 5) Вынужденные колебания. 6) Резонанс. 7) Влияние сопротивления на вынужденные колебания.
Две основные задачи динамики точки. Прямая задача.
Две основные задачи динамики точки. Обратная задача.
Колебательное движение материальной точки. Гармонические колебания
Колебательное движение материальной точки.Затухающие колебания
Колебательное движение материальной точки. Вынужденные колебания.
Курс № 2
10 Механическая система: 1) Внешние и внутренние силы. 2) Теорема о внутренних силах. 162
Общие теоремы динамики. Теорема о движении центра масс: 1) Центр масс механической системы 2)Теорема о движении центра масс механической системы.
Общие теоремы динамики. Теорема об изменении количества движения системы: 1) Теорема об изменении количества движения системы. 2) Элементарный и полный импульс силы. 3) Закон сохранения количества движения.
Общие теоремы динамики. Теорема об изменении кинетического момента системы: 1) Момент инерции твердого тела относительно точки (полярный момент инерции) и относительно оси (осевой момент инерции). 2) Теорема Гюйгенса - Штейнера о моментах инерции относительно параллельных осей. 3)Радиус инерции. 4) Моменты инерции некоторых тел: стержня, диска, кольца, однородного цилиндра, пластины. 5) Теорема об изменении кинетического момента
Применение теоремы о движении центра масс.
Применение теоремы об изменении количества движения.
Применение теоремы об изменении кинетического момента.
11 Потенциальная энергия: 1) Потенциальное силовое поле. 2)Силовая функция. 3) Работа сил, действующих на точку в потенциальном силовом поле. Поверхности уровня. Потенциальная энергия.
Работа и мощность.
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.1
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. ч.3
12 Принцип Даламбера: 1) Общая характеристика принципов механики. 2) Сила инерции. 3) Принцип Даламбера для материальной точки и для системы.
Принцип возможных перемещений: 1) Возможные перемещения. 2) Принцип возможных перемещений. ).
Применение принципа Даламбера к исследованию состояния механической системы. ч.1
Применение принципа Даламбера к исследованию состояния механической системы. ч.2
Применение принципа возможных перемещений к исследованию состояния механической системы. ч.1
Применение принципа возможных перемещений к исследованию состояния механической системы. ч.2
13 Обобщенные координаты, обобщенные скорости, обобщенные силы: 1) Обобщенные координаты. 2) Обобщенные скорости. 3) Обобщенные силы. 4) Общее уравнение динамики.
Общее уравнение динамики. ч.1
Общее уравнение динамики. ч.2
Общее уравнение динамики. ч.3
Общее уравнение динамики. ч.4
14 Малые свободные колебания механической системы с двумя (или n) степенями свободы. Собственные частоты и коэффициенты формы
Работа на возможном перемещении: 1) Элементарная работа силы и системы сил. 2) Работа на возможном перемещении. 3) Вычисление обощенных сил.
Уравнения Лагранжа второго рода: 1) Структура уравнений Лагранжа второго рода для системы с произвольными связями. 2) Идеальные связи. 3) Уравнения Лагранжа второго рода для системы с идеальными связями.
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.1
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.2
Уравнения Лагранжа 2-го рода. ч.3

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов технических специальностей / С.Б. Олешко ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. - 69с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3 4
ОПК-1 + + +
ОПК-2 + + +
ОПК-3 + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР С-1 Определение реакций связей плоского тела;;;

РГР С-6 Определение центра тяжести;

РГР К-1 Определение скорости и ускорения точки;;

РГР К-3 Определение скоростей и ускорений многозвенного механизма;;

-РГР К-4 Сложное движение точки;;

- РГР Д-2 Исследование колебательного движения материальной точки;;

-РГР Д-4 Применение теоремы об изменении кинетического момента системы;;

- РГР-Д3 Применение теоремы об изменении кинетической энергии к движению системы;;

- РГР Д-5 Применение общего уравнения динамики при исследовании движения механической системы;

РГР Д-7 Применение уравнений Лагранжа второго рода при исследовании движения механической системы.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Аксиомы статики.
2) Основные понятия статики: сила, система сил, равнодействующая, главный вектор и главный момент системы сил.
3) Связи и реакции связей. Основные виды связей.
4) Основная теорема статики о приведении системы сил к заданному центру.
5) Момент силы относительно точки как вектор.
6) Определение положения центра тяжести. Формула центра системы коллинеарных сил.
7) Теорема Вариньона.
8) Теорема о трех силах.
9) Пара сил. Момент пары сил как вектор. Теория пар сил.
10) Основная теорема статики о приведении системы сил к заданному центру.
11) Момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю.
12) Теорема о параллельном переносе силы.
13) Система сходящихся сил. Основное свойство системы сходящихся сил.
14) Аналитические условия равновесия сходящейся системы сил
15) Аналитические условия равновесия плоской системы сил.
16) Плоская система сил. Основное свойство плоской системы сил
17) Аналитические условия равновесия произвольной системы сил
18) Возможные случаи приведения произвольной системы сил.
19) Законы трения качения.
20) Законы трения скольжения.
21) Предмет и задачи кинематики.
22) Основные кинематические характеристики движения.
23) Определение скорости и ускорения точки при векторном способе задания ее движения.
24) Скорость при координатном способе задания движения точки.
25) Ускорение при координатном способе задания движения точки.
26) Естественные оси. Разложение ускорения точки на касательное и нормальное ускорения.
27) Поступательное движение твердого тела. Теорема о траекториях, скоростях и ускорениях точек тела при поступательном движении.
28) Векторы угловой скорости и углового ускорения. Выражение скоростей и ускорений точек вращающегося тела в виде векторных произведений (формула Эйлера).
29) Скорости и ускорения точек тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.
30) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. Уравнение вращательного движения. Угловая скорость и угловое ускорение.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выбор объекта исследования и изображение активных сил, действующих на объект исследования.
2) Замена связей, наложенных на объект исследования, их реакциями.
3)Аналитические условия равновесия системы сходящихся сил.
4) Аналитические условия равновесия произвольной плоской системы сил.
5) Аналитические условия равновесия произвольной пространственной системы сил.
6) Аналитические условия равновесия системы параллельных сил.
7) Аналитические условия равновесия системы пар сил.
8) Составление аналитических условий равновесия для системы сил, приложенных к объекту исследования.
9) Момент силы относительно точки как вектор.
10) Момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю.
11) Пара сил. Момент пары сил как вектор. Теория пар сил.
12) Равновесие сочлененных тел. Статически определимые и неопределимые системы.
13) Аналитические формулы для вычисления моментов силы относительно трех координатных осей.
14) Возможные случаи приведения произвольной системы сил.
15) Методы (способы) определения центра тяжести.
16) Формулы определения положения центра тяжести однородных тел: объемных, плоских и линейных.
17) Методы определения центра тяжести: эксперимент, разбиения и дополнения.
18) Трения скольжения. Определение коэффициента трения скольжения
19) Трения качения. Определение коэффициента трения качения.
20) Определение равнодействующей, главного вектора и главного момента системы сил.
21) Определение траектории точки при различных способах задания её движения.
22) Определение скорости точки при различных способах задания её движения.
23) Определение ускорения точки при различных способах задания её движения.
24) Определение радиуса кривизны траектории точки при различных способах задания её движения
25) Определение нормального и тангенциального ускорения точки при различных способах задания её движения.
26) Определение скорости точек тела, вращающегося вокруг неподвижного центра.
27) Определение ускорения точек тела, вращающегося вокруг неподвижного центра.
28) Определение траекторий точек тела, вращающегося вокруг неподвижного центра.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение реакций связей для плоской системы сходящихся сил.
2) Задача на определение реакций связей для плоской системы параллельных сил.
3) Задача на определение реакций связей для произвольной плоской системы сил.
4) Задача на определение реакций связей для пространственной системы сходящихся сил
5) Задача на определение реакций связей для пространственной системы параллельных сил
6) Задача на определение реакций связей для произвольной пространственной системы сил.
7) Задача на определение центра тяжести линейных тел.
8) Задача на определение центра тяжести плоских тел.
9) Задача на определение центра тяжести объемных тел.
10) Задача на определение центра тяжести сложных тел.
11) Задача на определение коэффициента трения скольжения.
12) Задача на определение коэффициента трения качения.
13) Задача на равновесие сочлененных тел.
14) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при векторном способе задания ее движения.
15) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при координатном способе задания ее движения.
16) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при естественном способе задания ее движения .
17) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при вращательном движения тела.

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Плоскопараллельное движение твердого тела. Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс.
2) Теорема о скоростях точек плоской фигуры и ее следствия.
3) Мгновенный центр скоростей.
4) Мгновенная ось вращения. Векторы угловой скорости и углового ускорения тела. Определение скоростей и ускорений точек тела.
5) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения).
6) Теорема о сложении скоростей при сложном движении.
7) Ускорение точки при сложном движении (теорема Кориолиса).
8) Мгновенный центр ускорений.
9) Движение твердого тела вокруг неподвижной точки или сферическое движение. Углы Эйлера. Уравнения движения твердого тела вокруг неподвижной точки.
10) Предмет динамики. Инерциальная система отсчета. Дифференциальные уравнения движения материальной точки
11) Две задачи динамики точки.
12) Свободные гармонические колебания материальной точки под действием восстанавливающей силы.
13) Вынужденные колебания. Явление резонанса.
14) Механическая система. Внешние и внутренние силы. Связи и их классификация. Дифференциальные уравнения движения механической системы
15) Количество движения материальной точки и системы. Теорема об изменении количества движения.
16) Центр масс. Теорема о движении центра масс.
17) Осевые моменты инерции. Теоремы о моментах инерции. Примеры вычисления моментов инерции.
18) Момент количества движения точки и кинетический момент системы относительно центра и оси. Теорема об изменении кинетического момента.
19) Дифференциальные уравнения вращательного движения.
20) Теоремы об изменении количества движения, о движении центра масс и об изменении кинетического момента


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определение скоростей точек при плоском движении.
2) Определение ускорений точек при плоском движении.
3) Нахождение мгновенного центра скоростей (МЦС).
4) Способы определения мгновенного центра ускорений (МЦУ).
5) Определение скоростей и ускорений точек при вращательном движении вокруг неподвижной оси.
6) Определение скорости при сложном движении точки.
7) Определение ускорения при сложном движении точки (переносное движение – поступательное).
8) Определение ускорения при сложном движении точки (переносное движение – вращательное).
9) Определение ускорения Кориолиса.
10) Порядок решения прямых задач динамики точки.
11) Порядок решения обратных задач динамики точки.
12) Дифференциальные уравнения движения материальной точки
13) Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки в простейших случаях. Начальные условия.
14)Исследование свободных гармонических колебаний материальной точки под действием восстанавливающей силы.
15) Исследование вынужденных колебаний.
16) Исследование явления резонанса.
17) Определение центра масс механической системы.
18) Использование теоремы о движении центра масс механической системы.
19) Определение количества движения материальной точки и системы.
20) Использование теоремы об изменении количества движения.
21) Определение осевых моментов инерции.
22) Использование теоремы о моментах инерции.
23) Определение момента количества движения точки и кинетического момента системы относительно центра.
24) Определение момента количества движения точки и кинетического момента системы относительно оси.
25) Использование теоремы об изменении кинетического момента.
26) Дифференциальные уравнения вращательного движения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при плоскопараллельном движения тела.
2) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движении точки (переносное движение – поступательное).
3) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движении точки (переносное движение – вращательное).
4) Прямая задача динамики материальной точки.
5) Обратная задача динамики материальной точки.
6) Задача на исследование свободных гармонических колебаний материальной точки под действием восстанавливающей силы.
7) Задача на исследование затухающих колебаний материальной точки.
8) Задача на исследование вынужденных колебаний.
9) Задача на вычисление осевых моментов инерции однородных тел относительно произвольных осей.
10) Задача на применение теоремы о движении центра масс.
11) Задача на применение закона сохранения движения центра масс.
12) Задача на применение теоремы об изменении количества движения.
13) Задача на применение закона сохранения количества движения.
14) Задача на применение теоремы об изменении кинетического момента.
15) Задача на применение закона сохранения кинетического момента.


Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Работа силы на конечном пути. Вычисление работы некоторых сил. Теорема об изменении кинетической энергии.
2) Кинетическая энергия материальной точки и системы. Вычисление кинетической энергии при поступательном, вращательном и плоскопараллельном движении системы.
3) Сила инерции. Принцип Даламбера для материальной точки
4) Принцип Даламбера для системы. Главный вектор и главный момент сил инерции
5) Голономные и стационарные связи. Возможные ( виртуальные) перемещения системы. Число степеней свободы .Принцип возможных перемещений.
6) Общее уравнение динамики.
7) Обобщенные координаты системы. Обобщенные силы и способы их вычисления.
8) Дифференциальные уравнения движения системы в обобщенных координатах. Уравнения Лагранжа 2-го рода.
9) Математический маятник. Малые колебания кругового математического маятника,

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Работа силы на конечном пути.
2) Вычисление работы некоторых сил.
3) Кинетическая энергия материальной точки и системы.
4) Вычисление кинетической энергии при поступательном, вращательном и плоскопараллельном движении системы.
5) Использование теоремы об изменении кинетической энергии механической системы.
6) Определение силы инерции материальной точки. Принцип Даламбера для материальной точки.
7) Определение главного вектора и главного момента сил инерции механической системы.
8) Использование принципа Даламбера для системы.
9) Голономные и стационарные связи. Возможные ( виртуальные) перемещения системы. Число степеней свободы.
10) Использование принципа возможных перемещений.
11) Использование общего уравнения динамики.
12) Обобщенные координаты системы. Обобщенные силы и способы их вычисления.
13) Дифференциальные уравнения движения системы в обобщенных координатах. Уравнения Лагранжа 2-го рода.
14) Математический маятник. Малые колебания кругового математического маятника, период.
15) Физический маятник. Уравнения малых колебаний физического маятника

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на вычисление работы некоторых сил.

2) Задача на применение теоремы об изменении кинетической энергии.

3) Задача на вычисление моментов сил инерции.

4) Задача на применение принципа Даламбера.

5) Задача на применение принципа возможных перемещений.

6) Задача на применение общего уравнения динамики.

7) Задача на применение уравнений Лагранжа 2-го рода.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 2 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 7, 9, 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 9, 10 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 11, 13, 14 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
11, 13, 14 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 2 2, 3, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 6, 8, 9, 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 8, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8, 9, 10 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 11, 12, 13, 14 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 1, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 6, 7, 8, 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 10 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 11, 12, 13, 14 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Козинцева, С. В. Теоретическая механика : учебное пособие / С. В. Козинцева, М. Н. Сусин. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 153 c. — ISBN 978-5-4486-0442-3. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сидашов, А.В. Теоретическая механика: учеб. пособие / А.В. Сидашов, В.П. Шехов, Е.А. Василькова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 118 с.: 95 ил.– Библиогр.: с. 114. ЭБС РГУПС
2 Горбач, Н. И. Теоретическая механика. Динамика : учебное пособие / Н. И. Горбач. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 320 c. — ISBN 978-985-06-2197-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мясникова Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретическая механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ для студентов железнодорожных специальностей в 3-х частях.ч.1 Статика / Н.А.Мясникова,Ф.В.Мясников, Е.И. Лунева, А.И. Азоян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
3 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ.Ч.2/ П.Г. Иваночкин, Е.А. Василькова, В.В. Шубитидзе; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. - 78с. ЭБС РГУПС
4 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ.Ч.3 / А.В. Сидашов, Н.А. Мясникова, Е.А. Василькова, Д.С. Мантуров; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.- 121с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55933.