РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретическая механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Теоретическая механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Олешко Сергей Борисович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Теоретическая механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретическая механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н. Чебаков Михаил Иванович, Вед н.с., НИЧ кафедра 'Теоретическая механика'.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Теоретическая м_Б_15.03.03_во_234_Термех_п41385_50287.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретическая механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теоретическая механика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Прикладная механика", "Сопротивление материалов";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - основные уравнения и методы решения задач теоретической механики

Умеет: - применять теоремы и законы теоретической механики при расчете механических систем

Имеет навыки: - навыками расчетов механических систем методами теоретической механики

ОПК-3 - способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения физико-математический аппарат

Место дисциплины 1Б.Б "Теоретическая механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Высшая математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 143 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 32 48 48
Лекции (Лек) 80 80 16 32 32
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
15 15 6 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   61 18 48
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15  
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 97   46 3 48
Контроль, всего и в т.ч. 54   9 36 9
Экзамен (Экз) 36     36  
Зачет (За) 18   9   9
Общая трудоемкость, часы 324 143 108 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   3 3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Простейшие понятия и аксиомы статики ОПК-3
2 Плоская и пространственная системы сил. ОПК-3
3 Центр тяжести. ОПК-3
4 Теория трения. ОПК-3
5 Простейшие виды движения ОПК-3
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. ОПК-3
7 Сложное движение точки ОПК-3
8 Сферическое движение ОПК-3
9 Динамика материальной точки. ОПК-3
10 Общие теоремы динамики. ОПК-3
11 Полная механическая энергия системы. ОПК-3
12 Принципы механики ОПК-3
13 Уравнения Лагранжа второго рода. ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2    
2 6 8   23
3 4 4   23
4 2 2    
5 6 2    
6 8 4    
7 4 4    
8 2 2    
9 12 4   3
10 12 4    
11 8 4    
12 6 4    
13 6 4   48
Итого 80 48   97
В т.ч. по интерактивным формам 5 5    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Основные понятия и аксиомы статики.Связи: 1) Основные определения. Понятие силы. 2) Аксиомы статики. 2
Виды связей: 1) Виды связей и их реакции. 2)Принцип освобождаемости от связей. 2
2 Система сходящихся сил: 1) Равнодействующая двух сил. 2) Проекция силы на ось. 3) Силовой многоугольник. 4) Равнодействующая системы сходящихся сил. 5) Теорема о трех силах. 2
Теория моментов: 1) Алгебраический момент силы относительно точки. 2) Векторный момент силы относительно точки и относительно оси. 3) Пара сил. 4) Алгебраический и векторный момент пары сил. 5) Теорема о парах сил и операциях с ними. 2
Элементы статики: 1) Основная теорема статики. 2) Лемма о параллельном переносе силы. 3) Условия равновесия произвольной пространственной системы сил. 4) Частные случаи равновесия произвольной системы сил. 5) Теорема Вариньона. 2
3 Система параллельных сил: 1) Центр системы параллельных сил. 2
Методы определения центра тяжести твердого тела: 1) Метод симметрии. 2) Опытный метод . 3) Метод интегрирования. 4) Метод разбиения. 5) Метод дополнения. 6) Определение центра тяжести простейших тел. 2
4 Теория трения: 1) Трение скольжения и трение качения. 2) Законы Кулона. 3) Коэффициент трения скольжения. 4) Коэффициент трения качения. 5) Коэффициент сцепления. 6) Угол и конус трения. 2
Семестр № 3
5 Кинематика точки. Координатный и векторный способы задания движения точки: 1) Кинематические характеристики движения точки. 2) Векторный способ задания движения точки. 3) Координатный способ задания движения точки. 2
Кинематика точки. Естественный способ задания движения точки: 1) Естественный способ задания движения точки. 2) Определение касательного ускорения по проекциям полного ускорения на координатные оси. 3) Разложение ускорения точки на касательное и нормальное ускорение. 4) Частные случаи движения точки. 2
Простейшие движения твердого тела: 1) Уравнения поступательного движения. 2) Свойство поступательного движении. 3) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. 4) Кинематические характеристики при вращательном движении. 5) Скорость и ускорение точки твердого тела. 6) Формулы Эйлера и Ривальса. 2
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек плоской фигуры: 1) Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс. 2) Определение скоростей точек плоской фигуры. 3) Теорема о проекциях скоростей. 2
Мгновенный центр скоростей(МЦС): 2) Понятие мгновенного центра скоростей(МЦС). 3) Способы нахождения положения МЦС. 4) Угловая скорость тела. 2
Ускорения точек плоской фигуры: 1)Определение ускорений точек плоской фигуры. 2) Угловое ускорение тела. 2
МЦУ(мгновенный центр ускорений ) твердого тела : 1) Понятие МЦУ(мгновенного центра ускорений). 2) Способы определения МЦУ. 2
7 Абсолютная скорость при сложном движении точки: 1) Сложное движение точки ( абсолютное, относительное и переносное движения). 2) Теорема о сложении скоростей при сложном движении. 3) Кинематические характеристики в относительном движении. 2
Абсолютное ускорение при сложном движении точки: 1) Ускорение точки при сложном движении (Теорема Кориолиса). 2) Физический смысл ускорения Кориолиса. 3) Случаи, когда ускорение Кориолиса равно нулю. 2
8 Сферическое движение твердого тела: 1) Движение твердого тела вокруг неподвижной точки или сферическое движение. 2) Углы Эйлера. 3) Уравнения движения твердого тела вокруг неподвижной точки. 4) Мгновенная ось вращения. 5) Векторы угловой скорости и углового ускорения тела. 6) Определение скоростей и ускорений точек тела. 2
9 Динамика свободной и несвободной материальной точки: 1) Аксиомы динамики. 2)Дифференциальные уравнения движения точки в векторной, координатной форме и в проекциях на оси естественного трехгранника. 2
Прямая задача динамики точки: 1) Прямые задачи динамики свободной материальной точки. 2
Обратная задача динамики точки: 1)Обратная задача динамики точки. 2) Способы интегрирования дифферециальных уравнений движения материальной точки. 2
Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы. Свободные колебания: 1) Условия возникновения колебаний. 2) Гармонические колебания. 3) Амплитуда, период колебаний. 4) Движение под действием упругой силы и силы сопротивления. 2
Затухающие колебания: 5) Затухающие колебания. 6) Логарифмический декремент затухания. 2
Вынужденные колебания: 7) Движение под действием упругой и периодической силы . 8) Вынужденные колебания. 9) Апериодическое движение. 10) Явление резонанса. 2
Семестр № 4
10 Механическая система: 1) Внешние и внутренние силы. 2) Теорема о внутренних силах. 2
Общие теоремы динамики. Теорема о движении центра масс: 1) Теорема о движении центра масс системы. 2
Теорема об изменении количества движения системы: 1) Теорема об изменении количества движения системы. 2) Элементарный и полный импульс силы. 3) Закон сохранения количества движения системы. 2
Теорема об изменении кинетического момента. Геометрия масс: 1) Момент инерции твердого тела относительно точки(полярный момент инерции). 2) Момент инерции твердого тела относительно оси(осевой момент инерции). 3) Теорема Гюйгенса – Штейнера. 4) Радиус инерции. 5) Моменты инерции некоторых тел: стержня, диска, кольца, однородного цилиндра, пластины. 2
Теорема об изменении кинетического момента: 1) Теорема об изменении кинетического момента. 2) Закон сохранения момента количества движения механической системы. 2
Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела: 1) Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела. 2
11 Работа сил: 1) Работа сил. 2
Кинетическая энергия при различных видах движения: 1) Кинетическая энергия при различных видах движения. 2) Теорема Кенига. 2
Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы: 1) Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы. 2
Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии: 1) Потенциальное силовое поле. 2) Силовая функция. 3) Работа сил, действующих на точку в потенциальном силовом поле. 4)Поверхности уровня. 5) Потенциальная энергия. 6) Закон сохранения энергии. 2
12 Принцип Даламбера: 1) Сила инерции. 2) Принцип Даламбера для материальной точки и для системы. 2
Принцип возможных перемещений: 1) Связи и их классификации. 2) Возможные перемещения. 3) Элементарная работа на возможном перемещении. 4) Принцип возможных перемещений. 5) Число степеней свободы механической системы. 2
Общее уравнение динамики системы: 1) Обобщенные координаты, скорости и силы. 2) Общее уравнение динамики системы. 3) Общее уравнение динамики системы в обобщенных координатах. 2
13 Работа обобщенных сил: 1) Элементарная работа силы и системы сил. 2) Вычисление обобщенных сил. 2
Уравнения Лагранжа второго рода: 1) Уравнения Лагранжа второго рода для системы с произвольными связями. 2) Уравнения Лагранжа второго рода для системы с идеальными связями. 2
Колебания систем с двумя и более степенями свободы: 1)Колебания систем с двумя и более степенями свободы. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Условия равновесия сходящейся системы сил 2
2 Условия равновесия плоской системы сил .ч.1 2
Условия равновесия плоской системы сил. ч.2 2
Условия равновесия пространственной системы. ч.1 2
Условия равновесия пространственной системы. ч.2 2
3 Определение центра тяжести плоской фигуры. ч.1 2
Определение центра тяжести плоской фигуры. ч.2 2
4 Условия равновесия системы сил с учетом сил трения скольжения и сил трения качения 2
Семестр № 3
5 Кинематика точки. 2
6 Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек тела. 2
Плоскопараллельное движение твердого тела. Ускорения точек тела. 2
7 Абсолютная скорость при сложном движении точки 2
Абсолютное ускорение при сложном движении точки 2
8 Сферическое движение 2
9 Дифференциальные уравнения движения точки. Решение обратных задач динамики. 2
Гармонические колебания материальной точки, затухающие и вынужденные колебания 2
Семестр № 4
10 Дифференциальные уравнения движения механической системы Применение теорем о движении центра масс и изменении количества движения к исследованию движения механической системы 2
Применение теоремы об изменении кинетического момента к исследованию движения механической системы 2
11 Вычисление работ различных сил 2
Применение теоремы об изменении кинетической энергии к исследованию движения механической системы. 2
12 Принцип Даламбера. 2
Принцип возможных перемещений 2
13 Уравнения Лагранжа 2 рода.ч.1 2
Уравнения Лагранжа 2 рода.ч.2 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Статически определимые и статически неопределимые системы 23
3 Центр тяжести. Теоремы Гульдина. 23
Семестр № 3
9 Динамика относительного движения точки 3
Семестр № 4
13 Собственные частоты и коэффициенты формы 24
Малые свободные колебания механической системы с двумя (или n) степенями свободы. 24

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олешко, С. Б. Теоретическая механика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / С. Б. Олешко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 69 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3 4
ОПК-3 + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР С-1 Определение реакций связей плоского тела;

РГР С-5 Определение реакций связей пространственной механической системы;;

РГР С-4 Равновесие механической системы с учетом сил трения;;

РГР К-1 Определение скорости и ускорения точки;;

РГР К-3 Определение скоростей и ускорений многозвенного механизма;;

РГР K-4 Сложное движение точки;

РГР Д-1 Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки;.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Аксиомы статики.
2) Основные понятия статики: сила, система сил, равнодействующая, главный вектор и главный момент системы сил.
3) Связи и реакции связей. Основные виды связей.
4) Распределенные силы.
5) Силовой многоугольник.
6) Проекция силы на ось.
7) Алгебраический и векторный момент силы относительно точки. Случаи, когда он равен нулю.
8) Алгебраический и векторный момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю.
9) Пара сил. Алгебраический и векторный момент пары сил.
10) Свойства пары сил (без доказательства).
11) Сложение пар сил.
12) Главный вектор системы сил.
13) Главный вектор-момент системы сил.
14) Инварианты системы сил.
15) Динама.
16) Произвольная система сил. Условия ее равновесия.
17) Сходящаяся система сил. Условия ее равновесия.
18) Произвольная плоская система сил. Условия ее равновесия.
19) Система параллельных сил. Условия ее равновесия.
20) Статически определимые и статически неопределимые задачи.
21) Центр тяжести.
22) Способы определения центра тяжести.
23) Законы трения скольжения.
24) Законы трения качения.
25) Коэффициенты трения скольжения и качения.
26) Угол и конус трения.
27) Выбор объекта исследования и изображение активных сил, действующих на объект исследования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Простейшие теоремы статики.
2) Теорема о равнодействующей сходящейся системы сил.
3) Теорема о проекции равнодействующей.
4) Теорема о проекции векторного момента на ось.
5) Теорема о сложении параллельных сил направленных в одну сторону.
6) Теорема о сложении параллельных сил направленных в разные стороны.
7) Теоремы о моменте и проекции пары.
8) Теорема о переносе пары в параллельную плоскость
9) Теорема об эквивалентности пар.
10) Основная теорема статики.
11) Инварианты системы сил.
12) Приведение произвольной системы сил к простейшему виду
13) Теорема Вариньона о моменте равнодействующей.
14) Вторая форма условия равновесия плоской системы сил.
15) Третья форма условия равновесия плоской системы сил.
16) Центр параллельных сил
17) Нахождение центра тяжести дуги окружности и кругового сектора.
18) Первая теорема Гульдина (об объеме тела вращения).
19) Вторая теорема Гульдина (о боковой поверхности тела вращения).
20) Трения скольжения. Определение коэффициента трения скольжения.
21) Трения качения. Определение коэффициента трения качения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение реакций связей для произвольной плоской системы сил.
2) Задача на определение реакций связей для произвольной пространственной системы сил.
3) Задача на равновесие системы тел.
4) Задача на определение центра тяжести механической системы.
5) Задача о равновесии с учетом трения скольжения.
6) Задача о равновесии с учетом трения качения.

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Кинематические характеристики движения точки
2) Три способа задания движения точки.
3) Естественные координаты.
4) Кривизна траектории и радиус кривизны траектории.
5) Определение кинематических характеристик при векторном способе задания движения.
6) Определение кинематических характеристик при координатном способе задания движения.
7) Определение кинематических характеристик при естественном способе задания движения.
8) Физический смысл касательного и нормального ускорения.
9) Поступательное движение твердого тела. Определение и признаки этого движения.
10) Вращательное движение твердого тела. Определение и признаки этого движения.
11) Угловая скорость и угловое ускорение.
12) Перемещение, скорость и ускорения точек тела при вращательном движении.
13) Плоскопараллельное движение твердого тела. Определение и признак этого движения.
14) Скорость точек при плоскопараллельном движении. Мгновенный центр скоростей.
15) Ускорение точек при плоскопараллельном движении. Мгновенный центр ускорений.
16) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения).
17) Кинематические характеристики переносного движения
18) Ускорение Кориолиса.
19) Сферическое движение. Определение и признаки этого движения.
20) Углы Эйлера и мгновенная ось вращения при сферическом движении.
21) Кинематические характеристики сферического движения.
22) Свободное движение. Определение и признаки этого движения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Вывод формулы касательного ускорения по проекциям полного ускорения на оси координат.
2) Теорема о проекциях скоростей точек тела на линию, соединяющие эти точки.
3) Теорема о свойстве поступательного движения.
4) Доказательство формулы Эйлера.
5) Доказательство формулы Ривальса.
6) Теорема о разложении плоскопараллельного движения.
7) Теорема о конечном перемещении плоской фигуры.
8) Теорема о мгновенном центре скоростей.
9) Теорема о мгновенном центре ускорений.
10) Теорема о сложении скоростей при поступательном переносном движении.
11) Теорема о сложении ускорений при поступательном переносном движении.
12) Теорема о сложении скоростей в общем случае сложного движения.
13) Теорема о сложении ускорений в общем случае сложного движения.
14) Теорема Даламбера-Эйлера о мгновенной оси вращения.
15) Теорема Резаля об угловом ускорении при сферическом движении.
16) Получение уравнений всех видов движения твердого тела из уравнений свободного движения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение касательного и нормального ускорения точки при координатном способе задания ее движения.
2) Задача на определение скоростей точек твердого тела при вращательном движении.
3) Задача на определение ускорений точек твердого тела при вращательном движении.
4) Задача на определение скоростей точек твердого тела при плоскопараллельном движении.
5) Задача на определение ускорений точек твердого тела при плоскопараллельном движении.
6) Задача на определение скорости точки при сложном движении.
7) Задача на определение ускорения точки при сложном движении

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет динамики. Аксиомы динамики. Основное уравнение динамики.
2) Две задачи динамики точки.
3) Свободные и вынужденные колебания.
4) Характеристики колебаний.
5) Внешние и внутренние силы механической системы.
6) Количество движения материальной точки и системы.
7) Импульс силы.
8) Центр масс.
9) Момент количества движения точки относительно центра и оси.
10) Кинетический момент системы.
11) Момент инерции точки и системы.
12) Радиус инерции
13) Работа силы на конечном пути. Вычисление работы некоторых сил.
14) Кинетическая энергия материальной точки и системы.
15) Потенциальная энергия
16) Сила инерции и инерциальный момент.
17) Классификация связей. Идеальные связи.
18) Обобщенные координаты.
19) Обобщенные силы.
20) Возможное перемещение.
21) Степень свободы механической системы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Теорема о свойстве внутренних сил механической системы.
2) Теорема о движении центра масс.
3) Теорема об изменении количества движения материальной точки.
4) Теорема об изменении количества движения механической системы.
5) Закон сохранения количества движения.
6) Теорема об изменении момента количества движения материальной точки.
7) Теорема об изменении кинетического момента механической системы.
8) Вывод дифференциального уравнения движения при вращении.
9) Закон сохранения кинетического момента.
10) Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки.
11) Теорема об изменении кинетической энергии механической системы.
12) Вывод формул для определения кинетической энергии для поступательного, вращательного и плоскопараллельного движения.
13) Закон сохранения энергии.
14) Принцип Даламбера.
15) Принцип возможных перемещений.
16) Общее уравнение динамики
17) Вывод формул для определения обобщенных сил.
18) Уравнения Лагранжа.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Обратная задача динамики материальной точки.

2) Задача на исследование колебаний материальной точки.

3) Задача на применение теоремы о движении центра масс.

4) Задача на применение теоремы об изменении количества движения.

5) Задача на применение закона сохранения количества движения.

6) Задача на применение теоремы об изменении кинетического момента.

7) Задача на применение закона сохранения кинетического момента.

8) Задача на применение теоремы об изменении кинетической энергии.

9) Задача на применение общего уравнения динамики.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 10, 11, 12, 13 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
10, 11, 12, 13 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Козинцева, С. В. Теоретическая механика : учебное пособие / С. В. Козинцева, М. Н. Сусин. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 153 c. — ISBN 978-5-4486-0442-3. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сидашов, А.В. Теоретическая механика: учеб. пособие / А.В. Сидашов, В.П. Шехов, Е.А. Василькова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 118 с.: 95 ил.– Библиогр.: с. 114. ЭБС РГУПС
2 Горбач, Н. И. Теоретическая механика. Динамика : учебное пособие / Н. И. Горбач. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 320 c. — ISBN 978-985-06-2197-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олешко С.Б. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретическая механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ. Ч. 1 / Н. А. Мясникова, Ф. В. Мясников, Е. И. Лунева [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 67 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС
3 Иваночкин, П. Г. Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ. Ч. 2 / П. Г. Иваночкин, Е. А. Василькова, В. В. Шубитидзе ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 78 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС
4 Теоретическая механика : учеб.-метод. пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ. Ч. 3 / А. В. Сидашов, Н. А. Мясникова, Е. А. Василькова [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 121 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50287.