РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Строительная механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Сопротивление материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Личковаха Андрей Сергеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Сопротивление материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Строительная механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Литвинов Степан Викторович, заведующий кафедрой "Cопротивление материалов", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Сопротивление м_Б_15.03.03_во_34_Строймех_п42623_51892.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Сопротивление материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Сопротивление материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Строительная механика машин";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные уравнения и методы решения задач теоретической механики и сопротивления материалов, основные уравнения механики жидкости и газа; физико-механические характеристики материалов и методы их определения

Умеет: проводить расчеты деталей машин и элементов конструкций на основе методов теории упругости, теории колебаний, строительной механики машин, вычислительной механики

Имеет навыки: навыками выбора материалов по критериям прочности, долговечности, износостойкости

ПК-12 - готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Комментарии кафедры:

Из ПК-12:готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности узлов и деталей машин.


Место дисциплины 1Б.Б "Сопротивление материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Высшая математика", "Теоретическая механика", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 105 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 66   45 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 56   45 11
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 105 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПК-12
2 ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ ПК-12
3 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОСКИХ СЕЧЕНИЙ ПК-12
4 НАПРЯЖЕННОЕ И ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ В ТОЧКЕ ПК-12
5 СДВИГ. КРУЧЕНИЕ ПК-12
6 ПЛОСКИЙ ПРЯМОЙ ИЗГИБ ПК-12
7 УСТОЙЧИВОСТЬ СЖАТЫХ СТЕРЖНЕЙ ПК-12
8 СЛОЖНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПК-12

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   12
2 6 6 8 12
3 4 4   12
4 4 4 8 9
5 4 4   2
6 4 4 8 2
7 4 4 2 3
8 4 4 6 4
Итого 32 32 32 56
В т.ч. по интерактивным формам 32 32 32  
В т.ч. практическая подготовка   8 8  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Основные понятия, определения допущения и принципы: 1) Цель курса. Основные определения. Расчетная схема. Классификация внешних сил. Гипотезы о свойствах материала. 2) Метод сечений. Внутренние силовые факторы. 3) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих. 2
2 Основы расчета на прочность и жесткость стержней, испытывающих деформацию растяжение-сжатие: 1) Закон Гука при одноосном напряженном состоянии. 2
Статически неопределимые задачи при растяжении сжатии. 2
Понятие о расчетах на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса. 2
3 Основные геометрические характеристики плоских фигур: 1)Определение положения центра тяжести поперечных сечений. 2) Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. ) Моменты инерции простейших и составных фигур. 2
Главные оси и главные моменты инерции: 1) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей. 2) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей. 3) Радиус инерции.Эллипс инерции. 2
4 Анализ НДС: 1) Напряжения в точке. Тензор напряжений. Главные площадки и главные напряжения. 2) Виды напряженных состояний. 2
Оценка прочности материалов при сложном сопротивлении: 1) Эквивалентное напряжение. Теории прочности. 2
Семестр № 4
5 Сдвиг (срез): 1) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге. 2) Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Зависимость между упругими постоянными материала. 2
Кручение: 1) Общие понятия и допущения. Построение эпюр крутящих моментов. 2) Напряжения и деформации при кручении стержня с круглым поперечным сечением. Условия прочности и жесткости. 2
6 Внутренние силовые факторы при изгибе: 1) Основные понятия: внутренние силовые факторы при изгибе; типы балок, опорные связи и опорные реакции. 2) Дифференциальные зависимости между q, Q и M. Правила построения эпюр. 3) Примеры построения эпюр. 2
Расчет балок на прочность: 1) Нормальные напряжения в поперечном сечении балок при чистом изгибе. 2) Расчеты на прочность. Критерии рациональности сечений. 3) Касательные напряжения в поперечном сечении балок при поперечном изгибе. Формула Д.И. Журавского. 2
7 Основы теории расчета на устойчивость: 1) Устойчивая, неустойчивая и безразличная формы упругого равновесия. Понятие о критической силе и критическом напряжении. 2) Вывод формулы Эйлера для критической силы. Гибкость стержня. 3) Влияние способа закрепления концов стержня на значение критической силы. 2
Расчет на устойчивость сжатых стержней: 1) График критических напряжений. Пределы применимости формулы Эйлера. 2) Формула Тетмайера – Ясинского. 3) Методика расчета сжатых стержней. 2
8 Косой изгиб: 1) Основные понятия. 2) Напряжения и перемещения при косом изгиб. Уравнение и свойства нейтральной линии. 2
Внецентренное растяжение и сжатие: 1) Основные понятия. 2). Уравнение и свойства нейтральной линии. 3) Ядро сечения. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Испытание на растяжение малоуглеродистой стали 2
Определение модуля упругости стали при центральном растяжении 2
Определение коэффициента поперечной деформации стали 2
Испытание на сжатие стали, чугуна и древесины 2
4 Испытания на срез стали и древесины на скалывание 2
Определение модуля сдвига 2
Определение напряжений при кручении трубы 2
Кручение стержней из стали, чугуна и древесины 2
Семестр № 4
6 Исследование напряжений при изгибе двутавровой балки 2
Исследование перемещений при плоском изгибе 2
Определение опорной реакции статически неопределимой балки 2
Испытания на изгиб стали и чугуна 2
7 Определение критической силы при продольном изгибе стержня 2
8 Определение перемещений при косом изгибе 2
Исследование напряжений при внецентренном растяжении стержня 2
Исследование напряжений при совместном изгибе и кручении трубы 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Основные понятия 2
2 Расчеты на прочность при растяжении ступенчатого стержня 2
Расчеты на прочность при растяжении (сжатии) с учетом собственного веса 2
Расчет на растяжение (сжатие) статически неопределимого стержня 2
3 Определение геометрических характеристик простейших фигур 2
Определение моментов инерции составных сечений. Построение эллипса инерции. 2
4 Определение главных напряжений 2
Расчеты по теориям прочности 2
Семестр № 4
5 Расчеты на прочность болтов, заклепок и сварочных соединений. 2
Расчет валов на прочность и жесткость. 2
6 Построение эпюр ВСФ при изгибе 2
Определение перемещений при изгибе. 2
7 Определение критических силы и напряжения при сжатии стержней (часть 1) 2
Определение критических силы и напряжения при сжатии стержней (часть 2) 2
8 Расчеты на прочность при косом изгибе 2
Определение напряжений при внецентренном растяжении (сжатии) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Определение ВСФ. 12
2 Диаграммы растяжения сжатия различных материалов. 12
3 Эллипс инерции 12
4 Напряжение и условие прочности при сдвиге 9
Семестр № 4
5 Условие прочности при изгибе 2
6 Канонические уравнения 2
7 Границы применения формулы Эйлера и Ясинского. 3
8 Расчеты при сложном сопротивлении. 4

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине "Сопротивление материалов" : учеб.-метод. комплекс/ РГУПС; ред. И.А. Нахимович. -Ростов н/Д, 2010. -117 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ПК-12 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-12 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций;

определение диаметра вала при кручении из условий прочности и жёсткости;

подбор поперечного сечения стержня при изгибе;

построение эпюр внутренних силовых факторов в плоских рамах;

расчёт многоопорных неразрезных балок;

расчёт сжатых стержней на устойчивость.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цель курса. Основные задачи, решаемые в курсе сопротивления материалов. Понятие прочности, жесткости, устойчивости, упругости и пластичности.
2) Понятие о внешней силе, классификация внешних сил. Понятие о расчетной схеме.
3) Основные гипотезы о свойствах материала.
4) Понятие о внутренней силе. Метод сечений. Внутренние силовые факторы.
5) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих.
6) Напряжения и деформации в брусе от собственного веса. Ступенчатый брус и брус равного сопротивления.
7) Понятие о продольной силе. Методика ее определения. Правило знаков. Понятие об эпюре. Роль эпюр в прочностных расчетах.
8) Закон Р. Гука при одноосном напряженном состоянии. Понятие о жесткости сечения бруса при растяжении (сжатии).
9) Напряжения и деформации в брусе от собственного веса.
10) Диаграмму растяжения малоуглеродистой стали. Прочностные параметры и параметры пластичности.
11) Анализ напряженного состояния при одноосном растяжении (сжатии). Понятие о главных напряжениях.
12) Диаграммы сжатия различных материалов.
13) Отличия условной и истинной диаграммы растяжения. Понятие о наклепе.
14) Понятие о потенциальной энергии деформации растяжения и сжатия. Понятие о площади диаграммы растяжения как мере работы, затраченной на разрыв.
15) Статически неопределимые задачи при растяжении и сжатии.
16) Статические моменты плоских фигур. Понятие о центре тяжести плоской фигуры.
17) Моменты инерции плоских фигур. Центробежный и полярный моменты инерции.
18) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей.
19) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей.
20) Главные оси и главные моменты инерции. Понятие о радиусе инерции и эллипсе инерции.
21)Понятие о сложном напряженном состоянии. Напряжения в точке. Тензор напряжений.
22) Виды напряженных состояний. Главные площадки и главные напряжения.
23) Обобщенный закон Гука для изотропного материала. Тензор деформации.
24) Понятие эквивалентного напряжения при сложном напряженном состоянии.
Основные теории прочности.




Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Объяснить порядок выбора расчетных схем.
2) Объяснить порядок построения эпюры продольных сил.
3) Записать и объяснить формулу для определения нормальных напряжений в поперечных сечениях бруса при деформации растяжения-сжатия.
4) Объяснить сущность принципа независимости действия сил.
5) Объяснить понятие абсолютной продольной деформации и абсолютной поперечной деформации стержня при растяжении-сжатии.
6) Записать и пояснить формулу для определения относительной продольной деформации стержня.
7) Пояснить понятие коэффициента Пуассона.
8) Сформулировать закон Гука и записать его математическое выражение.
9) Объяснить соответствие внутренних силовых факторов и основных видов деформаций.
10) Дать понятие центрального растяжения (сжатия).
11) Перечислить внутренние силовые факторы, возникающие в поперечных сечениях бруса в общем случае нагружения.
12) Сформулировать гипотезу плоских сечений Бернулли.
13) Сформулировать сущность метода сечений.
14) Перечислить геометрические характеристики плоских сечений и дать их определение.
15) Дать понятие главных, центральных и главных центральных осей сечения.
16) Объяснить понятие центра тяжести сечения.
17) Записать зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей.
18) Записать и пояснить формулу для определения положение центра тяжести составной фигуры.
19) Сформулировать понятия линейного, плоского и объемного напряженного состояния.
20) Сформулировать назначение теорий прочности. Понятие эквивалентного напряжения.
21) Записать и пояснить формулу для определения эквивалентного напряжения по третьей теории прочности. Сформулировать ее применимость..
22) Записать и пояснить формулу для определения эквивалентного напряжения по четвертой теории прочности. Для каких материалов применяется.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения эпюры продольных сил.
2) Проверки бруса на прочность при растяжении (сжатии).
3) Проверки бруса на жесткость при растяжении (сжатии).
4) Определения относительной линейной деформации при растяжении (сжатии).
5) Определения относительной поперечной деформации при растяжении (сжатии).
6) Определения напряжений в наклонных сечениях при растяжении (сжатии).
7) Определения механических характеристик материала по диаграмме растяжения (сжатия).
8) Определения допускаемой силы для бруса при растяжении (сжатии).
9) Проверки размера сечения бруса при растяжении (сжатии).
10)Расчета на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса.
11)Определения координат центра тяжести составного сечения.
12)Проверки прочности по теориям прочности.
13)Определения осевых моментов инерции при параллельном переносе осей.
14)Определения главных моментов инерции поперечных сечений.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Внутренние силовые факторы при плоском прямом изгибе.
2) Дифференциальные зависимости между q, Q и M при изгибе.
3) Расчет балок на прочность. Нормальные напряжения в поперечном сечении балок при чистом изгибе.
4) Расчеты на прочность при изгибе балок из пластичных и хрупких материалов. Критерии рациональности сечений.
5) Касательные напряжения в поперечном сечении балок при поперечном изгибе. Формулу Д.И. Журавского.
6) Понятие о расчете балок на жесткость. Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки.
7) Определение наибольшего прогиба балки при произвольном приложении нагрузки.
8) Метод начальных параметров.
9) Пространственный и косой изгиб. Основные понятия.
10) Напряжения и перемещения при косом изгибе. Уравнение и свойства нейтральной линии.
11) Внецентренное растяжение и сжатие. Основные понятия. Уравнение и свойства нейтральной линии.
12)Ядро сечения. Построение ядра сечения для простейших фигур (прямоугольник, круг).
13) Понятие о устойчивой, неустойчивой и безразличной форме упругого равновесия. Понятие о критической силе и критическом напряжении.
14) Вывод формулы Эйлера для критической силы.
15) Понятие гибкости стержня. Пределы применимости формулы Эйлера. Формула Тетмайера-Ясинского.
16) График критических напряжений для пластичных материалов. Порядок расчета сжатых стержней.
25) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге.
17) Основные понятия о практических расчетах на сдвиг, смятие и срез.
18) Общие понятия о кручении и допущения, применяемые при расчетах.
19) Основы построения эпюр крутящих моментов.
20) Напряжения и деформации при кручении стержня с круглым поперечным сечением.
21) Условия прочности и жесткости при кручении.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сформулировать сущность явления изгиба и основные гипотезы, применяемые при его изучении.
2) Пояснить, какие стержни называются балками.
3) Перечислить, какие опоры могут иметь балки и основные типы балок.
4) Перечислить внутренние силовые факторы при изгибе и пояснить правило знаков для них.
7) Сформулировать правило определения изгибающего момента в поперечном сечении балки.
8) Сформулировать правило определения поперечной силы в поперечном сечении балки.
9) Записать формулу для определения касательных напряжений при поперечном изгибе и пояснить.
10) Записать и пояснить формулу для нормальных напряжений в произвольной точке сечения при изгибе.
11) Записать и пояснить условие прочности при изгибе.
12) Сформулировать понятие сложного сопротивления. Привести примеры.
13) Записать и пояснить формулу для максимальных напряжений в сечении при косом изгибе.
14) Перечислить и пояснить свойства нейтральной линии при внецентренном сжатии (растяжении).
15) Пояснить понятие ядра сечения при внецентренном растяжении (сжатии). Объяснить практическое его применение.
16) Записать и пояснить формулу Эйлера, пределы её применимости.
17) Записать и пояснить формулу Тетмайера–Ясинского, пределы её применимости.
18) Сформулировать гипотезы, принимаемые при изучении кручения.
19) Сформулировать правило определения крутящего момента в рассматриваемом сечении.
20) Записать и объяснить формулу для касательных напряжений в поперечном сечении вала.
21) Записать и объяснить формулу для абсолютного и относительного угла закручивания сечения вала.
22) Записать и пояснить условие прочности и условие жесткости при кручении вала.
23) Сформулировать закон Гука при сдвиге и записать его математическое выражение.
24) Записать и пояснить зависимость между упругими постоянными материала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения эпюры изгибающих моментов и поперечных сил.

2) Проверки балки на прочность при изгибе.

3) Проверки на жесткость при изгибе.

4) Подбора сечения балки по условию прочности при изгибе.

5) Определения перемещений поперечного сечения балки методом начальных параметров.

6) Проверки на прочность при косом изгибе.

7) Подбора сечения балки по условию прочности при косом изгибе.

8) Определения положения нейтральной линии при косом изгибе.

9) Расчета по определению критической силы для сжатого стержня.

10) Расчета сжатых стержней по коэффициенту снижения допускаемого напряжения.

11) Построения эпюры напряжений при косом изгибе.

12)Расчета на сдвиг (срез).

13)Проверки вала на прочность при кручении.

14)Проверки вала на жесткость при кручении.

15)Подбора сечения вала по условию прочности при кручении.

16)Подбора сечения вала по условию жесткости при кручении.

17)Определения наибольшего крутящего момента, который может быть приложен к стальному стержню.

18)Построения эпюры крутящего момента.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агаханов, М. К. Сопротивление материалов : курс лекций / М. К. Агаханов, В. Г. Богопольский. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 178 c. — ISBN 978-5-7264-1463-8. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сопротивление материалов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.М. Лукьянов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2008. - 559 с. : ил., табл., прил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 13 назв. - ISBN 978-5-89035-555-3 ЭБС РГУПС
2 Сопротивление материалов [Текст] : тексты лекций / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 220 с. : рис., табл. - Библиогр. : 6 назв. - Заказ № 5684, 128 экз ЭБС РГУПС
3 Расчеты элементов конструкций по допускаемым напряжениям и предельному состоянию [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Муратов, Б. А. Шемшура, А. С. Личковаха ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 41 с. ЭБС РГУПС
4 Основы теории напряженного состояния в точке. Теории прочности [Текст] : учеб. пособие / С. Ф. Маклаков, В. А. Мишин, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 59 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Личковаха А.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Сопротивление материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Нахимович, И.А.Расчеты на растяжение и сжатие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и расчет.-граф. работы / И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 35 с. : ил., прил. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС
3 Определение геометрических характеристик поперечных сечений стержней [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и расчет.-граф. работ / С. Ф. Маклаков, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 32 с. ЭБС РГУПС
4 Кротов,С.В. Расчеты брусьев на изгиб и кручение [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и контрол. работы / С. В. Кротов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 57 с. : ил., прил. - Библиогр. : 5 назв ЭБС РГУПС
5 Нахимович, И.А.Расчет сжатых стержней на устойчивость [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и расчет.-граф. работе / И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 44 с. : ил., прил. - Библиогр.: 6 назв. ЭБС РГУПС
6 Сопротивление материалов: лабораторный практикум: учебно-методическое по-собие / И.А. Нахимович, С.Ф. Маклаков, А.С. Личковаха, В.А. Мишин, Б.А. Шемшура; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 63 с. ЭБС РГУПС
7 Расчет многоопорных неразрезных балок [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и расчет.-граф. работ / И. А. Нахимович, С. Ф. Маклаков, А. С. Личковаха ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Универсальная гидравлическая машина УРМ-20.

Испытательная машина Ир-200.

Рычажно-маятниковая машина РММ-5 (2 шт.).

Машина на кручение маятникового типа.

Установка для испытаний на изгиб.

Установка для испытания на косой изгиб.

Установка для испытаний на ударное действие нагрузки.

Установка для испытания на устойчивость.

Копер маятникового типа.

Электронный измеритель деформации (2 шт.).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51892.