РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Связь на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Теория передачи сигналов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Костоглотов Андрей Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Теория передачи сигналов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Связь на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сараев Сергей Игоревич, Главный инженер, Ростовская дирекция связи ЦСС-филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Теория п с_С_23.05.05_во_5_Связь_п45936_55033.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория передачи сигналов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория передачи сигналов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте", "Электромагнитная совместимость и средства защиты";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: технические и информационные характеристики системы передачи информации

Умеет: оценивать технические и информационные характеристики каналов и систем передачи информации

Имеет навыки: использования измерительной аппаратуры для оценки основных характеристик сигналов и каналов передачи информации:

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: методы анализа и синтеза сигналов, используемых в сетях железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, методы их формирования, преобразования и оценки параметров

Умеет: - осуществить правильный выбор набора контролируемых параметров и технических средств для получения наиболее достоверных данных о техническом состоянии диагностируемых систем; - произвести правильный выбор методов определения технического состояния элементов систем, проводить расчеты показателей, определяющих текущее и прогнозируемое состояние систем с целью оценки их надежности и совершенствования технического обслуживания; - пользоваться измерительной аппаратурой, обрабатывать и оценивать результаты измерений; выполнять расчеты технических характеристик устройств систем обеспечения движения поездов.

Имеет навыки: пользования методами математического описания физических явлений и процессов, определяющих принципы работы различных технических устройств; методами измерения и контроля технических параметров; методами выбора электрических аппаратов для типовых электрических схем систем управления; навыками использования измерительной аппаратуры для оценки основных характеристик сигналов и каналов передачи информации:

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Место дисциплины 1С.Б "Теория передачи сигналов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Электроника".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 68 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 68 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 156   51 105
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 144   51 93
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 15 57 123
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные характеристики систем передачи информации (СПИ) ОПК-1, ПК-1
2 Ортогональное представление сигналов ОПК-1, ПК-1
3 Модуляция сигналов ОПК-1, ПК-1
4 Оптимизация качества систем передачи информации ОПК-1, ПК-1
5 Методы повышения достоверности передаваемой информации ОПК-1, ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   12
2 8 6 8 17
3 6 2 8 12
4 6 4   13
5 8     22
Итого 32 16 16 76
В т.ч. по интерактивным формам   16 16  
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 4 144
2 2  
3    
4    
5    
Итого 4 2 4 144
В т.ч. по интерактивным формам 4 2 4  
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Общие сведения о СПИ: 1) Обобщенная структурная схема СПИ. Информация, сообщение, помеха, кодирование, модуляция. 2
Элементы теории информации и информационных систем: 1) Информационные характеристики источника дискретных сообщений и каналов. 2) Информационные характеристики источника непрерывных сообщений и каналов. 3) Информационные характеристики типичных дискретных каналов. 2
2 Пространства сигналов и помех. 2
Частотное и временное представление сигналов как детерминированных и случайных процессов: 1) Детерминированные сигналы. Классификация сигналов, энергия и мощность, корреляционные характеристики, различимых сигналов. 2) Обобщенное преобразование Фурье. 3) Спектры часто используемых детерминированных сигналов. 2
Преобразование непрерывных сигналов в дискретные: 1) Теорема Котельникова, интерполяция сигнала. 2) Квантование сигналов. 2
Случайные сигналы: 1) Законы распределения случайных процессов, числовые характеристики, спектральная плотность мощности, ширина спектра, интервал корреляции. 2) Основные модели случайных сигналов и помех.Телеграфный сигнал, белый шум, гаусовский случайный процесс, гаусовский белый шум. 2
3 Аналоговая модуляция: 1) Амплитудная модуляция, балансная модуляция, однополосная модуляция. 2) Угловая модуляция. 2
Аналого-импульсная модуляция: 1) Амплитудно-импульсная модуляция, широтно-импульсная модуляция, фазо-импульсная модуляция. 2) Цифровые виды модуляции. 3) Нелинейное квантование, дифференциально импульсно-кодовая модуляция, дельта-модуляция. 2
Цифровые виды модуляции. 2
4 Системы передачи дискретных сообщений: 1) Критерии достоверности. 2) Оптимальный когерентный прием, прием сигналов со случайными параметрами. 3) Помехоустойчивость приема дискретных сообщений. 2
Системы передачи непрерывных сообщений: 1) Оптимальная линейная фильтрация непрерывных сигналов. 2) Потенциальная помехоустойчивость передачи непрерывных сигналов. 3) Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. Показатели качества, расчет разборчивости речи. 2
Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. 2
5 Помехоустойчивое кодирование: 1) Основные характеристики помехоустойчивых кодов. 2) Классификация корректирующих кодов. 3) Циклические коды, коды Хемминга. 2
СПИ с обратной связью: 1) Принципы построения СПИ с обратной связью. 2) Основные характеристики СПИ с обратной связью. 3) Сравнительная оценка помехоустойчивости систем с различными обратными связями. 2
Классификация корректирующих кодов. 2
Циклические коды, коды Хемминга. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Элементы теории информации и информационных систем: 1) Информационные характеристики источника дискретных сообщений и каналов. 2) Информационные характеристики источника непрерывных сообщений и каналов. 3) Информационные характеристики типичных дискретных каналов. 2
2 Пространства сигналов и помех. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Исследование помех в канале связи 2
Исследование помех в канале связи ч2 2
Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов 2
Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов ч2 2
3 Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов 2
Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов 2 2
Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов 2
Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов 2 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
2 Исследование помех в канале связи 4
Исследование помех в канале связи ч2
Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов
Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов ч2
3 Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов
Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов 2
Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов
Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Технические характеристики каналов связи 2
Информационные характеристики источников сообщений 2
2 Спектры сигналов 2
Случайные процессы 2
Случайные процессы 2
3 Аналоговая многоступенчатая модуляция 2
4 Помехоустойчивость оптимального когерентного способа 2
Помехоустойчивость оптимального когерентного способа 2 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Технические характеристики каналов связи 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Информационные характеристики типичных дискретных каналов 12
2 Основные модели случайных сигналов и помех. Телеграфный сигнал, белый шум, гаусовский случайный процесс, гаусовский белый шум. 17
3 Нелинейное квантование, дифференциально импульсно-кодовая модуляция, дельта-модуляция. 12
4 Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. Показатели качества, расчет разборчивости речи. 13
5 Циклические коды, коды Хемминга 17
Сравнительная оценка помехоустойчивости систем с различными обратными связями. 5

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Информационные характеристики типичных дискретных каналов 144
Общие сведения о СПИ: 1) Обобщенная структурная схема СПИ. Информация, сообщение, помеха, кодирование, модуляция.
Информационные характеристики источников сообщений
2 Основные модели случайных сигналов и помех. Телеграфный сигнал, белый шум, гаусовский случайный процесс, гаусовский белый шум.
Частотное и временное представление сигналов как детерминированных и случайных процессов: 1) Детерминированные сигналы. Классификация сигналов, энергия и мощность, корреляционные характеристики, различимых сигналов. 2) Обобщенное преобразование Фурье. 3) Спектры часто используемых детерминированных сигналов.
Преобразование непрерывных сигналов в дискретные: 1) Теорема Котельникова, интерполяция сигнала. 2) Квантование сигналов.
Случайные сигналы: 1) Законы распределения случайных процессов, числовые характеристики, спектральная плотность мощности, ширина спектра, интервал корреляции. 2) Основные модели случайных сигналов и помех.Телеграфный сигнал, белый шум, гаусовский случайный процесс, гаусовский белый шум.
Спектры сигналов
Случайные процессы
Случайные процессы
3 Нелинейное квантование, дифференциально импульсно-кодовая модуляция, дельта-модуляция.
Аналоговая модуляция: 1) Амплитудная модуляция, балансная модуляция, однополосная модуляция. 2) Угловая модуляция.
Аналого-импульсная модуляция: 1) Амплитудно-импульсная модуляция, широтно-импульсная модуляция, фазо-импульсная модуляция. 2) Цифровые виды модуляции. 3) Нелинейное квантование, дифференциально импульсно-кодовая модуляция, дельта-модуляция.
Цифровые виды модуляции
Аналоговая многоступенчатая модуляция
4 Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. Показатели качества, расчет разборчивости речи.
Системы передачи дискретных сообщений: 1) Критерии достоверности. 2) Оптимальный когерентный прием, прием сигналов со случайными параметрами. 3) Помехоустойчивость приема дискретных сообщений.
Системы передачи непрерывных сообщений: 1) Оптимальная линейная фильтрация непрерывных сигналов. 2) Потенциальная помехоустойчивость передачи непрерывных сигналов. 3) Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. Показатели качества, расчет разборчивости речи.
Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов
Помехоустойчивость оптимального когерентного способа
Помехоустойчивость оптимального когерентного способа 2
5 Циклические коды, коды Хемминга
Сравнительная оценка помехоустойчивости систем с различными обратными связями.
Помехоустойчивое кодирование: 1) Основные характеристики помехоустойчивых кодов. 2) Классификация корректирующих кодов. 3) Циклические коды, коды Хемминга.
СПИ с обратной связью: 1) Принципы построения СПИ с обратной связью. 2) Основные характеристики СПИ с обратной связью. 3) Сравнительная оценка помехоустойчивости систем с различными обратными связями.
Классификация корректирующих кодов
Циклические коды, коды Хемминга

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 В.Ф. Лопатин, А.Д. Моченов, В.Н. Таран, О.О. Карташев Теория передачи сигналов: ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов на/Д, 2016.-368 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Обобщенную структурную схему СПИ. Назначение элементов.
2) Энергетические характеристики сигналов. Взаимно корреляционная функция сигналов (ВКФ).
Авто корреляционная функция сигнала (АКФ).
3) Информационные характеристики источников дискретных сообщений.
4) Информационные характеристики дискретных каналов.
5) Информационные характеристики источников непрерывных сообщений.
6) Информационные характеристики непрерывных каналов.
7) Пространство сигналов и помех.
8) Обобщенный ряд Фурье.
9) Тригонометрический ряд Фурье. Преобразование Фурье.
10) Дискретизация непрерывных сигналов по времени. Теорема Котельникова.
11) Квантование сигналов.
12) Интерполяция сигналов.
13) Амплитудная модуляция
14) Балансная модуляция. Однополосная модуляция.
15) Частотная модуляция.
16) Фазовая модуляция.
17) Амплитудно-импульсная модуляция.
18) Широко-импульсная модуляция. Фазоимпульсная модуляция.
19) Импульсно-кодовая модуляция. Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция (ДИКМ),
дельта-модуляция (ДМ).
20) Помехоустойчивость СПИ. Критерий среднего риска.
21) Критерий идеального наблюдателя. Критерий Неймана-Пирсона.
22) Оптимальный когерентный прием.
23) Помехоустойчивость оптимального когерентного приёма.
24) Неоптимальные, некогерентные виды приема, их помехоустойчивость.
25) Потенциальная помехоустойчивость различных видов модуляции.
26) Основные характеристики речевых сигналов.
27) Пороговые свойства широкополосных СПИ.
28) Кодирование как средство предоставления информации в цифровом виде.
29) Помехоустойчивое кодирование. Основные характеристики помехоустойчивых ходов.
30) Код с четным числом единиц . Коды Хэмминга.
31) Циклические коды.
32) СПИ с решающей обратной связью.
33) СПИ с информационной обратной связью.
34) СПИ с комбинированной обратной связью.
35) Основные характеристики СПИ с обратной связью.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) В спектре АМ-сигнала U0=5 В, Uб=1 В, Рб=1 Вт. Определить полную мощность АМ-сигнала.
2) В спектре АМ-сигнала U0=5 В, Uб=2,5 В, Рб=1 Вт. Определить полную мощность АМ-сигнала.
3) Максимальная и минимальная амплитуды огибающей АМ-сигнала Umax=5 В, Umin=1 В соответственно. Найти коэффициент модуляции.
4) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Определить ширину спектра ЧМ-сигнала, если mчм=10.
5) Верхняя частота в спектре первичного сигнала Fв= 15 кГц. Определить ширину спектра ФМ-сигнала, если mфм=20
6) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Выбрать частоту дискретизации и изобразить спектр дискретизированного сигнала.
7) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Изобразить спектр дискретизированного сигнала при FД= 8 кГц.
8) Изобразить спектр периодической последовательности прямоугольных импульсов при длительности импульса 1 мкс, и периоде следования импульсов 5 мкс.
9) Изобразить спектр пачки прямоугольных импульсов при N=4, длительности импульса 1 мкс, и периоде следования 3 мкс.
10) Изобразить спектр периодической последовательности радиоимпульсов при длительности импульса 1 мкс, периоде следования импульсов 5 мкс и f0 = 100 МГц

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения методики определения закона распределения случайной величины: исходные данные, последовательность шагов при определении закона (на примере исследования импульсных помех).

2)Применения методики определения закона распределения случайной величины: исходные данные, последовательность шагов при определении закона (на примере исследования флуктуационных помех).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 В.Ф. Лопатин, А.Д. Моченов, В.Н. Таран, О.О. Карташев Теория передачи сигналов: ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов на/Д, 2016.-368 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Автоматика, связь, информатика, ежемесячный журнал; ОАО "РЖД" ЭБ public.ru
2 Горелов Г.В. и др. Теория передачи сигналов на железнодорожном транспорте : учебник / под ред. Г.В. Горелова. - М. : УМЦ ЖДТ, 2013. - 532 с. НТБ РГУПС 20 шт НТБ РГУПС
3 Лопатин,В.Ф., Моченов,А.Д. Теория передачи сигналов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Волгоград: Издательский дом "Ин-Фолио", 2010 - 367 с. НТБ РГУПС 95 шт НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Костоглотов А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория передачи сигналов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 В.Ф. Лопатин, И.А. Рогачев, Исследование помех в канале связи: Учебно-методическое пособие к лабораторным работам :ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов на/Д, 2017. – 28 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
3 В.Ф. Лопатин, А.В. Шандыбин. Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов : ФГБОУ ВПО РГУПС - Ростов н/Д, 2017. – 12 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
4 В.Ф. Лопатин, В.Н. Таран. Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 12 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
5 В.Ф. Лопатин, В.Н. Таран. Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 16 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
6 В.Ф. Лопатин, Б.Х. Кульбикаян, Теория передачи сигналов. Методическое пособие для практических занятий: ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 40 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 MATHCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55033.