РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Путь и путевое хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Буракова Марина Андреевна, к.т.н. Проскорякова Юлия Анатольевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Путь и путевое хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Баданин Андрей Дмитриевич, начальник, ДРП - СП ЦДРП филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Метрология, с и с_С_23.05.06_во_5_ППХ_п41200_54121.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Строительство железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные нормативные правовые документы; правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации в области строительства

Умеет: использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты

Имеет навыки: пониманием социальной значимости своей будущей профессии

ОПК-9 - способностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации

Знает: нормативную документацию по техническому обслуживанию мостовых сооружений на железных дорогах и требования по обеспечению безопасного движения поездов по мостам; правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации в области строительства

Умеет: проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты

Имеет навыки: методами работы с современной испытательной и измерительной аппаратурой и геодезическими приборами

ПК-3 - способностью планировать, проводить и контролировать ход технологических процессов и качество строительных и ремонтных работ в рамках текущего содержания железнодорожного пути, мостов, тоннелей, других искусственных сооружений и метрополитенов

Место дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   8
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   60 61
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 109   60 49
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы метрологии ОПК-9
2 Основы стандартизации ОПК-9, ПК-3
3 Основы сертифкации ОПК-9
4 Техническое законодательство, как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации ОПК-9

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 10 8 20
2 4 6 8 15
3 4     15
4 4     8
Итого 16 16 16 58
В т.ч. по интерактивным формам 4      
В т.ч. практическая подготовка   2 8  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   8 109
2   2
3    
4    
Итого 2 2 8 109
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 8  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основные понятия и теоретические основы метрологии: 1)История метрологии как науки. 2)Понятие о физических величинах, международной системе единиц СИ. 3)Общие сведения о средствах измерения, понятие о погрешности. 2
Структура и функции государственной метрологической функции: 1)Структура и функции государственной метрологической функции. 2)Государственный метрологический контроль и надзор. 3) Содержание законов РФ "Об обеспечении единства измерений". 4) Техническая и организационная основа метрологического обеспечения. 5) Система аккредитации филиалов и структурных подразделений в ОАО "РЖД" на право проведения калибровочных работ. 2
2 Основные понятия стандартизации: 1) Исторические основы развития стандартизации. 2) Правовые основы стандартизации. 3) Теоретическая база стандартизации, ее основные цели, задачи и методы. 4) Служба стандартизации в ОАО "РЖД". 2
Основные положения гос. системы стандартизации. Категории и виды стандартов: 1) Виды стандартов и порядок их разработки. 2) Информационное обеспечение стандартизации. 3) Международные организации по стандартизации. 4) Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. 2
3 Общие понятия о сертификации и роль ее в повышении качества продукции: 1) Термины и определения в области сертификации. 2) Основные цили и объеккты сертификации. 3) Основные понятия о качестве продукции. 4) Методы определения показателей качества продукции, понятие о петле (спирали) качества. 2
Виды сертификации, порядок ее проведения: 1) Условия осуществления сертификации и органы по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. 2) Понятия обязательной и добровольной сертификации, правила и порядок их проведения. 3) Система сертификации на жел. дор. транспорте РФ. 4) Сертификация на международном уровне. 2
4 Общая характеристика технического регулирования: 1) Сущность технического регулирования. 2) Основные принципы технического регулирования. 2
Понятие о технических регламентах: 1) Порядок разработки технических регламентов, их принятие, изменения и отмены. 2) Структура технического регламента. 3) Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Основные понятия и теоретические основы метрологии: 1)История метрологии как науки. 2)Понятие о физических величинах, международной системе единиц СИ. 3)Общие сведения о средствах измерения, понятие о погрешности. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Определение допусков размеров деталей, используя таблицы предельных отклонений 2
Основные метрологические характеристики и процессы средств измерений 2
Погрешности измерений и средств измерения 2
Анализ и определение метрологических характеристик штрихового инструмента с нониусом 2
2 Построение полей допусков и определение предельных размеров изделия 2
Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи штангенинструментов 2
Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи микрометрических инструментов 2
Измерение цилиндрических деталей методом сравнения с мерой при помощи инструментов с индикатором часового типа 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Определение допусков размеров деталей, используя таблицы предельных отклонений 8
Основные метрологические характеристики и процессы средств измерений
Погрешности измерений и средств измерения
Анализ и определение метрологических характеристик штрихового инструмента с нониусом
2 Построение полей допусков и определение предельных размеров изделия
Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи штангенинструментов
Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи микрометрических инструментов
Измерение цилиндрических деталей методом сравнения с мерой при помощи инструментов с индикатором часового типа

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Международная система СИ, ее основные и производные единицы 2
Оценка точности произведенных измерений 2
Погрешности измерений и средств измерений. Грубые погрешности и методы их исключений 2
Выбор средств измерений свободных линейных размеров 2
Анализ разбраковки деталей 2
2 Параметрические ряды чисел 2
Определить годность детали по результатам измерения 2
Определение подлинности товара по штрих коду международного евростандарта EAN 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
2 Определить годность детали по результатам измерения 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Законодательная база метрологии; метрологические службы федеральных органов управления на предприятиях и в организациях; роль измерений в системе управления качеством строительства; аккредитация метрологических служб; права и обязанности гос. инспекторов по обеспечению единства измерений; содержание закона РФ "Об обеспечении единства измерений" 20
2 Правовые основы стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации; международное сотрудничество России в области стандартизации; технические регламенты: цели принятия, содержание и применение; виды технических регламентов; стандартизация за рубежом 15
3 Подтверждение соответствия в странах Европейского союза (ЕС); сертификация импортной продукции; зарубежная сертификация; международные организации по стандартизации, метрологии и сертификации; роль стандартизации, метрологии и сертификации в повышении эффективности производства и качества продукции; сертификация на международном уровне 15
4 Объекты и субъекты технического регулирования, государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции, техническое регулирование в Таможенном союзе 8

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Законодательная база метрологии; метрологические службы федеральных органов управления на предприятиях и в организациях; роль измерений в системе управления качеством строительства; аккредитация метрологических служб; права и обязанности гос. инспекторов по обеспечению единства измерений; содержание закона РФ "Об обеспечении единства измерений" 109
Структура и функции государственной метрологической функции: 1)Структура и функции государственной метрологической функции. 2)Государственный метрологический контроль и надзор. 3) Содержание законов РФ "Об обеспечении единства измерений". 4) Техническая и организационная основа метрологического обеспечения. 5) Система аккредитации филиалов и структурных подразделений в ОАО "РЖД" на право проведения калибровочных работ.
Международная система СИ, ее основные и производные единицы
Оценка точности произведенных измерений
Погрешности измерений и средств измерений. Грубые погрешности и методы их исключений
Выбор средств измерений свободных линейных размеров
Анализ разбраковки деталей
2 Правовые основы стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации; международное сотрудничество России в области стандартизации; технические регламенты: цели принятия, содержание и применение; виды технических регламентов; стандартизация за рубежом
Основные понятия стандартизации: 1) Исторические основы развития стандартизации. 2) Правовые основы стандартизации. 3) Теоретическая база стандартизации, ее основные цели, задачи и методы. 4) Служба стандартизации в ОАО "РЖД".
Основные положения гос. системы стандартизации. Категории и виды стандартов: 1) Виды стандартов и порядок их разработки. 2) Информационное обеспечение стандартизации. 3) Международные организации по стандартизации. 4) Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
Параметрические ряды чисел
Определение подлинности товара по штрих коду международного евростандарта EAN
3 Подтверждение соответствия в странах Европейского союза (ЕС); сертификация импортной продукции; зарубежная сертификация; международные организации по стандартизации, метрологии и сертификации; роль стандартизации, метрологии и сертификации в повышении эффективности производства и качества продукции; сертификация на международном уровне
Общие понятия о сертификации и роль ее в повышении качества продукции: 1) Термины и определения в области сертификации. 2) Основные цили и объеккты сертификации. 3) Основные понятия о качестве продукции. 4) Методы определения показателей качества продукции, понятие о петле (спирали) качества.
Виды сертификации, порядок ее проведения: 1) Условия осуществления сертификации и органы по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. 2) Понятия обязательной и добровольной сертификации, правила и порядок их проведения. 3) Система сертификации на жел. дор. транспорте РФ. 4) Сертификация на международном уровне.
4 Объекты и субъекты технического регулирования, государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции, техническое регулирование в Таможенном союзе
Общая характеристика технического регулирования: 1) Сущность технического регулирования. 2) Основные принципы технического регулирования.
Понятие о технических регламентах: 1) Порядок разработки технических регламентов, их принятие, изменения и отмены. 2) Структура технического регламента. 3) Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гурова, О. Е. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. - метод. пособие. Ч. 1 / О.Е. Гурова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 32 с. ЭБС РГУПС
2 Гурова, О. Е. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст] : учеб. - метод. пособие : в 3 ч. Ч. 2 / О. Е. Гурова, Е. О. Лагунова, Т. С. Черкасова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 40 с. ЭБС РГУПС
3 Гурова, О. Е. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для расчетно-граф. работы : в 3 ч. Ч. 3 / О. Е. Гурова, Т. М. Пимшина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 26 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-9 +
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-9 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-3 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

учебным планом предусматривается выполнение контрольной работы, состоящей из отдельных задач, темы которых рассматривались на практических занятиях. Исходные данные для решения задач выбираются студентом согласно своему варианту.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие о метрологии и ее основных задачах.
2) Основные цели метрологии.
3) Правовые основы метрологической деятельности.
4) Понятие о измерении.
5) Виды измерений.
6) Характеристика измерений.
7) Методы измерений.
8) Классификация средств измерений.
9) Эталоны и их виды.
10) Понятие погрешности.
11) Виды погрешности по способу выражения.
12) Виды погрешности по характеру ее проявления.
13) Виды погрешности в зависимости от места возникновения.
14) Метрологические службы, действующие в РФ.
15) Характеристика видов Государственного метрологического контроля.
16) Характеристика видов Государственного метрологического надзора.
17) Виды поверок средств измерения.
18) Международные метрологические организации.
19) Понятие о стандартизации.
20) Основные цели стандартизации.
21) Правовые основы стандартизации в Российской Федерации.
22) Теоретическая база стандартизации.
23) Методы стандартизации.
24) Характеристика стандартов разных категорий.
25) Основные виды стандартов.
26) Упорядочение объектов как метод стандартизации.
27) Межотраслевые стандарты и их основные представители.
28) Понятие о Техническом условии (ТУ) как нормативном документе.
29) Содержание Технических условий.
30) Международное сотрудничество России в области стандартизации.
31) Международные организации, занимающиеся стандартизацией для железнодорожного транспорта.
32) Основные понятия о системе сертификации в России.
33) Принципы сертификации.
34) Понятие и порядок проведения обязательной сертификации.
35) Понятие декларации о соответствии.
36) Сравнительная характеристика декларирования соответствия и обязательной сертификации.
37) Понятие и порядок проведения добровольной сертификации.
38) Знак соответствия и порядок маркировки им товаров.
39) Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации.
40) Сертификация на международном уровне.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить действительный размер детали, если ее номинальный размер равен 60 мм, а индикатор часового типа, используемый при относительном методе измерения показывает значение 20 мкм по черной шкале.
2) Определить действительный размер детали, если ее номинальный размер равен 85 мм, а индикатор часового типа, используемый при относительном методе измерения показывает значение 15 мкм по красной шкале.
3) Определить овальность изготовленной детали, если ее диаметр имеет размеры 42,03 и 42,06 мм.
4) Определить величину конусности детали, имеющей размеры: 22,8; 22,6; 22,4 (мм).
5) Что можно сказать об отклонении от правильной геометрической формы цилиндрической детали, имеющей размеры 53,6; 53,58; 53,55 мм и определить его величину.
6) Перевести с помощью коэффициентов в основные единицы системы СИ величину - 35 МПа.
7) Перевести с помощью коэффициентов в основные единицы системы СИ величину - 3нФ.
8) Транспортер должен поднимать в час 50 м3 песка на высоту 500см. Определить необходимую для этого мощность двигателя. Плотность песка – 1,5·103 кг/м3.( Использовать систему СИ).
9) Каким должно быть показание спидометра, градуированного в км/ч при скорости автомобиля 30,2 м/с ?
10) Перевести с помощью коэффициентов в основные единицы системы
СИ следующую величину – 1мкФ.
11) Используя критерий Шарлье определить является ли значение 10,8 грубой погрешностью если известно, что Хср = 12,19, Sx= 1,15, а п = 35.
12) Используя критерий Романовского определить является ли значение
Х=1320 грубой погрешностью в вариационном ряду, если известно,
что Хср=1460, Sх =55,67 и п = 25.
13) Используя критерий Романовского определить является ли значение
X = 85км/ч грубой погрешностью в вариационном ряду измерения скорости автомобиля, если известно, что Xср = 81км/ч, Sx = 10,97км/ч, п = 15, а Р = 0,9.
14) Используя критерий Шарлье определить является ли значение X=115км/ч грубой погрешностью в вариационном ряду измерения скорости автомобиля, если известно, что Xср = 89км/ч, Sx = 9,15км/ч,
п = 104, а Р = 0,9.
15) Используя критерий Диксона определить наличие грубой погрешности
при измерении толщины металлического покрытия детали. Измерения дали следующие результаты (в мкм): 10,8; 11,2; 11,6; 11,8; 11,9; 12,0; 12,3; 12,5; 13,0. При уровне значимости – 5%.
16) Определить величину приведенной погрешности результата измерения, если истинное значение измеряемой величины равно 250 мм, измеренное – 256мм. Измерения производились линейкой с верхним пределом измерения 300 мм.
17) Определить величину относительной погрешности изготовленной детали, если известно, что истинное значение измеряемой величины равно 85,6 мм, а измеренное – 86,0 мм.
18) Определить величину абсолютной погрешности изготовленной детали, если известно, что истинное значение измеряемой величины равно 85,6мм, а измеренное – 86,0 мм.
19) Определить величину приведенной погрешности результата измерения, если истинное значение измеряемой величины равно 35,0 мм, измеренное – 35,6 мм. Измерения производились микрометром с верхним пределом измерения 50 мм.
20) Определить значение доверительной погрешности измерений при Р=99,9%, S = 0,25 и n = 18.
21) Определить значение доверительной погрешности при измерении значений толщины металлического покрытия 10 деталей если q =5% а Sx = 0,69 мкм.
22) Определить значение доверительной погрешности при измерении вертикальных неровностей на поверхности катания рельса, если известно, что выполнено 170 измерений, Sx = 0,03мм, коэффициент Стьюдента равен 1,96.
23) Определить доверительный интервал значения измеряемой величины, если известно, что Х = 1,10; S = 0,04 и доверительная погрешность равная ± 0,08.
24) Определить доверительный интервал значения измеряемой величины, если известно, что X = 11,99; S = 0,69; кол-во проведенных измерений n = 10, доверительная вероятность Р = 0,9.
25) Определить доверительный интервал значения измеряемой величины, если известно, что X = 2,5; S = 0,09 и коэффициент Стьюдента равен 1,96.
26) Используя таблицу членов основных рядов предпочтительных чисел и их свойства, перемножьте числа 1,4 и 2,5.
27) Используя таблицу членов основных рядов предпочтительных чисел и их свойства, найти номер предпочтительного числа 145.
28) Используя таблицу членов основных рядов предпочтительных чисел и их свойства, разделите 5,6 на 1,6.
29) Деталь, изображенная на чертеже имеет размер 8,3-0,5 мм, действительный ее размер 8,3 мм. Определить годность детали.
30) Изобразить поле допуска детали, имеющей размер 25+0,8.
31) Деталь, изображенная на чертеже имеет размер .Объясните , какие параметры детали определены этим размером.
32) Изобразить поле допуска детали, имеющей размер 82Н12.
33) Определить вид сопряжения деталей в узле, если известно, что диаметр сопряжения 25 М8/n7.
34) Определить вид сопряжения деталей в узле, если известно, что диаметр сопряжения 50 Н7/m5.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Понятие о системе единиц физических величин.

2) Классификация физических величин.

3) Методы измерения физических величин.

4) Основные и производные единицы международной системы СИ.

5) Классы точности средств измерения.

6) Обработка экспериментальных данных при равноточных измерениях.

7) Теоретическая база стандартизации. Ряд предпочтительных чисел и его свойства.

8) Основные понятия Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

9) Основные понятия Единой системы технологической документации (ЕСТД).

10) Методы определения уровня унификации продукции.

11) Ответственность за нарушение метрологических правил и норм.

12) Информация о нормативных документах по стандартизации.

13) Понятие о техническом регулировании.

14) Виды технического контроля качества продукции.

15) Измерение качества продукции.

16) Методы определения показателей качества продукции.

17) Методы оценки качества продукции.

18) Задачи и функции службы технического контроля качества.

19) Понятие о жизненном цикле продукции.

20) Параметры конкурентоспособности продукции.

21) Порядок проведения сертификации и оформления сертификата соответствия.

22) Законодательная база системы сертификации.

23) Порядок реализации сертифицированной продукции.

24) Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

25) Ответственность за поставку на рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Жуков, В. К. Метрология. Теория измерений : учебное пособие для вузов / В. К. Жуков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03865-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Голуб, О. В. Стандартизация, метрология и сертификация : учебное пособие / О. В. Голуб, И. В. Сурков, В. М. Позняковский. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 334 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Научно-популярный, производственно-технический журнал "Путь и путевое хозяйство", 2020 ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Гурова, О. Е. Исследование теодолитов [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лаб. работам : в 2 ч. Ч. 2 / О. Е. Гурова, Т. М. Пимшина ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - , Ч. 2. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 22 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова, М. А. Выбор средств измерения и проведение разбраковки деталей [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 18 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 9 назв. - 07.70 р. ЭБС РГУПС
4 Буракова, М. А. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества [Текст] : учеб. пособие / М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 165 с. : ил., прил., табл. - Библиогр. : 14 назв. - Заказ № 8985, 500 экз. - ISBN 978-5-88814-500-5 : 172.01 р., 172.01 р. ЭБС РГУПС
5 Буракова, М. А. Измерение цилиндрической детали. Непосредственный метод [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 27 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 7 назв. - 10.23 р. ЭБС РГУПС
6 Буракова, М. А. Средства измерения и их метрологические характеристики [Текст] : учеб. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 63 с. : ил., прил. - Библиогр. : 7 назв. - Заказ № 5859, 148 экз. - 19.56 р., 19.56 р. ЭБС РГУПС
7 Буракова, М. А. Размеры деталей и сопряжения в машиностроении. Основные термины и определения [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 23 с. : ил., прил. - Библиогр.: 2 назв. - Заказ № 8517, 126 экз. - 08.77 р., 08.77 р ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54121.