РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Динамика и прочность машин"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Феденко Алексей Алексеевич, д.т.н., проф. Майба Игорь Альбертович, Кадубовская Галина Викторовна, к.т.н., доц. Крутова Вероника Александровна, к.т.н. Раздорский Сергей Анатольевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Динамика и прочность машин" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Тамаркин Михаил Аркадьевич, зав. каф. "Технология машиностроения", ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Динамика и п м_Б_15.03.03_во_567_ОПМ_п46704_56449.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Динамика и прочность машин".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Динамика и прочность машин" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизированные системы проектирования", "Междисциплинарный курс", "Проектирование технологических машин";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные методы расчетов на износ узлов машин; основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, жесткость, динамику и устойчивость, долговечность машин и конструкций, трение и износ узлов машин

Умеет: выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию; конструировать узлы машин и механизмов с учетом износостойкости; конструировать элементы машин и конструкций с учетом обеспечения прочности,устойчивости и долговечности

Имеет навыки: конструирования типовых узлов машин и элементов конструкций

ПК-12 - готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Динамика и прочность машин" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Сопротивление материалов", "Теоретическая механика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5, 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 12 зачетных единиц (432 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 195 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 172 172 48 60 64
Лекции (Лек) 56 56 16 24 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16     16
Практические, семинары (Пр) 100 100 32 36 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
23 23 8 10 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 156   79 38 39
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 156   79 38 39
Контроль, всего и в т.ч. 81   9 36 36
Экзамен (Экз) 72     36 36
Зачет (За) 9   9    
Общая трудоемкость, часы 432 195 144 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 12   4 4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Механические системы машин ПК-12
2 Динамические воздействия в машинах ПК-12
3 Математические модели машин и методы их анализа ПК-12
4 Структурная и параметрическая идентификация механических систем машин ПК-12
5 Балансировка роторных машин ПК-12
6 Возбудители механических систем ПК-12
7 Виброзащита машин ПК-12
8 Шумы и вибрации ПК-12
9 Амортизация машин и механизмов ПК-12
10 Автоматизированный эксперимент ПК-12
11 Расчет динамических характеристик машин ПК-12
12 Расчет элементов машин на прочность, жесткость и виброустойчивость ПК-12

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 12   30
2 2 10   23
3 4 6   26
4 4 4    
5 6 10   8
6 6 10   8
7 6 8   14
8 6 8   8
9 4 14 6 12
10 4 8 6 12
11 4 6 2 15
12 4 4 2  
Итого 56 100 16 156
В т.ч. по интерактивным формам 12 38 4  
В т.ч. практическая подготовка   26 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Устройство и классификация машин. 2
Общие характеристики работы машины. 2
Структура машины. 2
2 Виды динамических воздействий в машинах. 2
3 Математическое моделирование машин. 2
Методы анализа моделей машин. 2
4 Структурная идентификация механических систем. 2
Параметрическая идентификация механических систем. 2
Семестр № 6
5 Общие положения и термины балансировки. 2
Динамическое поведение роторов. 2
Динамическая балансировка роторов. 2
6 Основные источники возникновения вибрации. 2
Гидродинамические источники возникновения вибраций. 2
Пути снижения виброактивности машин. 2
7 Пассивные методы снижения вибрации. 2
Активные методы снижения вибрации. 2
Снижение вибрации в источнике возникновения. 2
8 Причины возникновения шума механических систем. 2
Методы снижения шума технологических машин. 2
Методы расчета шума технологических машин. 2
Семестр № 7
9 Жесткостные характеристики амортизаторов и амортизируемого крепления. 2
Типы амортизаторов. 2
10 Методика проведения автоматизированного эксперимента. 2
Методы обработки экспериментальных данных. 2
11 Расчет динамических характеристик машин без учета сил инерции. 2
Расчет динамических характеристик машин с учетом сил и моментов инерции. 2
12 Расчет деталей машин на прочность и жесткость. 2
Расчет ответственных деталей на виброустойчивость. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
9 Выбор амортизатора и амортизирующего крепления 2
Проверочный расчет амортизирующего крепления 2
Методика выбора вибровозбудителя и синтез вибрационной решетки. 2
10 Методика проведения автоматизированного эксперимента 2
Обработка результатов автоматизированного эксперимента 2
Получение аналитических зависимостей по результатам эксперимента 2
11 Краевые задачи при определении динамических характеристик машин 2
12 Расчет деталей машин на прочность и жесткость 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Скоростные характеристики механических систем 2
Силовые характеристики механических систем 2
Частотные характеристики механических систем 2
Основные характеристики линейных и нелинейных механических систем 2
Основные характеристики стационарных и нестационарных механических систем 2
Основные характеристики дискретных и непрерывных механических систем 2
2 Переходные процессы в механических системах 2
Переходные процессы в электромеханических системах 2
Переходные процессы в гидродинамических системах 2
Вибрационные воздействия на элементы машин 2
Вибрационные воздействия на фундамент машины 2
3 Этапы математического моделирования 2
Идентификация динамических моделей машин 2
Анализ динамического моделирования машины 2
4 Структурная идентификация механических систем 2
Параметрическая идентификация механических систем 2
Семестр № 6
5 Статическая балансировка ротора 2
Динамическая балансировка жесткого ротора 2
Динамическая балансировка гибкого ротора 2
Динамическая балансировка роторов на месте 2
Внутреннее трение как причина неустойчивости ротора. 2
6 Принципиальные схемы возбудителей механических систем 2
Принципы действия возбудителей механических систем 2
Схемы возбудителей на базе дисбалансных механических приводов 2
Схемы возбудителей на базе электромагнитных систем 2
Схемы возбудителей на базе электродвигателей 2
7 Методы моделирования и оптимизации пассивных виброзащитных систем 2
Методы моделирования и оптимизации активных виброзащитных систем 2
Снижение вибрации машины в источнике возбуждения 2
Методы моделирования многокаскадной виброизоляции 2
8 Система энергетического баланса замкнутых конструкций 2
Расчет потоков колебательной энергии в замкнутой конструкции 2
Расчет звукоизлучения корпусных деталей 2
Расчет структурного шума 2
Семестр № 7
9 Выбор амортизаторов для технологических машин 2
Расчет амортизаторов 2
Расчет амортизирующих креплений 2
Расчет жесткостных характеристик колебательной системы 2
Расчет свободных колебаний многомашинного агрегата, имеющего однокаскадную амортизацию 2
Расчет свободных колебаний многомашинного агрегата, имеющего двухкаскадную амортизацию 2
Расчет фундамента технологической машины 2
10 Основные положения методики автоматизированного эксперимента в динамике машин и его методическое обеспечение 2
Принципы проведения автоматизированного эксперимента в динамике машин 2
Методы планирования автоматизированного эксперимента 2
Анализ и интерпретация результатов автоматизированного эксперимента 2
11 Разработка расчетной схемы динамической системы привода и определение ее параметров 2
Динамический расчет привода главного движения станка 2
Динамика многомассной системы привода 2
12 Расчет шпинделя на прочность и жесткость 2
Расчет шпинделя на виброустойчивость 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основные виды задач динамики машин в железнодорожном транспорте. 16
Библиографический очерк 14
2 Классификация и характеристики внешних динамических воздействий и показатели их воздействия на машину и человека. 13
Основные характеристики линейных перегрузок, вибрационных, ударных воздействий и их влияние на машины и человека. 10
3 Математическое моделирование и идентификация машин 12
Построение расчетных схем, математических моделей машин и их идентификация 14
Семестр № 6
5 Динамика и балансировка ротора 8
6 Основные возбудители механических систем 8
7 Пассивные виброзащитные системы. 8
Постановка задачи виброзащиты машин 6
8 Излучение и распространение шума. 8
Семестр № 7
9 Использование амплитуды вынужденных колебаний вибрационной решетки 12
10 Основные положения методики автоматизированного эксперимента 12
11 Трещины, усталостное разрушение. 10
Программные средства решения задач механики деформируемого твердого тела. 5

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов С. В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10 ED : учеб. пособие : В 4 ч, Ч. 1 : Расчеты на растяжение и сжатие/ С. В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -34 с. ЭБС РГУПС
2 Динамика и прочность технологических машин (на примере металлорежущих станков): учеб. пособие / В.А. Бондаренко, В.Г. Мирошниченко, С.А. Раздорский, А.Н. Чукарин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 68 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6 7
ПК-12 + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Что изучает специальная дисциплина «Динамика машин»?
2) Что является целью дисциплины «Динамика машин»?
3) Какие задачи решаются в дисциплине «Динамика машин»?
4) Что должен знать студент в результате изучения курса «Динамика машин»?
5) Что должен уметь студент в результате изучения дисциплины «Динамика машин»?
6) Что такое моделирование?
7) Что понимается под «моделью» в курсе «Динамика машин»?
8) Какие этапы математического моделирования динамических систем?
9) Что принято называть идентификацией?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Какая схема представления идентификации динамического объекта?
2) Какая цель идентификации динамического объекта?
3) Какие этапы идентификации?
4) Какой вид имеет оператор динамической системы, линейной по входному воздействию?
5) Как определяется передаточная функция динамического объекта?
6) Какие неслучайные функции используются для описания основных свойств случайного воздействия?
7) Как определяется математическое ожидание и дисперсия случайного процесса?
8) Как определяется корреляционная функция случайного процесса?
9) Как определяется спектральная плотность случайного процесса?
10) Как определяются ударные воздействия?
11) Что представляют собой механические воздействия на машину?
12) Какое влияние оказывают механические воздействия на технические объекты и человека?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Основные свойства и характеристики случайных процессов.
2) Главный признак стационарности случайного процесса.
3) Что такое виброзащита машин? Из чего состоит виброзащитная система и её характеристики?
4) Как определяется коэффициент передачи сил (коэффициент виброизоляции) линейной системы при кинематическом гармоническом возбуждении?
5) Как определяется коэффициент передачи сил (коэффициент виброизоляции) линейной системы при силовом гармоническом возбуждении?
6) В чём состоят особенности виброизоляции нелинейных систем?
7) В чём заключается виброизоляция при ударном возбуждении?
8) Дайте определение случайного воздействия?
9) Что представляет собой стационарное случайное воздействие?
10) Что представляет собой спектральная плотность случайного процесса (воздействия)?
11) Что представляет собой нормированная корреляционная функция?
12) В каких координатах изображается амплитудно-частотная характеристика и как она определяется?
13) Какое воздействие называется ударным и чем оно характеризуется?
14) Что представляет собой инерционный вибровозбудитель и как определяется его статическая и моментная неуравновешенности?
15) Схема и принцип действия электромагнитного возбудителя, его достоинства и недостатки?

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) В чем заключается статическое уравновешивание ротора? Условие статического уравновешивания.
2) В чем заключается полное уравновешивание ротора и какое условие при этом должно выполняться?
3) Чем характеризуется неуравновешенный ротор? Что характеризует полную уравновешенность ротора?
4) Оси координат ротора с одним диском.
5) Уравнения движения ротора с одним диском.
6) Прохождение вертикального ротора через резонанс.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Резонанс при угловых колебаниях ротора.
2) Ротор с анизотропией опор.
3) Ротор с анизотропией вала. Устойчивость.
4) Ротор с анизотропией вала. Влияние веса.
5) Поступательные колебания ротора с внутренним трением.
6) Угловые колебания ротора с внутренним трением.
7) Неустойчивость ротора при общей гипотезе линейного трения.
8) Неустойчивость ротора на масляной пленке.
9) Ротор с распределенными параметрами. Учет внутреннего трения и инерции сечений.
10) Вибрации валопроводов при несовершенствах изготовления и сборки.
11) Конструкторско-технологические мероприятия по борьбе с вибрациями роторов.
12) Маятниковый гаситель колебаний.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Динамический поглотитель колебаний.
2) Автоматические балансировщики.
3) Статическая и динамическая неуравновешенность роторов.
4) Эквивалентная система дисбалансов.
5) В чем заключается влияние механических воздействий на технические объекты и человека?
6) Изобразите схему двухкаскадной виброизоляции. В чем заключаются ее преимущества?
7) Какие основные методы виброзащиты?
8) Как определить приведенную величину дисбаланса центробежного вибровозбудителя?
9) За счет чего происходит уменьшение колебаний защищаемых объектов при использовании поглотителей колебаний?

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Деформации при объёмном напряжённом состоянии. Обобщенный закон Гука. Объёмная деформация.
2) Плоское напряжённое состояние. Определение главных напряжений и положения главных площадок. Закон Гука для плоского напряжённого состояния.
3) Теории прочности и их назначение. Понятие о критериях наступления предельного состояния. Коэффициент запаса. Эквивалентные напряжения. Условие прочности для сложного напряжённого состояния.
4) Наибольшие касательные напряжения. Октаэдрические напряжения. Критерии наступления предельного состояния по третьей и четвёртой теориям прочности. Вычисление эквивалентных напряжений. Условиe прочности. Пределы применимости этих теорий прочности.
5) Теория прочности Мора. Вычисление эквивалентного напряжения. Условие прочности. Область применения этой теории прочности.
6) Напряжённое состояние в опасной точке вала круглого сечения при изгибе с кручением. Главные напряжения. Условие прочности по третьей и пятой теориям прочности. Выражения для приведённого момента.
7) Прочность деталей при действии переменных (циклических) напряжений. Причины возникновения переменных напряжений. Механизм зарождения и развития усталостной трещины. Особенности усталостного разрушения. Основные параметры цикла напряжений. Виды циклов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Влияние концентрации напряжений на прочность деталей при переменных напряжениях. Эффективный коэффициент концентрации напряжений. Учёт эффективного коэффициента концентрации при расчёте деталей на усталостную прочность.
2) Влияние качества поверхности и абсолютных размеров детали на её усталостную прочность. Предел выносливости детали и его связь с пределом выносливости материала.
3) Способы построения схематизированной диаграммы предельных циклов. Использование диаграммы для нахождения коэффициента запаса в случае подобных циклов. Формула для коэффициента запаса по усталостной прочности. Коэффициент запаса по статической прочности.
4) Удар упругий и неупругий. Прикладная теория удара (основные положения). Определение динамической нагрузки при горизонтальном ударе. Вычисление перемещений и напряжений в упругой системе после удара.
5) Определение напряжений в упругой системе после удара при падении массы с заданной высоты. Выражение для динамического коэффициента при вертикальном ударе. Учёт массы упругой системы. Способы уменьшения динамического коэффициента.
6) Прикладная теория удара (основные положения). Скручивающий удар. Вычисление максимальных касательных напряжений для вала.
7) Моделирование реального объекта (выбор расчётной схемы). Моделирование свойств материала, геометрии объекта, нагрузки и связей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Напряжения и деформации при растяжении или сжатии стержня (образца). Напряжения в наклонных сечениях стержня. Максимальные нормальные и касательные напряжения. Закон парности касательных напряжений.

2) Закон Гука для материала при растяжении или сжатии. Связь между поперечными и продольными деформациями. Экспериментальное определение Модуля Юнга и коэффициента Пуассона при растяжении или сжатии образца.

3) Влияние различных факторов на механические свойства материалов. Упрочнение материала, влияние температуры и скорости деформирования. Ползучесть материала и релаксация напряжений.

4) Условия прочности для конструкций из пластичного и хрупкого материалов. Предельные и допускаемые напряжения. Виды расчётов на прочность. Коэффициент запаса и факторы, влияющие на его выбор.

5) Геометрические характеристики сечений. Статические моменты площади сечения. Определение центра площади сложного (составного) сечения.

6) Моменты инерции сечения. Изменение моментов инерции сечения при параллельном переносе осей. Главные оси и главные моменты инерции сечения.

7) Прямой изгиб. Чистый и поперечный изгибы. Определение поперечной силы и изгибающего момента в поперечном сечении балки. Дифференциальные зависимости при изгибе. Правила проверки эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 9, 10, 11, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9, 10, 11, 12 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
9, 10, 11, 12 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Динамика и прочность технологических машин (на примере металлорежущих станков): учеб. пособие / В.А. Бондаренко, В.Г. Мирошниченко, С.А. Раздорский, А.Н. Чукарин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 68 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олешко С. Б. Техническая механика : учеб. пособие/ С. Б. Олешко; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -83 с. НТБ РГУПС
2 Кротов С. В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10 ED : учеб. пособие : В 4 ч, Ч. 1 : Расчеты на растяжение и сжатие/ С. В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -34 с. ЭБС РГУПС
3 Кротов С. В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10 ED : учеб. пособие : В 4 ч, Ч. 2 : Расчеты на изгиб и кручение/ С. В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -56 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Феденко А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Динамика и прочность машин". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Кротов С. В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10 ED : учеб. пособие : В 4 ч, Ч. 1 : Расчеты на растяжение и сжатие/ С. В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -34 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 apm winmachine - cad/cae система автоматизированного расчета и проектирования механического оборудования и конструкций в области машиностроения О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56449.