РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Детали машин и основы конструирования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 5 Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Буракова Марина Андреевна, д.т.н., проф. Майба Игорь Альбертович, Кадубовская Галина Викторовна, к.т.н., доц. Крутова Вероника Александровна, к.т.н. Проскорякова Юлия Анатольевна, д.т.н., проф. Чукарин Александр Николаевич, к.т.н., доц. Феденко Алексей Алексеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Детали машин и основы конструирования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Соловьев Аркадий Николаевич, Зав.кафедрой"Теоретическая и прикладная механика", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Детали м и о к_С_23.05.03_во_56_ОПМ_п43297_56414.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Детали машин и основы конструирования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Детали машин и основы конструирования" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы механики подвижного состава", "Теория тяги поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей, изображения и обозначения деталей, основы компьютерного моделирования деталей; конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей

Умеет: выполнять эскизы деталей машин с использованием компьютерных технологий, читать сборочные чертежи и оформлять конструкторскую документацию

Имеет навыки: компьютерными программами проектирования и разработки чертежей деталей; методами анализа и расчета деталей узлов механической части

ОПК-10 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей,конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей,номенклатуру конструкционных материалов для проектируемых деталей

Умеет: выполнять эскизы деталей машин, читать сборочные чертежи и оформлять конструкторскую документацию, назначать конструкционные материалы для проектируемых деталей

Имеет навыки: анализа и расчета деталей узлов механической части, в том числе подбора материалов для их изготовления.

ОПК-12 - владением методами оценки свойств конструкционных материалов, способами подбора материалов для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Знает: материалы, используемые при техническом обслуживании и проектировании подвижного состава

Умеет: использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава

Имеет навыки: по использованию материалов при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава

ПК-7 - способностью эффективно использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава, составлять технические задания на проектирование приспособлений и оснастки, владением методами производства деталей подвижного состава и навыками технолога по его контролю

Место дисциплины 1С.Б "Детали машин и основы конструирования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инженерная компьютерная графика", "Теоретическая механика", "Теория механизмов и машин", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 40 40 16 24
Лабораторные работы (Лаб) 28 28 16 12
Практические, семинары (Пр) 28 28 16 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 99   84 15
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 15     15
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   84  
Контроль, всего и в т.ч. 52   10 42
Экзамен (Экз) 42     42
Зачет (За) 10   10  
Общая трудоемкость, часы 252 101 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие сведения о деталях машин ОПК-10, ОПК-12
2 Зубчатые передачи движения. ОПК-10, ОПК-12, ПК-7
3 Червячные и винтовые передачи ОПК-10, ОПК-12, ПК-7
4 Цепные, ременные, фрикционные, планетарные и волновые передачи. ОПК-10, ОПК-12
5 Валы и оси. ОПК-12, ПК-7
6 Опоры валов и уплотнения ОПК-12, ПК-7
7 Разъемные соединения деталей. ОПК-12, ПК-7
8 Неразъемные соединения деталей. ОПК-12
9 Муфты механических приводов. ОПК-10, ОПК-12
10 Упругие элементы и корпусные детали механизмов. ОПК-12, ПК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6 4 24
2 4 2 8 20
3 6 2 4 20
4 4 6   20
5 4 2    
6 6 2 4  
7 6 2 2  
8 4 2    
9 2 2 2  
10 2 2 4  
Итого 40 28 28 84
В т.ч. по интерактивным формам 4 2 2  
В т.ч. практическая подготовка   8 8  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Общие сведения о проектировании механизмов, узлов и деталей, их классификация.Критерии работоспособности деталей. 2
2 Классификация зубчатых передач и их геометрические параметры. 2
Зубчатые редукторы и их основные параметры. 2
3 Конструктивные и эксплуатационные особенности червячных передач. 2
Геометрические и кинематические параметры червячных передач. 2
Особенности проектирования винтовых передач. 2
4 Цепные и ременные передачи. особенности изх работы. 2
Фрикционные, планетарные и волновые передачи.. 2
Семестр № 6
5 Назначение и особенности конструирования валов и осей. 2
Расчеты валов и осей на прочность. 2
6 Подшипники скольжения и качения. 2
Расчет долговечности подшипников качения.. 2
Установка подшипников качения, уплотнения и уплотнительные устройства.. 2
7 Резьбовые соединения. 2
Шпоночные и зубчатые (шлицевые) соединения. 2
Штифтовые и клеммовые соединения. 2
8 Заклепочные и сварные соединения. 2
Паянные и клеевые соединения. 2
9 Классификация муфт и особенности их выбора. 2
10 Упругие элементы и корпусные детали механизмов и машин. . 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Анализ кинематических схем и КПД механических приводов общего назначения 2
Кинематический анализ и определение основных параметров приводов общего назначения 2
2 Анализ и определение основных параметров цилиндрического редуктора 2
Зубчатые колеса. Анализ конструкции и определение основных параметров 2
Компоновка одноступенчатого цилиндрического редуктора. Выбор подшипников и определение геометрических размеров 2
Компоновка одноступенчатого цилиндрического редуктора. Расчет пролетов валов 2
3 Анализ и определение основных параметров червячного редуктора 2
Анализ конструкции и определение параметров червячно-зубчатого редуктора 2
Семестр № 6
6 Анализ конструкции и определение основных параметров подшипников качения 2
Изучение конструкций и предварительный расчет валов 2
7 Анализ конструкции и определение параметров шпоночного соединения 2
9 Анализ конструкции и определение параметров муфт механических приводов 2
10 Анализ конструкции и определение параметров уплотнительного устройства 2
Определение конструктивных размеров корпусных деталей 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Построение кинематических схем механических приводов 2
Определение КПД привода общего назначения и выбор электродвигателя 2
Определение кинематических и силовых параметров на валах механического привода 2
2 Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность 2
3 Расчет червячных передач на прочность 2
4 Расчет цепных передач 2
Расчет ременных передач с плоским ремнем 2
Расчет ременных передач с клиновым ремнем 2
Семестр № 6
5 Предварительный расчет валов 2
6 Выбор подшипников и расчет долговечности 2
7 Расчет шпоночных соединений 2
8 Расчеты сварных и заклепочных соединений 2
9 Подбор и определение основных параметров муфт 2
10 Расчет параметров корпусных деталей редукторов 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Примеры составляющих элементов машин: деталей, узлов, cборочных единиц, конструктивных элементов 4
Примеры критериев работоспособности: прочности, жёсткости, выносливости, износостойкости, тепло-стойкости различных конструкций 4
Механические свойства материалов 6
Методы обеспечения надежности, экономичности, тех-нологичности, взаимозаменяемости различных эле-ментов машин и механизмов 4
Методы и системы автоматизированного проектирова-ния 6
2 Особенности расчета кинематических и энергетиче-ских параметров различных приводов, включающих зубчатые редукторы и открытые зубчатые передачи 2
Методы смазывания зубчатых редукторов и контроля качества смазки 2
Расчеты косозубых и шевронных зубчатых передач 4
Расчеты конических зубчатых передач 4
Номенклатура промышленно выпускаемых зубчатых редукторов и мотор редукторов 4
Особенности свойств и расчета передач с зубчатыми колесами из материалов на полимерной основе 4
3 Комбинированные редукторы, включающие червячные передачи 4
Червячные редукторы различной компоновки 4
Номенклатура промышленно выпускаемых червячных редукторов и мотор редукторов 4
Применение винтовых передач 4
Свойства смазочных материалов и методы смазывания червячных редукторов 4
4 Применение пластинчатых цепей и особенности про-ектирования тяжело нагруженных цепных передаx 6
Применение цепей с полимерными элементами 4
Конструкции фрикционных вариаторов 4
Прогрессивные конструкции ременных передач и их применение 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гришкин, А. Д. Машинная графика : учеб. пособие для самостоят. освоения сист. КОМПАС-ГРАФИК, Ч. 2. Создание чертежа детали / А.Д. Гришкин ; Иркут. гос. ун-т путей сообщ. - Чита : 2010. - 174 с. ЭБС РГУПС
2 Елманов, И.М. Кинематическое и силовое исследование стрелочного электропривода : учеб.-метод пособи / М.А. Бураков; РГУПС. - Ростов н/Д, 2009. - 20 с. ЭБС РГУПС
3 Николаева, Г. С. Оформление курсовых и расчетно-графических работ для общетехнических дисциплин [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. С. Николаева, М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 34 с. : 146 экз. ЭБС РГУПС
4 Рассохин, Г.И. Энергокинематический расчет привода автоматизированным методом : учебн.-мет. пособие/ Г.И. Рассохин, Я.Е. Гладышев, А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2011. - 18 с. ЭБС РГУПС
5 Буракова, М.А. Изучение свойств поверхностных слоев деталей машин при трении и изнашивании : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. - 15 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ОПК-10 + +
ОПК-12 + +
ПК-7 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-7 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование приводов общего назначения.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Структуру курса «Детали машин и основы проектирования»
2)Составляющие элементы машин
3)Требования к деталям
4)Критерии работоспособности деталей машин
5)Обобщенную последовательность проектирования
6)Назначение и основные параметры механического привода
7)Энергетические и кинематические параметры на валах механического привода
8)Классификацию механических передач
9)Классификацию зубчатых передач
10)Сравнительную оценку зубчатых передач различных видов
11)Геометрические параметры цилиндрических передач и зубчатых колес
12)Классификацию зубчатых колес по форме и расположению зубьев.
13)Материалы, используемые при изготовлении зубчатых колес. Виды повреждений зубьев
14)Систему сил, действующих на цилиндрические зубчатые колеса
15)Последовательность проектирования зубчатых передач.
16)Методы получения зубчатого профиля.
17)Назначение и классификацию червячных передач
18)Кинематические параметры червячных передач
19)Геометрические параметры червячных передач и их влияние на кинематику движения
20)Материалы, используемые для изготовления червячных передач
21)Систему сил, действующих в червячных передачах
22)Последовательность расчета червячных передач.
23)Способы охлаждения червячных редукторов
24)Причины потери мощности в редукторах. Сравнительные потери мощности зубчатыми и червячными передачами
25)Виды зубчатых и червячных редукторов
26)Типы смазочных материалов. Методы смазывания различных элементов редукторов
27)Назначение и принцип действия винтовых передач
28)Виды резьб в винтовых передачах
29) Назначение, принцип работы, преимущества и недостатки ременных передач
30)Классификация ременных передач.
31Место ременных передач в составе электромеханических приводов
32)Принципы расчета ременных передач и способы повышения их долговечности
33)Принцип действия фрикционных передач
34)Назначение и устройство фрикционного вариатора
35)Назначение, принцип работы, преимущества и недостатки цепных передач.
36)Классификация приводных цепей, их устройство
37)Место цепных передач в составе электромеханических приводов
38)Принципы подбора приводных цепей и расчета геометрических параметров цепных пере-дач
39)Назначение, конструкции и принцип действия планетарных передач
40)Назначение, конструкции и принцип действия волновых передач

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитать передаточное число механического привода
2)Рассчитать потери мощности в электромеханическом приводе
3)Рассчитать скоростные параметры на валах электромеханического привода
4)Рассчитать энергетические параметры на валах электромеханического привода
5)Рассчитать количество циклов нагружения валов электромеханического привода
6)Сформировать алгоритм расчета на прочность закрытой зубчатой передачи
7)Сформировать алгоритм расчета на прочность открытой зубчатой передачи
8)Сформировать алгоритм расчета на прочность червячной передачи
9)Определять направления сил, действующих в зацеплении прямозубой цилиндрической пе-редачи
10)Определять направления сил, действующих в зацеплении косозубой цилиндрической пе-редачи
11)Определять направления сил, действующих в зацеплении шевронной передачи
12)Определять направления сил, действующих в зацеплении червячной передачи
13)Определять геометрические параметры зубчатой передачи и зубчатых колес
14)Формировать условия прочности для расчета зубчатых и червячных передач
15)Рассчитать зубья цилиндрической передачи на контактную прочность
16)Рассчитать зубья цилиндрической передачи на изгибную прочность
17)Рассчитать основные параметры цепных передач
18) Рассчитать основные параметры клиноременных передач
19)Оценить основные параметры, влияющие на надежность фрикционных передач
20)Оценить основные параметры, влияющие на надежность винтовых передач
21)Оценить целесообразность применения планетарных передач
22)Оценить целесообразность применения волновых передач

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основами организации проектирования.
2)Алгоритмом проектирования механического привода общего назначения.
3)Навыками определения критериев работоспособности валов и механических передач.
4)Оценкой эффективности работы зубчатых и червячных передач различной конфигурации.
5)Компоновкой привода с заданным расположением валов в пространстве.
6)Компоновкой привода с заданным набором передач.
7)Алгоритмом проектирования закрытой зубчатой передачи.
8) Алгоритмом проектирования открытой зубчатой передачи.
9) Алгоритмом проектирования червячных передач.
10)Оценкой вида изнашивания зубьев, эксплуатируемых в различных условиях.
11)Методами повышения надежности зубчатых, червячных и винтовых передач.
12)Сравнительной оценкой эффективности методов охлаждения червячных редукторов.
13)Сравнительной оценкой приводных ремней различных конструкций.
14)Основами проектирования ременной передачи.
15)Сравнительной оценкой приводных цепей различных конструкций.
16)Основами проектирования цепной передачи.
17)Методами повышения надежности цепных, ременных и фрикционных передач.
19)Методами повышения надежности волновых и планетарных передач.

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Конструкцию, принцип действия и применение гидродинамических подшипников
2)Конструкцию, принцип действия и применение гидростатических подшипников
3)Конструкции и материалы подшипников скольжения, работающих в режимах граничного и сухого трения
4) Назначение и устройство подшипников качения
5)Общую классификацию подшипников качения
6)Виды воспринимаемых нагрузок и классификацию подшипников качения по угловой под-вижности
7)Геометрические параметры и маркировку подшипников качения
8)Алгоритм расчета подшипников качения на циклическую долговечность
9)Назначение, конструкцию, область применения контактных уплотнительных устройств
10)Назначение, конструкция, область применения бесконтактных уплотнительных устройств
11)Виды резьбовых соединений, их назначение
12)Конструкции резьбовых деталей
13)Виды крепежных резьб
14)Условие самоторможения резьбового соединения
15)Методы расчета резьбовых соединений
16)Назначение шпоночных соединений, их виды и конструкции
17)Напряженное состояние шпонок, систему сил в шпоночном соединении
18)Методы проверки шпоночных соединений на прочность
19)Способы изготовления шпоночных пазов и шпонок
20)Конструкции и назначение шлицевых соединений
21)Методы центрирования шлицевых соединений
22)Напряженное состояние шпонок, систему сил в шлицевом соединении
23)Методы проверки шлицевых соединений на прочность
24)Назначение и конструкции штифтовых соединений, метод их расчета
25)Назначение, конструкции и области применения заклепочных соединений. Материалы заклепок
26)Напряженные состояния и системы сил в заклепочных соединениях.
27)Расчет заклепочных соединений на прочность
28)Области применения сварных соединений, их преимущества и недостатки
29)Основные методы сварки
30)Виды сварных соединений и сварных швов
31)Расчет на прочность сварных соединений различной конфигурации
32)Области применения паяных и клеевых соединений, их преимущества и недостатки
33)Виды припоев и методы пайки
34)Виды паяных соединений и швов, их геометрия
35)Расчет на прочность паяных соединений различной конфигурации
36)Назначение и классификация муфт механических приводов
37)Достоинства и недостатки муфт различных конструкций
38)Принципы подбора муфт механических приводов
39)Назначение и классификацию упругих элементов
40)Конструкции упругих элементов
41)Материалы упругих элементов, геометрические параметры витых пружин
42)Классификацию, назначение корпусных деталей, критерии их работоспособности
43)Принципы определения геометрических параметров корпусных деталей редукторов
44)Отличия валов и осей по геометрии и функциональному назначению
45)Принципы расчета валов и осей на прочность

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определить тип подшипника скольжения исходя из условий эксплуатации
2)Определить тип подшипника качения исходя из условий условий эксплуатации
3)Определить тип и геометрические параметры подшипника качения по его цифровому обо-значению
4)Сформировать систему нагрузок, действующих на подшипник, исходя из конструктивной схемы его расположения
5)Сформировать цифровое обозначение подшипника качения по его натурному образцу
6)Провести проверку подшипника качения на долговечность
7)Определить тип уплотнительного устройства исходя из условий эксплуатации
8)Определить размеры и обозначение контактного уплотнительного устройства по размерам вала, на который оно устанавливается
9)Провести проверку болтового соединения на прочность
10)Провести проверку винтового соединения на прочность
11)Провести проверку шпилечного соединения на прочность
12)Рассчитать диаметры болтов, винтов и шпилек, исходя из схем их нагружения
13)Провести проверку штифтового соединения на прочность
14)Рассчитать диаметры штифтов, исходя из схем их нагружения
15)Определить необходимое количество болтов, винтов и шпилек в соответствующем резь-бовом соединении Определить
16)Определить необходимое количество заклепок в соединении
17)Провести проверку заклепочного соединения, исходя из прочности заклепок
18)Провести проверку заклепочного соединения, исходя из прочности соединяемых элемен-тов
19)Рассчитать необходимые диаметры заклепок, исходя из схемы соединения
20)Провести проверку углового сварного соединения на прочность
21)Провести проверку на прочность сварного соединения внахлестку
22)Провести проверку таврового сварного соединения на прочность
23)Провести проверку на прочность сварного соединения встык
24)Определить необходимую длину сварного шва, обеспечивающего прочность соединения
25)Провести проверку паяного соединения на прочность
26)Провести выбор типа муфты, исходя из условий ее эксплуатации в конструкции механи-ческого привода
27)Определить обозначение и размеры упругой втулочнjпальцевой муфты по известным параметрам механического привода
28)Рассчитать жесткость витой пружины по известным эксплуатационным параметрам
29) Определить тип корпусной детали для монтажа известных механизмов и узлов
30)Оценить критерии работоспособности и напряженные состояния валов и осей в сфере эк-плуатации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основами выбора подшипников скольжения по условиям их эксплуатации.

2)Методом сравнительной оценки тепловыделения в подшипниках сухого трения.

3)Основами выбора типов подшипников качения по условиям их эксплуатации.

4)Методом определения параметров подшипников качения по их цифровым обозначениям.

5)Основами расчета долговечности подшипников качения по известным условиям их экс-плуатации.

6)Основами проектированием подшипниковых узлов в редукторах с различной компоновкой передач.

7)Правилами обозначения подшипников качения в конструкторской документации.

8)Принципами монтажа уплотнительных манжет в подшипниковых узлах редукторов.

9)Принципами выбора уплотнительных устройств для определенных условий эксплуатации.

10)Методами расчета на прочность резьбовых соединений.

11)Принципами определения типоразмеров резьбовых соединений в конструкции корпусов и крышек редукторов.

12)Формированием расчетных схем нагружения резьбовых соединений в зависимости от их условий эксплуатации.

13)Правилами обозначения резьбовых деталей в конструкторской документации.

14)Методами расчета на прочность шпоночных соединений.

15)Принципами определения типоразмеров призматических шпонок в конструкциях механи-ческих приводов.

16)Правилами обозначения шпонок в конструкторской документации.

17)Основами технологии изготовления шпонок и шпоночных пазов.

18)Принципами применения шпоночных соединений различных типов.

19)Методами расчета на прочность шлицевых соединений.

20)Методами расчета на прочность штифтовых соединений.

21)Основами технологии изготовления заклепочных соединений.

22)Методами проверки заклепок на прочность.

23)Основами формирования заклепочных соединений с известными нагрузочными условия-ми.

24)Методами проверки на прочность соединяемых элементов в заклепочном соединении.

25)Основами выбора типов неразъемных соединений для применения в конструкциях машин и аппаратов.

26)Основами технологии изготовления сварных соединений.

27)Методами проверки сварных соединений на прочность.

28)Основами формирования сварных соединений с известными нагрузочными условиями.

29)Методами проверки паяных соединений на прочность.

30)Основами выбора типов муфт в конструкциях механических приводов.

31)Основами расчета размеров конструктивных элементов корпусных деталей редукторов.

32)Основами выбора типов упругих элементов для конкретных условий эксплуатации.

33)Основами расчета размеров характерных участков валов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 5 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иванов, М.Н. Детали машин: учеб. для вузов / М.Н. Иванов, В.А. Финогенов. - 16-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2016. - 409 с. ЭБС Юрайт
2 Жулай, В. А. Детали машин : курс лекций / В. А. Жулай. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 238 c. — ISBN 978-5-89040-437-4. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Рассрхин, Г.И. Конструкции и основы расчета деталей машин: учебн. пособие / Г.И. Рассохин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. 171 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Куклин, Н. Г. Детали машин : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина, В.К. Житков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. - 406 с. ЭБС Юрайт
2 Буланов Э.А. Детали машин. Расчет механических передач – М. : МГУТиУ им. К.Г. Разумовского, 2017. ЭБС Юрайт
3 Гурин В.В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 1 : учеб. для бакалавриата и магистратуры / В.В. Гурин, В.М. Замятин, А.М. Попов – Томск : Нац. иссл. Томск. политех. Ун-т. – 2017.- 366 с. ЭБС Юрайт
4 Жулай, В. А. Курсовое проектирование приводов транспортных и технологических машин и оборудования : учебное пособие / В. А. Жулай, Д. Н. Дегтев. — 2-е изд. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 340 c. — ISBN 978-5-89040-630-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
5 Буракова, М.А. Детали машин и основы конструирования : тексты лекций / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 44 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Детали машин и основы конструирования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Буракова, М. А. Анализ и определение основных параметров цилиндрического редуктора : учеб.-метод. пособие. / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2019. - 19 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова, М. А. Анализ и определение основных параметров червячного редуктора : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2019. - 20 с. ЭБС РГУПС
4 Цепные передачи: учеб.- метод. пособие к выполнению курсовой работы для лиц с ограничениями по зрению / Г. И. Рассохин, А. Н. Чукарин, Н. А. Репешко [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д :, 2012. - 46 л. ЭБС РГУПС
5 Энергокинематический расчет электромеханического привода: Учебно-методическое пособие / Г.И. Рассохин А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова, В.В.Шаповалов.— Ростов н/Д, 2012. 36 с ЭБС РГУПС
6 Елманов, И.М. Исследование работоспособности клеммового соединения, нагруженного вращающим моментом : метод. указ. к лаб. раб. / И.М. Елманов, М.А. Буракова. – Ростов н/Д, РГУПС, 2007. – 15 с. ЭБС РГУПС
7 Буракова, М.А. Муфты механических приводов : учебно-методическое пособие / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 44 с. ЭБС РГУПС
8 Буракова, М.А. Зубчатые колеса. Анализ конструкции и определение основных параметров : учебн.-мет. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко; ФГБОУВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. 46 с. ЭБС РГУПС
9 Буракова, М.А. Расчет основных параметров цилиндрической передачи : учеб.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Е.И. Никитин, М.И. Никитина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. - 27 с ЭБС РГУПС
10 Буракова, М.А. Изучение конструкций и определение основных параметров подшипников качения : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. - 21 с. ЭБС РГУПС
11 Буракова, М.А. Кинематический анализ механических приводов общего назначения : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова, И.А. Майба, А.А. Феденко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. - 35 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56414.