РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Начертательная геометрия и графика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.т.н., проф. Приходько Виктор Маркович, Саямова Татьяна Липаридовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Начертательная геометрия и графика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Замятин Александр Витальевич, заведующий кафедрой "Инженерная геометрия и компьютерная графика", факультет «Школа архитектуры, дизайна и искусств» ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Начертательная г И г_Б_15.03.03_во_12_НГГ_п50395_50414.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Начертательная геометрия. Инженерная графика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Начертательная геометрия. Инженерная графика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизированные системы проектирования", "Детали машин и основы конструирования", "Проектирование технологических машин";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документаци, на примере "Компас-3D"

Умеет: использовать современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации, на примере "Компас-3D"

Имеет навыки: использования современных программных средств подготовки конструкторско-технологической документации , на примере "Компас-3D"

ОПК-7 - умением использовать современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации

Знает: основные нормативные документы ЕСКД (единой системы конструкторской документации) в своей деятельности

Умеет: использовать основные нормативные документы ЕСКД (единой системы конструкторской документации) в своей деятельности

Имеет навыки: применения основных нормативных документов ЕСКД(единой системы конструкторской документации) в своей деятельности

ОПК-8 - умением использовать нормативные документы в своей деятельности

Комментарии кафедры:

указанные компетенции формируются совместно с изучением других дисциплин.


Место дисциплины 1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 89 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 48 32
Лекции (Лек) 16 16 16  
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 82   18 64
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 52   3 49
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 216 89 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Метод проекций. Задание геометрических объектов на комплексном чертеже ОПК-8
2 Позиционные и метрические задачи ОПК-8
3 Основные понятия преобразования чертежа ОПК-8
4 Поверхности. Развертки ОПК-8
5 Правила оформления чертежей ОПК-8
6 Проекционное черчение. Аксонометрические проекции ОПК-8
7 Машиностроительное черчение ОПК-7, ОПК-8
8 Инженерная компьютерная графика ОПК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4 4  
2 4 6 6 1
3 2 2 2 1
4 4 4 4 1
5   2 2 6
6   6 4 19
7   8 6 16
8     4 8
Итого 16 32 32 52
В т.ч. по интерактивным формам     4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Метод проекций. Задание точки на комплексном чертеже: 1) Методы проецирования. 2) Свойства проецирования. 3) Преобразование Монжа. 4) Комплексный чертеж точки. 2
Задание прямой на комплексном чертеже: 1) Задание прямой на комплексном чертеже. 2) Прямые общего и частного положения. 3) Взаимное положение двух прямых. 2
Задание плоскости на комплексном чертеже: 1) Задание плоскости на комплексном чертеже. 2) Плоскости общего и частного положения. 2
2 Позиционные задачи: 1) Взаимная принадлежность точки, прямой и плоскости. 2) Взаимное положение прямой и плоскости. 3) Взаимное положение двух плоскостей. 2
Метрические задачи: 1) Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения. 2) Определение углов наклона отрезка прямой общего положения к плоскостям проекции. 3) Теорема о проецировании прямого угла и выводы из нее. 4) Перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей, двух прямых. 5) Определение расстояния от точки до плоскости. 2
3 Способы преобразования чертежа: 1) Основные понятия преобразования чертежа. 2) Способ замены плоскостей проекций. 3) Способ плоскопараллельного перемещения. 2
4 Поверхности. Взаимное пересечение плоскости и поверхности, прямой и поверхности: 1) Образование поверхностей. 2) Классификация поверхностей. 3) Многогранники. 4) Поверхности вращения. 5) Пересечение плоскости и поверхности. 6) Пересечение прямой и поверхности. 2
Развертки поверхностей: 1) Понятие развертки поверхности. 2) Развертывающиеся и неразвертывающиеся поверхности. 3) Способы построения разверток поверхностей. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Проецирование точки. Построение точек на комплексном чертеже на 2-х и 3-х плоскостях проекций 2
Взаимное положение двух прямых 2
2 Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения и углов его наклона к плоскостям проекций 2
Взаимное положение точки, прямой и плоскости 2
Взаимное положение двух плоскостей: - параллельные плоскости; - линия пересечения двух плоскостей 2
3 Способ замены плоскостей проекций. Решение задач способом замены плоскостей проекций 2
4 Задание поверхностей на комплексном чертеже. Точки и линии на поверхности 2
Пересечение прямой и поверхности. Построение точек пересечения прямой линии с поверхности 2
Семестр № 2
5 Конструкторская документация. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Виды изделий. Виды конструкторских документов 2
6 Построение трех видов детали, необходимых разрезов, наклонного сечения 2
Построение прямоугольной изометрии детали 2
7 Построение изображения резьбового соединений деталей. Построение изображения сварного соединения деталей 2
Выполнение эскиза детали. Последовательность выполнения эскиза 2
Выполнение рабочего чертежа детали. Чтение сборочного чертежа. Деталирование 2
8 Создание простейших изображений - графических примитивов. Редактирование графических примитивов 2
Создание изображений в системе Компас 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Проецирование прямой. Построение комплексного чертежа прямой 2
Проецирование плоскости. Построение комплексного чертежа плоскости 2
2 Проецирование прямого угла 2
Взаимное положение прямой и плоскости: - прямая, принадлежит плоскости; - прямая параллельна плоскости; - прямая пересекает плоскость 2
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикулярность двух плоскостей. Определение расстояния от точки до плоскости 2
3 Способ плоскопараллельного перемещения. Решение задач способом плоскопараллельного перемещен 2
4 Пересечение поверхности плоскостью. Построение пересечения поверхности плоскостью 2
Пересечение прямой и поверхности. Построение точек пересечения прямой линии с поверхности 2
Семестр № 2
5 Основные правила оформления чертежей: форматы, масштабы, типы линий, шрифты, применяемые на чертежах 2
6 Виды, разрезы, сечения 2
Обозначение материалов на чертежах 2
Аксонометрические проекции деталей 2
7 Изображение и обозначение резьбы на чертеже. Резьбовые соединения 2
Изображение и обозначение неразъемных соединений. Условные изображения и обозначения швов сварных соединений. Соединения паяные, клееные 2
Эскизирование. Последовательность выполнения эскиза. Рабочие чертежи деталей 2
Сборочный чертеж: составление и оформление сборочных чертежей, спецификация, чтение сборочного чертежа изделия 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
2 Решение позиционных и метрических задач 1
3 Решение задач на использование методов преобразования комплексного чертежа 1
4 Построение сечения поверхности плоскостью. Развертки 1
Семестр № 2
5 Общие правила оформления чертежей 2
Исполнение требований ГОСТ при оформлении конструкторских документов 2
Форматы. Масштабы. Типы линий. Шрифты 2
6 Построение трех видов детали по наглядному изображению 2
Построение трех видов детали по заданным двум 3
Выполнение разрезов, необходимых при изображении детали 4
Построение наклонного сечения 4
Прямоугольная изометрия. Прямоугольная диметрия. Косоугольные аксонометрические проекции 2
Построение прямоугольной изометрии детали 4
7 Виды изделий и конструкторские документы 2
Резьба. Классификация резьб 2
Изображение и обозначение резьбы. Резьбовые соединения - изображение и чтение на чертежах 2
Условное изображение и обозначение швов сварных соединений на чертежах 2
Выполнение эскиза детали. Последовательность эскизирования 2
Рабочие чертежи деталей. Выполнение чертежа детали. Отличие эскиза от рабочего чертежа 2
Сборочный чертеж. Чтение сборочного чертежа. Последовательность деталирования сборочного чертежа 4
8 Команды рисования в системе Компас 2
Команды редактирования в системе Компас 2
Создание изображений в системе Компас 4

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по начертательной геометрии : учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Бельченко, В. М. Приходько, О. Н. Суханова, Н.М. Шумун; ред. В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д , 2014. - 185 с. : ил., прил. ЭБС РГУПС
2 Шумун, Н. М. Проекционное черчение : учеб. пособие / Н. М. Шумун, В. М. Приходько, Н. А. Ивченко ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 55 с. : ил., прил. ЭБС РГУПС
3 Филина, С. В. Выполнение рабочего чертежа детали : учеб.-метод. пособие / С.В. Филина ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2009. - 46 с. : ил., прил. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-7   +
ОПК-8 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа № 1:;

титульный лист;

пересечение двух плоскостей. Построить проекции линии пересечения двух плоскостей;

преобразование комплексного чертежа. Построить натуральную величину треугольника методом замены плоскостей проекций;

сечение поверхности плоскостью. Построить проекции линии пересечения поверхности вращения плоскостью частного положения;

развертка поверхности. Построить развертку усеченной части поверхности;

расчетно-графическая работа № 2:;

титульный лист;

проекционное черчение. По заданным двум видам детали построить третий вид, выполнить разрез;

аксонометрические проекции. Построить прямоугольную изометрию детали;

машиностроительное черчение. Построить резьбового соединения деталей;

рабочий чертеж детали. Выполнить рабочий чертеж детали по сборочному чертежу.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Горизонталь и фронталь в плоскости. Приведите примеры.
2) В плоскости заданной треугольником АВС проведите линию параллельную плоскости П1 на расстоянии 20 мм от плоскости П1. Приведите пример.
3) Укажите условие принадлежности точки и прямой плоскости. Приведите примеры.
4) Постройте проекции плоского треугольника АВС, принадлежащего плоскости заданной параллельными прямыми m и n. Приведите пример.
5) Правило проецирования прямого угла. Приведите пример.
6) Правило определения натуральной величины отрезка прямой общего положения. Приведите пример.
7) Постройте три проекции плоского четырехугольника АВСD общего положения. Приведите пример.
8) Постройте точку пересечения прямой общего положения с плоскостью треугольника АВС. Приведите пример.
9) Постройте точку пересечения прямой общего положения АВ с плоскостью, заданной двумя параллельными прямыми m и n. Приведите пример.
10) Определите расстояние от точки М до плоскости, заданной пересекающимися горизонталью и фронталью. Приведите пример.
11) Укажите условие принадлежности прямой плоскости. Приведите пример.
12) Условия параллельности прямой и плоскости на комплексном чертеже. Приведите пример.
13) Условия параллельности двух плоскостей. Приведите пример.
14) Постройте точку пересечения отрезка ЕК с плоскостью, заданной треугольником АВС. Приведите пример.
15) Постройте точку пересечения прямой с плоскостью, заданной пересекающимися прямыми h и f. Приведите пример.
16) Постройте линию пересечения плоскости общего положения, заданной треугольником АВС, с горизонтально-проецирующей плоскостью. Приведите пример.
17) В плоскости, заданной параллельными прямыми m и n, общего положения проведите прямую АВ, отстоящую от П2 на расстоянии 20 мм. Приведите пример.
18) Постройте проекции прямой, параллельной П1, отстоящей от П1 на расстояние 20 мм и наклонный в П2 под углом 45 градусов. Приведите пример.
19) Условие параллельности прямой и плоскости. Приведите пример.
20) Условие перпендикулярности прямой и плоскости на комплексном чертеже. Приведите пример.
21) В чем заключается способ построения линий взаимного пересечения поверхностей? Приведите пример.
22) Определите расстояние от точки М до прямой АВ, параллельной плоскости П1. Приведите пример.
23) Ортогональное проецирование. Свойства ортогонального проецирования. Приведите примеры.
24) Определите расстояние между двумя параллельными фронталями. Приведите пример.
25) Определите расстояние между двумя точками с координатами А (8,6,5) и В (2,2,0).

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние от точки М до прямой, параллельной плоскости П1.
2) Способом замены плоскостей проекций определите расстояние от точки М до плоскости, заданной треугольником АВС.
3) Способом замены плоскостей проекций определите натуральную величину и угол наклона отрезка прямой АВ к плоскости П1.
4) Определите натуральную величину расстояния между двумя произвольными горизонталями способом плоскопараллельного перемещения. Приведите пример.
5) Способом замены плоскостей проекций определите угол наклона треугольника АВС к плоскости П1. Приведите пример.
6) Плоскость общего положения, заданную треугольником АВС, способом плоскопараллельного перемещения преобразовать в горизонтальную плоскость уровня. Приведите пример.
7) Способом замены плоскостей проекций определите расстояние между двумя произвольными фронталями. Приведите пример.
8) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние от точки М до фронтали. Приведите пример.
9) Способом замены плоскостей проекций определите натуральную величину отрезка прямой АВ и угол его наклона к плоскости П2. Приведите пример.
10) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние между параллельными прямыми общего положения m и n. Приведите пример.
11) Способом плоскопараллельного перемещения преобразуйте прямую общего положения АВ в горизонтально-проецирующую прямую. Приведите пример.
12) Способом плоскопараллельного перемещения преобразуйте отрезок прямой общего положения АВ во фронтально-проецирующую прямую. Приведите пример.
13) Способом замены плоскостей проекций определите натуральную величину треугольника АВС общего положения. Приведите пример.
14) Способом плоскопараллельного перемещения преобразуйте отрезок прямой общего положения АВ во фронтально-проецирующую прямую. Приведите пример.
15) Способом замены плоскостей проекций определите расстояние от точки М до плоскости, заданной двумя параллельными горизонталями. Приведите пример.
16) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние от точки М до плоскости, заданной двумя параллельными фронталями. Приведите пример.
17) Способом замены плоскостей проекций определите расстояние от точки М до прямой общего положения АВ. Приведите пример.
18) Способом замены плоскостей проекций определите натуральную величину треугольника АВС общего положения. Приведите пример.
19) Способом плоскопараллельного перемещения определите натуральную величину треугольника АВС, занимающего общее положение. Приведите пример.
20) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние от точки М до плоскости, заданной треугольником АВС. Приведите пример.
21) Прямые общего и частного положения. Взаимное положение точки и прямой. Приведите примеры.
22) Способом замены плоскостей проекций преобразуйте треугольник АВС общего положения во фронтально-проецирующий. Приведите пример.
23) Способом плоскопараллельного перемещения определите расстояние от точки М до плоскости, заданной треугольником АВС. Приведите пример.
24) Способом замены плоскостей проекций треугольник АВС общего положения преобразуйте в горизонтальную плоскость уровня. Приведите пример.
25) Преобразуйте плоскость треугольника АВС общего положения во фронтально-проецирующую плоскость (способ плоскопараллельного перемещения). Приведите пример.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Постройте сечение поверхности плоскостью и определите натуральную величину сечения.
2) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью. Определите видимость прямой относительно поверхности.
3) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью. Определите видимость прямой относительно поверхности.
4) Постройте сечение поверхности заданной плоскостью. Постройте развертку поверхности.
5) Постройте сечение поверхности заданного тела плоскостью и его развертку.
6) Постройте развертку пирамиды.
7) Постройте сечение поверхности заданного геометрического тела, определите натуральную величину сечения.
8) Постройте сечение поверхности плоскостью, заданной треугольником NEK и определите натуральную величину сечения.
9) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью. Определите их видимость.
10) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью. Определите их видимость.
11) Постройте развертку пирамиды.
12) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью. Определите их видимость.
13) Постройте сечение заданного тела плоскостью и его развертку.
14) Постройте сечение и развертку усеченной части тела.
15) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью и развертку поверхности с нанесением на нее точек пересечения.
16) Постройте сечение поверхности тела плоскостью и развертку усеченной части тела.
17) Постройте точки пересечения прямой с поверхностью заданного тела. Определите их видимость.
18) Постройте сечение поверхности заданной плоскостью и развертку поверхности.
19) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью.
20) Постройте сечение и развертку усеченной части тела плоскостью.
21) Постройте сечение прямого кругового конуса наклонной фронтально-проецирующей плоскостью и развертку усеченной части поверхности конуса.
22) Постройте точки пересечения прямой m с заданной поверхностью.
23) Постройте сечение поверхности плоскостью, заданной пересекающимися прямыми h и f.
24) Постройте сечение поверхности плоскостью, заданнной прямыми h и f.
25) Постройте точки пересечения прямой с заданной поверхностью. Определите их видимость.

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Виды изделий по ГОСТ 2.101-68. Приведите определения видов, структуру видов.
2) Сборочный чертеж. Назначение и применение сборочных чертежей.
3) Виды конструкторских документов. Текстовые и графические конструкторские документы.
4) Графическая конструкторская документация. Дайте определения, приведите примеры.
5) Текстовая конструкторская документация. Общие требования к текстовым конструкторским документам. Приведите примеры.
6) Типы линий, применяемые на чертежах. Приведите примеры.
7) Эскиз детали. Требования к выполнению. Последовательность выполнения эскиза.
8) Форматы. Основные форматы. Дополнительные форматы. Использование форматов при выполнении конструкторской документации.
9) Масштабы, применяемые на чертежах. Масштабы увеличения и уменьшения.
10) Спецификация. Разделы спецификации. Приведите пример.
11) Изображение и обозначение швов сварных соединений. Приведите пример.
12) Изображения – разрезы. Простые и сложные разрезы.
13) Изображения – разрезы. Ступенчатый разрез. Приведите пример.
14) Изображения – разрезы. Совмещение разреза и вида, случаи применения. Приведите пример.
15) Аксонометрические проекции. Прямоугольные и косоугольные проекции. Основные параметры.
16) Рабочий чертеж детали. Назначение. Основные требования к рабочим чертежам.
17) Виды соединений. Разъемные и неразъемные соединения.
18) Шрифты чертежные. Основные параметры шрифта, применяемого в машиностроительном черчении.
19) Сопряжения. Построение сопряжений.
20) Основные линии чертежа. Типы линий чертежа в зависимости от их назначения.
21) Масштабы, применяемые на чертежах. Стандартные масштабы.
22) Обозначение материалов в разрезах и сечениях. Приведите примеры.
23) Изображения – сечения. Приведите примеры.
24) Виды сечений. Расположение сечений на чертежах. Приведите примеры.
25) Совмещение вида с разрезом. Применение местных разрезов. Приведите пример.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Основные параметры резьбы. Резьбы левые и правые. Приведите примеры.
2) Основные правила нанесения размеров на чертежах. Приведите примеры.
3) Изображения – виды. Основные виды. Главный вид. Приведите пример.
4) Метрическая резьба. Резьба с крупным шагом. Резьба с мелким шагом. Изображении и обозначение такой резьбы на чертежах.
5) Изображения – виды. Основные виды. Дополнительные виды. Местные виды. Приведите примеры.
6) Изображение болта на чертеже, его условное обозначение. Приведите примеры.
7) Прямоугольная изометрия. Основные параметры.
8) Трудная резьба. Профиль резьбы. Изображение и обозначение трубной резьбы на чертежах. Приведите примеры.
9) Ходовая резьба. Основные характеристики ходовых резьб. Изображение и обозначение на чертежах. Приведите примеры.
10) Прямоугольная диметрия. Основные параметры. Приведите пример.
11) Метрическая резьба. Основные параметры. Приведите примеры.
12) Условное изображение и обозначение резьбы на стержне и в отверстии. Приведите примеры.
13) Виды компьютерной графики. Области применения компьютерной графики.
14) Изображение и обозначение резьбового соединения. Соединение деталей шпилькой.
15) Крепежные резьбы. Назначение и применение. Основные характеристики. Приведите примеры.
16) Растровая и векторная компьютерная графика. Особенности применения. Плюсы и минусы использования.
17) Правила нанесения размеров на чертежах. Нанесение размеров окружностей. Приведите примеры.
18) Сборочный чертеж. Чтение сборочного чертежа. Последовательность чтения сборочного чертежа.
19) Спецификация. Порядок заполнения спецификации.
20) Условное обозначение метрической резьбы. Изображение и обозначение на чертеже.
21) Эскизирование. Последовательность выполнения эскиза.
22) Резьбы крепежные и ходовые. Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Приведите примеры.
23) Система автоматизированного проектирования Компас. Основные принципы работы.
24) Основные правила нанесения размеров на чертежах. Приведите примеры.
25) Параметры шрифта чертежного, применяемого в машиностроительных чертежах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построить прямоугольную изометрию предложенной детали.

2) Начертите резьбовые соединения деталей по заданию, приведенному на чертеже.

3) Выполните эскиз детали № 7 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

4) Выполните изображение вала с указанными в задании сечениями.

5) Выполните эскиз детали № 12 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

6) Постройте сложный ступенчатый разрез предложенной детали.

7) Начертить резьбовое соединение деталей по заданию.

8) Выполните рабочий чертеж детали № 8 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

9) Постройте прямоугольную изометрию детали, приведенной на чертеже.

10) Начертить резьбовое соединение деталей по заданию.

11) Выполните аксонометрическую проекцию детали, приведенной на чертеже, выполните вырез 1/4 части, обращенную к наблюдателю.

12) Выполните рабочий чертеж детали № 12 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

13) Выполните рабочий чертеж детали № 2 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

14) Выполните аксонометрическую проекцию детали с вырезом ¼ части, обращенной к наблюдателю.

15) Выполните рабочий чертеж детали № 6 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

16) Выполните эскиз детали № 1 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

17) Начертите резьбовые соединения деталей по заданию, приведенному на чертеже.

18) Выполните аксонометрическую проекцию предложенной детали.

19) Выполните рабочий чертеж детали № 5 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

20) Выполните эскиз детали № 2 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

21) Постройте три вида предложенной детали.

22) Постройте прямоугольную изометрию предложенной детали с вырезом.

23) Выполните эскиз детали № 7 по сборочному чертежу, при необходимости выполните разрезы.

24) Начертите резьбовые соединения деталей по заданию, приведенному на чертеже.

25) Постройте разрез предложенной детали.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 2 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия : учебник для вузов / А. А. Чекмарев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11231-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Кокошко, А. Ф. Инженерная графика : учебное пособие / А. Ф. Кокошко, С. А. Матюх. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. — 268 c. — ISBN 978-985-503-903-8. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Начертательная геометрия и компьютерная графика : учебное пособие / В. М. Приходько, Н. М. Шумун, О. А. Туркеничева, С. В. Филина ; под редакцией В. М. Приходько. — Ростов-на-Дону : РГУПС, 2019. — 255 с. — ISBN 978-5-88814-852-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134036 (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жуков, Ю. Н. Инженерная компьютерная графика : учебник / Ю. Н. Жуков. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010. — 178 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Приходько В.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Начертательная геометрия. Инженерная графика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Приходько, В. М. Начертательная геометрия. Инженерная графика : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям для направления подгот. «Прикладная механика» / В. М. Приходько, А. Ю. Попов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 22 с. : ил. ЭБС РГУПС
3 Приходько, В. М. Начертательная геометрия. Инженерная графика : учеб.-метод. пособие к лаб. работам для направления подгот. «Прикладная механика» / В. М. Приходько, А. Ю. Попов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 27 с. : ил. ЭБС РГУПС
4 Филина, С. В. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии : метод. пособие / С. В. Филина, Н. М. Панфилова, В. Н. Малоземов ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 46 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
5 Приходько, В. М. Изображение и обозначение сварных соединений : учеб.-метод. пособие / В. М. Приходько, Ю. М. Бельченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 20 с. : ил. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Компас-3D v.15 О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50414.