РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1М.В.ДВ "Коммуникации в научной деятельности" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки |
||
15.04.02 Технологические машины и оборудование |
||
Программа академической магистратуры |
||
Машиноведение и детали машин |
||
Квалификация выпускника "Магистр" |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.фил.н., доц. Покотыло Михаил Валерьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ДВ "Коммуникации в научной деятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".
к.и.н., доц. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВДВ_Коммуникации в н д_М_15.04.02_во_1_МКПЛ_п41149_51086.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Коммуникации в научной деятельности".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Коммуникации в научной деятельности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Основы научных исследований", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Машиноведение и детали машин".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка магистранта к освоению дисциплин "Математические методы в инженерии", "Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Профессиональное самоопределение и управление коллективом";
подготовка магистранта к прохождению практики;
подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;
подготовка магистранта к итоговой аттестации;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: особенности научного стиля, позволяющие свобоно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации Умеет: составлять и орфмлять научные и официально-деловые тексты в рамках делового общения Имеет навыки: выступления с публичной речью по выбранной теме |
ОК-6 - способностью свободно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением иностранным языком как средством делового общения |
Знает: особенности научного и официально-делового стилей, способствующие готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований Умеет: составлять и готовить научно-технические обзоры и публикации по результатам выполненных исследований Имеет навыки: подготовки адаптированных научных текстов, в доступной форме излагающих результаты выполненных исследований |
ПК-21 - способностью подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований |
Комментарии кафедры:
ОК-6 в редакции: способсностью свободно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, создавать и редактировать тексты профессионального назначения.
Место дисциплины 1М.В.ДВ "Коммуникации в научной деятельности" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык для решения задач профессиональной деятельности", "Основы научных исследований".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 33 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
1 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 32 | 32 | 32 |
Лекции (Лек) | |||
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
1 | 1 | 1 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 66 | 66 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 66 | 66 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 33 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Психологические особенности научной деятельности | ОК-6, ПК-21 |
2 | Виды коммуникаций в научной деятельности | ОК-6, ПК-21 |
3 | Особенности коммуникаций в научной деятельности | ОК-6, ПК-21 |
4 | Формы коммуникации в научной деятельности | ОК-6, ПК-21 |
5 | Коммуникативная компетентность специалиста | ОК-6, ПК-21 |
6 | Профессиональные коммуникации в научной деятельности | ОК-6, ПК-21 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 10 | ||
2 | 4 | 10 | ||
3 | 6 | 10 | ||
4 | 10 | 20 | ||
5 | 4 | 6 | ||
6 | 4 | 10 | ||
Итого | 32 | 66 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | 14 | |||
В т.ч. практическая подготовка | 8 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Не предусмотрено.
Лабораторный практикум
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Психофизиология познавательной деятельности человека. | 2 |
Индивидуальная научная деятельность и ее психологические особенности. Психологические особенности межличностной коммуникации, командное взаимодействие | 2 | |
2 | Основы теории коммуникации. | 2 |
Межличностная и массовая коммуникации в науке. Понятие "интегрированные коммуникации" | 2 | |
3 | Вербальная и невербальная коммуникация в научной деятельности. Особенности массовых коммуникаций в научной деятельности. | 2 |
Особенности интегрированных коммуникаций в научной деятельности. | 2 | |
Межкультурная коммуникация в научной деятельности. | 2 | |
4 | Конференции, симпозиумы, научные совещания и форумы. | 2 |
Публичные выступления: доклады, научные дискуссии. . | 2 | |
Научные публикации как основная письменная форма коммуникации в научной деятельности. | 2 | |
Публикации, интервью и комментарии как формы интегрированных коммуникаций в научной деятельности. | 2 | |
Особенности организации коммуникации в научной деятельности | 2 | |
5 | Понятие о коммуникативной компетенции. Условия успешного общения. Позитивный коммуникационный климат. | 2 |
Основы конфликтологии. Способы предотвращения конфликтов. Этика речевого и делового поведения в условиях научной деятельности | 2 | |
6 | Особенности научной коммуникации внутри группы. | 2 |
Коммуникация как функция управления группой. Способы эффективной организации групповой работы | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 2 года очное магистратура
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Самодиагностика типа личности, составление индивидуального плана самовоспитания и саморазвития, воспитание в себе волевых, познавательных качеств, выработка навыков тайм-менеджмента | 10 |
2 | Оценка собственного предпочитаемого стиля работы (индивидуальная или групповая работа), самодиагностика типа темперамента и акцентуации типа личности для формирования психологического портрета личности, оценка собственных коммуникативных навыков и коммуникативных навыков однокурсников. | 10 |
3 | Самостоятельная работа по анализу невербального поведения людей, поиск информации о научных мероприятиях, открытиях, провалах в СМИ, определение степени "рекламности" этой информации | 10 |
4 | Практическое участие в научных мероприятиях в качестве зрителя, участника, организатора. Написание научных статей, тезисов, ведение конспектов. Подготовка докладов и выступление с ними. Анализ и комментирование полученной научной информации. | 20 |
5 | Моделирование и оценка конфликтных ситуаций, поиск выходов из них. Отработка навыка ведения "цивилизованных" дискуссий. Отработка навыка управления эмоциями. Отработка навыков речевого этикета. | 6 |
6 | Организация, анализ работы в группах. Составление индивидуального психологического портрета руководителя группы и подчиненных. Выбор оптимальных способов управления коллективом в условиях научной деятельности. | 10 |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Покотыло М.В. Коммуникации в научной деятельности: учебно-методическое пособие по освоению дисциплины.- Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. – 32 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
1 | |
ОК-6 | + |
ПК-21 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-6 | 1 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-21 | 1 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Не предусмотрено.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Предмет и задачи курса "Коммуникации в научной деятельности".
2) Психофизиологические особенности познавательной деятельности человека.
3) Психологические особенности индивидуальной научной деятельности.
4) Психологические особенности межличностной коммуникации.
5) Структура коммуникативного акта, его необходимые и "неизбежные" элементы.
6) Понятие "интегрированные коммуникации", их особенности в научной деятельности.
7) Особенности вербальной и невербальной коммуникации в научной деятельности.
8) Особенности массовых коммуникаций в научной деятельности.
9) Особенности межкультурной коммуникации в научной деятельности.
10) Конференции, симпозиумы, научные совещания и форумы как формы научной коммуникации.
11) Публичные выступления (доклады, научные дискуссии, интервью) как формы научной коммуникации.
12) Научные публикации как основная письменная форма коммуникации в научной деятельности. Виды научных публикаций.
13) Публикации, интервью и комментарии как формы интегрированных коммуникаций в научной деятельности.
14) Особенности организации коммуникаций в научной деятельности.
15) Понятие о коммуникативной компетенции. Способы ее формирования.
16) Условия успешного общения. Позитивный коммуникационный климат.
17) Конфликт в научной коммуникации, его возможные причины, участники и последствия. Способы предотвращения и разрешения конфликтов.
18) Этика речевого и делового поведения в условиях научной деятельности.
19) Коммуникация как функция управления группой. Способы эффективной организации групповой работы.
20) Особенности различных форм речевой деятельности в науке (монолог, диалог, полилог).
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Проанализировать полученную из различных источников информацию с точки зрения ее научной достоверности и значимости.
2) Управлять коллективом в условиях научной деятельности.
3) Найти нестандартные и максимально продуктивные способы решения поставленных задач.
4) Показать умение работы в команде как в статусе руководителя, так и рядового сотрудника.
5) Создать научные тексты различных жанров в зависимости от поставленных задач.
6) Применить на практике знания из области интегрированных коммуникаций в научной деятельности.
7) Провести научную дискуссию.
8) Организовать и провести различные научные мероприятия.
9) Осуществить коммуникацию в устной и письменной форме, соблюдая нормы речевого и делового этикета.
10) Спланировать время в процессе научной работы.
11) Показать умение управлять собственными эмоциями в процессе межличностного общения.
12) Толерантно воспринимать индивидуально-психологические особенности участников коммуникации.
13) Определить основные задачи коммуникации и способы ее наилучшей организации в зависимости от заданных условий.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Продемонстрировать навыки управления коллективом в процессе научной работы.
2) Продемонстрировать навыки командной работы (на управленческих позициях).
3) Продемонстрировать навыки организации различных мероприятий в сфере научной деятельности.
4) Продемонстрировать навыки предотвращения и разрешения конфликтов.
5) Продемонстрировать навыки анализа полученной информации и определения степени ее научной достоверности и значимости.
6) Продемонстрировать навыки создания научных текстов различного жанра.
7) Продемонстрировать навыки устной межличностной коммуникации.
8) Продемонстрировать навыки публичных выступлений в сфере научной деятельности.
9) Продемонстрировать навыки создания новых идей и нестандартных подходов к решению поставленных задач.
10) Показать владение методикой планирования времени и видов продуктивной деятельности.
11) Продемонстрировать навыки самоорганизации и саморегуляции в условиях коммуникативной научной деятельности.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-6 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-21 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Покотыло, М. В. Коммуникации в научной деятельности : учеб. пособие (электронный вариант) / М. В. Покотыло ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 139 с.- ЭБС РГУПС | ЭБС РГУПС |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Культура речи. Научная речь : учебное пособие для вузов / В. В. Химик [и др.] ; под редакцией В. В. Химика, Л. Б. Волковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06603-6. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Короткина, И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учебное пособие для вузов / И. Б. Короткина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00415-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Покотыло М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Коммуникации в научной деятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Покотыло М.В. Коммуникации в научной деятельности: учебно-методическое пособие по освоению дисциплины.- Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. – 32 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 51086.