РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.ф-м.н., доц. Карсян Анжела Жозефовна, к.т.н. Линденбаум Татьяна Михайловна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Карпика Анатолий Григорьевич, Доцент, ОВД ФГКОУ ВО РЮИ МВД, кафедра информационного обеспечения.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_38.05.01_во_1_Инф_п43825_55671.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизированное рабочее место бухгалтера", "Автоматизированное рабочее место экономиста", "Информационные системы в экономике";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации; современные программные продукты, необходимые для решения стандартных задач профессиональной деятельности

Умеет: применять информационно-коммуникационные технологии для решения стандартных задач профессиональной деятельности; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; работать в глобальной и локальной компьютерных сетях; самообучаться в современных компьютерных средах

Имеет навыки: компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности

ОК-12 - способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации

Знает: типовые зарубежные и отечественные методики расчета экономических и социально-экономических показателей, отражающие состояние экономической и социальной сферы в стране

Умеет: рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели для выявления возможных угроз экономической безопасности

Имеет навыки: анализа информации о состоянии социально-экономической сферы в стране

ПК-31 - способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 21   21
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 21   21
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 4 2
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   46 44
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   46 32
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 9 51 57
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные понятия и методы теории информатики. Коммуникационные технологии обработки информации. Понятие информации и информационных процессов. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, лежащих в основе самообразования. ОК-12
2 Технические средства реализации информационных процессов, лежащие в основе коммуникационных технологий. ОК-12, ПК-31
3 Программные средства реализации информационных процессов, лежащие в основе коммуникационных технологий. Информационные технологии анализа и интерпретации информации в области производственной деятельности по информационному обслуживанию. ОК-12, ПК-31
4 Информационные технологии: базы данных. ОК-12
5 Основные составляющие коммуникационных технологий: локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях. Информационная безопасность.  

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     10
2 2     2
3 4   24 9
4 2   8  
5 6      
Итого 16   32 21
В т.ч. по интерактивным формам 16   16  
В т.ч. практическая подготовка     2  

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 78
2 2  
3    
4    
5    
Итого 4   2 78
В т.ч. по интерактивным формам 2   2  
В т.ч. практическая подготовка     2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Коммуникационные технологии обработки информации: обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. Системы счисления. Логические основы ЭВМ: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации. 2) Показатели качества информации. 3) Формы представления информации 4) Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, лежащих в основе самообучения и самообразования. 5) Количество информации. Меры и единицы количества и объема информации 6) Обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. 7) Позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах. Арифметические операции в позиционных системах счисления 8) Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные понятия формальной логики. 2
2 История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства. Устройства ввода/вывода данных: 1) История развития ЭВМ. 2) Основные этапы развития вычислительной техники. 3) Архитектуры ЭВМ. 4) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. 4)Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. 5) Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. 6)Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики. 2
3 Программные средства реализации информационных процессов. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы. Файловая структура операционных систем: 1) Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. 2)Операционные системы. 3)Файловая структура операционных систем. 2
Информационные технологии анализа и интерпретации информации. Операции с файлами: 1) Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций MS Power Point 2) Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word 3) Табличный процессор MS Excel. 4) Операции с файлами. Навигация на ПК. 2
4 Инструментарий информационных технологий: базы данных. Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных в информационных системах. Реляционная модель базы данных СУБД. Объекты баз данных: 1) Общее понятие о базах данных. 2) Основные понятия систем управления базами данных. 3) Модели данных в информационных системах. 4)Реляционная модель базы данных СУБД MS Access. Объекты баз данных. 2
5 Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей. Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов: 1) Локальные и глобальные сети ЭВМ. Компоненты вычислительных сетей. 2) Принципы построения сетей. 3) Сервисы Интернета. 4) Средства использования сетевых сервисов. 2
Информационная безопасность. Основные составляющие информационной безопасности. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись: 1) Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. 2) Электронная подпись. 2
Компьютерные вирусы: 1)Компьютерные вирусы. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Коммуникационные технологии обработки информации: обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. Системы счисления. Логические основы ЭВМ: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации. 2) Показатели качества информации. 3) Формы представления информации 4) Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, лежащих в основе самообучения и самообразования. 5) Количество информации. Меры и единицы количества и объема информации 6) Обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. 7) Позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах. Арифметические операции в позиционных системах счисления 8) Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные понятия формальной логики. 2
2 История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства. Устройства ввода/вывода данных: 1) История развития ЭВМ. 2) Основные этапы развития вычислительной техники. 3) Архитектуры ЭВМ. 4) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. 4)Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. 5) Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. 6)Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №1. Разметка страницы. –Лабораторная работа №5. Отображение дополнительных элементов. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №6. Форматирование текста. – Лабораторная работа №9. Форматирование титульной страницы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 10. Работа с редактором формул. Лабораторная работа № 11. Колонтитулы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 12. Использование таблиц в документах MS Word. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 13. Вставка рисунка из файла. – Лабораторная работа № 17. Выбор формы рисунка. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 18. – Лабораторная работа № 25. Группировка объектов. Изменение порядка размещения. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 26. Разбивка текста на страницы. Колонки. – Лабораторная работа №28. Предварительный просмотр документа и подготовка к печати. 2
Начальное знакомство с табличным процессором MS Excel. Лабораторная работа № 1. Работа с ячейками. Обработка данных в среде MS Excel. Создание рабочей книги и рабочего листа. 2
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа № 2. Работа с формулами. Определение формулы. Построение формул. Элементы формул (константы, ссылки, функции, операторы). Лабораторная работа № 3. Работа с встроенными функциями. 2
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа №4. Работа с диаграммами. 2
Лабораторная работа №5. Работа с графиками функций. 2
Лабораторная работа № 6. Работа с поверхностями. Лабораторная работа № 7. Смешанная диаграмма. 2
4 Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №1. Создание таблиц базы данных и межтабличных связей. Схемы данных. Типы данных в ACCESS. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №2.Создание форм с помощью мастера и конструктора. Ввод и просмотр данных через форму. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №3. Запросы, создание запросов. Логические выражения в запросах, инструмент Построитель. Лабораторная работа №4. Создание отчетов на базе таблиц и запросов. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №5. Создание макросов. Лабораторная работа №6. Создание главной формы. Лабораторная работа №7.Переключение между объектами в БД. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №1. Разметка страницы. –Лабораторная работа №5. Отображение дополнительных элементов. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №6. Форматирование текста. – Лабораторная работа №9. Форматирование титульной страницы.
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 10. Работа с редактором формул. Лабораторная работа № 11. Колонтитулы.
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 12. Использование таблиц в документах MS Word.
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 13. Вставка рисунка из файла. – Лабораторная работа № 17. Выбор формы рисунка.
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 18. – Лабораторная работа № 25. Группировка объектов. Изменение порядка размещения.
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 26. Разбивка текста на страницы. Колонки. – Лабораторная работа №28. Предварительный просмотр документа и подготовка к печати.
Начальное знакомство с табличным процессором MS Excel. Лабораторная работа № 1. Работа с ячейками. Обработка данных в среде MS Excel. Создание рабочей книги и рабочего листа.
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа № 2. Работа с формулами. Определение формулы. Построение формул. Элементы формул (константы, ссылки, функции, операторы). Лабораторная работа № 3. Работа с встроенными функциями.
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа №4. Работа с диаграммами.
Лабораторная работа №5. Работа с графиками функций.
Лабораторная работа № 6. Работа с поверхностями. Лабораторная работа № 7. Смешанная диаграмма.
4 Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №1. Создание таблиц базы данных и межтабличных связей. Схемы данных. Типы данных в ACCESS.
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №2.Создание форм с помощью мастера и конструктора. Ввод и просмотр данных через форму.
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №3. Запросы, создание запросов. Логические выражения в запросах, инструмент Построитель. Лабораторная работа №4. Создание отчетов на базе таблиц и запросов.
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №5. Создание макросов. Лабораторная работа №6. Создание главной формы. Лабораторная работа №7.Переключение между объектами в БД.

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 2
Арифметические операции в позиционных системах счисления. 2
Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. 2
Количество информации. Формула Хартли и Шеннона. Содержательный подход. 2
Количество информации. Объективный (алфавитный) подход к измерению информации. 2
2 Навигация на ПК. Основные операции с файлами. 2
3 Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций MS Power Point 2
Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word. 2
Табличный процессор MS Excel. 2
Операции с файлами. Навигация на ПК. 3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 78
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции.
Количество информации. Формула Хартли и Шеннона. Содержательный подход.
Количество информации. Объективный (алфавитный) подход к измерению информации.
2 Навигация на ПК. Основные операции с файлами.
3 Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций MS Power Point
Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word.
Табличный процессор MS Excel.
Операции с файлами. Навигация на ПК.
Программные средства реализации информационных процессов. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы. Файловая структура операционных систем: 1) Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. 2)Операционные системы. 3)Файловая структура операционных систем.
Информационные технологии анализа и интерпретации информации. Операции с файлами: 1) Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций MS Power Point 2) Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word 3) Табличный процессор MS Excel. 4) Операции с файлами. Навигация на ПК.
4 Инструментарий информационных технологий: базы данных. Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных в информационных системах. Реляционная модель базы данных СУБД. Объекты баз данных: 1) Общее понятие о базах данных. 2) Основные понятия систем управления базами данных. 3) Модели данных в информационных системах. 4)Реляционная модель базы данных СУБД MS Access. Объекты баз данных.
5 Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей. Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов: 1) Локальные и глобальные сети ЭВМ. Компоненты вычислительных сетей. 2) Принципы построения сетей. 3) Сервисы Интернета. 4) Средства использования сетевых сервисов.
Информационная безопасность. Основные составляющие информационной безопасности. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись: 1) Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. 2) Электронная подпись.
Компьютерные вирусы: 1)Компьютерные вирусы.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика: учебно-методические указания для практических и самостоятельных работ: учеб.- метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с.: ил. – Библиогр.: с. 58. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-12 +
ПК-31 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-31 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) История развития информатики. Информатика как единство науки и технологии.
2) Структура современной информатики. Место информатики в системе наук.
3) Социальные, правовые и этические аспекты информатики.
4) Непрерывная и дискретная информация.
5) Свойства информации.
6) Единицы количества информации: вероятностный и объемный подходы.
7) Разновидности и классификационные признаки информации.
8) Качество информации.
9) Цели, состав и свойства информационных технологий.
10) Технологии сбора информации.
11) Технологии хранения информации.
12) Технологический процесс обработки информации.
13) Способы и режимы обработки информации на компьютере. Технологии передачи и представления информации.
14) Позиционные системы исчисления.
15) Алгоритмы перевода чисел из одной позиционной системы исчисления в другую.
16) Двоичная форма целых чисел. Цифровое представление символов.
17) Цифровое представление вещественных чисел.
18) Цифровое представление изображений.
19) Цифровое представление звука.
20) Сжатие данных.
21) Файлы и каталоги.
22) Система баз данных: определение, упрощенная схема. Основные компоненты системы баз данных (подробно описать данные, аппаратное обеспечение, программное обеспечение и пользователей). Функции СУБД.
23) База данных: определение, постоянные и транзитные данные, объекты и отношения, свойства объектов. Преимущество использования системы баз данных по сравнению с традиционным методом документооборота на предприятии.
24) Администрирование данных и администрирование баз данных. Функции администратора данных и администратора базы данных.
25) Преимущества использования баз данных, связанные с централизованным подходом в управлении данными. Независимость данных.
26) Классификация ЭВМ. Архитектура ЭВМ. Производительность ЭВМ.
27) Системная шина. Центральный процессор.
28) Внешняя и внутренняя память.
29) Внешние запоминающие устройства.
30) Внешние устройства ввода-вывода
31) Видеосистемы.
32) Классификация программных средств.
33) Иерархия программных средств.
34) Компьютерные вирусы.
35) Пользовательский и программный интерфейсы ОС.
36) Процессорное время и организация памяти.
37) Структура операционной системы.
38) Файловая система.
39) Архитектура локальной сети.
40) Аппаратные компоненты локальной сети.
41) Средства структуризации ЛВС.
42) Общая характеристика глобальной сети Internet.
43) Адресация и маршрутизация в сети Internet.
44) Службы сети Internet.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Импортирование и экспортирование файлов.
2) Использование макросов и VBA-модулей.
3) Настройка параметров Рабочего стола Windows.
4) Резервное копирование информации.
5) Связывание и внедрение объектов.
6) Сохранение файлов документов (первичное, повторное). Резервная копия файла документа.
7) Настройка параметров многостраничного документа в MS Word.
8) Обработка списков средствами MS Excel (сортировка, фильтры, итоги).
9) Создание базы данных в среде MS Access.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализ данных в Excel с помощью средства "Подбор параметра".

2) Графический анализ данных в Excel.

3) Использование команд «Найти» и «Заменить».

4) Использование инструмента "Консолидация данных".

5) Настройка панелей инструментов приложения.

6) Описание, ввод и просмотр свойств файла документа.

7) Поиск информации в базе данных. Сортировка, автофильтр и расширенный фильтр.

8) Применение средства «Поиск решения» для оптимизационного моделирования.

9) Различные способы открытия документов.

10) Использование инструмента "Сводные таблицы".

11) Создание новых файлов документов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-31 1 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прохорова, О. В. Информатика : учебник / О. В. Прохорова. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 106 c. — ISBN 978-5-9585-0539-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Экономическая информатика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. Д. Романова [и др.] ; ответственный редактор Ю. Д. Романова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 495 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3770-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Информатика: учеб. пособие/ А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 113 с.: ил. – Библиогр.: с. 113. ЭБС РГУПС
4 Новые интернет-технологии: учебное пособие: учеб. пособие / А.Н. Цуриков, А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2017. – 63 с.: ил. – Библиогр.: с. 61. ЭБС РГУПС
5 Информатика. Разработка и принципы проектирования моделей данных: учеб. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2 изд., дополн. – Ростов н/Д, 2017. – 69 с.: ил. – Библиогр.: с. 69. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мясоедов, Р. А. Офисные информационные технологии : учебное пособие / Р. А. Мясоедов, С. П. Гавриловская, В. Ю. Сорокина. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 241 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Прохоров, А. Работа в современном офисе / А. Прохоров. — 2-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 391 c. — ISBN 5-9556-0046-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Современные информационные технологии : учебное пособие / О. Л. Серветник, А. А. Плетухина, И. П. Хвостова [и др.]. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 225 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
4 Информатика. Работа в среде MS Office: учеб. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 187 с.: ил. – Библиогр.: с. 187. ЭБС РГУПС
5 Информатика: учебно-методические указания для практических и самостоятельных работ: учеб.- метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с.: ил. – Библиогр.: с. 58. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Карсян А.Ж. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Информатика : учебно-методическое пособие (к лабораторным работам) / А.Н. Небаба; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 32 с. [Электронно-библиотечная система РГУПС] ЭБС РГУПС
3 Информатика : учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы и контрольных работ) / А.Н. Небаба; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 68 с. [Электронно-библиотечная система РГУПС] ЭБС РГУПС
4 Информатика: учебно – методические указания к выполнению контрольных работ: учеб. - метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 33 с.: ил. – Библиогр.: с. 33. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55671.