РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Сарьян Анна Сергеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Карпика Анатолий Григорьевич, доцент , кафедры Информационного обеспечения ОВД ФГКОУ ВО РЮИ МВД России.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.05_во_12_Инф_п43683_54179.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Теоретические основы автоматизированных систем управления";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; - опасности и угрозы информационной безопасности; - основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов; - глобальные и локальные компьютерные сети.

Умеет: - применять методы математического анализа и моделирования; - использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: - основы теории информации; - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества. - глобальные и локальные компьютерные сети.

Умеет: - применять методы математического анализа и моделирования; - использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: использование современных информационных технологий, методы изучения, анализа, обобщения и систематизации информации

Умеет: - применять методы математического анализа и моделирования; - использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 64 64 32 32
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 115   58 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   58 57
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 288 101 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 2 10 8
Лекции (Лек) 4 4 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   8 8
Практические, семинары (Пр)          
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 1 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 245   40 100 105
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 233   40 88 105
Контроль, всего и в т.ч. 18     9 9
Экзамен (Экз) 18     9 9
Зачет (За)          
Общая трудоемкость, часы 288 25 43 121 124
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Информатика. Общая характеристика информационных процессов. ОПК-4, ПК-1
2 Технические средства реализации информационных процессов ОПК-5
3 Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы ОПК-5, ПК-1
4 Базы данных. Цифровая экономика ОПК-4, ОПК-5
5 Компьютерные сети ОПК-4, ОПК-5, ПК-1
6 Введение в алгоритмизацию и программирование ОПК-4, ПК-1
7 Язык Lazarus как бесплатный клон Delphi ОПК-5, ПК-1
8 Линейный и разветвляющийся алгоритмы ОПК-5
9 Организация циклических вычислений ОПК-5
10 Массивы и записи ОПК-5, ПК-1
11 Процедуры и функции ОПК-5, ПК-1
12 Файлы ОПК-4, ОПК-5, ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4      
2 4      
3 2   28 20
4 4   2 30
5 2   2 8
6 2      
7 2   6  
8 2   4 6
9 4   6 8
10 2   8 12
11 2   6 16
12 2   2 15
Итого 32   64 115
В т.ч. по интерактивным формам 32   64  
В т.ч. практическая подготовка     16  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   16 233
2    
3    
4 2  
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
Итого 4   16 233
В т.ч. по интерактивным формам 4   16  
В т.ч. практическая подготовка     16  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Введение:: 1) Информатика, ее место в развитии современного общества. 2) Информационные процедуры. 3) Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника. 4) Основные направления в информатике. 2
Информация. Системы счисления: 1) ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения. 2) Хранение и передача. 3) Информационные технологии. 4) СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними. 2
2 Исторический обзор. Аппаратные средства: 1) История развития ВТ, ОС и ППП, языков программирования. Современное состояние компьютерного рынка, новейшие разработки. 2) Компьютер как система автоматического управления (САУ). Архитектура САУ: логическая, программная, физическая структуры. Системный блок компьютера, основные и дополнительные периферийные устройства. 2
Архитектура компьютера и принципы его работы: 1) Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга. 2) Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы. 3) Аппаратная и программная части. Основные понятия и определения. 4) Внешние устройства 5) Алгебра логики и логические элементы. 3. Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы. 2
3 Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация ПО: 1) ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC 2) Программы-оболочки. 3) Основы WINDOWS и ее модификации. 4) Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор. 5) Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.». 6) MS Office. 2
4 Базы данных: 1) Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная. 2) Типы баз данных (БД) и СУБД. 3) Этапы проектирования БД, используемые термины 4) Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение. 5) Дата-логическая модель базы данных (ДЛМ БД). 6) Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД. 2
Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Технологии и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2) Системы стандартизации в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 3) Бизнес-практика в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2
5 Компьютерные сети. Информационные системы: 1) Компьютер как открытая система. 2) Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы. 3) Понятие об информационных системах (ИС). 4) Системы мультимедиа и гипермедиа. 5) Географические ИС (геосистемы)». 6) Основы криптографии. 7) Опасности и угрозы информационной безопасности. Основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов. 2
Семестр № 2
6 Понятие алгоритма: Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические. 2
7 Алфавит, идентификаторы: Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы. 2
8 Линейный и разветвляющийся алгоритмы:. Операторы ввода-вывода данных. Встроенные функции Lazarus (Delphi). 2
9 Циклы с пред и пост условием. 2
Цикл For. 2
10 Объявление массивов: Способы ввода (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода). 2
11 Встроенные функции Lazarus (Delphi). 2
12 Файлы последовательного доступа. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Введение:: 1) Информатика, ее место в развитии современного общества. 2) Информационные процедуры. 3) Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника. 4) Основные направления в информатике. 2
Заезд № 2
4 Базы данных: 1) Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная. 2) Типы баз данных (БД) и СУБД. 3) Этапы проектирования БД, используемые термины 4) Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение. 5) Дата-логическая модель базы данных (ДЛМ БД). 6) Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Основные принципы работы в оболочке Windows. 2
Работа с файлами и папками. Работа с файловым менеджером 2
MS Word.Основные приемы работы 2
MS Word. Формулы 2
MS Word. Списки 2
MS Word. Создание таблиц 2
MS Word. вычисления в таблицах. 2
MS Excel. Форматы ячеек, формулы 2
MS Excel. Построение диаграмм 2
MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА 2
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. 2
MS Excel. Задачи динамического программирования. 2
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. Основная задача линейного программирования. 2
MS Excel. Транспортная задача 2
4 Использование MS Excel в качестве БД. Создание и сортировка списков. Итоги и сводные таблицы. Связывание рабочих книг. Создание объектов БД MS Access. 2
5 Создание электронных документов. Связывание рабочих книг. Структура web-страницы 2
Семестр № 2
7 Редактор Lazarus. 2
Стандартные функции. 2
Структура проекта Lazarus. 2
8 Линейный алгоритм 2
Разветвляющийся алгоритм 2
9 Цикл FOR. 2
Цикл с предусловием 2
Цикл с постусловием 2
10 Одномерные массивы. Генерация функцией RND. 2
Одномерные массивы. Ввод с клавиатуры. 2
Одномерные массивы. Упорядочение массивов. 2
Многомерные массивы. Записи 2
11 Процедуры 2
Функции 2
Модули 2
12 Файлы с последовательным и произвольным доступом 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Основные принципы работы в оболочке Windows. 16
Работа с файлами и папками. Работа с файловым менеджером
MS Word.Основные приемы работы
MS Word. Формулы
MS Word. Списки
MS Word. Создание таблиц
MS Word. вычисления в таблицах.
MS Excel. Форматы ячеек, формулы
MS Excel. Построение диаграмм
MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ.
MS Excel. Задачи динамического программирования.
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. Основная задача линейного программирования.
MS Excel. Транспортная задача
4 Использование MS Excel в качестве БД. Создание и сортировка списков. Итоги и сводные таблицы. Связывание рабочих книг. Создание объектов БД MS Access.
5 Создание электронных документов. Связывание рабочих книг. Структура web-страницы
7 Редактор Lazarus.
Стандартные функции.
Структура проекта Lazarus.
8 Линейный алгоритм
Разветвляющийся алгоритм
9 Цикл FOR.
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
10 Одномерные массивы. Генерация функцией RND.
Одномерные массивы. Ввод с клавиатуры.
Одномерные массивы. Упорядочение массивов.
Многомерные массивы. Записи
11 Процедуры
Функции
Модули
12 Файлы с последовательным и произвольным доступом

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 MS Word. Создание формул 4
MS Word. Создание рисунков 4
MS Excel. Форматирование ячеек 2
MS Excel.Команда ПОДБОР ПАРАМЕТРА 4
MS Excel.Команда ПОИСК РЕШЕНИЯ 6
4 Нормализация данных 8
MS Access. Создание таблиц и форм 4
MS Access. Создание и редактирование связей 4
MS Access. Создание запросов 8
MS Access. Создание отчётов 6
5 Архитектура ЛВС 8
Семестр № 2
8 Задание сложных условий. 2
Условные операторы 4
9 Цикл FOR 4
Циклы с пред- и постусловиями 4
10 Одномерные массивы 4
Многомерные массивы 4
Использование записей 4
11 Параметры процедур и функций 4
Глобальные и локальные параметры 4
Вызов процедур и функций 8
12 Файлы последовательного доступа 6
Файлы произвольного доступа 9

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Информация. Системы счисления: 1) ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения. 2) Хранение и передача. 3) Информационные технологии. 4) СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними. 233
2 Исторический обзор. Аппаратные средства: 1) История развития ВТ, ОС и ППП, языков программирования. Современное состояние компьютерного рынка, новейшие разработки. 2) Компьютер как система автоматического управления (САУ). Архитектура САУ: логическая, программная, физическая структуры. Системный блок компьютера, основные и дополнительные периферийные устройства.
Архитектура компьютера и принципы его работы: 1) Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга. 2) Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы. 3) Аппаратная и программная части. Основные понятия и определения. 4) Внешние устройства 5) Алгебра логики и логические элементы. 3. Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы.
3 MS Word. Создание формул
MS Word. Создание рисунков
MS Excel. Форматирование ячеек
MS Excel.Команда ПОДБОР ПАРАМЕТРА
MS Excel.Команда ПОИСК РЕШЕНИЯ
Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация ПО: 1) ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC 2) Программы-оболочки. 3) Основы WINDOWS и ее модификации. 4) Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор. 5) Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.». 6) MS Office.
4 Нормализация данных
MS Access. Создание таблиц и форм
MS Access. Создание и редактирование связей
MS Access. Создание запросов
MS Access. Создание отчётов
Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Технологии и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2) Системы стандартизации в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 3) Бизнес-практика в области нейротехнологии и искусственного интеллекта.
5 Архитектура ЛВС
Компьютерные сети. Информационные системы: 1) Компьютер как открытая система. 2) Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы. 3) Понятие об информационных системах (ИС). 4) Системы мультимедиа и гипермедиа. 5) Географические ИС (геосистемы)». 6) Основы криптографии. 7) Опасности и угрозы информационной безопасности. Основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов
6 Понятие алгоритма: Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические
7 Алфавит, идентификаторы: Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы
8 Задание сложных условий.
Условные операторы
Линейный и разветвляющийся алгоритмы:. Операторы ввода-вывода данных. Встроенные функции Lazarus (Delphi)
9 Цикл FOR
Циклы с пред- и постусловиями
Циклы с пред и пост условием
Цикл For
10 Одномерные массивы
Многомерные массивы
Использование записей
Объявление массивов: Способы ввода (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода)
11 Параметры процедур и функций
Глобальные и локальные параметры
Вызов процедур и функций
Встроенные функции Lazarus (Delphi)
12 Файлы последовательного доступа
Файлы произвольного доступа
Файлы последовательного доступа

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И. В. Сборник контрольных заданий по информатике: учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / И.В. Дергачева, А.Н. Шабельников ; РГУПС. - Ростов н/Д , 2010. - 67 с. НТБ РГУПС 105 экз. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Евдокимов, А. В. Системы управления реляционными базами данных: учеб. пособие / А. В. Евдокимов, Н. М. Нечитайло ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 165 с. +ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-4 + +
ОПК-5 + +
ПК-1 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

применение команды "Подбор параметра";

применение команды "Поиск решения" для решения оптимизационных задач;

использование MS Excel в качестве БД;

создание электронных документов;

создание простейших Web-страниц;

создание БД в среде MS Access;

создание полей со списками в среде MS Access;

использование масок ввода в MS Access.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Информатика, ее место в развитии современного общества. (ОПК-4, ПК-1)
2)Информационные процедуры. (ОПК-4, ПК-1)
3)Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника. (ОПК-4, ПК-1)
4)Основные направления в информатике. (ОПК-4, ПК-1)
5)ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения. (ОПК-4, ПК-1)
6)Хранение и передача информации. (ОПК-4, ПК-1)
7)Информационные технологии. (ОПК-4, ПК-1)
8)СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними. (ОПК-4, ПК-1)
9)Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга. (ОПК-4, ПК-1)
10)Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы. (ОПК-4, ПК-1)
11)Аппаратную и программную составляющие ЭВМ. Основные понятия и определения. (ОПК-4, ПК-1)
12)Внешние устройства. (ОПК-5)
13)Алгебра логики и логические элементы. (ОПК-4, ПК-1)
14)ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC. (ОПК-5, ПК-1)
15)Программы-оболочки. (ОПК-5, ПК-1)
16)Основы WINDOWS и ее модификации. (ОПК-5, ПК-1)
17)Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор. (ОПК-5, ПК-1)
18)Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.». (ОПК-4, ОПК-5)
19)MS Office. (ОПК-5, ПК-1)
20)Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная. (ОПК-4, ОПК-5)
21)Типы баз данных (БД) и СУБД. (ОПК-4, ОПК-5)
22)Этапы проектирования БД, используемые термины. (ОПК-4, ОПК-5)
23)Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение. (ОПК-4, ОПК-5)
24)Дата-логическая модель базы данных. (ОПК-4, ОПК-5)
25)Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД. (ОПК-4, ОПК-5)
26)Требования к разработке баз данных. Пример построения БД, реализующей отношение многие ко многим.
27)Правила построения НФ – нормализации таблиц БД и построения связей. (ОПК-4, ОПК-5)
28)Компьютер как открытая система. (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)
29)Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы. (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)
30)Понятие об информационных системах (ИС). (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)
31)Системы мультимедиа и гипермедиа. (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)
32)Географические ИС (геосистемы)». (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)
33)Основы криптографии. (ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Управление ПЭВМ командами MS DOS. (ОПК-5, ПК-1)
2)Операции с файлами и каталогами в оболочках NC, DN, FAR, WC. (ОПК-5, ПК-1)
3)Настройка оболочки Windows. Рабочий стол Windows. Настройки Windows. (ОПК-5, ПК-1)
4)MS Word. Форматирование текстовых документов. (ОПК-5, ПК-1)
5)MS Word. Использование редактора формул. (ОПК-5, ПК-1)
6)MS Word. Создание рисунков (блок–схемы алгоритма). (ОПК-5, ПК-1)
7)MS Word. Создание таблиц. (ОПК-5, ПК-1)
8)MS Excel. Форматирование ячеек таблицы. (ОПК-5, ПК-1)
9)MS Excel. Создание диаграмм. (ОПК-5, ПК-1)
10)MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА. (ОПК-5, ПК-1)
11)MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. (ОПК-5, ПК-1)
12)MS Excel. Использование в качестве БД. (ОПК-4, ОПК-5)
13)MS Excel. Связывание рабочих книг, организация совместного доступа к спискам. (ОПК-4, ОПК-5)
14)Создание электронных документов. (ОПК-5, ПК-1)

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основные методы обработки информации на ПЭВМ с использованием прикладного программного обеспечения.(ОПК-4, ОПК-5, ПК-1)

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие алгоритма. Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические. (ОПК-4, ПК-1)
2) Программирование. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа как представление алгоритма. Классификация языков программирования. Трансляция и компоновка. Исходные и объектные модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Данные как объект обработки. (ОПК-4, ПК-1)
4) Алфавит, идентификаторы. Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы. (ОПК-4, ПК-1)
5) Интегрированная среда разработки Lazarus. Установка Lazarus и настройка среды. (ОПК-5, ПК-1)
6) Линейный алгоритм. Операторы ввода-вывода данных. (ОПК-5)
7) Разветвляющийся алгоритм. (ОПК-5)
8) Встроенные функции Lazarus (Delphi). (ОПК-5, ПК-1)
9) Цикл FOR. (ОПК-5)
10) Циклы с пред- и постусловием. (ОПК-5)
11) Объявление массивов. (ОПК-5, ПК-1)
12) Способы ввода массива (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода). (ОПК-5, ПК-1)
13) Поиск наибольшего и наименьшего значений в неупорядоченном числовом массиве. Сумма элементов массива по условию. (ОПК-5, ПК-1)
14) Способы сортировки массивов. (ОПК-5, ПК-1)
15) Объявление записей. (ОПК-5, ПК-1)
16) Ввод-вывод записей в/из объекта Grid. (ОПК-5, ПК-1)
17) Процедуры и функции, определяемые пользователем. (ОПК-5, ПК-1)
18) Рекурсия. (ОПК-5, ПК-1)
19) Типы файлов. (ОПК-4, ОПК-5)
20) Файлы последовательного доступа. (ОПК-4, ОПК-5)
21) Файлы с произвольным доступом. (ОПК-4, ОПК-5)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Настройки Lazarus. (ОПК-5, ПК-1)
2) Встроенные функции Lazarus. (ОПК-5, ПК-1)
3) Реализация на языке программирования высокого уровня линейных и разветвляющихся алгоритмов. (ОПК-5)
4) Реализация на языке программирования высокого уровня циклических алгоритмов. (ОПК-5)
5) Создание одномерных массивов.(генерация функцией RND; ввод с клавиатуры). (ОПК-5, ПК-1)
6) Упорядочение массивов. (ОПК-5, ПК-1)
7) Обработка многомерных массивов. (ОПК-5, ПК-1)
8) Использование процедур, функций, модулей. (ОПК-5, ПК-1)
9) Обработка файлов. (ОПК-4, ОПК-5)
10)Создание простых программ на языках VBScript и JavaScript. (ОПК-5, ПК-1)

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА и ПОИСК РЕШЕНИЯ в MS Excel. (ОПК-5, ПК-1).

2) Применение MS Excel в качестве БД. (ОПК-4, ОПК-5).

3) Создание электронных документов. (ОПК-5, ПК-1).

4) Настройка проектов Lazarus, Delphi, VisualBasic. (ОПК-5, ПК-1).

5) Применение стандартных функций в языках программирования высокого уровня. (ОПК-5, ПК-1).

6) Методика разработки алгоритмов решения расчётных задач. (ОПК-4, ПК-1).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 1 1, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 6, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
12 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 7, 8, 9, 10, 11, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10, 11, 12 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 1 1, 3, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 6, 7, 10, 11, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 10, 11, 12 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика. Общий курс: учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с. НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
2 Суханов, А. В. Интеллектуальные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Суханов, З. В. Лященко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 119 с. : - ISBN 978-5-88814-550-0 НТБ РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Степанов, А. Н. Информатика: учеб. для вузов / А.Н. Степанов. - 5-е изд. - М. ; СПб. : Питер, 2007. - 764 с. НТБ РГУПС 15 экз. ЭБС РГУПС
2 Информатика и программирование: компьютерный практикум : учеб. пособие для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - М. : Дашков и К°, 2009. - 238 с. НТБ РГУПС 102 экз. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сарьян А.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Бутакова, М. А. Задания к лабораторным работам по информатике: учеб.-метод. пособие к лаб. работам / М.А. Бутакова, В.В. Доманский, А.С. Сарьян ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2009. - 88 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Lazarus. Специальная программа с интегрированной (свободной) средой для разработки на основе компилятора Free Pascal. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54179.