РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Сарьян Анна Сергеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Карпика Анатолий Григорьевич, доцент , кафедры Информационного обеспечения ОВД ФГКОУ ВО РЮИ МВД России.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.05_во_1_Инф_п54190_54191.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Информатика (практикум)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; - опасности и угрозы информационной безопасности; - основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов; - глобальные и локальные компьютерные сети.

Умеет: - применять методы математического анализа и моделирования; - использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: - основы теории информации; - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества. - глобальные и локальные компьютерные сети.

Умеет: - применять методы математического анализа и моделирования; - использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 30 30 30
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч.      
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 57   57
Экзамен (Экз) 57   57
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   29 12
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 29   29  
Контроль, всего и в т.ч. 56     56
Экзамен (Экз) 56     56
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Информатика. Общая характеристика информационных процессов. ОПК-4
2 Технические средства реализации информационных процессов ОПК-5
3 Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы ОПК-5
4 Базы данных. Цифровая экономика ОПК-4, ОПК-5
5 Компьютерные сети ОПК-4, ОПК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4      
2 4      
3 2 2 26  
4 4   2  
5 2   2  
Итого 16 2 30  
В т.ч. по интерактивным формам 32   64  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 29
2 2  
3   2
4    
5    
Итого 4 2 2 29
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Введение:: 1) Информатика, ее место в развитии современного общества. 2) Информационные процедуры. 3) Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника. 4) Основные направления в информатике. 2
Информация. Системы счисления: 1) ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения. 2) Хранение и передача. 3) Информационные технологии. 4) СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними. 2
2 Исторический обзор. Аппаратные средства: 1) История развития ВТ, ОС и ППП, языков программирования. Современное состояние компьютерного рынка, новейшие разработки. 2) Компьютер как система автоматического управления (САУ). Архитектура САУ: логическая, программная, физическая структуры. Системный блок компьютера, основные и дополнительные периферийные устройства. 2
Архитектура компьютера и принципы его работы: 1) Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга. 2) Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы. 3) Аппаратная и программная части. Основные понятия и определения. 4) Внешние устройства 5) Алгебра логики и логические элементы. 3. Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы. 2
3 Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация ПО: 1) ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC 2) Программы-оболочки. 3) Основы WINDOWS и ее модификации. 4) Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор. 5) Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.». 6) MS Office. 2
4 Базы данных: 1) Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная. 2) Типы баз данных (БД) и СУБД. 3) Этапы проектирования БД, используемые термины 4) Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение. 5) Дата-логическая модель базы данных (ДЛМ БД). 6) Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД. 2
Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Технологии и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2) Системы стандартизации в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 3) Бизнес-практика в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2
5 Компьютерные сети. Информационные системы: 1) Компьютер как открытая система. 2) Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы. 3) Понятие об информационных системах (ИС). 4) Системы мультимедиа и гипермедиа. 5) Географические ИС (геосистемы)». 6) Основы криптографии. 7) Опасности и угрозы информационной безопасности. Основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Информация. Системы счисления: 1) ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения. 2) Хранение и передача. 3) Информационные технологии. 4) СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними. 2
2 Архитектура компьютера и принципы его работы: 1) Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга. 2) Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы. 3) Аппаратная и программная части. Основные понятия и определения. 4) Внешние устройства 5) Алгебра логики и логические элементы. 3. Программное обеспечение ПЭВМ. Офисные программы. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Основные принципы работы в оболочке Windows. 2
Работа с файлами и папками. Работа с файловым менеджером 2
MS Word.Основные приемы работы 2
MS Word. Формулы 2
MS Word. Списки 2
MS Word. Создание таблиц 2
MS Word. вычисления в таблицах. 2
MS Excel. Форматы ячеек, формулы 2
MS Excel. Построение диаграмм 2
MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА 2
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. 2
MS Excel. Задачи динамического программирования. 2
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. Основная задача линейного программирования. 2
4 Использование MS Excel в качестве БД. Создание и сортировка списков. Итоги и сводные таблицы. Связывание рабочих книг. Создание объектов БД MS Access. 2
5 Создание электронных документов. Связывание рабочих книг. Структура web-страницы 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Основные принципы работы в оболочке Windows. 2
Работа с файлами и папками. Работа с файловым менеджером
MS Word.Основные приемы работы
MS Word. Формулы
MS Word. Списки
MS Word. Создание таблиц
MS Word. вычисления в таблицах.
MS Excel. Форматы ячеек, формулы
MS Excel. Построение диаграмм
MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ.
MS Excel. Задачи динамического программирования.
MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ. Основная задача линейного программирования.
4 Использование MS Excel в качестве БД. Создание и сортировка списков. Итоги и сводные таблицы. Связывание рабочих книг. Создание объектов БД MS Access.
5 Создание электронных документов. Связывание рабочих книг. Структура web-страницы

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 MS Excel 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 MS Excel 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Введение:: 1) Информатика, ее место в развитии современного общества. 2) Информационные процедуры. 3) Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника. 4) Основные направления в информатике. 29
2 Исторический обзор. Аппаратные средства: 1) История развития ВТ, ОС и ППП, языков программирования. Современное состояние компьютерного рынка, новейшие разработки. 2) Компьютер как система автоматического управления (САУ). Архитектура САУ: логическая, программная, физическая структуры. Системный блок компьютера, основные и дополнительные периферийные устройства.
3 Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация ПО: 1) ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC 2) Программы-оболочки. 3) Основы WINDOWS и ее модификации. 4) Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор. 5) Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.». 6) MS Office.
4 Базы данных: 1) Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная. 2) Типы баз данных (БД) и СУБД. 3) Этапы проектирования БД, используемые термины 4) Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение. 5) Дата-логическая модель базы данных (ДЛМ БД). 6) Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД.
Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Технологии и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта. 2) Системы стандартизации в области нейротехнологии и искусственного интеллекта. 3) Бизнес-практика в области нейротехнологии и искусственного интеллекта.
5 Компьютерные сети. Информационные системы: 1) Компьютер как открытая система. 2) Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы. 3) Понятие об информационных системах (ИС). 4) Системы мультимедиа и гипермедиа. 5) Географические ИС (геосистемы)». 6) Основы криптографии. 7) Опасности и угрозы информационной безопасности. Основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И. В. Сборник контрольных заданий по информатике: учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / И.В. Дергачева, А.Н. Шабельников ; РГУПС. - Ростов н/Д , 2010. - 67 с. НТБ РГУПС 105 экз. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Евдокимов, А. В. Системы управления реляционными базами данных: учеб. пособие / А. В. Евдокимов, Н. М. Нечитайло ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 165 с. +ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-4 +
ОПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

применение команды "Подбор параметра";

применение команды "Поиск решения" для решения оптимизационных задач;

использование MS Excel в качестве БД;

создание электронных документов;

создание простейших Web-страниц;

создание БД в среде MS Access;

создание полей со списками в среде MS Access;

использование масок ввода в MS Access.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Информатика, ее место в развитии современного общества.
2)Информационные процедуры.
3)Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника.
4)Основные направления в информатике.
5)ИНФОРМАЦИЯ. Количество и единицы измерения.
6)Хранение и передача информации.
7)Информационные технологии.
8)СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними.
9)Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга.
10)Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы.
11)Аппаратную и программную составляющие ЭВМ. Основные понятия и определения.
12)Внешние устройства.
13)Алгебра логики и логические элементы.
14)ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение ОС. Типы ОС. Основы ДOC.
15)Программы-оболочки.
16)Основы WINDOWS и ее модификации.
17)Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор.
18)Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.».
19)MS Office.
20)Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная.
21)Типы баз данных (БД) и СУБД.
22)Этапы проектирования БД, используемые термины.
23)Информационно-логическая модель предметной области (ИЛМ ПО). Понятия сущность, единичный объект (элемент), атрибут (реквизит), основной (ключевой) атрибут, отношение.
24)Дата-логическая модель базы данных.
25)Реляционная модель данных. Понятия база данных (БД), таблица, запись, поле, ключ, связь. Операции в реляционной модели данных. Методы обеспечения целостности БД.
26)Требования к разработке баз данных. Пример построения БД, реализующей отношение многие ко многим.
27)Правила построения НФ – нормализации таблиц БД и построения связей.
28)Компьютер как открытая система.
29)Уровни программной структуры открытых систем (модель OSI). Стандарты взаимодействия: протоколы и интерфейсы.
30)Понятие об информационных системах (ИС).
31)Системы мультимедиа и гипермедиа.
32)Географические ИС (геосистемы)».
33)Основы криптографии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Управление ПЭВМ командами MS DOS.
2)Операции с файлами и каталогами в оболочках NC, DN, FAR, WC.
3)Настройка оболочки Windows. Рабочий стол Windows. Настройки Windows.
4)MS Word. Форматирование текстовых документов.
5)MS Word. Использование редактора формул.
6)MS Word. Создание рисунков (блок–схемы алгоритма).
7)MS Word. Создание таблиц.
8)MS Excel. Форматирование ячеек таблицы.
9)MS Excel. Создание диаграмм.
10)MS Excel. Использование команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА.
11)MS Excel. Использование команды ПОИСК РЕШЕНИЯ.
12)MS Excel. Использование в качестве БД.
13)MS Excel. Связывание рабочих книг, организация совместного доступа к спискам
14)Создание электронных документов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основные методы обработки информации на ПЭВМ с использованием прикладного программного обеспечения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 1 1, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика. Общий курс: учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с. НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
2 Суханов, А. В. Интеллектуальные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Суханов, З. В. Лященко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 119 с. : - ISBN 978-5-88814-550-0 НТБ РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Степанов, А. Н. Информатика: учеб. для вузов / А.Н. Степанов. - 5-е изд. - М. ; СПб. : Питер, 2007. - 764 с. НТБ РГУПС 15 экз. ЭБС РГУПС
2 Информатика и программирование: компьютерный практикум : учеб. пособие для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - М. : Дашков и К°, 2009. - 238 с. НТБ РГУПС 102 экз. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сарьян А.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Бутакова, М. А. Задания к лабораторным работам по информатике: учеб.-метод. пособие к лаб. работам / М.А. Бутакова, В.В. Доманский, А.С. Сарьян ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2009. - 88 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Lazarus. Специальная программа с интегрированной (свободной) средой для разработки на основе компилятора Free Pascal. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54191.