РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 5 Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Ильичева Вера Витальевна, к.т.н., доц. Дергачева Ирина Владимировна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Карпика Анатолий Григорьевич, доцент кафедры Информационного обеспечения ОВД, ФГКОУ ВО РЮИ МВД России.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.03_во_1_Инф_п52431_52441.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Информатизация и компьютеризация производственных процессов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификацию компьютерных вирусов по различным признакам и способы защиты от них; средства способы защиты информации в компьютерных сетях, основные методы шифрования данных, механизмы обеспечения безопасности, понятие об электронной подписи

Умеет: применять методы безопасного использования сервисов Интернета

Имеет навыки: владения принципами и методами защиты информации

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: законы получения, передачи и использования информационных ресурсов,характеристики и единицы измерения количества и объема информации; кодирование, позиционные системы счисления; историю развития ЭВМ, принципы фон Неймана; состав персонального компьютера; основные возможности и особенности СУБД Access, назначение и основы применения баз данных и знаний, основные понятия реляционной модели данных; назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей

Умеет: измерять информацию; переводить числа из одной системы счисления в другую; применять логические операции; использовать конфигурации компьютера для организации информационно-вычислительных процессов;создавать структуры таблиц баз данных, заполнять данными таблицы БД; создавать запросы различных типов, формы для ввода данных; организовывать отбор и поиск данных по различным условиям на языке запросов; различать и расшифровывать IP-адреса, доменного имени компьютера, универсальный адрес ресурса; использовать средства сетевых сервисов

Имеет навыки: владения основами теории информации; техническими средствами реализации информационных технологий; общими понятиями о базах данных; основными принципами организации глобальных и локальных компьютерных сетей; разработки и описания методологии использования нейротехнологии и искусственного интеллекта

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: назначение и структуру системного программного обеспечения компьютера; операции над файлами и папками; назначение и основные функции текстовых процессоров, электронных таблиц; графические редакторы, способы представления и хранения графической информации; основные этапы создания презентаций, структуру презентаций

Умеет: использовать сервисные программы: антивирусы, архиваторы; выполнять операции с файлами и папками; вводить и редактировать текст; организовывать структуры файла MS Excel, осуществлять вычисления с использованием стандартных функций, строить диаграммы, работать со списками; использовать графические редакторы; задавать структуры слайда, настраивать эффекты анимации, работать с различными режимами презентаций

Имеет навыки: владения программными средствами реализации информационных технологий

ОПК-10 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч.      
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 94   94
Экзамен (Экз) 94   94
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Понятие информации, общая характеристика информационных процессов ОПК-4, ОПК-5
2 Технические средства реализации информационных процессов ОПК-5
3 Программные средства реализации информационных процессов ОПК-10
4 Цифровая экономика. Базы данных и компьютерные сети ОПК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 12      
2 8      
3 4 16    
4 8      
Итого 32 16    
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Информация и ее свойства. 2
Измерение количества информации. Информационные процессы. 2
Кодирование чисел. Системы счисления. 2
Представление чисел. 2
Представление символьной информации. 2
Представление графической информации. Цветовые модели. 2
2 Устройство компьютера: 1) История развития ЭВМ, архитектуры ЭВМ, принципы фон Неймана 2) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики 3) Запоминающие устройства: классификация, принципы работы 4) Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики. 2
Логическая структура компьютера. 2
Логические операции. Таблицы истинности. 2
Логические элементы компьютера. 2
3 Системное программное обеспечение. 2
Прикладное программное обеспечение. 2
4 Модели данных. Реляционные базы данных. 2
Локальные компьютерные сети. 2
Глобальная сеть Интернет. 2
Защита информации. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Работа с файлами и папками. Работа в программе Проводник. Работа с программой 7-Zip 2
Текстовый редактор MS Word. Форматирование текста. Списки. Таблицы. Колонтитулы 2
Редактор формул. Рисунки. Шаблоны. 2
Табличный процессор MS EXCEL. Форматирование ячеек. Формулы. Вычисление промежуточных итогов 2
Сортировка данных. Фильтрация данных. Вычисление промежуточных итогов. Диаграммы. Графики функций и поверхности 2
СУБД MS ACCESS. Создание таблиц. Создание запросов 2
Формы 2
Программа подготовки презентаций MS PowerPoint. Создание презентации 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 136 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-4 +
ОПК-5 +
ОПК-10 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

информация: понятие, способы передачи и представления, измерение количества;

устройство компьютера;

логические основы построения ПК;

классификация и назначение программного обеспечения;

операционные системы;

компьютерные сети: классификация, передающая среда, способы объединения;

система адресации и службы Интернет;

защита информации;

основные понятия и свойства алгоритмов;

логические формулы;

реляционные базы данных;

прикладное программное обеспечение.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Законы получения, передачи и использования информационных ресурсов.
2) Характеристики и единицы измерения количества и объема информации.
3) Кодирование, позиционные системы счисления.
4) История развития ЭВМ.
5) Принципы фон Неймана.
6) Состав персонального компьютера.
7) Основные возможности и особенности СУБД Access.
8) Назначение и основы применения баз данных и знаний.
9) Историю развития ЭВМ, архитектуру ЭВМ, принципы фон Неймана.
10) Основные понятия реляционной модели данных.
11) Назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей.
12) Классификация компьютерных вирусов по различным признакам и способы защиты от них.
13) Средства способы защиты информации в компьютерных сетях.
14) Основные методы шифрования данных.
15) Механизмы обеспечения безопасности, понятие об электронной подписи.
16) Назначение и структура системного программного обеспечения компьютера.
17) Операции над файлами и папками.
18) Назначение и основные функции текстовых процессоров,электронных таблиц
19) Графические редакторы, способы представления и хранения графической информации.
20) Основные этапы создания презентаций, структура презентаций.
21) Методологию и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Измерять информацию
2) Переводить числа из одной системы счисления в другую
3) Применять логические операции
4) Использовать конфигурации компьютера для организации информационно-вычислительных процессов
5) Создавать структуры таблиц баз данных, заполнять данными таблицы БД
6) Создавать запросы различных типов, формы для ввода данных
8) Организовывать отбор и поиск данных по различным условиям на языке запросов
9) Различать и расшифровывать IP-адреса, доменного имени компьютера, универсальный адрес ресурса
10) Использовать средства сетевых сервисов
11) Использовать сервисные программы: антивирусы, архиваторы
12) Выполнять операции с файлами и папками
13) Вводить и редактировать текст
14) Организовывать структуры файла MS Excel, осуществлять вычисления с использованием стандартных функций
15) Строить диаграммы
16) Работать со списками
17) Использовать графические редакторы
18) Задавать структуры слайда, настраивать эффекты анимации, работать с различными режимами презентаций
19) Применять методы безопасного использования сервисов Интернета

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Иметь навыки владения основами теории информации.

2) Владеть техническими средствами реализации информационных технологий.

3) Общими понятиями о базах данных.

4) Основными принципами организации глобальных и локальных компьютерных сетей.

5) Иметь навыки владения принципами и методами защиты информации.

6) Иметь навыки владения программными средствами реализации информационных технологий.

7) Разработки и описания методологии использования нейротехнологии и искусственного интеллекта.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 1, 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Информатика. Теоретический курс: учеб. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 160 с. ЭБС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика. Основы программирования / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 134 с. ЭБС РГУПС
3 Суханов, А.В. Интеллектуальные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.В. Суханов, З.В. Лященко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2017. - 119 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика : учеб. пособие / И. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 51 с. ЭБС РГУПС
2 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика : практикум / И. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева В.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52441.