РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., проф. Лагутин Борис Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Грачев Олег Анатольевич, начальник службы технической политики, Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Физические о и с т о в с э_С_23.05.05_во_9_Физика_п45516_54840.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность технологических процессов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: фундаментальные понятия, законы и теории классической и квантовой теории излучения и поглощения электромагнитных волн веществом

Умеет: применять фундаментальные законы физики для объяснения принципов идентификации состояния объектов

Имеет навыки: моделирования, теоретического и экспериментального исследования явлений природы

Индикатор:
ОПК-1.1 - демонстрирует знания основных понятий и фундаментальных законов физики, применяет методы теоретического и экспериментального исследования физических явлений, процессов и объектов

Знает: принципы работы тепловизоров, анализ получаемых с их помощью результатов технического состояния технических объектов в системах электроснабжения

Умеет: использовать тепловзоры для анализа технического состояния объектов, устранять или минимизировать мешающие факторы

Имеет навыки: практического использования тепловизоров для идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения

Индикатор:
ОПК-1.2 - применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов, явлений, проводит эксперименты по заданной методике и анализирует их результаты

Знает: основные химические закономерности, связанные с воздействием электромагнитных волн на вещество

Умеет: применять законы химии к объяснению явлений, связанных с идентификацией состояний

Имеет навыки: выбирать основные явления и эффекты, объясняющие химическое проявление воздействия электромагнитных волн на вещество

Индикатор:
ОПК-1.3 - знает основные понятия и законы химии, способен объяснять сущность химических явлений и процессов

Знает: математическая форма представления физических законов классической и квантовой теорий излучения и его взаимодействия с веществом, методы математической статистики обработки результатов измерения

Умеет: выполнять математические расчеты конкретных физических характеристик, описывающих параметры, идентифицирующие состояния объектов

Имеет навыки: обработки методами математической статистики результатов измерения

Индикатор:
ОПК-1.4 - знает основы высшей математики, способен представить математическое описание процессов, использует навыки математического описания моделируемого процесса (объекта) для решения инженерных задач

Место дисциплины 1Б.О "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Надежность систем электроснабжения", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
16 17
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Технические объекты в системах электроснабжения ОПК-1
2 Тепловое излучение ОПК-1
3 Абсолютно черное тело и законы его излучения ОПК-1
4 Физические принципы работы тепловизора ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   16
2 2 2   16
3 4 2   17
4 6 10   18
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 10 4    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   84
2 2  
3 2  
4    
Итого 6 2   84
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Классификация основных технических объектов в системах электроснабжения. 2
Основные устройства, используемые для диагностирования контактной сети. 2
2 Электромагнитное и тепловое излучение: 1) Электромагнитное излучение и его инфракрасный, видимый и ультрафиолетовый диапазоны. 2) Характеристики теплового излучения. 3) Поток энергии. 4) Энергетическая светимость. 5) Спектральная плотность энергетической светимости. 6) Поглощательная способность тела. 7) Абсолютно черное, абсолютно белое и абсолютно серое тела. 8) Совместный учет испущенного и падающего излучений. 2
3 Законы излучения абсолютно черных тел. 2
Излучения реальных объектов как случай серых тел. 2
4 Физические принципы работы тепловизора: 1) Тепловизор. 2) Диапазон длин волн и частот работы тепловизора. 3) Окна прозрачности земной атмосферы. 4) Устройство тепловизора. 5) ИК объектив 6) ИК детектор 7) Формирователь изображения 8) Компьютерная обработка изображения 9) Параметры качества работы тепловизора. 2
Мешающие факторы в работе тепловизора и способы их устранения: 1) Калиброванные и некалиброванные матрицы. 2) Низкий коэффициент излучения и его настройка. 3) Солнечная радиация. 4) Вливние магнитного поля. 5) Угол визирования. 6) Другие факторы. 7) Погрешност измерения температуры. 2
Применение тепловизора в системах электроснабжения на железнодорожном транспорте: 1) Тепловизор Testo 881. 2) Тепловизор Fluke TiS7. 3) Примеры применения тепловизоров. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 16
1 Классификация основных технических объектов в системах электроснабжения. 2
2 Электромагнитное и тепловое излучение: 1) Электромагнитное излучение и его инфракрасный, видимый и ультрафиолетовый диапазоны. 2) Характеристики теплового излучения. 3) Поток энергии. 4) Энергетическая светимость. 5) Спектральная плотность энергетической светимости. 6) Поглощательная способность тела. 7) Абсолютно черное, абсолютно белое и абсолютно серое тела. 8) Совместный учет испущенного и падающего излучений. 2
Заезд № 17
3 Законы излучения абсолютно черных тел. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Технические объекты в системах электроснабжения 2
2 Изучение законов теплового излучения 2
3 Изучение законов теплового излучения 2
4 Изучение принципа действия и руководства по эксплуатации тепловизора Testo 881 2
Изучение методик и особенностей измерения температуры тепловизором. Измерение температуры тел тепловизором Testo 881 2
Измерение температуры элементов контактной сети тепловизором Testo 881 2
Измерение температуры объектов тяговых подстанций тепловизором Testo 881 2
Тепловизоры инфракрасные Fluke TiS75 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 6
1 Технические объекты в системах электроснабжения 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Классификация основных технических объектов в системах электроснабжения: контактная сеть и тяговые и трансформаторные подстанции 16
2 Поглощательная способность тела 16
3 Закон Кирхгофа. Степень черноты тела 17
4 Параметры качества работы тепловизора. Калиброванные и некалиброванные матрицы. Примеры применения тепловизоров. 18

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 6
1 Классификация основных технических объектов в системах электроснабжения: контактная сеть и тяговые и трансформаторные подстанции 84
Основные устройства, используемые для диагностирования контактной сети
2 Поглощательная способность тела
Изучение законов теплового излучения
3 Закон Кирхгофа. Степень черноты тела
Излучения реальных объектов как случай серых тел
Изучение законов теплового излучения
4 Параметры качества работы тепловизора. Калиброванные и некалиброванные матрицы. Примеры применения тепловизоров.
Физические принципы работы тепловизора: 1) Тепловизор. 2) Диапазон длин волн и частот работы тепловизора. 3) Окна прозрачности земной атмосферы. 4) Устройство тепловизора. 5) ИК объектив 6) ИК детектор 7) Формирователь изображения 8) Компьютерная обработка изображения 9) Параметры качества работы тепловизора.
Мешающие факторы в работе тепловизора и способы их устранения: 1) Калиброванные и некалиброванные матрицы. 2) Низкий коэффициент излучения и его настройка. 3) Солнечная радиация. 4) Вливние магнитного поля. 5) Угол визирования. 6) Другие факторы. 7) Погрешност измерения температуры.
Применение тепловизора в системах электроснабжения на железнодорожном транспорте: 1) Тепловизор Testo 881. 2) Тепловизор Fluke TiS7. 3) Примеры применения тепловизоров.
Изучение принципа действия и руководства по эксплуатации тепловизора Testo 881
Изучение методик и особенностей измерения температуры тепловизором. Измерение температуры тел тепловизором Testo 881
Измерение температуры элементов контактной сети тепловизором Testo 881
Измерение температуры объектов тяговых подстанций тепловизором Testo 881
Тепловизоры инфракрасные Fluke TiS75

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные классы технических объектов, используемых в системах электроснабжения железных дорог.
2) Классификация основных типов устройств, используемых для технического диагностирования контактной сети.
3) Основные задачи контроля, которые решаются с помощью тепловизоров.
4) Основные диапазоны спектра электромагнитных волн, составляющие оптическую область.
5) Природа инфракрасного (или теплового) излучения.
6) Мощность излучения и энергетическая светимость.
7) Спектральная плотность энергетической светимости.
8) Связь интегральной и спектральной плотности энергетической светимости.
9) Абсолютно черное, абсолютно белое и абсолютно серое тело.
10) Излучательная и поглощательная способности тела.
11) Отражательная и пропускательная способности тела.
12) Закон Кирхгофа, связывающий излучательную и поглощательную способности тела.
13) Закон Стефана-Больцмана.
14) Закон Вина.
15) Теория излучения Рэлея-Джинса и ее ограниченность.
16) Теория Планка.
17) Тепловизор.
18) Основные физические законы, которые лежат в основе работы тепловизора.
19) Спектральные диапазоны работы тепловизора и как они связаны с «окнами» прозрачности земной атмосферы.
20) Основные элементы тепловизора.
21) Особенности объективов тепловизора.
22) Принципы работы инфракрасных детекторов в тепловизорах.
23) Термограмма изображения в тепловизоре.
24) Преимущества компьютерной обработки сигналов в тепловизорах.
25) Отличия калиброванных и некалиброванных матриц в тепловизорах.
26) Низкий коэффициент излучения как мешающий фактор и способы устранения этого фактора.
27) Влияние солнечной радиации и магнитного поля на данные тепловизионной съемки.
28) Влияние угла визирования на данные, получаемые тепловизором.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Классифицировать технические объекты системы электроснабжения железных дорог
2) Исходя их физических законов и математических теорем объяснить физические основы тепловидения
3) Рассчитывать спектральную плотность энергетической светимости по закону Стефана-Больцмана
4) Рассчитывать энергетическую светимость в зависимости от температуры
5) Производить совместный учет испущенного и падающего излучений
6) Находить максимальное значение длины волны излучения по закону Вина
7) Учитывать степень черноты тела при расчёте энергетической светимости
8) Осуществлять выбор тепловизора для идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения
9) Исходя из закономерностей распространения электромагнитных волн в среде обосновать сферу применимости и ограничения метода тепловизионной диагностики
10) Выбирать коэффициенты излучения для металлом и неметаллов

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбирать тепловизор для конкретной области применения в системах электроснабжения железных дорог.

2) Сборки, включение и использование тепловизора для идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения.

3) Применения законов излучения абсолютно черного тела.

4) По использованию программного обеспечения для выполнения тепловизионных измерений.

5) Интерпретирования термограмм.

6) По использованию программного обеспечения для компьютерной постобработки термограмм.

7) По повышению коэффициента излучения металлов и неметаллов.

8) По учёту влияния магнитного поля и солнечной радиации.

9) Тепловизионного обследования оборудования тяговых подстанций.

10) Тепловизионного обследования элементов контактной сети.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 9 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Физические методы перспективных транспортных технологий: учебное пособие к курсу лекций / А.Г. Кочур, Б.М. Лагутин, А.М. Надолинский [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС.– Ростов н/Д, 2019. – 93 с. ЭБС РГУПС
2 Чернов Ю.А. Электроснабжение железных дорог: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 406 с. УМЦ ЖДТ
3 Основы технической диагностики: учебник/ В.В. Сапожников, Вл.В. Сапожников, Д.В. Ефанов; под ред. В.В Сапожникова. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 423 с. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лагутин Б.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Физические основы идентификации состояния технических объектов в системах электроснабжения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Физические методы перспективных транспортных технологий: учебное пособие к курсу лекций / А.Г. Кочур, Б.М. Лагутин, А.М. Надолинский [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС.– Ростов н/Д, 2019. – 93 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54840.