РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н. Линденбаум Татьяна Михайловна, к.ф-м.н., доц. Карсян Анжела Жозефовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Карпика Анатолий Григорьевич, Доцент, ОВД ФГКОУ ВО РЮИ МВД, кафедра информационного обеспечения.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Информатика_Б_15.03.03_во_12_Инф_п45626_54205.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Информационные технологии", "Компьютерная графика";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: средства реализации информационных процессов; достижения в компьютерной техники и технологии

Умеет: обрабатывать информацию на компьютере; создавать базы данных

Имеет навыки: работы с информацией на компьютере; работы с базами данных

ОПК-6 - умением собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии

Знает: основные требования к информационной безопасности

Умеет: соблюдать основные требования информационной безопасности

Имеет навыки: владения методами реализации информационных процессов

ОПК-9 - владением методами информационных технологий, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знает: способы решения профессиональных задач на основе стандартных алгоритмов и моделей решения функциональных задач; основы информационной безопасности

Умеет: применять информационно-коммуникационные технологии для решать стандартные задачи профессиональной деятельности

Имеет навыки: создания стандартных алгоритмов; работы в сети с учетом основных требований информационной безопасности

ОПК-10 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Место дисциплины 1Б.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 89 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 48 32
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 48 48 32 16
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 82   45 37
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   45 37
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 89 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные понятия и методы теории информатики. Коммуникационные технологии обработки информации. Понятие информации и информационных процессов, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. ОПК-6
2 Технические средства реализации информационных процессов, лежащие в основе информационно-коммуникационных технологий. ОПК-6
3 Программные средства реализации информационных процессов, лежащие в основе информационно-коммуникационных технологий. ОПК-6
4 Информационные технологии: базы данных. Основные составляющие коммуникационных технологий: локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях. Информационная безопасность. ОПК-6
5 Программное обеспечение и информационные технологии программирования. Программные средства информационных технологий: языки программирования высокого уровня. ОПК-10
6 Алгоритмизация и программирование. ОПК-10
7 Язык программирования высокого уровня Pascal. ОПК-9, ОПК-10
8 Информационные технологии. Искусственный интеллект. ОПК-10

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     15
2 2     15
3 4   24 15
4 8   8  
5 4      
6 4      
7 6   16 37
8 2      
Итого 32   48 82
В т.ч. по интерактивным формам 32   48  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Коммуникационные технологии обработки информации: обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. Системы счисления. Логические основы ЭВМ: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации. 2) Показатели качества информации. 3) Формы представления информации 4) Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, лежащих в основе самообучения и самообразования. 5) Количество информации. Меры и единицы количества и объема информации 6) Обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации. 7) Позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах. Арифметические операции в позиционных системах счисления 8) Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные понятия формальной логики. 2
2 История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства. Устройства ввода/вывода данных: 1) История развития ЭВМ. 2) Основные этапы развития вычислительной техники. 3) Архитектуры ЭВМ. 4) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. 4)Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. 5) Классификация внешних устройств. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. 6)Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики. 2
3 Программные средства реализации информационных процессов. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы. Файловая структура операционных систем: 1) Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. 2)Операционные системы. 3)Файловая структура операционных систем. 2
Информационные технологии анализа и интерпретации информации в области производственной деятельности по информационному обслуживанию. Операции с файлами: 1) Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций MS Power Point 2) Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word 3) Табличный процессор MS Excel. 4) Операции с файлами. Навигация на ПК. 2
4 Инструментарий информационных технологий: базы данных. Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных в информационных системах. Реляционная модель базы данных СУБД. Объекты баз данных: 1) Общее понятие о базах данных. 2) Основные понятия систем управления базами данных. 3) Модели данных в информационных системах. 4)Реляционная модель базы данных СУБД MS Access. Объекты баз данных. 2
Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей. Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов: 1) Локальные и глобальные сети ЭВМ. Компоненты вычислительных сетей. 2) Принципы построения сетей. 3) Сервисы Интернета. 4) Средства использования сетевых сервисов. 2
Информационная безопасность. Основные составляющие информационной безопасности. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись: 1) Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. 2) Электронная подпись. 2
Компьютерные вирусы: 1)Компьютерные вирусы. 2
Семестр № 2
5 Программное обеспечение и информационные технологии программирования. Общие принципы: 1) Этапы решения задач на компьютерах 2) Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. 3) Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх. 4) Объектно-ориентированное программирование. 2
Программные средства информационных технологий: языки программирования высокого уровня. Общие понятия: 1) Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования 2) Структуры и типы данных языка программирования 3) Трансляция, компиляция и интерпретация 4) Формальные грамматики. 2
6 Алгоритмизация: 1) Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритма. Составление структурных схем типовых и сложных алгоритмов с помощью графических символов. 2) Линейная алгоритмическая структура 3) Разветвляющаяся алгоритмическая структура 4) Циклические алгоритмические структуры 5) Типовые алгоритмы 6) Рекурсивные алгоритмы. 2
Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal. Общие положения: 1) Лексическая структура 2) Структура программы 3) Библиотека стандартных модулей 4) Типы данных. 2
7 Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal. Особенности программирования: 1) Операторы ввода-вывода данных 2) Основные операторы ветвления 3) Операторы цикла с параметром, цикла с предусловием и цикла с постусловием 4) Массивы данных (одномерные, двумерные). Программирование задач обработки массивов данных. 2
Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal: 1) Операторы цикла с параметром, цикла с предусловием и цикла с постусловием. 2
Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal: 1) Массивы данных (одномерные, двумерные). Программирование задач обработки массивов данных. 2
8 Искусственный интеллект: 1)Методология и принципы искусственного интеллекта. Технологии искусственного интеллекта и их характеристики. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №1. Разметка страницы. –Лабораторная работа №5. Отображение дополнительных элементов. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №6. Форматирование текста. – Лабораторная работа №9. Форматирование титульной страницы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 10. Работа с редактором формул. Лабораторная работа № 11. Колонтитулы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 12. Использование таблиц в документах MS Word. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 13. Вставка рисунка из файла. – Лабораторная работа № 17. Выбор формы рисунка 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 18. – Лабораторная работа № 25. Группировка объектов. Изменение порядка размещения 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 26. Разбивка текста на страницы. Колонки. – Лабораторная работа №28. Предварительный просмотр документа и подготовка к печати. 2
Начальное знакомство с табличным процессором MS Excel. Лабораторная работа № 1. Работа с ячейками. Обработка данных в среде MS Excel. Создание рабочей книги и рабочего листа. 2
Лабораторная работа № 2. Работа с формулами. Определение формулы. Построение формул. Элементы формул (константы, ссылки, функции, операторы). Лабораторная работа № 3. Работа с встроенными функциями. 2
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа №4. Работа с диаграммами. 2
Работа с диаграммами. Лабораторная работа №5. Работа с графиками функций. Задание данных для построения диаграмм и графиков. 2
Лабораторная работа № 6. Работа с поверхностями. Лабораторная работа № 7. Смешанная диаграмма. 2
4 Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №1. Создание таблиц базы данных и межтабличных связей. Схемы данных. Типы данных в ACCESS. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №2. Создание форм с помощью мастера и конструктора. Ввод и просмотр данных через форму. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №3. Запросы, создание запросов. Логические выражения в запросах, инструмент Построитель. Лабораторная работа №4. Создание отчетов на базе таблиц и запросов 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №5. Создание макросов. Лабораторная работа №6. Создание главной формы. Лабораторная работа №7.Переключение между объектами в БД. 2
Семестр № 2
7 Запуск среды Pascal. Основное меню. Работа в редакционном окне Сохранение программ.. Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа №1. Линейный алгоритм. 2
Программирование типовых алгоритмов. Оператор присваивания. Операторы ввода-вывода данных. Лабораторная работа №2. Логические выражения. 2
Программирование типовых алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Вложение операторов условного перехода. Лабораторная работа №3. Разветвляющийся алгоритм. 2
Лабораторная работа № 4. Решение квадратного уравнения 2
Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа № 5. Нахождение минимальных и максимальных значений. 2
Лабораторная работа №6. Оператор варианта CASE. 2
Программирование типовых алгоритмов. Особенности программирования циклических алгоритмов. Лабораторная работа № 7. Оператор цикла For. 2
Программирование типовых алгоритмов. Цикл с параметром (FOR). Лабораторная работа № 8. Алгоритм накопления суммы и произведения, факториалов, среднего арифметического. 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического, семантического и прагматического уровней. Кaчество информации.Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный и дополнительный коды. Представление вещественных чисел, графической и звуковой информации. Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы. 15
2 Принципы работы вычислительных систем. Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем. Классификация запоминающих устройств. 15
3 Характеристика и классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ. Сервисное программное обеспечение. 15
Семестр № 2
7 Модель взаимодействия открытых систем. Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах.Обеспечение достоверности, сохранности и конфиденциальности информации. Криптографическая защита информации. 37

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике:учеб.-метод. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов н/Д, 2017.-136с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-6 +  
ОПК-9   +
ОПК-10   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-9 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Значение вычислительной техники для народного хозяйства и железнодорожного транспорта.
2) Поколения ЭВМ
3) Архитектура компьютера и принципы его работы.
4) Основные устройства. Центральная часть ЭВМ: процессор, ОЗУ, каналы связи.
5) Внешние запоминающие устройства.
6) Устройства ввода-вывода информации.
7) Системы счисления.
8) Представление информации в ЭВМ.
11) Как создавать отчеты по указанным темам в текстовом редакторе MS Word.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять математические методы и вычислительную технику для решения практических задач;
2) Обращаться с операционной системой M.Windows с целью управления ПК и прикладными программами.
3) Работать в приложении MS Word.
4) Работать в приложении MS Exsel.
5) Работать в приложении MS Access.
6) Работать в приложении MS Power Point.
7) Использовать возможности ПК и его программного обеспечения на практике.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) операторской работы на ПК;
2) работы с прикладными программами на ПК;
3) использования файловой системой Windows
4) пользования программными средствами реализации информационных процессов;
5) создания документов необходимых в профессиональной деятельности;
6) восстановления испорченного документа;
7) создания и обработки данных в СУБД Access;
8) использования технологий «Дефрагментация дисков компьютера» и «Восстановление OC»;

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Ввод и вывод массивов данных.
2) Типовые алгоритмы.
3) Алгоритмы обработки массивов данных.
4) Объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня VBА.
5) Классификацию подпрограмм.
6) Подпрограммы – функции. Подпрограммы - процедура.
7) Отладка программ.
8) Оформление результатов решения задач в соответствии с Единой системой программной документации (ЕСПД).
9) Построение графических объектов.
10) Классификацию компьютерных вирусов. Антивирусные программы.
11) Приемы закрытия информации на примерах известных шифров. Пароли.
12) Типы, назначение и возможности локальных и глобальных сетей. Возможности и технологии InterNet.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Создавать свои прикладные программы в виде Windows-приложений.
2) Реализовывать стандартные алгоритмы для решения конкретных задач.
3) Создавать программы для решения конкретных задач в системе программирования VBA.
4) Проектировать Windows-приложения работы с массивами данных.
5) Находить необходимую информацию в сети Internet.
6) Программировать простейшие Web-приложения.
7) Соблюдать требования информационной безопасности при работе на компьютере.
8) Пользоваться электронными библиотеками для получения дополнительной информации при решении профессиональных задач.
9) Принципы построения компьютерных сетей.
10) Применять модели при создании алгоритмов и программ для решения практических задач.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Модульного принципа построения программного кода.

2) Использования современного языка программирования высокого уровня VBA.

3) Реализацией информационных процессов на ПК.

4) Использования глобальных и локальными компьютерными сетями.

5) Поиска информации в Internet.

6) Основными методами работы на ПК с учетом основных требований информационной безопасности.

7) Использования знаний полученных при изучении информатики в профессиональной деятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09964-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Информатика: учеб. пособие/ А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 113 с.: ил. – Библиогр.: с. 113. ЭБС РГУПС
3 Информатика. Разработка и принципы проектирования моделей данных: учеб. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2 изд., дополн. – Ростов н/Д, 2017. – 69 с.: ил. – Библиогр.: с. 69. ЭБС РГУПС
4 Прохорова, О. В. Информатика : учебник / О. В. Прохорова. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 106 c. — ISBN 978-5-9585-0539-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы работы в Microsoft Office [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.В. Ильичева ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 135 с. : ил. - Библиогр.: 11 назв. + ЭБС РГУПС НТБ РГУПС
2 Информатика. Работа в среде MS Office: учебное пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 187 с.: ил. – Библиогр.: с. 187. ЭБС РГУПС
3 Информатика. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / А.Ж. Карсян, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2017. – 83 с.: ил. – Библиогр.: с. 80. ЭБС РГУПС
4 Информатика: учебно-методические указания для практических и самостоятельных работ: учеб. - метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с.: ил. – Библиогр.: с. 58. ЭБС РГУПС
5 Зыков, С. В. Программирование. Объектно-ориентированный подход : учебник и практикум для вузов / С. В. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00850-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
6 Зыков, С. В. Программирование : учебник и практикум для вузов / С. В. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02444-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Линденбаум Т.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика/ учеб.-метод. пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017.- 78с.: ил. - Библиогр.: с.78 ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Lazarus. Специальная программа с интегрированной (свободной) средой для разработки на основе компилятора Free Pascal. И
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54205.