РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Инженерная геодезия и геоинформатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Пимшина Татьяна Михайловна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Инженерная геодезия и геоинформатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Инженерная г и г_С_23.05.06_во_12_ИПС_п45843_56566.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инженерная геодезия и геоинформатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Инженерная геодезия и геоинформатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Железнодорожный путь", "Изыскания и проектирование железных дорог", "Технология механизации и автоматизации железнодорожного строительства";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: еодезические приборы и правила работы с ними

Умеет: производить геодезическую съемку на объекте строительства

Имеет навыки: методов работы с геодезическим оборудованием при проектировании плана и профиля мостового сооружения на месте строительства

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: способы обработки материалов геодезических съемок

Умеет: производить топографическую съемку на объекте строительства

Имеет навыки: методов работы с геодезическими приборами при топографической съемке на месте строительства

ОПК-9 - способностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации

Знает: геодезические работы при полевом трассировании

Умеет: производить инженерно-геодезические изыскания на объекте строительства

Имеет навыки: методов работы с геодезическими приборами при трассировании линейных сооружений

ПК-1 - способностью разрабатывать проекты и схемы технологических процессов строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации железнодорожного пути, мостов, тоннелей, метрополитенов, а также их обслуживания, с использованием последних достижений в области строительной науки

Знает: математическую обработку материалов полевого трассирования

Умеет: производить полевые работы геодезическими приборами при полевом трассировании линейных объектов

Имеет навыки: методов работы с геодезическим оборудованием при создании планово-высотного обоснования на месте строительства линейных сооружений

ПК-3 - способностью планировать, проводить и контролировать ход технологических процессов и качество строительных и ремонтных работ в рамках текущего содержания железнодорожного пути, мостов, тоннелей, других искусственных сооружений и метрополитенов

Место дисциплины 1С.Б "Инженерная геодезия и геоинформатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 85 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 32 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16   16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 86   65 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 86   65 21
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 85 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 6 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   4 2
Практические, семинары (Пр) 2 2     2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 3 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 183   29 95 59
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 159   29 83 47
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 20 34 108 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Земная поверхность и способы ее изображения ОПК-3
2 Рельеф земной поверхности и его изображение ОПК-3
3 Угловые измерения ОПК-9
4 Плановые геодезические сети ОПК-9
5 Топографические съемки ПК-1
6 Высотные геодезические сети ПК-1
7 Нивелирование поверхности по квадратам ПК-1
8 Трассирование линейных сооружений ПК-3
9 Геодезические разбивочные работы ПК-3
10 Геоинформационные системы ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6   4 12
2 2   2 20
3 6   10 18
4 2     15
5 4     4
6 4   8 3
7 2 8   6
8 2     4
9 2 8 8 4
10 2      
Итого 32 16 32 86
В т.ч. по интерактивным формам     32  
В т.ч. практическая подготовка   2 6  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   6 159
2 2  
3    
4    
5    
6 2  
7   2
8    
9    
10    
Итого 6 2 6 159
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 6  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Форма Земли и определение положения точек на земной поверхности: 1) Понятие о форме и размерах Земли. 2) Способы изображения земной поверхности на плоскости. 3) Масштабы изображения на плоскости. 2
Системы координат: 1) Системы координат и высот, применяемые в геодезии. 2) Система плоских прямоугольных координат Гаусса. 2
Ориентирование линий местности: 1) Ориентирование направлений. 2) Прямая и обратная геодезические задачи. 2
2 Формы рельефа и его изображение: 1) Основные формы рельефа. 2) Понятие горизонтали и основные свойства горизонталей. 3) Изображение рельефа на топографических картах и планах. 4) Определение крутизны ската и интерполирование горизонталей. 2
3 Геодезические приборы для угловых измерений: 1) Принцип измерения горизонтальных углов. 2) Классификация теодолитов. 3) Устройство уровней и зрительной трубы теодолита. 4) Угломерные круги. 2
Поверки и юстировки теодолитов технической точности: 1) Поверки и юстировки цилиндрического уровня, коллимационной ошибки и места нуля вертикального круга теодолита. 2
Угловые измерения, выполняемые на местности: 1) Измерение горизонтальных углов способом приемов. 2) Измерение направлений способом круговых приемов. 3) измерение вертикальных углов. 2
4 Плановые геодезические сети страны: 1) Опорные геодезические сети. 2) Создание планового съемочного обоснования. 3) Полевые и камеральные работы при проложении теодолитного хода. 2
Семестр № 2
5 Теодолитная съемка: 1) Сущность и способы теодолитной съемки. 2) Составление абриса и плана теодолитной съемки. 2
Тахеометрическая съемка: 1) Теория нитяного дальномера. 2) Сущность тригонометрического нивелирования. 3) Работа на станции тахеометрической съемки. 2
6 Геометрическое нивелирование: 1) Опорная высотная сеть страны. 2) Виды нивелирования. 3) Способы геометрического нивелирования. 4) Техническое нивелирование. 2
Нивелиры: 1) Классификация нивелиров. 2) Устройство нивелиров технической точности. 3) поверки и юстировки нивелиров технической точности. 2
7 Составление плана строительного участка: 1) Порядок разбивки сетки квадратов на местности. 2) Способы нивелирования сетки квадратов. 3) Обработка результатов измерения и составление плана строительного участка. 2
8 Общие сведения о трассе и трассировании: 1) Общие сведения о трассе. 2) Угловые и линейные измерения, выполняемые по трассе. Расчет кривых. 3) Нивелирование трассы. 4) Вынос пикетов с тангенсов на кривую, детальная разбивка круговых кривых. 2
9 Основные виды и способы разбивочных работ: 1) Понятие о геодезических разбивочных работах. 2) Построение проектного угла и отрезка. 3) Вынос в натуру проектных отметок и линии заданного уклона. 4) Способы разбивочных работ. 5) Подготовка данных для выноса в натуру проекта. 2
10 Основные понятия геоинформационных систем: 1) Основные понятия геоинформационных систем. 2) Основные определения геоинформационных систем. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Форма Земли и определение положения точек на земной поверхности: 1) Понятие о форме и размерах Земли. 2) Способы изображения земной поверхности на плоскости. 3) Масштабы изображения на плоскости. 2
2 Формы рельефа и его изображение: 1) Основные формы рельефа. 2) Понятие горизонтали и основные свойства горизонталей. 3) Изображение рельефа на топографических картах и планах. 4) Определение крутизны ската и интерполирование горизонталей. 2
Заезд № 2
6 Геометрическое нивелирование: 1) Опорная высотная сеть страны. 2) Виды нивелирования. 3) Способы геометрического нивелирования. 4) Техническое нивелирование. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Масштабы топографических карт и планов. 2
Определение прямоугольных координат точек по карте.Ориентирование линий местности. 2
2 Определение отметок точек по карте. Построение продольного профиля. 2
3 Изучение устройства теодолита технической точности. Взятие отсчетов по кругам. 2
Поверка и юстировка теодолита технической точности. 2
Измерение горизонтальных углов способом приемов. 2
Измерение направлений способом круговых приемов. 2
Ориентирование лимба теодолита. 2
Семестр № 2
6 Изучение устройства нивелира технической точности. Взятие отсчетов по рейке. 2
Определение разности высот нулей пары реек. 2
Поверки и юстировки нивелира Н3. 2
Работа на станции технического нивелирования. 2
9 Изучение устройства тахеометра Focus 6, назначения его функциональных клавиш. 2
Поверки и юстировки тахеометра Focus 6. 2
Работа на станции тахеометром Focus 6. 2
Трансляция информации из тахеометра в компьютер. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Масштабы топографических карт и планов. 6
Определение прямоугольных координат точек по карте.Ориентирование линий местности.
2 Определение отметок точек по карте. Построение продольного профиля.
3 Изучение устройства теодолита технической точности. Взятие отсчетов по кругам.
Поверка и юстировка теодолита технической точности.
Измерение горизонтальных углов способом приемов.
Измерение направлений способом круговых приемов.
Ориентирование лимба теодолита.
6 Изучение устройства нивелира технической точности. Взятие отсчетов по рейке.
Определение разности высот нулей пары реек.
Поверки и юстировки нивелира Н3.
Работа на станции технического нивелирования.
9 Изучение устройства тахеометра Focus 6, назначения его функциональных клавиш.
Поверки и юстировки тахеометра Focus 6.
Работа на станции тахеометром Focus 6.
Трансляция информации из тахеометра в компьютер.

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
7 1)Обработка журнала технического нивелирования по квадратам 2
2)Составление плана строительного участка в масштабе 1:500 с высотой сечения рельефа 0,25 м. 2
3) Составление картограммы земляных работ горизонтальной площадки. 2
4) Вычисление объемов земляных масс. 2
9 1) Подготовка данных для выноса в натуру здания способом прямоугольных координат. Решение обратной геодезической задачи. 2
2) Вычисление координат точек здания. Составление рабочего чертежа для выноса в натуру здания способом прямоугольных координат. 2
3) Вертикальная планировка наклонной площадки. Составление проекта вертикальной планировки. 2
4) Составление картограммы земляных работ наклонной площадки. Вычисление объемов земляных масс. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
7 1)Обработка журнала технического нивелирования по квадратам 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Форма Земли и определение положения точек на земной поверхности - Нормальный сотенный поперечный масштаб. 10
Системы координат и ориентирование направлений -Географическая система координат. 2
2 Изображение на картах и планах основных форм рельефа в горизонталях. 20
3 Геодезические приборы для угловых измерений -Отсчетные приспособления теодолитов Т30 и 2Т30. 10
Измерение вертикальных углов. 8
4 Технические требования, предъявляемые к теодолитным ходам. 15
Семестр № 2
5 Работа на станции тахеометрической съемки. 4
6 Нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования. 3
7 Нивелирование поверхности по параллельным линиям. 6
8 Детальная разбивка круговых кривых способом продолженных хорд. 4
9 Построение проектного угла способом редуцирования. 4

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Форма Земли и определение положения точек на земной поверхности - Нормальный сотенный поперечный масштаб. 159
Системы координат и ориентирование направлений -Географическая система координат.
Системы координат: 1) Системы координат и высот, применяемые в геодезии. 2) Система плоских прямоугольных координат Гаусса.
Ориентирование линий местности: 1) Ориентирование направлений. 2) Прямая и обратная геодезические задачи.
2 Изображение на картах и планах основных форм рельефа в горизонталях.
3 Геодезические приборы для угловых измерений -Отсчетные приспособления теодолитов Т30 и 2Т30.
Измерение вертикальных углов.
Геодезические приборы для угловых измерений: 1) Принцип измерения горизонтальных углов. 2) Классификация теодолитов. 3) Устройство уровней и зрительной трубы теодолита. 4) Угломерные круги.
Поверки и юстировки теодолитов технической точности: 1) Поверки и юстировки цилиндрического уровня, коллимационной ошибки и места нуля вертикального круга теодолита.
Угловые измерения, выполняемые на местности: 1) Измерение горизонтальных углов способом приемов. 2) Измерение направлений способом круговых приемов. 3) измерение вертикальных углов.
4 Технические требования, предъявляемые к теодолитным ходам.
Плановые геодезические сети страны: 1) Опорные геодезические сети. 2) Создание планового съемочного обоснования. 3) Полевые и камеральные работы при проложении теодолитного хода.
5 Работа на станции тахеометрической съемки.
Теодолитная съемка: 1) Сущность и способы теодолитной съемки. 2) Составление абриса и плана теодолитной съемки.
Тахеометрическая съемка: 1) Теория нитяного дальномера. 2) Сущность тригонометрического нивелирования. 3) Работа на станции тахеометрической съемки.
6 Нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования.
Нивелиры: 1) Классификация нивелиров. 2) Устройство нивелиров технической точности. 3) поверки и юстировки нивелиров технической точности.
7 Нивелирование поверхности по параллельным линиям.
Составление плана строительного участка: 1) Порядок разбивки сетки квадратов на местности. 2) Способы нивелирования сетки квадратов. 3) Обработка результатов измерения и составление плана строительного участка.
2)Составление плана строительного участка в масштабе 1:500 с высотой сечения рельефа 0,25 м.
3) Составление картограммы земляных работ горизонтальной площадки.
4) Вычисление объемов земляных масс.
8 Детальная разбивка круговых кривых способом продолженных хорд.
Общие сведения о трассе и трассировании: 1) Общие сведения о трассе. 2) Угловые и линейные измерения, выполняемые по трассе. Расчет кривых. 3) Нивелирование трассы. 4) Вынос пикетов с тангенсов на кривую, детальная разбивка круговых кривых.
9 Построение проектного угла способом редуцирования.
Основные виды и способы разбивочных работ: 1) Понятие о геодезических разбивочных работах. 2) Построение проектного угла и отрезка. 3) Вынос в натуру проектных отметок и линии заданного уклона. 4) Способы разбивочных работ. 5) Подготовка данных для выноса в натуру проекта.
1) Подготовка данных для выноса в натуру здания способом прямоугольных координат. Решение обратной геодезической задачи.
2) Вычисление координат точек здания. Составление рабочего чертежа для выноса в натуру здания способом прямоугольных координат.
3) Вертикальная планировка наклонной площадки. Составление проекта вертикальной планировки.
4) Составление картограммы земляных работ наклонной площадки. Вычисление объемов земляных масс.
10 Основные понятия геоинформационных систем: 1) Основные понятия геоинформационных систем. 2) Основные определения геоинформационных систем.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия и геоинформатика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2013. с. 200. ЭБС РГУПС
2 Пимшина Т.М. Нивелирование трассы железной дороги: учеб.-метод пособие / Т.М. пимшина, Н.В. Хамидуллина. - РГУПС,Ростов н/Д, 2011. с. 48. ЭБС РГУПС
3 Пимшина Т.М. Работа с тахеометром: учеб. метод. пособие для выполнения лабораторных работ / Т.М. Пимшина, И.Ю. Пимшин. - ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. с. 71. ЭБС РГУПС
4 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия: учеб. пособие. - ФГБОУ ВО РГУПС. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2017. с. 223. ЭБС РГУПС
5 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы и выполнения лабораторных и практических работ. - ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. 184 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3 + +
ОПК-9 +  
ПК-1   +
ПК-3   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-9 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

составление плана строительного участка – контрольная работа заочной формы обучения в 1 заезде. Техническое нивелирование трассы железной дороги – контрольная работа заочной формы обучения во 2 заезде.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Масштабы топографических карт и планов.
2) Общие сведения о геодезии.
3) Понятие о форме и размерах Земли.
4) Способы изображения земной поверхности.
5) Системы высот, применяемые в геодезии.
6) Систему плоских прямоугольных координат Гаусса.
7) Ориентирование линий местности.
8) Изображение рельефа на топографических картах и планах.
9) Горизонтали и их свойства.Уклон линии. построение горизонталей.
10) Общую конструкцию теодолита.Классификация теодолитов.
11) Зрительную трубу теодолита.
12) Устройство уровней теодолита 2Т30.
13) Угломерные круги теодолита.
14) Вертикальный круг теодолита технической точности.
15) Поверку неравенства подставок теодолита.
16) Подготовку теодолита для измерения углов.
17) Измерение вертикальных углов.
18) Плановые геодезические сети страны.
19) Создание планового съемочного обоснования. Теодолитные ходы.
20) Полевые работы при проложении теодолитного хода.
21) Закрепление точек теодолитного хода на местности.
22) Приборы для линейных измерений.
23) Компарирование мерных приборов.
24) Методику измерения длин сторон по теодолитному ходу.
25) Поправки, вводимые в измеренную длину линии на местности.
26) Измерение неприступного расстояния.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составить нормальный сотенный поперечный масштаб.
2) Определить численный и пояснительный масштабы.
3) Определить точность линейного и поперечного масштабов.
4) Определить графическую точность крупномасштабного плана.
5) Определить прямоугольные координаты точек на карте.
6) Провести вывод формул прямой геодезической задачи.
7) Провестти вывод формул обратной геодезической задачи.
8) Провести вывод формул связи дирекционных углов и румбов по четвертям.
9) Провести вывод формулы связи прямого и обратного дирекционных углов.
10) Построить горизонтали аналитическим способом.
11) Перечислить особенности изображения основных форм рельефа на плане горизонталями.
12) Перечислить особенности изображения положительных и отрицательных форм рельефа.
13) Определить уклон линии местности.
14) Определить углы наклона по масштабу заложений.
15) Указать основные детали и части теодолита 2Т30.
16) Указать основные оси теодолита. Перечислить геометрические условия, которые должны выполняться в теодолите.
17) Определить коллимационную ошибку теодолита технической точности.
18) Определить место нуля вертикального круга теодолита технической точности
19) Провести центрирование теодолита.
20) Выполнить подготовку трубы для визирования.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения длины отрезка в заданном масштабе по поперечному масштабу.
2) Определения длины линии на местности по известной длине ее горизонтального проложения и заданного масштаба.
3) Определения горизонтального проложения по известной длине линии на местности и заданного масштаба.
4) Измерения приращений координат для определения прямоугольных координат точек на карте с помощью поперечного масштаба.
5) Вычисления углового разбивочного элемента.
6) Вычисления прямого дирекционного угла по известному обратному.
7) Определения знаков приращений координат в зависимости от четверти.
8) Определения отметок точек местности по карте.
9) Оцифровки горизонталей по заданному направлению.
10) Построения продольного профиля по заданному направлению.
11) Приведения теодолита в рабочее положение.
12) Отсчитывания по горизонтальному и вертикальному кругам теодолитов Т30.
13) Отсчитывания по горизонтальному и вертикальному кругам теодолитов 2Т30.
14) Поверки и юстировки цилиндрического уровня теодолита 2Т30.
15) Поверки и юстировки сетки нитей теодилита.
16) Поверки и юстировки коллимационной ошибки теодилита 2Т30.
17) Поверки и юстировки места нуля вертикального круга теодолита 2Т30.
18) Выполнения фокусировки по глазу и по предмету.
19) Измерения горизонтального угла способом приемов.
20) Вычисления углов в полуприеме.
21) Ориентирования лимба теодолита 2Т30.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теодолитную съемку. Способы теодолитной съемки.
2) Теорию нитяного дальномера.
3) Сущность тригонометрического нивелирования.
4) Сущность тахеометрической съемки.
5) Назначение и основные положения о построении высотных геодезических сетей страны.
6) Виды нивелирования.
7) Способы геометрического нивелирования.
8) Нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования.
9) Поверки и юстировки нивелиров технической точности.
10) Устройство нивелирных реек, их исследование.
11) Производство технического нивелирования.
12) Проектирование горизонтальной площадки с условием баланса земляных работ.
13) Порядок составления картограммы земляных работ.
14) Порядок вычисления объемов земляных масс.
15) Общие сведения о трассе и трассировании.
16) Вынос запроектированной трассы в натуру. Закрепление точек трассы.
17) Угловые и линейные измерения, выполняемые по трассе.
18) Ведение пикетажного журнала.
19) Расчет кривых.
20) Нивелирование трассы.
21) Разбивку поперечников и их нивелирование. Построение поперечного профиля.
22) Построение и проектирование продольного профиля.
23) Детальную разбивку круговых кривых.
24) Вынос пикетов с тангенсов на кривую.
25) Понятие о геодезических разбивочных работах.
26) Основные виды разбивочных работ.
27) Способы разбивочных работ.
28) Подготовку данных для выноса в натуру здания.
29) Основные понятия и определения геоинформационных систем.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Указать устройство основных узлов и частей нивелира Н3
2) Указать сновные оси нивелира. Назвать геометрические условия, которые должны выполняться в нивелире.
3) Указать устройство основных узлов и частей нивелира с компенсатором.
4) Указать особенности поверок и юстировок нивелиров с компенсатором.
5) Поверить главное условие нивелира способом «вперед».
6) Поверить главное условие нивелира способом «из середины».
7) Перечислить камеральные работы по теодолитному ходу.
8) Привести порядок разбивки сетки квадратов на местности, контроль разбивки.
9) Интерполировать горизонтали на плане строительного участка.
10) Провести линию нулевых работ на картограмме земляных работ.
11) Составить пикетажный журнал по трассе.
12) Выполнить обработку журнала технического нивелирования по трассе.
13) Составить устройство горизонтальной и переходной круговой кривой.
14) Построить продольный профиль трассы.
15) Построить поперечный профиль трассы.
16) Составить ведомость прямых и кривых.
17) Построить проектный угол способом отложений.
18) Построить проектный угол способом редуцирования.
19) Построить проектное расстояние на местности.
20) Вынести в натуру проектную отметку.
21) Вынести в натуру линию заданного уклона.
22) Передать отметку на дно котлована.
23) Составить проект вертикальной планировки наклонной площадки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Приведения нивелира в рабочее положение, взятием отсчетов по рейке.

3) Поверки и юстировки круглого уровня нивелира Н3.

4) Поверкой и юстировки сетки нитей нивелира.

5) Поверки и юстировкой главного условия нивелира Н3.

6) Поверки и юстировки главного условия нивелира с компенсатором.

7) Определения разности высот нулей пары реек.

8) Работы на станции технического нивелирования, контроль, допуски.

9) Решения прямой геодезической задачи.

10) Решения обратной геодезической задачи.

11) Уравнивания углов замкнутого теодолитного хода.

12) Уравнивания приращений координат замкнутого теодолитного хода.

13) Уравнивания углов разомкнутого теодолитного хода.

14) Уравнивания приращений координат разомкнутого теодолитного хода.

15) Составления плана теодолитной съемки.

16) Составления плана строительного участка.

17) Составления картограммы земляных работ.

18) Интерполирования горизонталей графическим способом с высотой сечения рельефа 0,25 м.

19) Определения положения точки нулевых работ графическим способом.

20) Определения положения точки нулевых работ аналитическим способом.

21) Вычисления объемов земляных масс по квадрату.

22) Уравнивания нивелирного хода по трассе.

23) Вычисления отметок промежуточных точек.

24) Расчетом элементов главных точек кривой.

25) Вычисления уклона проектного отрезка трассы.

26) Вычисления проектной отметки по трассе.

27) Определения длин прямых вставок по продольному профилю.

28) Вычисления разбивочных элементов для способа прямоугольных координат.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 1 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 1 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 2 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 2 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия: учеб. пособие. - ФГБОУ ВО РГУПС. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2017. с. 223. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пимшина Т.М. Работа с картой:Учебно-методическое пособие /Т.М. Пимшина, Н.В. Хамидуллина - Ростов-н/Д, РГУПС, 2009. с. 24. ЭБС РГУПС
2 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия и геоинформатика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2013. с. 200. ЭБС РГУПС
3 Пимшина Т.М. Нивелирование трассы железной дороги: учеб.-метод пособие / Т.М. Пимшина, Н.В. Хамидуллина. - РГУПС,Ростов н/Д, 2011. с. 48. ЭБС РГУПС
4 Пимшина Т.М. Подготовка данных для выноса в натуру здания: учеб.-метод. пособие. / Т.М. Пимишина, Н.В. Хамидуллина. - ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2012. с. 26. ЭБС РГУПС
5 Пимшина Т.М. Работа с тахеометром: учеб. метод. пособие для выполнения лабораторных работ. / Т.М. Пимшина, И.Ю. Пимшин. - ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. с. 71. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пимшина Т.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная геодезия и геоинформатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Пимшина Т.М. Работа с тахеометром: учеб. метод. пособие для выполнения лабораторных работ / Т.М. Пимшина, И.Ю. Пимшин. - ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. с. 71. ЭБС РГУПС
3 Пимшина Т.М. Нивелирование трассы железной дороги: учеб.-метод пособие/ Т.М. Пимшина, Н.В. Хамидуллина. - РГУПС,Ростов н/Д, 2011. с. 48. ЭБС РГУПС
4 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия и геоинформатика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2013. с. 200. ЭБС РГУПС
5 Пимшина Т.М. Инженерная геодезия: учеб. пособие. - ФГБОУ ВО РГУПС. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2017. с. 223. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

Ауд.Б119.

Технические средства обучения:.

1. Мультимедийный проектор.

2. Интерактивная приставка.

3. Звукоусиливающая аппаратура.

Образцы техники:.

1. Тахеометры Focus 6.

2. Рейки нивелирные.

3. Рейки.

Ауд. Б112.

Лабораторное оборудование:.

1. Макет "Топографический рельеф местности".

2. Светодальномеры.

3. Теодолиты.

4. Нивелиры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56566.