РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.плт.н., доц. Хубулури Екатерина Ильинична предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.cоц.н., доц. Биловус Вячеслав Казьмирович, доцент кафедры "Социально-гуманитарные дисциплины", ИСОИП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Современные п п в у г_Б_38.03.04_во_7_ГМУ_п47959_56118.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Современные политические процессы в условиях глобализации".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Современные политические процессы в условиях глобализации" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Антикоррупционная политика России";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Теоретические основы проектирования организационных действий необходимых в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

Умеет: эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности сотрудника государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

Имеет навыки: проектирования организационных действий, необходимых в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности

Знает: процессы групповой динамики и принципы формирования команды и их влияние на деятельность государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики.

Умеет: эффективно участвовать в групповой работе коллективов государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики.

Имеет навыки: реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль) и деловых коммуникаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики.

ПК-19 - способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

Знает: виды государственных решений и методы их принятия; основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе (в области геополитики)

Умеет: определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры, участвуя в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

Имеет навыки: анализа качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявления отклонений и принятия корректирующих мер, участвуя в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Знает: теоретические основы анализа соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геоплитики

Умеет: оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геополитики

Имеет навыки: планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективностью вложений в проекты связанные с геполитической деятельностью органов государственной и муниципальной власти;

ПК-22 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности", "Конституционное право", "Политология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 75 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 158   100 58
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 152   100 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 180 18 108 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Понятие и сущность геополитики. ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22
2 Основные идеи классической и современной геополитической мысли. ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22
3 Развитие российской геополитической мысли. ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22
4 Мировоззренческое и идеологическое измерение геополитики. ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22
5 Геополитика в современном мире ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22
6 Проблемы национальных интересов и национальной безопасности России ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 4 4   16
3 4 4   16
4 6 6   16
5 8 8   16
6 6 6   16
Итого 32 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   152
2    
3 2  
4   2
5   2
6    
Итого 4 6   152
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   6    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Объекты и предметы геополитики: Предмет и задачи геополитики. Основные законы геополитики. Методы геополитической науки. Функции геополитики. 2
Геополитические эпохи:: Венская эпоха. Версальская Эпоха. Потсдамская эпоха. Беловежская эпоха. 2
2 Становление и эволюция геополитики как науки: Рудальф Челлен – автор категории «геополитика». Альфред Т.Мэхен и его теория морского могущества. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера. 2
Современные геополитические теории и школы Запада: Геополитические метаморфозы в Европе и мире. Бихевиористская геополитика. Геополитика ядерной эры. Европейские школы геополитики. 2
3 Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. 2
Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев. 2
4 Понятие парадигмы и её международно-политический аспект»: ХХ столетие, как «век идеологии». 2
Идея классовой борьбы в международной политики: Сущность идеологической борьбы между двумя блоками. Идеология в постконфронтационном мире. 2
Формирование геополитического пространства мира: Геополитика и понятие империализма. Четыре эры империалистической заокеанской экспансии. Деколонизация. 2
5 Россия в глобальном обществе: Последствия распада Советского Союза. Новое геополитическое качество России. Россия и процессы глобализации. 2
Россия на постсоветском пространстве: СНГ: надежды, перспективы, разочарования. Российско-украинские отношения. Исламский мир и Москва. На южных границах России. 2
Геополитика России в XXI веке: Россия и Китай в XXI столетии. Россия и НАТО. Россия – США: партнерство, или сотрудничество? Будущее России; евразийская держава или колония?. 2
США и Европа в системе геополитических отношений: США-Евросоюз: сотрудничество или противостояние? Россия в геополитики США. Американские интересы на Ближнем Востоке, Средней Азии, Индии. Проблемы и перспективы развития Евросоюза. Будущее отношений Москвы и ЕЭС. 2
6 Мир после «холодной войны»: однополюсный или многополюсный?»: Внешние и внутренние условия формирования геополитического кода России. Модель геополитического положения России. 2
Конфликты и войны в современном мире: О конфликтах и войнах цивилизации. Основные источники конфликтов в современном мире. Ведет ли расширение демократии ко всеобщему миру?. 2
Россия: региональная или мировая держава?: Соотношение державного начала с демократией. Россия и Запад. Россия и Азиатско-тихоокеанский Регион. Приоритеты национальной безопасности России. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Объекты и предметы геополитики: Предмет и задачи геополитики. Основные законы геополитики. Методы геополитической науки. Функции геополитики. 2
3 Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Семинар №1 «Предмет и задачи геополитики» 2
Семинар №2 «Исторические этапы становления геополитики» 2
2 Семинар №3 «Классическая геополитическая школа» 2
Семинар №4 «Современные геополитические теории Запада» 2
3 Семинар №5 «Основные этапы российской геополитической истории» 2
Семинар №6 «Русская школа геополитики» 2
4 Семинар №7 «Парадигма и её международно-политическое значение». 2
Семинар №8 «Роль классовой борьбы в международной политике» 2
Семинар №9 «Формирование геополитического пространства мира» 2
5 Семинар №10 «Новое геополитическое качество России»Семинар 2
№11 «Россия на постсоветском пространстве»Семинар 2
№12 «Геополитическое положение России в XXI веке»Семинар 2
№13 «США и Европа в системе геополитических отношений» 2
6 Семинар №14 «Ситуация в мире после «холодной войны»» 2
Семинар №15 « Причины и значение конфликтов и войн» 2
Семинар № 16 « Геополитическое положение современной России и обеспечение национальной безопасности 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Семинар №1 «Предмет и задачи геополитики» 2
4 Семинар №7 «Парадигма и её международно-политическое значение». 2
5 №11 «Россия на постсоветском пространстве»Семинар 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 1. Понятие геополитики. Взаимосвязь геополитики с политической географией.2.Методы геополитической науки. 16
2 3.История развития и формирования геополитики как науки.4.Современные концепции геополитики 16
3 5.Становление и развитие российской геополитической науки.6.Бихевиористская геополитика 16
4 7.Западничество и славянство.8.Панславизм.9.Главные вехи геополитической российской истории 16
5 10. Причины и результаты идеологической борьбы между двумя блоками.11.Геополитика и понятие империализма 16
6 12.Последствия распада Советского Союза и новое положение России.13.Принципы обеспечения безопасности России 16

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 1. Понятие геополитики. Взаимосвязь геополитики с политической географией.2.Методы геополитической науки. 152
Геополитические эпохи:: Венская эпоха. Версальская Эпоха. Потсдамская эпоха. Беловежская эпоха.
Семинар №2 «Исторические этапы становления геополитики»
2 3.История развития и формирования геополитики как науки.4.Современные концепции геополитики
Становление и эволюция геополитики как науки: Рудальф Челлен – автор категории «геополитика». Альфред Т.Мэхен и его теория морского могущества. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера.
Современные геополитические теории и школы Запада: Геополитические метаморфозы в Европе и мире. Бихевиористская геополитика. Геополитика ядерной эры. Европейские школы геополитики.
Семинар №3 «Классическая геополитическая школа»
Семинар №4 «Современные геополитические теории Запада»
3 5.Становление и развитие российской геополитической науки.6.Бихевиористская геополитика
Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев.
Семинар №5 «Основные этапы российской геополитической истории»
Семинар №6 «Русская школа геополитики»
4 7.Западничество и славянство.8.Панславизм.9.Главные вехи геополитической российской истории
Понятие парадигмы и её международно-политический аспект»: ХХ столетие, как «век идеологии».
Идея классовой борьбы в международной политики: Сущность идеологической борьбы между двумя блоками. Идеология в постконфронтационном мире.
Формирование геополитического пространства мира: Геополитика и понятие империализма. Четыре эры империалистической заокеанской экспансии. Деколонизация.
Семинар №8 «Роль классовой борьбы в международной политике»
Семинар №9 «Формирование геополитического пространства мира»
5 10. Причины и результаты идеологической борьбы между двумя блоками.11.Геополитика и понятие империализма
Россия в глобальном обществе: Последствия распада Советского Союза. Новое геополитическое качество России. Россия и процессы глобализации.
Россия на постсоветском пространстве: СНГ: надежды, перспективы, разочарования. Российско-украинские отношения. Исламский мир и Москва. На южных границах России.
Геополитика России в XXI веке: Россия и Китай в XXI столетии. Россия и НАТО. Россия – США: партнерство, или сотрудничество? Будущее России; евразийская держава или колония?
США и Европа в системе геополитических отношений: США-Евросоюз: сотрудничество или противостояние? Россия в геополитики США. Американские интересы на Ближнем Востоке, Средней Азии, Индии. Проблемы и перспективы развития Евросоюза. Будущее отношений Москвы и ЕЭС.
Семинар №10 «Новое геополитическое качество России»Семинар
№12 «Геополитическое положение России в XXI веке»Семинар
№13 «США и Европа в системе геополитических отношений»
6 12.Последствия распада Советского Союза и новое положение России.13.Принципы обеспечения безопасности России
Мир после «холодной войны»: однополюсный или многополюсный?»: Внешние и внутренние условия формирования геополитического кода России. Модель геополитического положения России.
Конфликты и войны в современном мире: О конфликтах и войнах цивилизации. Основные источники конфликтов в современном мире. Ведет ли расширение демократии ко всеобщему миру?
Россия: региональная или мировая держава?: Соотношение державного начала с демократией. Россия и Запад. Россия и Азиатско-тихоокеанский Регион. Приоритеты национальной безопасности России.
Семинар №14 «Ситуация в мире после «холодной войны»»
Семинар №15 « Причины и значение конфликтов и войн»
Семинар № 16 « Геополитическое положение современной России и обеспечение национальной безопасности

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Современные политические процессы в условиях глобализации / К.А. Новозженко, ред. Н.Н. Усатая; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-18 +
ПК-19 +
ПК-21 +
ПК-22 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-18 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-19 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-21 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-22 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи геополитики.
2) Основные законы геополитики.
3) Методы геополитической науки.
4) Функции геополитики.
5) Геополитические эпохи
6) Становление и эволюция геополитики как науки
7) Современные геополитические теории и школы Запада
8) Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком
9) Русская школа геополитики
10) Понятие парадигмы и её международно-политический аспект
11) Сущность идеологической борьбы между двумя блоками.
12) Идеология в постконфронтационном мире.
13) Геополитика и понятие империализма.
14) Четыре эры империалистической заокеанской экспансии.
15) Деколонизация.
16) Последствия распада Советского Союза.
17) Новое геополитическое качество России.
18) Россия и процессы глобализации.
19) СНГ: надежды, перспективы, разочарования.
20) Российско-украинские отношения.
21) Исламский мир и Москва.
22) Россия и Китай в XXI столетии.
23) Россия и НАТО.
24) Россия – США: партнерство, или сотрудничество?
25) Будущее России: евразийская держава или колония?
27) США и Европа в системе геополитических отношений
28) Мир после «холодной войны»
29) Конфликты и войны в современном мире
30) Россия: региональная или мировая держава?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с КНР
2) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с США
3) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Великобританией
4) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Германией
5) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Францией
6) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Грузией
7) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Украиной
8) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Польшей
9) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Эстонией
10) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Турцией

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с США.

2) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с КНР.

3) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Германией.

4) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Францией.

5) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Грузией.

6) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Украиной.

7) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Польшей.

8) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Турцией.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-18 7 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-19 7 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-21 7 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-22 7 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лукьянович, Н. В. Геополитика : учебник для вузов / Н. В. Лукьянович. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01038-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гаджиев, К. С. Геополитика : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3832-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Василенко, И. А. Геополитика современного мира : учебник для вузов / И. А. Василенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00218-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"
10 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
11 https://www.un.org/ru/. Организация Объединённых Наций

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хубулури Е.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные политические процессы в условиях глобализации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Современные политические процессы в условиях глобализации / К.А. Новозженко, ред. Н.Н. Усатая; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 56118.