РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Государственное и муниципальное управление" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки |
||
38.03.04 Государственное и муниципальное управление |
||
Программа академического бакалавриата |
||
Государственная и муниципальная служба |
||
Квалификация выпускника "Бакалавр" |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель д.плт.н., доц. Хубулури Екатерина Ильинична предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".
к.cоц.н., доц. Биловус Вячеслав Казьмирович, доцент кафедры "Социально-гуманитарные дисциплины", ИСОИП (филиал) ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Современные п п в у г_Б_38.03.04_во_7_ГМУ_п47959_56118.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Современные политические процессы в условиях глобализации".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Современные политические процессы в условиях глобализации" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Антикоррупционная политика России";
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: Теоретические основы проектирования организационных действий необходимых в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики Умеет: эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности сотрудника государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики Имеет навыки: проектирования организационных действий, необходимых в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики |
ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности |
Знает: процессы групповой динамики и принципы формирования команды и их влияние на деятельность государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики. Умеет: эффективно участвовать в групповой работе коллективов государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики. Имеет навыки: реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль) и деловых коммуникаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики. |
ПК-19 - способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды |
Знает: виды государственных решений и методы их принятия; основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе (в области геополитики) Умеет: определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры, участвуя в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики Имеет навыки: анализа качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявления отклонений и принятия корректирующих мер, участвуя в работе государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики |
ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры |
Знает: теоретические основы анализа соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геоплитики Умеет: оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геополитики Имеет навыки: планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективностью вложений в проекты связанные с геполитической деятельностью органов государственной и муниципальной власти; |
ПК-22 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов |
Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные политические процессы в условиях глобализации" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности", "Конституционное право", "Политология".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
7 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 64 | 64 | 64 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
11 | 11 | 11 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 96 | 96 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 96 | 96 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 180 | 75 | 180 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 5 | 5 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
11 | 12 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 10 | 10 | 4 | 6 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 6 | 6 | 6 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
8 | 8 | 4 | 4 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 158 | 100 | 58 | |
Контрольная работа (К) | 6 | 6 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 152 | 100 | 52 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 180 | 18 | 108 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 5 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Понятие и сущность геополитики. | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
2 | Основные идеи классической и современной геополитической мысли. | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
3 | Развитие российской геополитической мысли. | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
4 | Мировоззренческое и идеологическое измерение геополитики. | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
5 | Геополитика в современном мире | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
6 | Проблемы национальных интересов и национальной безопасности России | ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 4 | 16 | |
2 | 4 | 4 | 16 | |
3 | 4 | 4 | 16 | |
4 | 6 | 6 | 16 | |
5 | 8 | 8 | 16 | |
6 | 6 | 6 | 16 | |
Итого | 32 | 32 | 96 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 4 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 6 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 152 | |
2 | ||||
3 | 2 | |||
4 | 2 | |||
5 | 2 | |||
6 | ||||
Итого | 4 | 6 | 152 | |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 6 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Объекты и предметы геополитики: Предмет и задачи геополитики. Основные законы геополитики. Методы геополитической науки. Функции геополитики. | 2 |
Геополитические эпохи:: Венская эпоха. Версальская Эпоха. Потсдамская эпоха. Беловежская эпоха. | 2 | |
2 | Становление и эволюция геополитики как науки: Рудальф Челлен – автор категории «геополитика». Альфред Т.Мэхен и его теория морского могущества. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера. | 2 |
Современные геополитические теории и школы Запада: Геополитические метаморфозы в Европе и мире. Бихевиористская геополитика. Геополитика ядерной эры. Европейские школы геополитики. | 2 | |
3 | Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. | 2 |
Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев. | 2 | |
4 | Понятие парадигмы и её международно-политический аспект»: ХХ столетие, как «век идеологии». | 2 |
Идея классовой борьбы в международной политики: Сущность идеологической борьбы между двумя блоками. Идеология в постконфронтационном мире. | 2 | |
Формирование геополитического пространства мира: Геополитика и понятие империализма. Четыре эры империалистической заокеанской экспансии. Деколонизация. | 2 | |
5 | Россия в глобальном обществе: Последствия распада Советского Союза. Новое геополитическое качество России. Россия и процессы глобализации. | 2 |
Россия на постсоветском пространстве: СНГ: надежды, перспективы, разочарования. Российско-украинские отношения. Исламский мир и Москва. На южных границах России. | 2 | |
Геополитика России в XXI веке: Россия и Китай в XXI столетии. Россия и НАТО. Россия – США: партнерство, или сотрудничество? Будущее России; евразийская держава или колония?. | 2 | |
США и Европа в системе геополитических отношений: США-Евросоюз: сотрудничество или противостояние? Россия в геополитики США. Американские интересы на Ближнем Востоке, Средней Азии, Индии. Проблемы и перспективы развития Евросоюза. Будущее отношений Москвы и ЕЭС. | 2 | |
6 | Мир после «холодной войны»: однополюсный или многополюсный?»: Внешние и внутренние условия формирования геополитического кода России. Модель геополитического положения России. | 2 |
Конфликты и войны в современном мире: О конфликтах и войнах цивилизации. Основные источники конфликтов в современном мире. Ведет ли расширение демократии ко всеобщему миру?. | 2 | |
Россия: региональная или мировая держава?: Соотношение державного начала с демократией. Россия и Запад. Россия и Азиатско-тихоокеанский Регион. Приоритеты национальной безопасности России. | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 11 | ||
1 | Объекты и предметы геополитики: Предмет и задачи геополитики. Основные законы геополитики. Методы геополитической науки. Функции геополитики. | 2 |
3 | Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Не предусмотрено.
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Семинар №1 «Предмет и задачи геополитики» | 2 |
Семинар №2 «Исторические этапы становления геополитики» | 2 | |
2 | Семинар №3 «Классическая геополитическая школа» | 2 |
Семинар №4 «Современные геополитические теории Запада» | 2 | |
3 | Семинар №5 «Основные этапы российской геополитической истории» | 2 |
Семинар №6 «Русская школа геополитики» | 2 | |
4 | Семинар №7 «Парадигма и её международно-политическое значение». | 2 |
Семинар №8 «Роль классовой борьбы в международной политике» | 2 | |
Семинар №9 «Формирование геополитического пространства мира» | 2 | |
5 | Семинар №10 «Новое геополитическое качество России»Семинар | 2 |
№11 «Россия на постсоветском пространстве»Семинар | 2 | |
№12 «Геополитическое положение России в XXI веке»Семинар | 2 | |
№13 «США и Европа в системе геополитических отношений» | 2 | |
6 | Семинар №14 «Ситуация в мире после «холодной войны»» | 2 |
Семинар №15 « Причины и значение конфликтов и войн» | 2 | |
Семинар № 16 « Геополитическое положение современной России и обеспечение национальной безопасности | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | Семинар №1 «Предмет и задачи геополитики» | 2 |
4 | Семинар №7 «Парадигма и её международно-политическое значение». | 2 |
5 | №11 «Россия на постсоветском пространстве»Семинар | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | 1. Понятие геополитики. Взаимосвязь геополитики с политической географией.2.Методы геополитической науки. | 16 |
2 | 3.История развития и формирования геополитики как науки.4.Современные концепции геополитики | 16 |
3 | 5.Становление и развитие российской геополитической науки.6.Бихевиористская геополитика | 16 |
4 | 7.Западничество и славянство.8.Панславизм.9.Главные вехи геополитической российской истории | 16 |
5 | 10. Причины и результаты идеологической борьбы между двумя блоками.11.Геополитика и понятие империализма | 16 |
6 | 12.Последствия распада Советского Союза и новое положение России.13.Принципы обеспечения безопасности России | 16 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | 1. Понятие геополитики. Взаимосвязь геополитики с политической географией.2.Методы геополитической науки. | 152 |
Геополитические эпохи:: Венская эпоха. Версальская Эпоха. Потсдамская эпоха. Беловежская эпоха. | ||
Семинар №2 «Исторические этапы становления геополитики» | ||
2 | 3.История развития и формирования геополитики как науки.4.Современные концепции геополитики | |
Становление и эволюция геополитики как науки: Рудальф Челлен – автор категории «геополитика». Альфред Т.Мэхен и его теория морского могущества. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера. | ||
Современные геополитические теории и школы Запада: Геополитические метаморфозы в Европе и мире. Бихевиористская геополитика. Геополитика ядерной эры. Европейские школы геополитики. | ||
Семинар №3 «Классическая геополитическая школа» | ||
Семинар №4 «Современные геополитические теории Запада» | ||
3 | 5.Становление и развитие российской геополитической науки.6.Бихевиористская геополитика | |
Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев. | ||
Семинар №5 «Основные этапы российской геополитической истории» | ||
Семинар №6 «Русская школа геополитики» | ||
4 | 7.Западничество и славянство.8.Панславизм.9.Главные вехи геополитической российской истории | |
Понятие парадигмы и её международно-политический аспект»: ХХ столетие, как «век идеологии». | ||
Идея классовой борьбы в международной политики: Сущность идеологической борьбы между двумя блоками. Идеология в постконфронтационном мире. | ||
Формирование геополитического пространства мира: Геополитика и понятие империализма. Четыре эры империалистической заокеанской экспансии. Деколонизация. | ||
Семинар №8 «Роль классовой борьбы в международной политике» | ||
Семинар №9 «Формирование геополитического пространства мира» | ||
5 | 10. Причины и результаты идеологической борьбы между двумя блоками.11.Геополитика и понятие империализма | |
Россия в глобальном обществе: Последствия распада Советского Союза. Новое геополитическое качество России. Россия и процессы глобализации. | ||
Россия на постсоветском пространстве: СНГ: надежды, перспективы, разочарования. Российско-украинские отношения. Исламский мир и Москва. На южных границах России. | ||
Геополитика России в XXI веке: Россия и Китай в XXI столетии. Россия и НАТО. Россия – США: партнерство, или сотрудничество? Будущее России; евразийская держава или колония? | ||
США и Европа в системе геополитических отношений: США-Евросоюз: сотрудничество или противостояние? Россия в геополитики США. Американские интересы на Ближнем Востоке, Средней Азии, Индии. Проблемы и перспективы развития Евросоюза. Будущее отношений Москвы и ЕЭС. | ||
Семинар №10 «Новое геополитическое качество России»Семинар | ||
№12 «Геополитическое положение России в XXI веке»Семинар | ||
№13 «США и Европа в системе геополитических отношений» | ||
6 | 12.Последствия распада Советского Союза и новое положение России.13.Принципы обеспечения безопасности России | |
Мир после «холодной войны»: однополюсный или многополюсный?»: Внешние и внутренние условия формирования геополитического кода России. Модель геополитического положения России. | ||
Конфликты и войны в современном мире: О конфликтах и войнах цивилизации. Основные источники конфликтов в современном мире. Ведет ли расширение демократии ко всеобщему миру? | ||
Россия: региональная или мировая держава?: Соотношение державного начала с демократией. Россия и Запад. Россия и Азиатско-тихоокеанский Регион. Приоритеты национальной безопасности России. | ||
Семинар №14 «Ситуация в мире после «холодной войны»» | ||
Семинар №15 « Причины и значение конфликтов и войн» | ||
Семинар № 16 « Геополитическое положение современной России и обеспечение национальной безопасности |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Современные политические процессы в условиях глобализации / К.А. Новозженко, ред. Н.Н. Усатая; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
7 | |
ПК-18 | + |
ПК-19 | + |
ПК-21 | + |
ПК-22 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-18 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-19 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-21 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-22 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 7
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Предмет и задачи геополитики.
2) Основные законы геополитики.
3) Методы геополитической науки.
4) Функции геополитики.
5) Геополитические эпохи
6) Становление и эволюция геополитики как науки
7) Современные геополитические теории и школы Запада
8) Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком
9) Русская школа геополитики
10) Понятие парадигмы и её международно-политический аспект
11) Сущность идеологической борьбы между двумя блоками.
12) Идеология в постконфронтационном мире.
13) Геополитика и понятие империализма.
14) Четыре эры империалистической заокеанской экспансии.
15) Деколонизация.
16) Последствия распада Советского Союза.
17) Новое геополитическое качество России.
18) Россия и процессы глобализации.
19) СНГ: надежды, перспективы, разочарования.
20) Российско-украинские отношения.
21) Исламский мир и Москва.
22) Россия и Китай в XXI столетии.
23) Россия и НАТО.
24) Россия – США: партнерство, или сотрудничество?
25) Будущее России: евразийская держава или колония?
27) США и Европа в системе геополитических отношений
28) Мир после «холодной войны»
29) Конфликты и войны в современном мире
30) Россия: региональная или мировая держава?
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с КНР
2) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с США
3) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Великобританией
4) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Германией
5) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Францией
6) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Грузией
7) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Украиной
8) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Польшей
9) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Эстонией
10) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Турцией
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с США.
2) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с КНР.
3) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Германией.
4) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Францией.
5) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Грузией.
6) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Украиной.
7) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Польшей.
8) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Турцией.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-18 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-19 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-21 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-22 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Лукьянович, Н. В. Геополитика : учебник для вузов / Н. В. Лукьянович. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01038-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Гаджиев, К. С. Геополитика : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3832-6. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Василенко, И. А. Геополитика современного мира : учебник для вузов / И. А. Василенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00218-8. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
10 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
11 | https://www.un.org/ru/. Организация Объединённых Наций |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Хубулури Е.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные политические процессы в условиях глобализации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Современные политические процессы в условиях глобализации / К.А. Новозженко, ред. Н.Н. Усатая; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 56118.