РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Принятие и исполнение государственных решений"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.cоц.н., доц. Большакова Галина Ивановна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Принятие и исполнение государственных решений" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.cоц.н., доц. Биловус Вячеслав Казьмирович, доцент, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Принятие и и г р_Б_38.03.04_во_78_ГМУ_п45123_53335.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Принятие и исполнение государственных решений".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Принятие и исполнение государственных решений" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профильной направленности", "Междисциплинарный курс";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: политические и управленческие механизмы принятия государственных решений; методы оценки результатов и последствий принятого управленческого решения

Умеет: анализировать и оценивать эффективность государственных управленческих решений; разрабатывать алгоритм принятия управленческих решений в зависимости от сферы деятельности

Имеет навыки: методами и технологией стратегического, целевого, проектного планирования; навыками работы с правовыми актами в процессе принятия государственных управленческих решений

ОПК-2 - способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

Знает: основны проектирования организационных структур, стратегий управления человеческими ресурсами организаций; институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством

Умеет: анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления; планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия в процессе принятия государственных управленческих решений

Имеет навыки: математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач; эффективного использования методов реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)

ОПК-3 - способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

Знает: параметры качества управленческих решений; система административных процессов при принятии упавленческих решений

Умеет: определять параметры качества управленческих решений; выявлять отклонения и принимать корректирующие меры для повышения уровня результативности управленческих решений

Имеет навыки: навыками планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективностью вложений; навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ; практическими навыками решения конкретных проектно-управленческих вопросов

ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Знает: принципы целеполагания и методы планирования; методы соотношения результата и затрачиваемых ресурсов

Умеет: оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; расчитывать затратную часть управленческого решения

Имеет навыки: современными методами управления эффективностью и результативностью управленческих решений; навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных решений

ПК-22 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Принятие и исполнение государственных решений" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Актуальные проблемы государственного и муниципального управления", "История государственного управления".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7, 8 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 112 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 64 32
Лекции (Лек) 48 48 32 16
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   8
Практические, семинары (Пр) 40 40 32 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
16 16 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   63 68
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 96   63 33
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 112 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 33 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4     4
Практические, семинары (Пр) 8 8   4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
13 13 6 7  
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 242   70 100 72
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР) 10       10
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 232   70 100 62
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 33 80 119 89
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Понятие, значение и функции управленческого решения ОПК-2
2 Типология управленческих решений и предъявляемые к ним требования ОПК-3, ПК-22
3 Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР). Информационное обеспечение процесса принятия управленческого решения. ОПК-3
4 Основные этапы процесса принятия управленческих решений ОПК-2
5 Анализ внешней среды и ее влияние на принятие и реализацию управленческого решения . ОПК-3, ПК-21
6 Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений ОПК-3, ПК-22
7 Субъекты и объекты воздействия на упраленческое решений в органах власти. ПК-21, ПК-22
8 Классификация моделей разработки управленческих решений ОПК-2, ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 16    
2 8 8   63
3 8 4    
4 8 4    
5 4 2 2  
6 4 2 4 33
7 4 2    
8 4 2 2  
Итого 48 40 8 96
В т.ч. по интерактивным формам 16 6    
В т.ч. практическая подготовка   8 4  

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 4 232
2 2 2
3 2 2
4 2 2
5    
6    
7    
8    
Итого 8 8 4 232
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   8 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Проблемы концептуализации теории принятия государственных решений: 1) диверсификация методологии принятия государственных решений; 2) теоретические подходы к изучению принятия государственных решений; 3) объект и субъект принятия государственных решений. 2
Основные подходы к изучению принятия государственных решений: 1) нормативный подход к принятию решений; 2) поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений; 3) зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах. 2
Основные подходы к изучению принятия государственных решений: 1) Нормативный подход к принятию решений 2) Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений. 2
Зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах: Зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах. 2
2 Государство как социальный институт: 1) генезис государства как социального института; 2) подходы к определению сущностных характеристик государства; 3) основные черты государства как социального института. 2
Формы воздействия государства на объект управления: 1) понятие "влияния" в системе государственного управления; 2) убеждение и манипулирование как инструмент государственного воздействия; 3) функция контроля органов власти: сущность, дескриптивный дискурс; 4) госдарственное управление и регулирование общественными процессами как предмет управленческих решений; 5) нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. 2
Основные акторы в принятии государственных решений. 2
Процесс оценки объективности и результативности управленческих решений аналитиками и экспертами. 2
3 Политический уровень принятия государственных решений: 1) специфика политического проектирования управленческих решений; 2) направление проблематики управленческого решения (федеральный, региональный мемтный уровень). 3) макроэкономический и организационно-административный уровни принятия государственных решений. 2
Публичные формы принятия решений: 1) социальный капитал как источник выработки государственных решений; 2) формы публичности; 3) девиации публичной сферы; 4) модели принятия решений на политическом уровне в публичной сфере. 2
Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений: 1) особенности и направления политики партийных приоритетов; 2) основные параметры политической и управляющей подсистем в механизме принятия решений. 2
Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации: Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. 2
4 Принятие государственных решений как функционально-поведенческий комплекс: 1) акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений; 2) открытость и закрытость комплекса принятия государственных решений; 3) операциональные модели принятия государственных решений: 4) классификации государственных управленческих решений. 2
Лидерская субсистема в принятии государственных решений: 1) основные функции лидерской субсистемы; 2) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 3) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленчнского решения (исторический опыт). 2
Лидерская субсистема в принятии государственных решений: 1) основные функции лидерской субсистемы; 2) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 3) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленческого решения (исторический опыт). 2
Этапы принятия государственных решений: 1) особенности постановки государственных целей; 2) схема формирования целей при принятии государственных решений; 3) методы принятия решений; стадии реализации решений; структура вложенного цикла; 4) завершающий этап в процессе принятия государственного управленческого решения (исполнение). 2
Семестр № 8
5 Основные понятия и положения анализа внешней среды. 2
Субъекты и объекты воздействия на управленческие решения в органах власти: Субъекты и объекты воздействия на управленческие решения в органах власти. 2
6 Виды, сущность и области практического использования методов и моделей разработки и принятия управленческих решений. 2
Этапы принятия государственных решений. 2
7 Основные акторы в принятии государственных решений. 2
Система государственного управления как деловая среда принятия решений. 2
8 Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений. 2
Управленческие механизмы принятия государственных решений: Управленческие механизмы принятия государственных решений. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 10
1 Проблемы концептуализации теории принятия государственных решений: 1) диверсификация методологии принятия государственных решений; 2) теоретические подходы к изучению принятия государственных решений; 3) объект и субъект принятия государственных решений. 2
2 Государство как социальный институт: 1) генезис государства как социального института; 2) подходы к определению сущностных характеристик государства; 3) основные черты государства как социального института. 2
Заезд № 11
3 Политический уровень принятия государственных решений: 1) специфика политического проектирования управленческих решений; 2) направление проблематики управленческого решения (федеральный, региональный мемтный уровень). 3) макроэкономический и организационно-административный уровни принятия государственных решений. 2
4 Принятие государственных решений как функционально-поведенческий комплекс: 1) акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений; 2) открытость и закрытость комплекса принятия государственных решений; 3) операциональные модели принятия государственных решений: 4) классификации государственных управленческих решений. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
5 Неопределенность и риск при РПУР 2
6 Технология разработки УР 2
Внешняя среда и ее влияние на реализацию альтернатив 2
8 Сущность и виды ответственности руководителя при РПУР 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
5 Неопределенность и риск при РПУР 4
6 Технология разработки УР
Внешняя среда и ее влияние на реализацию альтернатив
8 Сущность и виды ответственности руководителя при РПУР

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 1) диверсификация методологии принятия государственных решений 2
2) теоретические подходы к изучению принятия государственных решений 2
3) объект и субъект принятия государственных решений 2
4)поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений 2
5) зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах 2
6) система государственного управления в свете синергетического подхода 2
7) система государственного управления в свете технологического подхода 2
8) система государственного управления в свете социоцентрического подхода 2
2 1)генезис государства как социального института; 2
2) подходы к определению сущностных характеристик государства 2
3) основные черты государства как социального института; понятие "влияния" в системе государственного управления 2
4) убеждение и манипулирование как инструмент государственного воздействия 2
3 3) макроэкономический и организационно-административный уровни принятия государственных решений; социальный капитал как источник выработки государственных решений; 4) формы публичности; 5) девиации публичной сферы. 2
1)специфика политического проектирования управленческих решений; 2) направление проблематики управленческого решения (федеральный, региональный местный уровень; 2
4 1)акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений; 2) открытость и закрытость комплекса принятия государственных решений; 3) операциональные модели принятия государственных решений: 2
4) классификации государственных управленческих решений; основные функции лидерской субсистемы; 5) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 6) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленческого решения (исторический опыт). 2
Семестр № 8
5 Основные понятия и положения анализа внешней среды.Влияние внешней среды на формирование управленческих решений.Внутреннее и внешнее кольцо элементов внешней среды 2
6 Моделирование процессов принятия управленческих решений. Методологический аспект процесса разработки управленческих решений. 2
7 Тип операции над объектами выбора.Источники многокритериальности. Понятие оптимальности по Парето 2
8 Роль и функции графических методов решения проблем и задач.Методы, основанные на построении диаграмм «сущность — связь». Принятие решения: выбор стратегии управления рисками 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 1) диверсификация методологии принятия государственных решений 2
2 1)генезис государства как социального института; 2
3 3) макроэкономический и организационно-административный уровни принятия государственных решений; социальный капитал как источник выработки государственных решений; 4) формы публичности; 5) девиации публичной сферы. 2
4 1)акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений; 2) открытость и закрытость комплекса принятия государственных решений; 3) операциональные модели принятия государственных решений: 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Формирование государства как социального института. Предпосылки возникновения. Функции государства как социального института. Элементы государства как социального института.Политические режимы. Система гоударственного и муниципального управления в Российской Федерации.Полномочия органов государственной власти, органов региональных субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.Политическая система как отражение коммуникаций между государством и обществом 63
Семестр № 8
6 Классификации государственных управленческих решений. По субъектам управления. По целям и времени действия. По масштабу действия. По нормативной природе. По юридической силе. По видам государственного управления. По формам правовых актов. По порядку принятия. По методам разработки. По содержанию. По форме изложения. По механизму действия. По значимости для исполнения. По характеру воздействия. По степени публичности. 33

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные подходы к изучению принятия государственных решений: 1) нормативный подход к принятию решений; 2) поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений; 3) зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах 232
Основные подходы к изучению принятия государственных решений: 1) Нормативный подход к принятию решений 2) Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений
Зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах: Зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах
2) теоретические подходы к изучению принятия государственных решений
3) объект и субъект принятия государственных решений
4)поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений
5) зарубежный опыт принятия управленческих решений в различных государственных структурах
6) система государственного управления в свете синергетического подхода
7) система государственного управления в свете технологического подхода
8) система государственного управления в свете социоцентрического подхода
2 Формирование государства как социального института. Предпосылки возникновения. Функции государства как социального института. Элементы государства как социального института.Политические режимы. Система гоударственного и муниципального управления в Российской Федерации.Полномочия органов государственной власти, органов региональных субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.Политическая система как отражение коммуникаций между государством и обществом
Формы воздействия государства на объект управления: 1) понятие "влияния" в системе государственного управления; 2) убеждение и манипулирование как инструмент государственного воздействия; 3) функция контроля органов власти: сущность, дескриптивный дискурс; 4) госдарственное управление и регулирование общественными процессами как предмет управленческих решений; 5) нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации
Основные акторы в принятии государственных решений
Процесс оценки объективности и результативности управленческих решений аналитиками и экспертами
2) подходы к определению сущностных характеристик государства
3) основные черты государства как социального института; понятие "влияния" в системе государственного управления
4) убеждение и манипулирование как инструмент государственного воздействия
3 Публичные формы принятия решений: 1) социальный капитал как источник выработки государственных решений; 2) формы публичности; 3) девиации публичной сферы; 4) модели принятия решений на политическом уровне в публичной сфере
Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений: 1) особенности и направления политики партийных приоритетов; 2) основные параметры политической и управляющей подсистем в механизме принятия решений
Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации: Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации
1)специфика политического проектирования управленческих решений; 2) направление проблематики управленческого решения (федеральный, региональный местный уровень;
4 Лидерская субсистема в принятии государственных решений: 1) основные функции лидерской субсистемы; 2) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 3) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленчнского решения (исторический опыт).
Лидерская субсистема в принятии государственных решений: 1) основные функции лидерской субсистемы; 2) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 3) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленческого решения (исторический опыт).
Этапы принятия государственных решений: 1) особенности постановки государственных целей; 2) схема формирования целей при принятии государственных решений; 3) методы принятия решений; стадии реализации решений; структура вложенного цикла; 4) завершающий этап в процессе принятия государственного управленческого решения (исполнение)
4) классификации государственных управленческих решений; основные функции лидерской субсистемы; 5) позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений; 6) ближнее и дальнее окружение лидера, и его влияние на процесс принятия государственного управленческого решения (исторический опыт).
5 Основные понятия и положения анализа внешней среды
Субъекты и объекты воздействия на управленческие решения в органах власти: Субъекты и объекты воздействия на управленческие решения в органах власти
Основные понятия и положения анализа внешней среды.Влияние внешней среды на формирование управленческих решений.Внутреннее и внешнее кольцо элементов внешней среды
6 Классификации государственных управленческих решений. По субъектам управления. По целям и времени действия. По масштабу действия. По нормативной природе. По юридической силе. По видам государственного управления. По формам правовых актов. По порядку принятия. По методам разработки. По содержанию. По форме изложения. По механизму действия. По значимости для исполнения. По характеру воздействия. По степени публичности.
Виды, сущность и области практического использования методов и моделей разработки и принятия управленческих решений
Этапы принятия государственных решений
Моделирование процессов принятия управленческих решений. Методологический аспект процесса разработки управленческих решений.
7 Основные акторы в принятии государственных решений
Система государственного управления как деловая среда принятия решений
Тип операции над объектами выбора.Источники многокритериальности. Понятие оптимальности по Парето
8 Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений
Управленческие механизмы принятия государственных решений: Управленческие механизмы принятия государственных решений
Роль и функции графических методов решения проблем и задач.Методы, основанные на построении диаграмм «сущность — связь». Принятие решения: выбор стратегии управления рисками

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова, Г.И. Принятие и исполнение государственных решений: учебно-методическое пособие для выполнения курсовых работ студентами специальности «Государственное и муниципальное управление»/ Г.И. Большакова ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2020. – 52 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7 8
ОПК-2 + +
ОПК-3 + +
ПК-21   +
ПК-22 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-3 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-21 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-22 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не запланированы.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1). Сущность и роль государственной политики в системе государственного управления.2). Характеристика процесса разработки государственной политики. 3). Место и роль управленческих решений в процессе государственного управления.4). Механизм принятия решений в государственном управлении Российской Федерации. 5). Проблема типологии государственных управленческих решений в научной литературе.6). Соотношение политического, экономического, правового и организационного аспектов в государственном управленческом решении. 7). Документооборот в системе принятия и исполнения государственных решений.8). Методологические основы разработки и принятия государственных управленческих решений.9). Методы и модели разработки государственных управленческих решений.10). Системный подход к разработке государственных управленческих решений.11). Требования к информационному обеспечению разработки государственных управленческих решений.12). Организация разработки государственных управленческих решений.13). Организация процесса исполнения государственных управленческих решений.14). Процедура принятия управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления.15). Разработка и исполнение управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 16). Экспертные методы в разработке государственных управленческих решений. 17). Система сетевого планирования в государственном управлении. 18). Роль человеческого фактора в разработке и исполнении государственных решений.19). Управленческие решения и ответственность руководителя.20). Социально-психологические аспекты разработки и реализации государственных решений.21). Этические аспекты разработки и реализации государственных решений.22). Сравнительный анализ теорий государственных управленческих решений в различных научных школах управления.23) Специфика разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Диверсификация методологии принятия государственных решений.
2) Теоретические подходы к изучению принятия государственных решений.
3) Объект и субъект принятия государственных решений.
4) Нормативный подход к принятию решений.
5) Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений.
6) Система государственного управления в свете коэволюционного подхода.
7) Система государственного управления в свете синергетического подхода.
8) Система государственного управления в свете технлогического подхода.
9) Система государственного управления в свете социоцентристкого подхода.
10) Генезис государства как социального института.
11) Подходы к определению сущностных характеристик государства.
12) Основные черты государства как социального института.
13) Формы воздействия государства на объект управления ( влияние) убеждение и манипулирование, контроль, регулирование, управление, властвование, антикризисные действия).
14) Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
15) Основные акторы принятия государственных решений (политические лидеры, выборные политики, общественные деятели, высшие государственные менеджеры, госслужащие, аналитики и эксперты, институты).
16) Политический подход государства к общественным проблемам.
17) Специфика политического проектирования.
18) Проблемы легитимации власти при принятии государственных решений.
19) Социальный капитал как источник выработки государственных решений.
20) Формы публичности и девиации публичной сферы.
21) Модели принятия решений на политическом уровне в публичной сфере.
22) Государство как актор макроэкономического регулирования, основные регуляторы на макроэкономическом уровне.
23) Корреляция политической и экономической составляющих в макроэкономическом регулировании.
24) Акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений.
25) Классификация государственных управленческих решений.
26) Функции лидерской субсистемы и типология лидерских субсистем.
27) Позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений.
28) Подготовительный этап принятия решений: проблематизация контекста.
29) Подготовительный этап принятия решений: идентификация ЛПР.
30) Подготовительный этап принятия решений: определение повестки дня.
31) Подготовительный этап принятия решений: действия по инициации решений.
32) Подготовительный этап принятия решений: формулировка проблемы.
33) Этап выработки целей: особенности постановки государственных целей.
34) Подготовительный этап принятия решений: схема формирования целей при принятии государственных решений.
35) Подготовительный этап принятия решений: методы принятия решений.
36) Этап реализации целей: модели продвижения политических целей.
37) Этап реализации целей: принципы целедостижения.
38) Этап реализации целей: стадии реализации решений.
39) Этап реализации целей: структура вложенного цикла.
40) Этап реализации целей: завершающий этап.
41) Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений.
42) Основны проектирования организационных структур, стратегий управления человеческими ресурсами организаций.
43) Основные параметры качества государственных решений и методы их принятия.
44) Принципы целеполагания и методы планирования; методы соотношения результата и затрачиваемых ресурсов.


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить требования, предъявляемые к управленческим решениям.
2) Учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды, ретроспективы и перспективы в процессе разработки государственной политики.
3) Учитывать классификацию государственных управленческих решений.
4) Определить сущность и функции государственных управленческих решений.
общественное мнение как институт гражданского общества.
5) Ориентироваться в основных требованиях системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений.
6) Определить задачи организации исполнения государственных решений.
7) Оценить эффективность реализации управленческих решений.
8) Разрабатывать алгоритм принятия управленческих решений в зависимости от сферы деятельности.
9) Анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления.
10) Определять параметры качества управленческих решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Механизмом принятия политических решений в государственном управлении Российской Федерацией.
2) Механизмом реализации государственной политики.
3) Навыками процесса разработки государственных решений: организация и этапы.
4) Приемами разработки и выбора управленческих решений.
5) Организацией процесса процесса разработки управленческого решения.
6) Методологией разработки управленческого решения.
7) Процедурой принятия управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления.
8) Методами и технологией стратегического, целевого, проектного планирования.
9) Математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач.
10) Навыками планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективности от принятия управленческого решения в органах власти.

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Диверсификация методологии принятия государственных решений.
2) Теоретические подходы к изучению принятия государственных решений.
3) Объект и субъект принятия государственных решений.
4) Нормативный подход к принятию решений.
5) Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений.
6) Система государственного управления в свете коэволюционного подхода.
7) Система государственного управления в свете синергетического подхода.
8) Система государственного управления в свете технлогического подхода.
9) Система государственного управления в свете социоцентристкого подхода.
10) Генезис государства как социального института.
11) Подходы к определению сущностных характеристик государства.
12) Основные черты государства как социального института.
13) Формы воздействия государства на объект управления ( влияние) убеждение и манипулирование, контроль, регулирование, управление, властвование, антикризисные действия).
14) Нормативные правовые акты в различных сферах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
15) Основные акторы принятия государственных решений (политические лидеры, выборные политики, общественные деятели, высшие государственные менеджеры, госслужащие, аналитики и эксперты, институты).
16) Политический подход государства к общественным проблемам.
17) Специфика политического проектирования.
18) Проблемы легитимации власти при принятии государственных решений.
19) Социальный капитал как источник выработки государственных решений.
20) Формы публичности и девиации публичной сферы.
21) Модели принятия решений на политическом уровне в публичной сфере.
22) Государство как актор макроэкономического регулирования, основные регуляторы на макроэкономическом уровне.
23) Корреляция политической и экономической составляющих в макроэкономическом регулировании.
24) Акторы функционально-поведенческого комплекса принятия государственных решений.
25) Классификация государственных управленческих решений.
26) Функции лидерской субсистемы и типология лидерских субсистем.
27) Позиционирование лидерской субсистемы в процессе принятия решений.
28) Подготовительный этап принятия решений: проблематизация контекста.
29) Подготовительный этап принятия решений: идентификация ЛПР.
30) Подготовительный этап принятия решений: определение повестки дня.
31) Подготовительный этап принятия решений: действия по инициации решений.
32) Подготовительный этап принятия решений: формулировка проблемы.
33) Этап выработки целей: особенности постановки государственных целей.
34) Подготовительный этап принятия решений: схема формирования целей при принятии государственных решений.
35) Подготовительный этап принятия решений: методы принятия решений.
36) Этап реализации целей: модели продвижения политических целей.
37) Этап реализации целей: принципы целедостижения.
38) Этап реализации целей: стадии реализации решений.
39) Этап реализации целей: структура вложенного цикла.
40) Этап реализации целей: завершающий этап.
41) Политические и управленческие механизмы принятия государственных решений.
42) Основны проектирования организационных структур, стратегий управления человеческими ресурсами организаций.
43) Основные параметры качества государственных решений и методы их принятия.
44) Принципы целеполагания и методы планирования; методы соотношения результата и затрачиваемых ресурсов.


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить требования, предъявляемые к управленческим решениям.
2) Учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды, ретроспективы и перспективы в процессе разработки государственной политики.
3) Учитывать классификацию государственных управленческих решений.
4) Определить сущность и функции государственных управленческих решений.
общественное мнение как институт гражданского общества.
5) Ориентироваться в основных требованиях системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений.
6) Определить задачи организации исполнения государственных решений.
7) Оценить эффективность реализации управленческих решений.
8) Разрабатывать алгоритм принятия управленческих решений в зависимости от сферы деятельности.
9) Анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления.
10) Определять параметры качества управленческих решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Механизмом принятия политических решений в государственном управлении Российской Федерацией.

2) Механизмом реализации государственной политики.

3) Навыками процесса разработки государственных решений: организация и этапы.

4) Приемами разработки и выбора управленческих решений.

5) Организацией процесса процесса разработки управленческого решения.

6) Методологией разработки управленческого решения.

7) Процедурой принятия управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления.

8) Методами и технологией стратегического, целевого, проектного планирования.

9) Математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач.

10) Навыками планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективности от принятия управленческого решения в органах власти.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 7 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 7 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 5, 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-21 8 5, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 7 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-22 7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 7 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Денисенко, И. Ф. Принятие и исполнение государственных решений [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Денисенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 139 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов / Н. Б. Филинов-Чернышев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03558-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова Г.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Принятие и исполнение государственных решений". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г. И. Принятие и исполнение государственных решений: учеб.-метод. пособие для выполнения практических работ студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» / Г. И. Большакова ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 40с ЭБС РГУПС
3 Большакова, Г. И. Принятие и исполнение государственных решений: учеб.-метод. пособие к выполнению контрольной работы для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»/ Г. И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д , 2017. -21с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53335.