РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Государственное и муниципальное управление" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.Б "Политология" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки |
||
38.03.04 Государственное и муниципальное управление |
||
Программа академического бакалавриата |
||
Государственная и муниципальная служба |
||
Квалификация выпускника "Бакалавр" |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.плт.н., доц. Денисенко Иван Федорович, к.плт.н. Аштаев Юрий Сергеевич, д.плт.н., проф. Ляхов Виктор Павлович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Политология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".
д.ф.н., доц. Родионова Валентина Ивановна, профессор кафедры "Социально-гуманитарные дисциплины", Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет" в г. Шахты.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Политология_Б_38.03.04_во_2_ГМУ_п45535_54615.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Политология".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Политология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Геополитика и безопасность России", "Современные политические процессы в условиях глобализации";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: Методы анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества, политической системы государства для формирования гражданской позиции. Умеет: Использовать общие и методы политологии при анализе закономерностей исторического развития общества и политической системы для формирования гражданской позиции. Имеет навыки: Владения методов анализа исторических форм и разновидностей политики, направлений развития политической системы в условиях глобализации. |
ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Место дисциплины 1Б.Б "Политология" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "История государственного управления", "Социология".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 2 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 72 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 64 | 64 | 64 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
8 | 8 | 8 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 63 | 63 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 63 | 63 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 144 | 72 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
2 | 3 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
6 | 6 | 2 | 4 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 126 | 66 | 60 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 114 | 66 | 48 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 14 | 72 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Политология в системе научного знания, история политических учений и политической науки. | ОК-2 |
2 | Политическая система общества и её основные политические институты, парадигмы политического управления. | ОК-2 |
3 | Политические процессы и политическая деятельность. | ОК-2 |
4 | Мировая политика, международные отношения и глобализация политических процессов. | ОК-2 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 8 | 8 | 16 | |
2 | 8 | 8 | 16 | |
3 | 8 | 8 | 16 | |
4 | 8 | 8 | 15 | |
Итого | 32 | 32 | 63 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 8 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 114 | ||
2 | 2 | |||
3 | 2 | |||
4 | 2 | |||
Итого | 4 | 4 | 114 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 2 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Политология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет, задачи и функции политической науки. | 2 |
Возникновение и развитие политических учений. Этапы исторического развития. | 2 | |
История зарубежной политической мысли. | 2 | |
Историческая эволюция политической мысли и особенности её развития в России. | 2 | |
2 | Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология. | 2 |
Государство как основной политический институт. | 2 | |
Политическая власть и политическое лидерство. | 2 | |
Теория и история элит. | 2 | |
3 | Политическая идеология и её роль в жизни общества. | 2 |
Политическая культура и политическое сознание. | 2 | |
Политическая социализация. | 2 | |
Политические технологии. | 2 | |
4 | Понятие мировой политики и международных отношений. | 2 |
Геополитические трактовки международных отношений. | 2 | |
Глобализация и проекты будущего мирового порядка. | 2 | |
Место России в мировом сообществе. | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 2 | ||
1 | Политология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет, задачи и функции политической науки. | 2 |
2 | Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Не предусмотрено.
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Семинар 1. ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 1. Предмет, объект и задачи политологии. 2. Место и роль политологии в системе общественных наук. 3. Функции политологии. Методы исследования в политологии и политические технологии. 1. Методы исследования в политологии. 2. Роль качественных методов в изучении причин поведения людей, их установок, верований и предпочтений. 3. Методы исследования количественных параметров изучаемых явлений. 4. Политическая реклама: история возникновения и типология. 5. Политический маркетинг в России и за рубежом. 6. Политический консалтинг и его роль в политическом процессе. 7. Политическая деятельность в сфере «паблик рилейшнз». | 2 |
Семинар 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ. 1. История формирования политических взглядов и учений. 2. Этапы исторического развития политических учений. 3. Методология истории политических учений. 4. Становление и институциализация политологии как науки. | 2 | |
Семинар 3. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Политические учения в государствах Древнего Востока. 2. Становление науки о политике в Древней Греции. 3. Политическая мысль в Западной Европе в Средние века. 4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации. 5. Политические учения эпохи Европейского Просвещения. 6. Основные течения зарубежной политической мысли конца XIX - XX столетия. | 2 | |
Семинар 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ. 1. Политические идеи Киевской Руси. 2. Политическая мысль в период создания единого Российского государства. 3. Политическая мысль в России в XVII веке. 4. Политические взгляды и концепции эпохи «просвещённого абсолютизма» в России. 5. Политические учения в России в XIX веке. 6. Социалистическая и коммунистическая политическая идеология в России. | 2 | |
2 | Семинар 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. 1. Структура и основные институты политической системы. 2. Функции политической системы. 3. Типология политических систем современного общества. 4. Становление политической системы в России. 5. Политический менеджмент как деятельность и система управления обществом. 6. Институт политических выборов и управление избирательными кампаниями. | 2 |
Семинар 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. 1. Основные гипотезы и теории происхождения государства. 2. Признаки и функции государства. 3. Формы государственного устройства. 4. Формы государственного правления. 5. Гражданское общество как социальная основа государства. 6. Проблемы становления правового государства в современной России. Политические режимы. 1. Понятие и признаки и классификация политических режимов. 2. Тоталитаризм как особый тип политического режима. 3. Авторитарный режим и его отличие от тоталитаризма. 4. Характерные черты демократического политического режима. | 2 | |
Семинар 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО. 1. Основные концепции власти в истории политических учений. 2. Признаки и функции политической власти. 3. Разделение властей как способ повышения эффективности государственного управления. 4. Понятие легитимности и легальности власти. | 2 | |
8. ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.1. Понятие и структура политических партий. 2. Функции политических партий. 3. История становления и развития политических партий в России. 4. Многопартийная система в современной России. 5. Партийные системы: понятие и классификация. 6. Общественно-политические движения и организации. Политическая элита. 1. Теория и история элит. 2. История политической элиты в России. 3. Понятие, характерные черты и функции политической элиты. | 2 | |
3 | Семинар 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 1. Политическая идеология - важнейший элемент политического сознания и политической культуры. 2. Функции идеологии. 3. Характеристика основных идеологических течений в современном мире политики. | 2 |
Семинар 10-11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. 1. Природа и место политического сознания в политике. 2. Сущность и подходы к трактовке политической культуры. 3. Назначение и функции политической культуры. 4. Типология политических культур. 5. Особенности и своеобразие политической культуры в современной России. | 2 | |
Семинар 10-11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. 1. Природа и место политического сознания в политике. 2. Сущность и подходы к трактовке политической культуры. 3. Назначение и функции политической культуры. 4. Типология политических культур. 5. Особенности и своеобразие политической культуры в современной России. | 2 | |
12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 1. Политическая социализация как процесс усвоения ценностей и норм политической культуры. 2. Этапы политической социализации. 3. Основные типы политической социализации. | 2 | |
4 | Семинар 13-14. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие мировой политики и международных отношений. 2. Геополитические трактовки международных отношений. 3. Место России в современном мировом процессе. | 2 |
Семинар 13-14. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие мировой политики и международных отношений. 2. Геополитические трактовки международных отношений. 3. Место России в современном мировом процессе. | 2 | |
Семинар 15-16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы её развития. 2. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 3. Глобализация и проекты будущего мирового порядка. | 2 | |
Семинар 15-16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы её развития. 2. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 3. Глобализация и проекты будущего мирового порядка. | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
3 | Семинар 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 1. Политическая идеология - важнейший элемент политического сознания и политической культуры. 2. Функции идеологии. 3. Характеристика основных идеологических течений в современном мире политики. | 2 |
4 | Семинар 13-14. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие мировой политики и международных отношений. 2. Геополитические трактовки международных отношений. 3. Место России в современном мировом процессе. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Предмет, структура и задачи политологии. Функции политологии. История политических учений Древнего мира. История политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения. Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль в России. Особенности политико-правовой мысли Киевской Руси. Политическая и правовая мысль в период создания единого российского государства. Политическая и правовая мысль в России в XVII веке. Развитие доктрины самодержавной власти в России в годы петровских преобразований Идеология «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Основные направления политической мысли сложившиеся в России: либерализм (идеология западничества); консерватизм (консервативная идеология Н.М. Карамзина и славянофильство); радикализм (декабристы, социалисты-утописты, анархисты, народники и большевики); социал-реформизм (меньшевики). | 16 |
2 | Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Понятие, структура и функции политической системы. Типология политической системы. Формы государственного устройства и правления. Концепции правового и социального государства. Устройство государственной власти в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Выборы и избирательная система в России. | 16 |
3 | Политическая идеология и её роль в жизни общества. Основные идеологические течения в современном мире политики. Политическая культура и политическое сознание. Природа и место политического сознания в политике. Формы функционирования политического сознания. Сущность и понятие политической культуры. Типология политической культуры и субкультур. Политическая социализация: понятие, этапы и модели. Политические технологии (политический маркетинг, политическая реклама, «паблик рилейшнз» (связи с общественностью) и политический консалтинг (политическое консультирование). | 16 |
4 | Политическое развитие и модернизация. Политические конфликты и кризисы. Методы профилактики и разрешения политических конфликтов. Мировая политика и международные отношения. Геополитические трактовки международных отношений. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы ее развития. Глобальные проблемы современности. | 15 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Предмет, структура и задачи политологии. Функции политологии. История политических учений Древнего мира. История политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения. Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль в России. Особенности политико-правовой мысли Киевской Руси. Политическая и правовая мысль в период создания единого российского государства. Политическая и правовая мысль в России в XVII веке. Развитие доктрины самодержавной власти в России в годы петровских преобразований Идеология «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Основные направления политической мысли сложившиеся в России: либерализм (идеология западничества); консерватизм (консервативная идеология Н.М. Карамзина и славянофильство); радикализм (декабристы, социалисты-утописты, анархисты, народники и большевики); социал-реформизм (меньшевики). | 114 |
Возникновение и развитие политических учений. Этапы исторического развития | ||
История зарубежной политической мысли | ||
Историческая эволюция политической мысли и особенности её развития в России | ||
Семинар 1. ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 1. Предмет, объект и задачи политологии. 2. Место и роль политологии в системе общественных наук. 3. Функции политологии. Методы исследования в политологии и политические технологии. 1. Методы исследования в политологии. 2. Роль качественных методов в изучении причин поведения людей, их установок, верований и предпочтений. 3. Методы исследования количественных параметров изучаемых явлений. 4. Политическая реклама: история возникновения и типология. 5. Политический маркетинг в России и за рубежом. 6. Политический консалтинг и его роль в политическом процессе. 7. Политическая деятельность в сфере «паблик рилейшнз». | ||
Семинар 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ. 1. История формирования политических взглядов и учений. 2. Этапы исторического развития политических учений. 3. Методология истории политических учений. 4. Становление и институциализация политологии как науки. | ||
Семинар 3. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Политические учения в государствах Древнего Востока. 2. Становление науки о политике в Древней Греции. 3. Политическая мысль в Западной Европе в Средние века. 4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации. 5. Политические учения эпохи Европейского Просвещения. 6. Основные течения зарубежной политической мысли конца XIX - XX столетия. | ||
Семинар 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ. 1. Политические идеи Киевской Руси. 2. Политическая мысль в период создания единого Российского государства. 3. Политическая мысль в России в XVII веке. 4. Политические взгляды и концепции эпохи «просвещённого абсолютизма» в России. 5. Политические учения в России в XIX веке. 6. Социалистическая и коммунистическая политическая идеология в России. | ||
2 | Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Понятие, структура и функции политической системы. Типология политической системы. Формы государственного устройства и правления. Концепции правового и социального государства. Устройство государственной власти в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Выборы и избирательная система в России. | |
Государство как основной политический институт | ||
Политическая власть и политическое лидерство | ||
Теория и история элит | ||
Семинар 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. 1. Структура и основные институты политической системы. 2. Функции политической системы. 3. Типология политических систем современного общества. 4. Становление политической системы в России. 5. Политический менеджмент как деятельность и система управления обществом. 6. Институт политических выборов и управление избирательными кампаниями. | ||
Семинар 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. 1. Основные гипотезы и теории происхождения государства. 2. Признаки и функции государства. 3. Формы государственного устройства. 4. Формы государственного правления. 5. Гражданское общество как социальная основа государства. 6. Проблемы становления правового государства в современной России. Политические режимы. 1. Понятие и признаки и классификация политических режимов. 2. Тоталитаризм как особый тип политического режима. 3. Авторитарный режим и его отличие от тоталитаризма. 4. Характерные черты демократического политического режима. | ||
Семинар 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО. 1. Основные концепции власти в истории политических учений. 2. Признаки и функции политической власти. 3. Разделение властей как способ повышения эффективности государственного управления. 4. Понятие легитимности и легальности власти. | ||
8. ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.1. Понятие и структура политических партий. 2. Функции политических партий. 3. История становления и развития политических партий в России. 4. Многопартийная система в современной России. 5. Партийные системы: понятие и классификация. 6. Общественно-политические движения и организации. Политическая элита. 1. Теория и история элит. 2. История политической элиты в России. 3. Понятие, характерные черты и функции политической элиты. | ||
3 | Политическая идеология и её роль в жизни общества. Основные идеологические течения в современном мире политики. Политическая культура и политическое сознание. Природа и место политического сознания в политике. Формы функционирования политического сознания. Сущность и понятие политической культуры. Типология политической культуры и субкультур. Политическая социализация: понятие, этапы и модели. Политические технологии (политический маркетинг, политическая реклама, «паблик рилейшнз» (связи с общественностью) и политический консалтинг (политическое консультирование). | |
Политическая идеология и её роль в жизни общества | ||
Политическая культура и политическое сознание | ||
Политическая социализация | ||
Политические технологии | ||
Семинар 10-11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. 1. Природа и место политического сознания в политике. 2. Сущность и подходы к трактовке политической культуры. 3. Назначение и функции политической культуры. 4. Типология политических культур. 5. Особенности и своеобразие политической культуры в современной России. | ||
Семинар 10-11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. 1. Природа и место политического сознания в политике. 2. Сущность и подходы к трактовке политической культуры. 3. Назначение и функции политической культуры. 4. Типология политических культур. 5. Особенности и своеобразие политической культуры в современной России. | ||
12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 1. Политическая социализация как процесс усвоения ценностей и норм политической культуры. 2. Этапы политической социализации. 3. Основные типы политической социализации. | ||
4 | Политическое развитие и модернизация. Политические конфликты и кризисы. Методы профилактики и разрешения политических конфликтов. Мировая политика и международные отношения. Геополитические трактовки международных отношений. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы ее развития. Глобальные проблемы современности. | |
Понятие мировой политики и международных отношений | ||
Геополитические трактовки международных отношений | ||
Глобализация и проекты будущего мирового порядка | ||
Место России в мировом сообществе | ||
Семинар 13-14. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие мировой политики и международных отношений. 2. Геополитические трактовки международных отношений. 3. Место России в современном мировом процессе. | ||
Семинар 15-16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы её развития. 2. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 3. Глобализация и проекты будущего мирового порядка. | ||
Семинар 15-16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Понятие глобализации, объективные предпосылки и исторические этапы её развития. 2. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 3. Глобализация и проекты будущего мирового порядка. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Денисенко И.Ф. Политология: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: РГУПС, 2017. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
2 | |
ОК-2 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-2 | 2 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 2
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Политология как наука и учебная дисциплина.
2) Объект, предмет и методы политологии. Функции политологии.
3) Сущность и основные черты политики.
4) Периодизация истории становления и развития политической мысли.
5) История политических учений Древнего Востока (Индия, Китай).
6) Политические идеи мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
7) История политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения (А. Августин, Ф. Аквинский, Данте, Н. Макиавелли).
8) Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо).
9) Социально-политические идеи социалистов-утопистов XVI-XIX в.в
10) Марксистская теория политики.
11) Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
12) Современные политологические школы.
13) Политическая власть: возникновение, сущность, источники и структура.
14) Политическая система: понятие, сущность, структура, функции и типология.
15) Политический режим: понятие, сущность, типология.
16) Государство как центральный политический институт: происхождение, сущность, функции.
17) Исторические типы и формы государства.
18) Формы государственного устройства.
19) Формы государственного правления.
20) Институциональное измерение политики.
21) Правовое государство и его сущность.
22) Особенности становления гражданского общества в России.
23) Социокультурные аспекты политики.
24) Политические идеологии и политическая культура.
25) Понятие, основные черты и структура политической элиты.
26) Политическая элита современной России.
27) Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Определить понятие, место, роль и функции политической партии.
2) Выделить типологию партийных систем.
3) Раскрыть многопартийную систему современной России.
4) Раскрыть понятия «общественно-политическая организация» и «социальные движения».
5) Показать типологию электоральных систем.
4) Определить понятие, сущность и типологию политического лидерства.
5) Ориентироваться в политических отношениях и политических процессах.
6) Раскрыть понятие, цель, средства и типы политической деятельности.
7) Показать закономерности и особенности политического развития.
8) Использовать термин «политическая модернизация».
9) Обозначить понятие и типологию «политический кризис».
10) Определить понятие «политические конфликты», их роль в политике, типология.
11) Выделить этнополитические конфликты и их типологию.
12) Раскрыть понятие «политическая социализация».
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Объяснить основы политических технологий, ее структуры и особенностей.
2) Раскрыть приемы политических технологий в избирательном процессе.
3) Показать методы политического менеджмента: понятие, сущность и особенности.
4) Выделить и классифицировать способы разрешения политического конфликта.
5) Определить роль и место СМИ в политическом менеджменте.
6) Объяснить термины «мировая политика» и «геополитика».
7) Показать особенности мирового политического процесса.
8) Раскрыть понятие, субъекты, объекты, тенденции в развитии и факторы влияния международных отношений.
9) Провести анализ деятельности международных организациях и их роли в международных отношениях.
10) Показать сущность и методы прикладной политологии.
11) Провести первичную политическую аналитику и прогностику политического события или ситуации.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-2 | 2 | 1, 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Денисенко И.Ф. Политология: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017.- 644 c. | ЭБС РГУПС |
2 | Мухаев, Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 377 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02585-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Политология : учебник и практикум для вузов / В. А. Ачкасов [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 404 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7743-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Денисенко И.Ф. Политология: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Дониздат, 2017. - 321 c. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Денисенко И.Ф. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Политология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Денисенко И.Ф. Политология: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: РГУПС, 2017. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 54615.