РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Государственное и муниципальное управление" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.В.ОД "Антикоррупционная политика России" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки |
||
38.03.04 Государственное и муниципальное управление |
||
Программа академического бакалавриата |
||
Государственная и муниципальная служба |
||
Квалификация выпускника "Бакалавр" |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.cоц.н. Усатая Наталья Николаевна, к.т.н., доц. Осипов Владимир Александрович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Антикоррупционная политика России" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".
д.ф.н., доц. Швачкина Людмила Александровна, профессор кафедры "Социально-гуманитарные дисциплины", ИСОиП (филиал) ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Антикоррупционная п Р_Б_38.03.04_во_7_ГМУ_п47887_51716.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Антикоррупционная политика России".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Антикоррупционная политика России" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Актуальные проблемы государственного и муниципального управления", "Современные политические процессы в условиях глобализации";
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: основные административные процессы и принципы их регламентации Умеет: анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности Имеет навыки: навыками оценки экономических и социальных условий функционирования организации |
ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности |
Знает: институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством Умеет: анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Имеет навыки: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
ПК-20 - способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права |
Знает: виды государственных решений и методы их принятия Умеет: анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Имеет навыки: навыками работы с правовыми актами |
ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры |
Место дисциплины 1Б.В.ОД "Антикоррупционная политика России" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности", "Конституционное право", "Политология".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 90 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
7 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 80 | 80 | 80 |
Лекции (Лек) | 48 | 48 | 48 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
10 | 10 | 10 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 90 | 90 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 90 | 90 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 216 | 90 | 216 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 6 | 6 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 23 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
10 | 11 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 14 | 14 | 8 | 6 |
Лекции (Лек) | 8 | 8 | 8 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 6 | 6 | 6 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
9 | 9 | 4 | 5 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 102 | 96 | 6 | |
Контрольная работа (К) | 6 | 6 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 96 | 96 | ||
Контроль, всего и в т.ч. | 91 | 91 | ||
Экзамен (Экз) | 91 | 91 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 216 | 23 | 108 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 6 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции. Виды коррупции. | ПК-20 |
2 | Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики. | ПК-21 |
3 | Сущность и структура антикоррупционной политики. | ПК-20 |
4 | Формирование антикоррупционного сознания как основа антикоррупционной политики. | ПК-21 |
5 | Институты политической системы в противодействии коррупции. Парламентские расследования. | ПК-18, ПК-20 |
6 | Актуальные проблемы обеспечения системы финансового контроля в России. | ПК-21 |
7 | Роль гражданского контроля в противодействии коррупции | ПК-18 |
8 | Мировой опыт борьбы с коррупцией в других государствах. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции. | ПК-20 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 8 | 4 | 11 | |
2 | 6 | 4 | 11 | |
3 | 6 | 4 | 12 | |
4 | 4 | 4 | 12 | |
5 | 8 | 4 | 11 | |
6 | 4 | 4 | 11 | |
7 | 6 | 4 | 11 | |
8 | 6 | 4 | 11 | |
Итого | 48 | 32 | 90 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 4 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 6 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 96 | |
2 | 2 | 2 | ||
3 | 2 | |||
4 | 2 | 2 | ||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
Итого | 8 | 6 | 96 | |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 6 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Коррупция как социально-политическое явление: 1) Отличие коррупции от обычных и экономических преступлений. Функциональное (М. Вебер, Г. Мюрдаль, Р. Теобальд) и институциональное (С. Хантингтон, Я. Тарковски) понимание коррупции. 2) Бихевиористская, неоклассическая и приципал-агентская модели понимания коррупции. | 2 |
Политический, экономический и правовой аспекты коррупции: 1) Коррупция как латентно выстроенная система социального управления. 2) Виды коррупции: деловая коррупция (административная коррупция, «захват государства», «захват бизнеса»), бытовая коррупция. 3) Причины роста коррупционных проявлений. 4) Уровни коррупции (межличностный, получение отдельными структурами частного сектора привилегированного доступа к государственным ресурсам или государственным услугам, рентоискательское поведение самого бюрократического аппарата). | 2 | |
Признаки коррупции: 1) Особая форма противоправной аморальной деятельности, наличие определённых коррупционных отношений, сознательное подчинение публичных интересов интересам частным, нанесение ущерба авторитету власти, присутствие взаимных обязательств между принимающим государственное решение и тем, кому оно выгодно, латентность (закрытость, секретность) отношений, сложившийся сленг (лексика). | 2 | |
Взаимосвязь коррупции с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. | 2 | |
2 | Проблемы измерения коррупции: 1) Основные международные и российские институты, занятые исследованием оценки коррупции. | 2 |
Межстрановые методики измерения уровня коррупции: 1) Индекс восприятия коррупции (ИВК), барометр мировой коррупции, индекс взяткодателей, индекс «Контроль за коррупцией», индекс непрозрачности государственного сектора. | 2 | |
Национальные методики измерения уровня коррупции: 1) Индекс региональной коррупции в России, «оценка уровня коррупции», «понимание коррупции», «установка на коррупцию», «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в коррупцию». | 2 | |
3 | Определение антикоррупционной политики: 1) Субъекты и объекты антикоррупционной политики. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики. | 2 |
Основные особенности антикоррупционной политики в современной России. | 2 | |
Отличительные признаки антикоррупционной политики, борьбы с коррупцией и коррупционерами: Параметры отличия: а) сфера деятельности; б) субъект и объект; в) цель; г) методы. | 2 | |
4 | Необходимость формирования антикоррупционного сознания: 1) Типы политических культур. Влияние политической культуры на «культуру правления». 2) Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России. | 2 |
Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания: 1) Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания. | 2 | |
5 | Политические партии в борьбе с коррупцией: 1) Свободные выборы как основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. 2) Проблема административного ресурса для общественного развития. | 2 |
Антикоррупционная деятельность общественных организаций. | 2 | |
Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов: 1) Национальный антикоррупционный комитет и другие органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. | 2 | |
Парламентские расследования и парламентский контроль: 1) Условия эффективности проведения парламентского контроля. Значение парламентских расследований в сфере противодействия коррупции. | 2 | |
6 | Противоречия и проблемы в системе финансового контроля в России: 1) Отсутствие систематизации и большое количество проверяющих органов. 2) Необходимость разграничения внутреннего, внутриведомственного и внешнего независимого финансового контроля. 3) Борьба с нецелевым расходованием бюджетных средств. | 2 |
Контроль за исполнением федерального бюджета по доходам: 1) Субъекты финансового контроля в России: Счётная палата, МВД, ФСБ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов). 2) Порядок формирования Счётной палаты РФ. 3) Три направления Счётной палаты, раскрывающие её роль в противодействии коррупции (контрольные мероприятия, помощь в создании внутриведомственного финансового контроля, экспертиза правовых актов). | 2 | |
7 | Сущность гражданского контроля: 1) Развитие гражданского контроля как основа демократизации и модернизации современного общества. | 2 |
Механизмы гражданского контроля в сфере противодействия коррупци: 1) Обеспечение беспрепятственного доступа граждан к исполнительно-распорядительным документам органов власти, контроль за ходом государственных конкурсов, развитие системы общественной экспертизы законопроектов и подзаконных актов, образование и развитие экспертных сообществ в области противодействия коррупции, образование общественно-экспертных советов при органах госвласти, стимулирование системы общественного мониторинга в сфере противодействия коррупции. | 2 | |
Роль средств массовой информации в установлении общественного контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата: 1) Необходимость информационной открытости и прозрачности в деятельности органов государственной власти. Опубликование официальной информации, информации о текущей деятельности госорганов. Доступ СМИ к материалам и документам госорганов и органов местного самоуправления. 2) Создание «электронного правительства». Обеспечение доступа к информации и получение государственных услуг на основе технологий сети Интернет. | 2 | |
8 | Принципы и направления международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции: 1) Лимская декларация. Участие России в работе Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) и Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). | 2 |
Зарубежный опыт организации государственного аудита: а) вестминстерская модель; б) коллегиальная модель; в) особенности государственного аудита в Российской Федерации. | 2 | |
Лимская декларация: основные принципы осуществления финансового контроля: а) базовые принципы деятельности контролирующего органа; б) виды финансового контроля; в) права высшего контрольного органа, его подотчетность. | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 10 | ||
1 | Коррупция как социально-политическое явление: 1) Отличие коррупции от обычных и экономических преступлений. Функциональное (М. Вебер, Г. Мюрдаль, Р. Теобальд) и институциональное (С. Хантингтон, Я. Тарковски) понимание коррупции. 2) Бихевиористская, неоклассическая и приципал-агентская модели понимания коррупции. | 2 |
2 | Проблемы измерения коррупции: 1) Основные международные и российские институты, занятые исследованием оценки коррупции. | 2 |
3 | Определение антикоррупционной политики: 1) Субъекты и объекты антикоррупционной политики. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики. | 2 |
4 | Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания: 1) Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Не предусмотрено.
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Причины и формы проявления коррупции | 2 |
Понятие и сущность коррупции как социально-правового явления. | 2 | |
2 | Социологический анализ коррупции. | 2 |
Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики. | 2 | |
3 | Социально – экономические последствия коррупции в органах власти и управления | 2 |
Политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления | 2 | |
4 | Основные напрвления антикоррупционной политики в России | 2 |
Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России. | 2 | |
5 | Антикоррупционная экспертиза как средство противодействия коррупции в Российской Федерации | 2 |
Проблемы методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации | 2 | |
6 | Правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы | 2 |
Конфликт интересов и его урегулирование | 2 | |
7 | Механизм гражданского контроля | 2 |
Практика противодействия коррупции в современных условиях | 2 | |
8 | Международное сотрудничество РФ в области противодействия коррупции | 2 |
Опыт Европейских стран в системе противодействия коррупции в органах публичной власти | 2 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | Причины и формы проявления коррупции | 2 |
2 | Социологический анализ коррупции. | 2 |
4 | Основные напрвления антикоррупционной политики в России | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы;региональные и отраслевые тенденции. | 11 |
2 | Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты. | 11 |
3 | Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. | 12 |
4 | Коррупция: от общественного осуждения к общественному противодействию. | 12 |
5 | Правовая экспертиза российского законодательства: вопросы теории и практики. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов. | 11 |
6 | Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Взаимодействие государства и бизнеса в разработке и реализации антикоррупционной политики Российской Федерации. | 11 |
7 | Коррупция: от общественного осуждения к общественному противодействию. | 11 |
8 | Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Коррупция в России: муниципальные, региональные, федеральные и международные аспекты. | 11 |
Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы;региональные и отраслевые тенденции. | 96 |
Политический, экономический и правовой аспекты коррупции: 1) Коррупция как латентно выстроенная система социального управления. 2) Виды коррупции: деловая коррупция (административная коррупция, «захват государства», «захват бизнеса»), бытовая коррупция. 3) Причины роста коррупционных проявлений. 4) Уровни коррупции (межличностный, получение отдельными структурами частного сектора привилегированного доступа к государственным ресурсам или государственным услугам, рентоискательское поведение самого бюрократического аппарата). | ||
Признаки коррупции: 1) Особая форма противоправной аморальной деятельности, наличие определённых коррупционных отношений, сознательное подчинение публичных интересов интересам частным, нанесение ущерба авторитету власти, присутствие взаимных обязательств между принимающим государственное решение и тем, кому оно выгодно, латентность (закрытость, секретность) отношений, сложившийся сленг (лексика). | ||
Взаимосвязь коррупции с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков | ||
Понятие и сущность коррупции как социально-правового явления. | ||
2 | Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты. | |
Межстрановые методики измерения уровня коррупции: 1) Индекс восприятия коррупции (ИВК), барометр мировой коррупции, индекс взяткодателей, индекс «Контроль за коррупцией», индекс непрозрачности государственного сектора. | ||
Национальные методики измерения уровня коррупции: 1) Индекс региональной коррупции в России, «оценка уровня коррупции», «понимание коррупции», «установка на коррупцию», «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в коррупцию». | ||
Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики. | ||
3 | Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. | |
Основные особенности антикоррупционной политики в современной России | ||
Отличительные признаки антикоррупционной политики, борьбы с коррупцией и коррупционерами: Параметры отличия: а) сфера деятельности; б) субъект и объект; в) цель; г) методы | ||
Социально – экономические последствия коррупции в органах власти и управления | ||
Политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления | ||
4 | Коррупция: от общественного осуждения к общественному противодействию. | |
Необходимость формирования антикоррупционного сознания: 1) Типы политических культур. Влияние политической культуры на «культуру правления». 2) Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России. | ||
Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России. | ||
5 | Правовая экспертиза российского законодательства: вопросы теории и практики. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов. | |
Политические партии в борьбе с коррупцией: 1) Свободные выборы как основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. 2) Проблема административного ресурса для общественного развития | ||
Антикоррупционная деятельность общественных организаций | ||
Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов: 1) Национальный антикоррупционный комитет и другие органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. | ||
Парламентские расследования и парламентский контроль: 1) Условия эффективности проведения парламентского контроля. Значение парламентских расследований в сфере противодействия коррупции. | ||
Антикоррупционная экспертиза как средство противодействия коррупции в Российской Федерации | ||
Проблемы методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации | ||
6 | Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Взаимодействие государства и бизнеса в разработке и реализации антикоррупционной политики Российской Федерации. | |
Противоречия и проблемы в системе финансового контроля в России: 1) Отсутствие систематизации и большое количество проверяющих органов. 2) Необходимость разграничения внутреннего, внутриведомственного и внешнего независимого финансового контроля. 3) Борьба с нецелевым расходованием бюджетных средств. | ||
Контроль за исполнением федерального бюджета по доходам: 1) Субъекты финансового контроля в России: Счётная палата, МВД, ФСБ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов). 2) Порядок формирования Счётной палаты РФ. 3) Три направления Счётной палаты, раскрывающие её роль в противодействии коррупции (контрольные мероприятия, помощь в создании внутриведомственного финансового контроля, экспертиза правовых актов). | ||
Правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы | ||
Конфликт интересов и его урегулирование | ||
7 | Коррупция: от общественного осуждения к общественному противодействию. | |
Сущность гражданского контроля: 1) Развитие гражданского контроля как основа демократизации и модернизации современного общества. | ||
Механизмы гражданского контроля в сфере противодействия коррупци: 1) Обеспечение беспрепятственного доступа граждан к исполнительно-распорядительным документам органов власти, контроль за ходом государственных конкурсов, развитие системы общественной экспертизы законопроектов и подзаконных актов, образование и развитие экспертных сообществ в области противодействия коррупции, образование общественно-экспертных советов при органах госвласти, стимулирование системы общественного мониторинга в сфере противодействия коррупции. | ||
Роль средств массовой информации в установлении общественного контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата: 1) Необходимость информационной открытости и прозрачности в деятельности органов государственной власти. Опубликование официальной информации, информации о текущей деятельности госорганов. Доступ СМИ к материалам и документам госорганов и органов местного самоуправления. 2) Создание «электронного правительства». Обеспечение доступа к информации и получение государственных услуг на основе технологий сети Интернет. | ||
Механизм гражданского контроля | ||
Практика противодействия коррупции в современных условиях | ||
8 | Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Коррупция в России: муниципальные, региональные, федеральные и международные аспекты. | |
Принципы и направления международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции: 1) Лимская декларация. Участие России в работе Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) и Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). | ||
Зарубежный опыт организации государственного аудита: а) вестминстерская модель; б) коллегиальная модель; в) особенности государственного аудита в Российской Федерации. | ||
Лимская декларация: основные принципы осуществления финансового контроля: а) базовые принципы деятельности контролирующего органа; б) виды финансового контроля; в) права высшего контрольного органа, его подотчетность. | ||
Международное сотрудничество РФ в области противодействия коррупции | ||
Опыт Европейских стран в системе противодействия коррупции в органах публичной власти |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Усатая Н.Н. Антикоррупционная политика России: учебно-методическое пособие / Н.Н. Усатая, Ю.А. Усатая; под ред. Н.В. Мишиной; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 40 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
7 | |
ПК-18 | + |
ПК-20 | + |
ПК-21 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-18 | 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-20 | 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ПК-21 | 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
1) Коррупция как социально-политическое явление. 2) Политический, экономический и правовой аспекты коррупции. 3) История развития коррупции в России. 4) Антикоррупционная политика как направление правовой политики российского государства. 5) Нормативно-правовое обеспечение борьбы с коррупцией в РФ. 6) Признаки и уровни развития коррупции. 7) Сравнительно-правовой анализ коррупции в России и зарубежных странах. 8) Национальные методики измерения уровня коррупции. 9) Субъекты и объекты антикоррупционной политики. 10) Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. 11) Основные особенности антикоррупционной политики в современной России. 12) Проблемы формирования антикоррупционного сознания. 13) Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России. 14) Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания. 15) Правовой мониторинг нормативных правовых актов в системе антикоррупционной политики РФ. 16) Антикоррупционная экспертиза как основное направление деятельности в борьбе с коррупцией. 17) Направления работы Счётной палаты, раскрывающие её роль в противодействии коррупции. 18) Сущность гражданского контроля в системе противодействия коррупции. 19) Механизмы гражданского контроля в сфере противодействия коррупции. 20) Роль СМИ в установлении общественного контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата. 21) Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. 22) Субъекты антикоррупционной экспертизы и их правовой статус. 23) Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры РФ. 24) Принципы и направления международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 7
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Коррупция как социально-политическое явление. Отличие коррупции от обычных и экономических преступлений.
2) Функциональное (М. Вебер, Г. Мюрдаль, Р. Теобальд) и институциональное (С. Хантингтон, Я. Тарковски) понимание коррупции.
3) Бихевиористская модель понимания коррупции.
4) Неоклассическая модель понимания коррупции.
5) Приципал-агентская модель понимания коррупции.
6) Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.
7) Коррупция как латентно выстроенная система социального управления.
8) Причины роста коррупционных проявлений.
9) Уровни развития коррупции.
10) Признаки коррупции.
11) Взаимосвязь коррупции с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
12) Проблемы измерения коррупции. Основные международные и российские институты, занятые исследованием оценки коррупции.
13) Межстрановые методики измерения уровня коррупции: индекс восприятия коррупции (ИВК), барометр мировой коррупции, индекс взяткодателей, индекс «Контроль за коррупцией», индекс непрозрачности государственного сектора.
14) Национальные методики измерения уровня коррупции: индекс региональной коррупции в России, «оценка уровня коррупции», «понимание коррупции», «установка на коррупцию», «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в коррупцию.
15) Определение антикоррупционной политики. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.
16) Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.
17) Основные особенности антикоррупционной политики в современной России.
18) Необходимость формирования антикоррупционного сознания.
19) Типы политических культур. Влияние политической культуры на «культуру правления».
20) Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России.
21) Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания.
22) Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.
23) Политические партии в борьбе с коррупцией.
24) Свободные выборы как основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Проблема административного ресурса для общественного развития.
25) Антикоррупционная деятельность общественных организаций. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.
26) Значение парламентского контроля и парламентских расследований в сфере противодействия коррупции.
27) Противоречия и проблемы в системе финансового контроля в России.
28) Субъекты финансового контроля в России: Направления работы Счётной палаты, раскрывающие её роль в противодействии коррупции.
29) Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского контроля как основа демократизации и модернизации современного общества.
30) Механизмы гражданского контроля в сфере противодействия коррупции.
31. Роль средств массовой информации в установлении общественного контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата.
32. Принципы и направления международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции.
33. Участие России в работе высших органов европейского и международного финансового контроля.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Определять социально-правовую сущность и признаки коррупции.
2) Анализировать основные доктринальные документы в сфере противодействия коррупции.
3) Определять меры информационно-психологического воздействия на социум в целях формирования антикоррупционного сознания населения.
4) Анализировать механизмы и последствия воздействия информации и коммуникации на политические процессы в современном социуме в интересах антикоррупционной политики.
5) Анализировать политические и общественные процессы в регионах роста коррупционных проявлений, выявлять причины и условия существования коррупции.
6) Ориентироваться в современной государственной, региональной и международной системе противодействия коррупции.
6) Анализировать ценности и цели антикоррупционной политики.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Владения понятийно-категориальным аппаратом и основными методами политической науки в рамках изученного курса и анализа актуальных проблем антикоррупционной политики.
2)Владения методикой анализа механизмов и форм участия институтов гражданского общества в целях эффективного противодействия коррупционным проявлениям.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
2 | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1Б.В.ОД.14 Антикоррупционная политика России |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-18 | 7 | 5, 7 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
5, 7 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
5, 7 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-20 | 7 | 1, 3, 5, 8 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 3, 5, 8 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 3, 5, 8 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-21 | 7 | 2, 4, 6 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 4, 6 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 4, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Противодействие коррупции : учебник и практикум для вузов / И. В. Левакин, Е. В. Охотский, И. Е. Охотский, М. В. Шедий ; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06725-5. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Правовые основы противодействия коррупции : учебник и практикум для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов ; под общей редакцией А. И. Землина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09254-7. — Текст : электронны | ЭБС Юрайт |
2 | Амиантова, И. С. Противодействие коррупции : учебное пособие для вузов / И. С. Амиантова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13238-0. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Усатая Н.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Антикоррупционная политика России". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Усатая Н.Н. Антикоррупционная политика России: учебно-методическое пособие / Н.Н. Усатая, Ю.А. Усатая; под ред. Н.В. Мишиной; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 40 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 51716.