РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Философия и история Отечества" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.О "История транспорта России" |
||
по Учебному плану |
||
подготовки специалистов по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Профильная направленность |
||
Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++ |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель д.и.н., проф. Харченко Любовь Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "История транспорта России" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".
к.и.н., доц. Шалак Максим Евгеньевич, Доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения, ЮФУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_История т Р_С_23.05.06_во_2_ФИО_п47154_53486.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "История транспорта России".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.
Целью дисциплины "История транспорта России" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Философия";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения |
УК-5 - Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия | |
Знает: основные этапы исторического развития общества Умеет: анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия Имеет навыки: анализа разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия |
Индикатор: УК-5.1 - Демонстрирует знания основных этапов исторического развития общества |
Знает: роль культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия Умеет: анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия Имеет навыки: анализа роли культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия |
Индикатор: УК-5.2 - Анализирует и учитывает роль культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия |
Место дисциплины 1Б.О "История транспорта России" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История (история России, всеобщая история)".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 2 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 16 | 16 | 16 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | |||
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 47 | 47 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 47 | 47 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 72 | 16 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 2 | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 6 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
2 | 3 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 6 | 6 | 4 | 2 |
Лекции (Лек) | 6 | 6 | 4 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | ||||
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 62 | 32 | 30 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 50 | 32 | 18 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 72 | 6 | 36 | 36 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 2 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Роль транспорта в жизни общества | УК-5 |
2 | Транспорт Древней и Средневековой Руси (IX-XVIIв.) | УК-5 |
3 | Транспорт России в Новое время (XVIII- XIX в.) | УК-5 |
4 | Транспорт России на рубеже XIX-XX в. | УК-5 |
5 | Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в. | УК-5 |
6 | Транспорт СССР во 2-й пол. XX в. | УК-5 |
7 | Транспорт современной России (рубеж XX- XXI в.) | УК-5 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 6 | ||
2 | 2 | 6 | ||
3 | 2 | 6 | ||
4 | 2 | 6 | ||
5 | 4 | 8 | ||
6 | 2 | 8 | ||
7 | 2 | 7 | ||
Итого | 16 | 47 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 50 | ||
2 | 2 | |||
3 | ||||
4 | ||||
5 | 2 | |||
6 | ||||
7 | ||||
Итого | 6 | 50 | ||
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Предмет и функции курса «История транспорта России» и его место в системе исторических дисциплин: Предмет и функции курса «История транспорта России» и его место в системе исторических дисциплин. | 2 |
2 | Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.) и Московского государства (XV-XVII вв.): Основные виды транспорта Древней Руси и Московского государства (XV-XVII вв.).. Торговые пути и древние порты восточных славян. | 2 |
3 | Пути сообщения в России в XVIII и XIX вв: Пути сообщения в России в XVIII и XIX вв. | 2 |
4 | Роль железнодорожного транспорта в развитии российской экономики на рубеже XIX-XX в: Интенсивное железнодорожное строительство в России на рубеже XIX-XX вв., новые подходы к эксплуатации железных дорог. С.Ю. Витте и его роль в развитии железнодорожного транспорта. | 2 |
5 | Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в: Революции 1905 г., февральская и октябрьская 1917 г., Первая мировая и гражданская войны. Создание новой системы управления транспортом советского государства. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) и первые наркомы. Роль советской власти в восстановлении и развитии транспортной отрасли России. План ГОЭЛРО. Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в. | 2 |
Транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны: Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.). Транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. | 2 | |
6 | Транспорт СССР во 2-й пол. XX в: Задачи и основные этапы восстановления транспорта в 1946-1955 гг. | 2 |
7 | Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.): Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.). | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 2 | ||
1 | Предмет и функции курса «История транспорта России» и его место в системе исторических дисциплин: Предмет и функции курса «История транспорта России» и его место в системе исторических дисциплин. | 2 |
2 | Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.) и Московского государства (XV-XVII вв.): Основные виды транспорта Древней Руси и Московского государства (XV-XVII вв.).. Торговые пути и древние порты восточных славян. | 2 |
Заезд № 3 | ||
5 | Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в: Революции 1905 г., февральская и октябрьская 1917 г., Первая мировая и гражданская войны. Создание новой системы управления транспортом советского государства. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) и первые наркомы. Роль советской власти в восстановлении и развитии транспортной отрасли России. План ГОЭЛРО. Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Не предусмотрено.
Не предусмотрено.
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | 1.2. Исторические аспекты развития транспорта (транспорт древних цивилизаций, транспорт в средние века). Роль водного и сухопутного транспорта в развитии древних государств. Новые возможности в развитии транспорта в средние века. 1.3. Создание первой паровой машины и роль данного изобретения в развитии транспорта. Возникновение железнодорожного транспорта и его значение для развития путей сообщения. | 6 |
2 | 2.1. Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.). основные виды транспорта Древней Руси. Торговые пути и древние порты восточных славян. 2.2. Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (XV-XVII вв.). | 6 |
3 | 3.1. Пути сообщения в России в XVIII в. 3.2. Транспорт России в дореформенную эпоху (1-я пол. XIX в.). Развитие водного транспорта и строительство первых пароходов в России. Развитие сети сухопутных дорог. Создание общегосударственных органов управления путями сообщения. Департамент водяных коммуникаций. Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения. Начало подготовки инженеров путей сообщения (1809). Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России и начало железнодорожного строительства. Возведение и ввод в эксплуатацию Царскосельской (1837) и Петербурго-Московской железных дорог (1842-1851) и их роль в развитии путей сообщения в России. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие путей сообщения. 3.3. Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в. Сухопутные и водные пути сообщения в середине и второй половине XIX в. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) как катализатор железнодорожного строительства. 3.4. Государственная политика в области развития транспортной отрасли. Начало создания первой сети железных дорог в России (1857). Начало железнодорожного строительства в регионах России (Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Донбасс, Криворожье). | 6 |
4 | 4.2. Транссибирская железнодорожная магистраль: основные этапы и особенности ее возведения. Значение Транссибирской магистрали для развития государства. 4.3. Автомобильный и авиационный транспорт на рубеже XIX-XX вв. Начало развития отечественного автомобилестроения и авиастроения на рубеже XIX-XX вв. и сферы их применения. 4.4. Развитие водных видов транспорта. Появление новых типов судов. Начало производства теплоходов 4.5. Развитие науки и образования Вклад российских ученых и инженеров в развитее транспортной отрасли. Развитие транспортного образования. | 6 |
5 | 5.2. Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта. Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.). 5.3. Роль транспорта в индуствриальном развитии страны в годы предвоенных пятилеток. Развитие речного и морского транспорта. Создание отечественной авиационной и автомобильной промышленности. 5.5. Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Развитие железнодорожного транспорта в предвоенный период: строительство новых и реконструкция старых железных дорог, станций и узлов, обновление подвижного состава, укрепление ремонтной базы. Перестройка железнодорожного транспорта на военный лад и его роль в эвакуации промышленных предприятий на восток. Железнодорожники тыла – фронту. Железнодорожники и железнодорожный транспорт в событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн. Водный, авиационный и автомобильный транспорт в годы войны. 5.6. Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу. | 8 |
6 | 6.1. Восстановление и развитие транспортной системы СССР в послевоенный период (1946-1955). Задачи и основные этапы восстановления транспорта в 1946-1955 гг. Восстановление и развитие речного и морского транспорта. Обновление и пополнение флота новыми судами, интенсификация перевозок. 6.4. Воздушный транспорт Восстановление гражданского воздушного флота, обновление и развитие авиационного парка. 6.5. Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт в восстановлении экономики в послевоенный период, строительство новых дорог и автомобильных заводов в 1960-1980-е гг. 6.6. Роль отечественной науки в развитии транспорта. Крупнейшие ученые транспортной отрасли и научные достижения. | 8 |
7 | 7.1. Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.). 7.2. Транспортная система России в условиях рыночных реформ (1990-2000-е гг.). Изменение законодательной транспортной отрасли. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (июль 1995 г.). Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в XXI в. Акционирование железных дорог. 7.3. Основные вопросы развития воздушного, водного и автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики. | 7 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | 1.2. Исторические аспекты развития транспорта (транспорт древних цивилизаций, транспорт в средние века). Роль водного и сухопутного транспорта в развитии древних государств. Новые возможности в развитии транспорта в средние века. 1.3. Создание первой паровой машины и роль данного изобретения в развитии транспорта. Возникновение железнодорожного транспорта и его значение для развития путей сообщения. | 50 |
2 | 2.1. Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.). основные виды транспорта Древней Руси. Торговые пути и древние порты восточных славян. 2.2. Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (XV-XVII вв.). | |
3 | 3.1. Пути сообщения в России в XVIII в. 3.2. Транспорт России в дореформенную эпоху (1-я пол. XIX в.). Развитие водного транспорта и строительство первых пароходов в России. Развитие сети сухопутных дорог. Создание общегосударственных органов управления путями сообщения. Департамент водяных коммуникаций. Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения. Начало подготовки инженеров путей сообщения (1809). Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России и начало железнодорожного строительства. Возведение и ввод в эксплуатацию Царскосельской (1837) и Петербурго-Московской железных дорог (1842-1851) и их роль в развитии путей сообщения в России. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие путей сообщения. 3.3. Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в. Сухопутные и водные пути сообщения в середине и второй половине XIX в. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) как катализатор железнодорожного строительства. 3.4. Государственная политика в области развития транспортной отрасли. Начало создания первой сети железных дорог в России (1857). Начало железнодорожного строительства в регионах России (Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Донбасс, Криворожье). | |
Пути сообщения в России в XVIII и XIX вв: Пути сообщения в России в XVIII и XIX вв. | ||
4 | 4.2. Транссибирская железнодорожная магистраль: основные этапы и особенности ее возведения. Значение Транссибирской магистрали для развития государства. 4.3. Автомобильный и авиационный транспорт на рубеже XIX-XX вв. Начало развития отечественного автомобилестроения и авиастроения на рубеже XIX-XX вв. и сферы их применения. 4.4. Развитие водных видов транспорта. Появление новых типов судов. Начало производства теплоходов 4.5. Развитие науки и образования Вклад российских ученых и инженеров в развитее транспортной отрасли. Развитие транспортного образования. | |
Роль железнодорожного транспорта в развитии российской экономики на рубеже XIX-XX в: Интенсивное железнодорожное строительство в России на рубеже XIX-XX вв., новые подходы к эксплуатации железных дорог. С.Ю. Витте и его роль в развитии железнодорожного транспорта. | ||
5 | 5.2. Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта. Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.). 5.3. Роль транспорта в индуствриальном развитии страны в годы предвоенных пятилеток. Развитие речного и морского транспорта. Создание отечественной авиационной и автомобильной промышленности. 5.5. Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Развитие железнодорожного транспорта в предвоенный период: строительство новых и реконструкция старых железных дорог, станций и узлов, обновление подвижного состава, укрепление ремонтной базы. Перестройка железнодорожного транспорта на военный лад и его роль в эвакуации промышленных предприятий на восток. Железнодорожники тыла – фронту. Железнодорожники и железнодорожный транспорт в событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн. Водный, авиационный и автомобильный транспорт в годы войны. 5.6. Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу. | |
Транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны: Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.). Транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны | ||
6 | 6.1. Восстановление и развитие транспортной системы СССР в послевоенный период (1946-1955). Задачи и основные этапы восстановления транспорта в 1946-1955 гг. Восстановление и развитие речного и морского транспорта. Обновление и пополнение флота новыми судами, интенсификация перевозок. 6.4. Воздушный транспорт Восстановление гражданского воздушного флота, обновление и развитие авиационного парка. 6.5. Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт в восстановлении экономики в послевоенный период, строительство новых дорог и автомобильных заводов в 1960-1980-е гг. 6.6. Роль отечественной науки в развитии транспорта. Крупнейшие ученые транспортной отрасли и научные достижения. | |
Транспорт СССР во 2-й пол. XX в: Задачи и основные этапы восстановления транспорта в 1946-1955 гг. | ||
7 | 7.1. Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.). 7.2. Транспортная система России в условиях рыночных реформ (1990-2000-е гг.). Изменение законодательной транспортной отрасли. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (июль 1995 г.). Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в XXI в. Акционирование железных дорог. 7.3. Основные вопросы развития воздушного, водного и автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики. | |
Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.): Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.). |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
2 | |
УК-5 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
УК-5 | 2 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 2
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Предмет и функции курса «История транспорта России» и его место в системе исторических дисциплин.
2) Транспорт древних цивилизаций как предыстория транспортного развития.
3) Водный и сухопутный транспорт Древней Руси.
4) Водный и сухопутный транспорт Московского государства.
5) Развитие путей сообщения в России в XVIII в.
6) Открытия, ставшие базовыми для развития железнодорожного транспорта.
7) Начало железнодорожного строительства в России: Царскосельская и Петербурго-Московская железные дороги.
8) Создание общегосударственных органов управления путями сообщения в России.
9) Подготовка специалистов для транспортной отрасли России.
10) Железнодорожное строительство в регионах России. Северо-Кавказские железные дороги.
11) С.Ю. Витте и его роль в железнодорожном строительстве.
12) Транссибирская железнодорожная магистраль и ее историческое значение.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Охарактеризовать развитие железных дорог России на рубеже XIX-XX вв.
2) Проанализировать основные итоги транспортного развития Российской империи к февралю 1917 г.
3) Охарактеризовать деятельность крупнейших ученых и инженеров П.П. Мельникова, Н.А. Белелюбского и др. и их вклад в развитие железнодорожного транспорта.
4) Рассмотреть основные мероприятия советской власти по созданию транспортной системы государства.
5) Рассмотреть вопросы создания новой системы управления транспортом. Наркомат путей сообщения (НКПС).
6) Охарактеризовать восстановление и развитие отечественной транспортной системы в 1920-е-1930-е гг.
7) Проанализировать роль транспорта в осуществлении плана индустриализации страны.
8) Рассмотреть развитие железнодорожного транспорта в 1920-е-1930-е гг.
9) Рассмотреть развитие речного и морского транспорта в 1920-е-1930-е гг.
10) Охарактеризовать основные этапы создания отечественной авиационной и автомобильной промышленности в 1920-е-1930-е гг.
11) Рассмотреть государственную политику по формированию системы транспортных учебных заведений.
12) Проанализировать состояние транспортная система советского государства накануне Великой Отечественной войны.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Охарактеризуйте основные вопросы функционирования железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.
2) Охарактеризуйте основные этапы деятельности по восстановлению и развитию транспортной системы СССР в послевоенный период (1946-1955).
3) Охарактеризуйте основные направления развития железнодорожного транспорта в 1956-1965.
4) Проанализируйте Генеральный план электрификации железных дорог и основные.
5) Рассмотрите деятельность по восстановлению и развитию речного и морского транспорта в послевоенный период.
6) Рассмотрите деятельность по развитию воздушного транспорта в послевоенный период. Обновление авиационного парка.
7) Охарактеризуйте развитие автомобильного транспорта: активное участие в восстановлении экономики в послевоенный период.
8) Проанализируйте развитие железнодорожного транспорта в 1960-е-1980-е гг.
9) Рассмотрите вклад крупнейших ученых и их научные достижения в развитии транспортной отрасли в 1960-е-1980-е гг.
10) Охарактеризуйте транспортную систему СССР в условиях перехода к рыночным отношениям.
11) Охарактеризуйте транспортную систему России в условиях рыночной реформы.
12) Проанализируйте основные положения Концепции Проанализируйте структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации в XXI в.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
УК-5 | 2 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Перечень учебной литературы для освоения дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Иванов, И. А. Дороги мира. История и современность / И. А. Иванов. — Москва : Инфра-Инженерия, 2017. — 282 c. — ISBN 978-5-9729-0151-7. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
2 | Вульфов, А. История железных дорог российской империи. Все-таки строить / А. Вульфов. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 744 c. — ISBN 978-5-386-08589-6. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
3 | Симакова, О. В. Железные дороги. Общий курс : учебное пособие / О. В. Симакова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. — 224 c. — ISBN 978-985-503-428-6. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Харченко Л.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История транспорта России". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Харченко Л.Н. История транспорта России: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2019. – 31 с. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 53486.