РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Дергачева Людмила Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимира Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Гидравлические и п с п с_С_23.05.03_во_6_БЖД _п53722_53723.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Высокоскоростной наземный транспорт".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Технология производства и ремонта подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-3 - Способен организовывать проектирование и последующие эксплуатацию и обслуживание подвижного состава, обосновывать структуру управления эксплуатацией подвижного состава

Знает: конструкции и основы расчета гидропневмоприводов; технологические процессы и оборудование предприятий по производству и ремонту подвижного состава; информационные технологии при эксплуатации и обслуживании электроподвижного состава; конструкцию, конструкционные материалы и основы технологии изготовления тяговых электрических машин локомотивов

Умеет: применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам подвижного состава; осуществлять диагностику технического состояния подвижного состава и его узлов при ремонте и движении поезда, а также надзор за их безопасной эксплуатацией; обосновывать структуру управления эксплуатацией подвижного состава и системы его технического обслуживания и ремонта; пользоваться современной аппаратурой, стендами и научным оборудованием для проведения испытаний и обработки результатов; пользоваться современными измерительными и технологическими инструментами; пользоваться справочной литературой по направлению своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: методами диагностики и анализа причин возникновения неисправностей и разработки проектов модернизации отдельных узлов в соответствии с требованиями по обслуживанию и ремонту таких узлов; методами расчета основных эксплуатационных характеристик наземных транспортно-технологических средств, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов) с использованием компьютерных технологий

Индикатор:
ПК-3.5 - Способен организовывать проектирование перспективного подвижного состава, разрабатывать кинематические схемы машин и механизмов, определять параметры приводов и передаточных механизмов, разрабатывать конструкторскую документацию с использованием компьютерных технологий

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Математическое моделирование систем и процессов", "Термодинамика и теплопередача".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 36 36 36
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 63   63
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 63   63
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Движение жидкости в напорных трубопроводах ПК-3
2 Объемный гидропривод ПК-3
3 Гидравлические системы подвижного состава ПК-3
4 Пневмопривод ПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2    
2 8 2   30
3 4 4   17
4 4 4   16
Итого 24 12   63
В т.ч. по интерактивным формам 12 10    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Гидравлические измерительные приборы: 1) Жидкость, как гидромеханическое понятие 2) Приборы для измерения уровня жидкости и давления; 3) Приборы для измерения расхода. 4) Уравнение Навье-Стокса. 2
Уравнение Д.Бернулли для жидкости и газа: 1) Физические свойства газовых рабочих сред; 2) Уравнение Д.Бернулли для жидкости и газа 3) Энергетическая и геометрическая интерпретации уравнения Бернулли, его практическое применение. 2
Подобие гидравлических потоков: 1) Теория подобия; 2) Критерии подобия. 3) Режимы течения жидкости. 2
Виды потерь напора: 1) Общая формула Дарси-Вейсбаха; 2) Формула Ж.Пуазейля. 3) Переходный режим течения; 4) Пограничный слой; 5) Шероховатость; 6) График Никурадзе. 7) Коэффициент местного сопротивления; 8) Общая формула Вейсбаха. 2
2 Общие сведения об объемном гидроприводе: 1) Принцип действия объемного гидропривода; 2) Основные элементы объемного гидропривода на схемах; 3) Условные обозначения элементов гидропривода; 4) Конструкция и принцип действия гидромашин; 5) Основные параметры объемных гидромашин; 6) Коэффициенты полезного действия объемных гидромашин 7) Фильтрация рабочих жидкостей (источники загрязнения рабочих жидкостей и способы их очистки). 2
Виды гидромашины и их конструкции (часть 1): 1) Принцип действия шестеренных гидромашин; 2) Конструкции шестеренных гидромашин; 3) Винтовые гидромашины. 2
Виды гидромашины и их конструкции (часть 2): 1) Радиально - поршневые гидромашины 2) Конструкция аксиально-поршневых гидромашин. 2
Гидравлическая аппаратура: 1) Гидроцилиндры 2) Гидравлическая аппаратура (предохранительные и переливные клапаны; редукционные и обратные клапаны; гидравлические распределители потока; гидравлические дроссели; дросселирующие гидравлические распределители). 2
3 Оборудавание гидравлических систем подвижного состава: 1) Гидравлические линии, их виды и соединения; 2) Баки для гидроприводов и их назначение; 3) Полезная вместимость баков 4) Газогидравлические аккумуляторы; 5) Виды и устройства гидравлических аккумуляторов давления. 2
Способы регулирования объемного гидропривода: 1) Особенности нерегулируемого гидропривода; 2) Принципиальные схемы гидроприводов 3) Гидропривод с объемным регулированием 4) Гидроприводы с постоянным и переменным давлением питания; 5) Статические характеристики гидропривода; 6) Регулировочная характеристика привода; 7) Гидропривод с дросселирующим распределителем. 2
4 Общие сведения о пневмоприводе: 1) Структура и основные особенности пневмопривода; 2) Основные виды пневмодвигателей. 2
Особенности рабочих процессов пневмопривода: 1) Пневмоаппаратура 2) Рабочий цикл компрессора; 3) Особенности рабочих процессов пневмоцилиндров; 4) Особенности рабочих процессов пневмомоторов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Определение потерь по длине трубопровода. Определение суммарных потерь напора в трубопроводе. 2
2 Составление и изучение схем работы гидропривода 2
3 Определение полезной вместимости гидробаков 2
Выбор диаметра трубопровода 2
4 Составление и изучение схем работы пневмопривода.Составление пневматических схем для выходного звена пневмодвигателей. 2
Составление циклограммы рабочего процесса типового пневмоцилиндра духстороннего действия. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
2 2.1. Общие сведения об объемном гидроприводе: 1) Принцип действия объемного гидропривода; 2) Основные элементы объемного гидропривода на схемах; 3) Условные обозначения элементов гидропривода . 2.2. Общие сведения об объемных гидромашинах: 1) Конструкция и принцип действия гидромашин; 2) Основные параметры объемных гидромашин; 3) Коэффициенты полезного действия объемных гидромашин. 2.3. Шестеренные и винтовые гидромашины: 1)Принцип действия шестеренных гидромашин; 2)Конструкции шестеренных гидромашин; 3)Винтовые гидромашины. 2.4. Радиально - поршневые гидромашины: 1) Принцип действия роторного радиально-поршневого насоса с внешним статором; 2) Суммарная мгновенная подача и крутящий момент; 3) Регулирование рабочего объема; 4) Высокомоментные радиально-поршневые гидромоторы. 30
3 Принципиальные схемы гидроприводов. Гидропривод с объемным регулированием. Гидроприводы с постоянным и переменным давлением питания; Статические характеристики гидропривода; Регулировочная характеристика привода; Гидропривод с дросселирующим распределителем. 17
4 Пневмоаппаратура. Рабочий цикл компрессора; Особенности рабочих процессов пневмоцилиндров; Особенности рабочих процессов пневмомоторов. 16

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

построение характеристики сети с последующим определением рабочей точки при работе насоса на сеть;

определение основных действительных параметров насоса при работе его на сеть;

построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками при параллельном их включении в заданную сеть с последующим определением рабочей точки, суммарного расхода, напора и т.д;

построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками при последовательном их включении в заданную сеть с последующим определением рабочей точки, суммарного расхода, напора и т.д;

графическая интерпретация сети при работе насоса на сеть;

составление и изучение схем работы гидропривода и пневмопривода.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Подобие гидравлических процессов.
2) Гидравлические потери по длине трубопровода.
3) Гидравлические потери при турбулентном режиме течения.
4) Местные гидравлические потери.
5) Общие сведения об объемном гидроприводе.
6) Конструкции и принцип действия гидромашин.
7) Винтовые гидромашины
8) Шестеренные и винтовые гидромашины.
8) Радиально-поршневые гидромашины.
9) Принцип действия роторного радиально-поршневого насоса
10) Аксиально-поршневые гидромашины.
11) Гидроцилиндры.
12) Принцип действия.
13) Элементы конструкций гидроцилиндров.
15) Гидравлическую аппаратуру.
16) Источники загрязнения рабочих жидкостей.
17) Способы очистки от загрязнений и конструкции фильтров.
18) Назначение и виды гидравлических передач.
19) Структуру и основные особенности пневмопривода.
20) Основные виды пневмодвигателей.
21) Физические свойства газовых рабочих сред.
22) Жидкость, как гидромеханическое понятие.
23) Приборы для измерения уровня жидкости и давления.
24) Приборы для измерения расхода.
25) Уравнение Навье-Стокса.
26) Уравнение Д.Бернулли для идеальной жидкости.
27) Уравнение Д.Бернулли для реального газа.
28) Уравнение Д.Бернулли для реальной жидкости.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Отличать клапаны по роду действия.
2) Читать гидравлические схемы с помощью стандартных условных обозначений.
3) Определять силы, действующие на закрытый и открытый клапаны.
4) Применять клапаны с сервоуправлением.
5) Определять потери напора по длине трубопровода при ламинарном режиме.
6) Составлять схемы работы гидравлического золотникового распределительного потока.
7) Определять действительную и осредненную скорости при турбулентном режиме.
8) Определять потери напора на прямом участке при турбулентном режиме (формула Дарси).
9) Определять зоны гидравлических сопротивлений.
10) Характеризовать виды местных сопротивлений.
11) Рассчитывать коэффициент местных сопротивлений (формула Вейсбаха).
15) Классификацировать трубы.
18) Классификацировать по принципу действия и области применения объемных насосов.
19) Читать схемы пневмопривода.
20) Управлять подводом воздуха к исполнительным элементам.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Монтажа фильтров в гидросистеме.

2) Эксплуатации гидравлических линий.

3) Параллельного соединения труб.

4) Прогнозирования гидравлического удара в трубах.

5) Борьбы с гидравлическим ударом.

6) Очистки от загрязнений рабочей жидкости в системе.

7) Использования трехпозиционных распределителей кранового типа.

8) Составления индикаторной диаграммы однопоршневого компрессора.

9) Определения характеристик насоса на практике.

10) Определения рабочей точни насосной сети.

11) Параллельного соединения насосов.

12) Последовательного соединения насосов.

13) Чтения механических характеристик.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-3 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гроховский, Д. В. Основы гидравлики и гидропривод : учебное пособие / Д. В. Гроховский. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Политехника, 2020. — 237 c. — ISBN 978-5-7325-1086-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева Л.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Объемный гидропривод [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, М. А. Коновалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 50 с. ЭБС РГУПС
3 Рудиков, Д.А. Гидрогазодинамика. Практикум : учебно-методическое пособие / Д.А. Рудиков, А.В. Коновалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 60 с.: ил. – Библиогр.: с. 59. ЭБС РГУПС
4 Гидравлические сети с насосной станцией [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, Л. В. Дергачева [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 42 с. ЭБС РГУПС
5 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам : учеб. пособие, Ч. II/ А. В. Коновалов, В. М. Гарин, В. Н. Баскаков [и др.]. ; ред. А. В. Коновалов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -65 с ЭБС РГУПС
6 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53723.