РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "История (история России, всеобщая история)"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Профильная направленность

Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Игошева Марина Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "История (история России, всеобщая история)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, професссор кафедры "Археология и история древнего мира", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_История ( Р в и_С_23.05.06_во_1_ФИО_п47276_53729.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История (история России, всеобщая история)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "История (история России, всеобщая история)" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "История транспорта России", "Философия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-5 - Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Знает: основные этапы исторического развития общества России и мира

Умеет: Демонстрировать знания об основных этапах исторического развития общества

Имеет навыки: анализа и сравнения данных об основных этапов исторического развития общества мира и России

Индикатор:
УК-5.1 - Демонстрирует знания основных этапов исторического развития общества

Знает: роль культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия

Умеет: Анализировать и учитывать роль культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия

Имеет навыки: выделения факторов культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия

Индикатор:
УК-5.2 - Анализирует и учитывает роль культурно-исторического наследия в процессе межкультурного взаимодействия

Место дисциплины 1Б.О "История (история России, всеобщая история)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и деловые коммуникации".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 44   44
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   68 55
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 111   68 43
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теория и методология исторической науки УК-5
2 Первобытная эпоха и древний мир. Античность УК-5
3 Средневековье. Европа в эпоху «Нового времени» УК-5
4 Новейшее время (XX в.) УК-5
5 Русь в эпоху средневековья (IX- XVII вв.) УК-5
6 Российская империя (XVIII- XIX вв.) УК-5
7 Россия, СССР в XX в.Становление новой российской государственности (конец XX – нач. XXI вв.) УК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6   6
2 4 4   6
3 4 4   6
4 4 4   6
5 4 4   6
6 4 4   6
7 8 6   8
Итого 32 32   44
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   111
2 2  
3 2  
4 2 2
5    
6    
7    
Итого 8 4   111
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сущность, формы и функции исторического знания. Проблемы историографии: 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук Объект и предмет истории. История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические науки. Междисциплинарные связи истории. 1.1.2. Методы и источники изучения истории Принципы и методы изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Функции исторического знания. 2
Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки: 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности Основные теории происхождения государственности: теологическая, психологическая, волюнтаристская, общественного договора, марксистская, органическая, гидравлическая, инцеста и др. 2
2 Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Древние империи Центральной Азии: 2.1.1. Догосударственный период как предыстория человеческого общества. Хронология и периодизация первобытности. Антропогенез. Теории происхождения человека. Происхождения языка и мышления. 2.1.2 Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Первое и второе общественное разделение труда. Появление неравенства. 2.1.3 Эволюция общественных отношений. Соседская община. Разложение первобытно-общинного строя. Переход от первобытности к цивилизации. Формирование институтов государства и права. 2.1.4 Древние империи Центральной Азии. Мидийское и Персидское (иранское) царства. Государство киммерийцев и скифов. 2.1.5 Культура первобытности. Первобытная религия: анимизм, тотемизм. Искусство. 2
Эпоха Античности: 2.2.1 Античный мир: понятие, общая характеристика, особенности, хронологические и географические рамки. 2.2.2. Древняя Греция. Основные периоды развития истории древней Греции. 2.2.3. Древний Рим. Древний Рим как величайшее государство Античности. Периодизация древнеримской истории. 2.2.4. Культурное наследие Античности. Античность как историко-культурный тип. Греко-римская мифология и картина мира. Античная литература и зрелищная культура. Архитектура и изобразительное искусство античности. 2
3 Средневековая европейская цивилизация: 3.1.1 Средневековье как этап всемирной истории и становления христианской цивилизации. Периодизация средневековой истории. 3.1.2 Раннее Средневековье (V - перв. пол. XVII в.). Генезис феодальных отношений во франкском государстве. Франкское королевство в эпоху Меровингов. Феодализм Франкского общества в VII – IX вв. Империя Карла Великого. Становление христианской цивилизации. Восточная Римская империя. 3.1.3 Высокое Средневековье. Возникновение и развитие средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов. Социально-экономическое развитие и становление сословно-представительной монархии в Западной Европе. 3.1.4 Позднее Средневековье (раннее Новое время): конец XV – первая половина XVII в. Великие географические открытия. Основные тенденции социально-экономического развития в XV – начале XVII в. Реформация и Контрреформация. Возникновение абсолютизма в Западной Европе. Международные отношения в XVI – начала XVII вв. 3.1.5 Культура средневековой Европы. «Каролингское возрождение». Период расцвета средневековой культуры. Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в. Этапы развития европейского гуманизма. 2
Европа в эпоху «Нового времени»: 3.2.1. Понятие «Новое время»: содержание и периодизация. Проблемы периодизации истории Нового времени. 3.2.2. Кризис «старого порядка» (середина XVII – середина XVIII в.). Английская революция XVII в. Просвещение – идеология эпохи «Нового времени». Великая французская революция, ее причины, хронологические рамки и основные этапы. Война за независимость и образование США. 3.2.3 Промышленный переворот и процесс создания индустриального общества в странах Европы и США в конце XVIII – последней трети XIX вв. Содержание эпохи промышленного переворота. Проблемы периодизации и хронологические рамки свершения промышленного переворота в странах Запада. 3.2.4 Противоречия мирового развития в последней трети XIX в – начале ХХ века. Восточный вопрос и проблемы колониальной экспансии. Конфликт на Балканах. Берлинский конгресс. Формирование блоков и начало борьбы за передел мира. 2
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в 1-й пол. XX в: 4.1.1. Особенности экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Германии. Международные отношения в накануне Первой мировой войны. 4.1.2. Мировые войны: причины, основные этапы и последствия. Первая мировая война: причины, основные этапы, последствия. Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в послевоенный период. Международный экономический кризис («Великая депрессия») и пути его преодоления. Зарождение фашизма. Мир накануне врой мировой воны. Вторая мировая война причины, основные этапы, последствия. Роль антигитлеровской коалиции в победе над фашистской Германией. Итоги Второй мировой войны. 4.1.3. Послевоенное устройство мира. Создание ООН. Формирование биполярного мира и блоковой системы. Возникновение и деятельность НАТО и ОВД. Крушение колониальной системы. 4.1.4. Мир в условиях «холодной войны». Происхождение термина «холодная война» и введение его в широкое употребление для характеристики международных отношений во 2-й пол. XX в. Основные этапы и «горячие» точки «холодной войны». 4.1.5. Третья научно-техническая революция. Формирование постиндустриального общества. Основные этапы третьей научно-технической революции. Глобальные научные достижения, повлиявшие на экономическую, политическую и социальную ситуацию в обществе. Переход к постиндустриальной цивилизации. 2
Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития: Предпосылки и основные проявления глобализации Формирование основных центров мирового капитализма (США, Западная Европа, Япония) и их роль в экономических, политических и социальных процессах. Интернационализация мировой экономики. Усиление интеграции хозяйственных связей, взаимообмена и взаимопроникновения. 4.2.2. Глобальные проблемы современного общества Угроза экологии. Исчерпаемость природных ресурсов. Социальные и духовные проблемы. 2
5 Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.). Формирование и развитие Московского государства (конец XIII-XV вв.): 5.1.1. Образование и становление Древнерусского государства (IX-20-е гг. XII вв.). Особенности и основные этапы возникновения и становления древнерусской государственности. Деятельность первых русских князей. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси. Формирование древнерусского законодательства. Крещение Руси: причины и значение. 5.1.2. Политическая раздробленность Древнерусского государства и монгольское нашествие (XII-XIII вв.). Причины, основные этапы и последствия раздробленности. Крупнейшие центры в русских землях периода раздробленности: Новгородские, Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские. Особенности их политического и экономического развития. Монгольское нашествие на Русь. Русь и Орда – проблемы взаимовлияния. 2
Россия в XVI-нач. XVII вв: 5.3.1. Экономическое и социальное развитие России в XVI в. Внутренняя политика Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного. Внешняя политика России во второй пол. XVI в. Начало присоединения Сибири. 5.3.2. «Смута» в России. Причины и основные этапы «смуты». «Самозванчество» как феномен русской жизни. Восстановление российской государственности. 2
6 Россия в 1-й пол. XVIII в.: Петровские преобразования. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: 6.1.1. Эпоха Петра I и ее место в истории России Особенности и характер политической, социально-экономической и культурной модернизации в эпоху Петра I. Формирование абсолютной монархии. 6.1.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Причины, основные события и итоги эпохи дворцовых переворотов. 6.1.3. Внешняя политика Российской империи в первой половине XVIII в. Особенности российской внешней политики в эпоху Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война и ее основные этапы. Попытки контактов с Китаем: миссия капитана Л. Измайлова в Пекин (1720-1721); посольство графа С.В. Рагузинского. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Русско-турецкая война (1735-1739). Семилетняя война (1756-1763). Россия в условиях дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 2
Россия в XIX в: 6.3.1. Социально-экономическое развитие России в 1-й пол. XIX в. Дворцовый переворот 1801 г. Внутренняя политика Александра I. Основные аспекты реформаторской деятельности Александра I: проекты реформ и консервативные тенденции во внутренней политике. Роль М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева во внутренней политике России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. Истоки декабристского движения, хронология его развития, крупнейшие общества, их лидеры и программы. Роль декабристского движения в последующей истории России. 6.3.2. Эпоха Николая I – «апогей самодержавия». Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Социальная политика Николая I, роль П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина в реформаторской деятельности второй четверти XIX в. Начало промышленного переворота в России: особенности и характерные черты. Деятельность Его императорского величества канцелярии. 6.3.3. Внешняя политика России в первой пол. XIX в. Россия в Наполеоновских войнах первой пол. XIX в. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.). Священный союз и образование Венской системы европейских государств. Русско-шведская война (1808-1809 гг.). Русско-турецкие войны (1806-1812; 1828-1829 гг.), Крымская война (1853-1856 гг.). 2
7 Российская империя на рубеже XIX-XX вв: 7.1.1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Завершение промышленного переворота. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. Первая русская революция (1905-1907 гг.). Опыт парламентской деятельности в России. Третьеиюньская политическая система. Столыпинские реформы. 7.1.2. Российская внешняя политика в начале XX вв. Русско-японская война (1904-1905 гг.). Портсмутский мирный договор. Россия в Первой мировой войне. 7.1.3. Социально-политические изменения в России в начале XX вв. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Двоевластие: причины возникновения, итоги. Кризисы власти. Корниловский мятеж. Октябрьская революция 1917 г. 2
Основные этапы формирования и развития советской государственности (окт. 1917 г.-1941 г.): 7.2.1. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти II Съезд Советов 25 октября 1917 г. Образование Республики Советов. Создание советского правительства – Совета народных комиссаров (СНК). Первые мероприятия Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и разгон Учредительного собрания. Заключение Брестского мирного договора как реализация программы выхода России из мировой войны. Итоги Первой мировой войны для России. 7.2.2. Государственное строительство Советской России Принятие первой советской Конституции (РСФСР, 1918 г.). Политика «военного коммунизма»: причины возникновения, основные проявления, результативность, обстоятельства свертывания. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, особенности, основные этапы. Особенности формирования Красной армии. Формирование и деятельность белого движения. Гражданская война на Дону. Роль казачества в событиях гражданской войны. Последствия и уроки гражданской войны. Причины победы Красной армии и Советской власти. Причины поражения белого движения. 7.2.3. Политическое и социально-экономическое развитие Советского государства в 1920-е-1930-е гг. Образование СССР. Формирование органов государственного управления. Принятие первой Конституции СССР (1924). Новая экономическая политика (нэп). Формирование тоталитарной системы: однопартийный режим, подавление оппозиций, репрессии, огосударствление экономики. Форсирование темпов развития страны. Индустриализация в СССР. Становление плановой экономики. Коллективизация сельского хозяйства. Создание централизованной структуры управления сельским хозяйством. 7.2.4. Внешняя политика Советского государства Генуэзская конференция и Рапалльский договор (1922). Преодоление международной изоляции и восстановление дипломатических отношений с ведущими мировыми державами (1920-е гг.). Нарастание международной напряженности в 1930-е гг. Попытка создание системы международной безопасности для противостояния немецкому фашизму. 7.2.5. Политика Советского государства в области культуры Культурная революция: мероприятия по изменению идеологии, ликвидация неграмотности, создание советской школы, подготовка отечественных специалистов, развитие науки, развитие литературы и искусств. Политика в отношении религии и церкви. 2
СССР в Великой Отечественной войне. СССР во второй половине XX в: Основные этапы Великой Отечественной войны. Крупнейшие операции и сражения. Партизанское движение и его вклад в победу. Крупнейшие международные конференции Великой Отечественной войны. Итоги Великой Отечественной войны. СССР во второй половине XX в. 2
Распад СССР. Становление новой российской государственности.Россия и мир в XXI в. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Сущность, формы и функции исторического знания. Проблемы историографии: 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук Объект и предмет истории. История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические науки. Междисциплинарные связи истории. 1.1.2. Методы и источники изучения истории Принципы и методы изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Функции исторического знания. 2
2 Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Древние империи Центральной Азии: 2.1.1. Догосударственный период как предыстория человеческого общества. Хронология и периодизация первобытности. Антропогенез. Теории происхождения человека. Происхождения языка и мышления. 2.1.2 Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Первое и второе общественное разделение труда. Появление неравенства. 2.1.3 Эволюция общественных отношений. Соседская община. Разложение первобытно-общинного строя. Переход от первобытности к цивилизации. Формирование институтов государства и права. 2.1.4 Древние империи Центральной Азии. Мидийское и Персидское (иранское) царства. Государство киммерийцев и скифов. 2.1.5 Культура первобытности. Первобытная религия: анимизм, тотемизм. Искусство. 2
Заезд № 3
3 Средневековая европейская цивилизация: 3.1.1 Средневековье как этап всемирной истории и становления христианской цивилизации. Периодизация средневековой истории. 3.1.2 Раннее Средневековье (V - перв. пол. XVII в.). Генезис феодальных отношений во франкском государстве. Франкское королевство в эпоху Меровингов. Феодализм Франкского общества в VII – IX вв. Империя Карла Великого. Становление христианской цивилизации. Восточная Римская империя. 3.1.3 Высокое Средневековье. Возникновение и развитие средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов. Социально-экономическое развитие и становление сословно-представительной монархии в Западной Европе. 3.1.4 Позднее Средневековье (раннее Новое время): конец XV – первая половина XVII в. Великие географические открытия. Основные тенденции социально-экономического развития в XV – начале XVII в. Реформация и Контрреформация. Возникновение абсолютизма в Западной Европе. Международные отношения в XVI – начала XVII вв. 3.1.5 Культура средневековой Европы. «Каролингское возрождение». Период расцвета средневековой культуры. Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в. Этапы развития европейского гуманизма. 2
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в 1-й пол. XX в: 4.1.1. Особенности экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Германии. Международные отношения в накануне Первой мировой войны. 4.1.2. Мировые войны: причины, основные этапы и последствия. Первая мировая война: причины, основные этапы, последствия. Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в послевоенный период. Международный экономический кризис («Великая депрессия») и пути его преодоления. Зарождение фашизма. Мир накануне врой мировой воны. Вторая мировая война причины, основные этапы, последствия. Роль антигитлеровской коалиции в победе над фашистской Германией. Итоги Второй мировой войны. 4.1.3. Послевоенное устройство мира. Создание ООН. Формирование биполярного мира и блоковой системы. Возникновение и деятельность НАТО и ОВД. Крушение колониальной системы. 4.1.4. Мир в условиях «холодной войны». Происхождение термина «холодная война» и введение его в широкое употребление для характеристики международных отношений во 2-й пол. XX в. Основные этапы и «горячие» точки «холодной войны». 4.1.5. Третья научно-техническая революция. Формирование постиндустриального общества. Основные этапы третьей научно-технической революции. Глобальные научные достижения, повлиявшие на экономическую, политическую и социальную ситуацию в обществе. Переход к постиндустриальной цивилизации. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сущность, формы и функции исторического знания. 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук 1.1.2. Методы и источники изучения истории. 2
1.2. Проблемы историографии 1.2.1. Основные этапы и достижения в развитии исторической науки. 1.2.2. Проблемы отечественной историографии. 2
1.3. Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки. 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности. 2
2 Древнейшие культуры Северной Евразии. Древние империи Центральной Азии. 2.1.1. Хронология и периодизация первобытности как предыстории человеческого общества. Неолитическая революция. Появление неравенства. 2.1.2 Эволюция общественных отношений. Переход от первобытности к цивилизации. Формирование институтов государства и права. Культура первобытности (анимизм, тотемизм. Искусство). 2.1.3 Древние империи Центральной Азии. Мидийское и Персидское (иранское) царства. Государство киммерийцев и скифов. 2
2.2 Античная цивилизация. 2.2.1. Древняя Греция. 2.2.2. Древний Рим. 2.2.3. Культурное наследие Античности. 2
3 Средневековая европейская цивилизация. 3.1.1 Средневековье как этап всемирной истории и становления христианской цивилизации. 3.1.2 Раннее Средневековье (V - перв. пол. XVII в.). 3.1.3 Высокое Средневековье. 3.1.4 Позднее Средневековье (раннее Новое время): конец XV – первая половина XVII в. 3.1.5 Культура средневековой Европы. 2
3.2. Европа в эпоху «Нового времени» 3.2.1. Понятие «Новое время»: содержание и периодизация. 3.2.2. Кризис «старого порядка» (середина XVII – середина XVIII в.). 3.2.3 Промышленный переворот и процесс создания индустриального общества в странах Европы и США в конце XVIII – последней трети XIX вв. 3.2.4 Противоречия мирового развития в последней трети XIX в – начале ХХ века. 2
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в первой половине ХХ в.4.1.2. Мировые войны: причины, основные этапы и последствия. 4.1.3. Послевоенное устройство мира 4.1.4. Мир в условиях холодной войны 4.1.5. Третья научно-техническая революция. Формирование постиндустриального общества. 2
4.2. Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития. 4.2.1. Глобализация как основная черта современного мира. 4.2.2. Глобальные проблемы современного общества. 2
5 Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.). 5.1.1. Образование и становление Древнерусского государства (IX-20-е гг. XII вв.). 5.1.2. Политическая раздробленность Древнерусского государства и монгольское нашествие (XII-XIII вв.). 5.2. Формирование и развитие Московского государства (конец XIII-XV вв.). 5.2.1. Предпосылки и основные этапы формирования Московского государства. 5.2.2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Укрепление московской княжеской династии. 5.2.3. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Освобождение от ордынской зависимости 2
5.3. Россия в XVI-нач. XVII вв. 5.3.1. Экономическое и социальное развитие России в XVI в. 5.3.2. «Смута» в России. 5.4. Россия и первые Романовы 5.4.1. Роль Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в укреплении российской государственности и преодолении последствий «смуты». 5.4.2. Внешняя политика России XVII в. 2
6 Россия в первой половине XVIII в. Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов.Россия в 1-й пол. XVIII в.: Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов. 6.1.1. Эпоха Петра I и ее место в истории России. 6.1.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 6.1.3. Внешняя политика России в 1-й пол. XVIII в. 6.2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 6.2.1. Внутренняя политика Екатерины II. 6.2.3. Внешняя политика России империи в 2-й пол. XVIII в. 6.2.4. Золотой век русской культуры. 2
6.3. Россия в 1-й пол. XIX в. 6.3.1. Социально-экономическое развитие России в 1-й пол. XIX в. 6.3.2. Эпоха Николая I – «апогей самодержавия». 6.3.3. Внешняя политика России в 1-й пол. XIX в. 6.4. Россия во 2-й пол. XIX в. 6.4.1. Эпоха Александра II. 6.4.2. Александр III. Постреформенная стабилизация. 6.4.3. Общественно-политические движения в России во 2-й пол. XIX в. 6.4.4. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в. 6.4.5. Крупнейшие географические открытия. 2
7 Российская империя на рубеже XIX-ХХ вв. 7.1.1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. 7.1.2. Российская внешняя политика в начале XX вв. 7.1.3. Социально-политические изменения в России в начале XX вв. 7.2. Основные этапы формирования и развития советской государственности (окт. 1917 г.-1941 г.) 7.2.1. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти 7.2.2. Государственное строительство Советской России. 2
7.2.3. Политическое и социально-экономическое развитие Советского государства в 1920-е-1930-е гг. 7.2.4. Внешняя политика Советского государства 7.2.5. Политика Советского государства в области культуры. 2
7.3. СССР в Великой Отечественной войне 7.4. СССР во второй половине XX в. 7.4.1. Кризис советской модели общества (1945-1991 гг.) 7.4.3. СССР в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.). 7.4.4. Перестройка как попытка модернизации советского общества в 1985-1991 гг. 7.4.5. Внешняя политика СССР во 2-й пол. XX в. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
1 1.2. Проблемы историографии 1.2.1. Основные этапы и достижения в развитии исторической науки. 1.2.2. Проблемы отечественной историографии. 2
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в первой половине ХХ в.4.1.2. Мировые войны: причины, основные этапы и последствия. 4.1.3. Послевоенное устройство мира 4.1.4. Мир в условиях холодной войны 4.1.5. Третья научно-техническая революция. Формирование постиндустриального общества. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сущность, формы и функции исторического знания 6
2 Древнейшие культуры Северной Евразии. Древние империи Центральной Азии 6
3 Средневековая европейская цивилизация 6
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в первой половине ХХ в. 6
5 Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.) 6
6 Россия в первой половине XVIII в. Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов 6
7 Российская империя на рубеже XIX-ХХ вв. 8

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Сущность, формы и функции исторического знания 111
Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки: 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности Основные теории происхождения государственности: теологическая, психологическая, волюнтаристская, общественного договора, марксистская, органическая, гидравлическая, инцеста и др.
Сущность, формы и функции исторического знания. 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук 1.1.2. Методы и источники изучения истории.
1.3. Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки. 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности.
2 Древнейшие культуры Северной Евразии. Древние империи Центральной Азии
Эпоха Античности: 2.2.1 Античный мир: понятие, общая характеристика, особенности, хронологические и географические рамки. 2.2.2. Древняя Греция. Основные периоды развития истории древней Греции. 2.2.3. Древний Рим. Древний Рим как величайшее государство Античности. Периодизация древнеримской истории. 2.2.4. Культурное наследие Античности. Античность как историко-культурный тип. Греко-римская мифология и картина мира. Античная литература и зрелищная культура. Архитектура и изобразительное искусство античности.
Древнейшие культуры Северной Евразии. Древние империи Центральной Азии. 2.1.1. Хронология и периодизация первобытности как предыстории человеческого общества. Неолитическая революция. Появление неравенства. 2.1.2 Эволюция общественных отношений. Переход от первобытности к цивилизации. Формирование институтов государства и права. Культура первобытности (анимизм, тотемизм. Искусство). 2.1.3 Древние империи Центральной Азии. Мидийское и Персидское (иранское) царства. Государство киммерийцев и скифов.
2.2 Античная цивилизация. 2.2.1. Древняя Греция. 2.2.2. Древний Рим. 2.2.3. Культурное наследие Античности.
3 Средневековая европейская цивилизация
Европа в эпоху «Нового времени»: 3.2.1. Понятие «Новое время»: содержание и периодизация. Проблемы периодизации истории Нового времени. 3.2.2. Кризис «старого порядка» (середина XVII – середина XVIII в.). Английская революция XVII в. Просвещение – идеология эпохи «Нового времени». Великая французская революция, ее причины, хронологические рамки и основные этапы. Война за независимость и образование США. 3.2.3 Промышленный переворот и процесс создания индустриального общества в странах Европы и США в конце XVIII – последней трети XIX вв. Содержание эпохи промышленного переворота. Проблемы периодизации и хронологические рамки свершения промышленного переворота в странах Запада. 3.2.4 Противоречия мирового развития в последней трети XIX в – начале ХХ века. Восточный вопрос и проблемы колониальной экспансии. Конфликт на Балканах. Берлинский конгресс. Формирование блоков и начало борьбы за передел мира.
Средневековая европейская цивилизация. 3.1.1 Средневековье как этап всемирной истории и становления христианской цивилизации. 3.1.2 Раннее Средневековье (V - перв. пол. XVII в.). 3.1.3 Высокое Средневековье. 3.1.4 Позднее Средневековье (раннее Новое время): конец XV – первая половина XVII в. 3.1.5 Культура средневековой Европы.
3.2. Европа в эпоху «Нового времени» 3.2.1. Понятие «Новое время»: содержание и периодизация. 3.2.2. Кризис «старого порядка» (середина XVII – середина XVIII в.). 3.2.3 Промышленный переворот и процесс создания индустриального общества в странах Европы и США в конце XVIII – последней трети XIX вв. 3.2.4 Противоречия мирового развития в последней трети XIX в – начале ХХ века.
4 Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в первой половине ХХ в.
Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития: Предпосылки и основные проявления глобализации Формирование основных центров мирового капитализма (США, Западная Европа, Япония) и их роль в экономических, политических и социальных процессах. Интернационализация мировой экономики. Усиление интеграции хозяйственных связей, взаимообмена и взаимопроникновения. 4.2.2. Глобальные проблемы современного общества Угроза экологии. Исчерпаемость природных ресурсов. Социальные и духовные проблемы.
4.2. Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития. 4.2.1. Глобализация как основная черта современного мира. 4.2.2. Глобальные проблемы современного общества.
5 Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)
Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.). Формирование и развитие Московского государства (конец XIII-XV вв.): 5.1.1. Образование и становление Древнерусского государства (IX-20-е гг. XII вв.). Особенности и основные этапы возникновения и становления древнерусской государственности. Деятельность первых русских князей. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси. Формирование древнерусского законодательства. Крещение Руси: причины и значение. 5.1.2. Политическая раздробленность Древнерусского государства и монгольское нашествие (XII-XIII вв.). Причины, основные этапы и последствия раздробленности. Крупнейшие центры в русских землях периода раздробленности: Новгородские, Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские. Особенности их политического и экономического развития. Монгольское нашествие на Русь. Русь и Орда – проблемы взаимовлияния.
Россия в XVI-нач. XVII вв: 5.3.1. Экономическое и социальное развитие России в XVI в. Внутренняя политика Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного. Внешняя политика России во второй пол. XVI в. Начало присоединения Сибири. 5.3.2. «Смута» в России. Причины и основные этапы «смуты». «Самозванчество» как феномен русской жизни. Восстановление российской государственности.
Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.). 5.1.1. Образование и становление Древнерусского государства (IX-20-е гг. XII вв.). 5.1.2. Политическая раздробленность Древнерусского государства и монгольское нашествие (XII-XIII вв.). 5.2. Формирование и развитие Московского государства (конец XIII-XV вв.). 5.2.1. Предпосылки и основные этапы формирования Московского государства. 5.2.2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Укрепление московской княжеской династии. 5.2.3. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Освобождение от ордынской зависимости
5.3. Россия в XVI-нач. XVII вв. 5.3.1. Экономическое и социальное развитие России в XVI в. 5.3.2. «Смута» в России. 5.4. Россия и первые Романовы 5.4.1. Роль Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в укреплении российской государственности и преодолении последствий «смуты». 5.4.2. Внешняя политика России XVII в.
6 Россия в первой половине XVIII в. Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов
Россия в 1-й пол. XVIII в.: Петровские преобразования. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: 6.1.1. Эпоха Петра I и ее место в истории России Особенности и характер политической, социально-экономической и культурной модернизации в эпоху Петра I. Формирование абсолютной монархии. 6.1.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Причины, основные события и итоги эпохи дворцовых переворотов. 6.1.3. Внешняя политика Российской империи в первой половине XVIII в. Особенности российской внешней политики в эпоху Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война и ее основные этапы. Попытки контактов с Китаем: миссия капитана Л. Измайлова в Пекин (1720-1721); посольство графа С.В. Рагузинского. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Русско-турецкая война (1735-1739). Семилетняя война (1756-1763). Россия в условиях дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Россия в XIX в: 6.3.1. Социально-экономическое развитие России в 1-й пол. XIX в. Дворцовый переворот 1801 г. Внутренняя политика Александра I. Основные аспекты реформаторской деятельности Александра I: проекты реформ и консервативные тенденции во внутренней политике. Роль М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева во внутренней политике России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. Истоки декабристского движения, хронология его развития, крупнейшие общества, их лидеры и программы. Роль декабристского движения в последующей истории России. 6.3.2. Эпоха Николая I – «апогей самодержавия». Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Социальная политика Николая I, роль П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина в реформаторской деятельности второй четверти XIX в. Начало промышленного переворота в России: особенности и характерные черты. Деятельность Его императорского величества канцелярии. 6.3.3. Внешняя политика России в первой пол. XIX в. Россия в Наполеоновских войнах первой пол. XIX в. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.). Священный союз и образование Венской системы европейских государств. Русско-шведская война (1808-1809 гг.). Русско-турецкие войны (1806-1812; 1828-1829 гг.), Крымская война (1853-1856 гг.).
Россия в первой половине XVIII в. Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов.Россия в 1-й пол. XVIII в.: Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов. 6.1.1. Эпоха Петра I и ее место в истории России. 6.1.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 6.1.3. Внешняя политика России в 1-й пол. XVIII в. 6.2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 6.2.1. Внутренняя политика Екатерины II. 6.2.3. Внешняя политика России империи в 2-й пол. XVIII в. 6.2.4. Золотой век русской культуры.
6.3. Россия в 1-й пол. XIX в. 6.3.1. Социально-экономическое развитие России в 1-й пол. XIX в. 6.3.2. Эпоха Николая I – «апогей самодержавия». 6.3.3. Внешняя политика России в 1-й пол. XIX в. 6.4. Россия во 2-й пол. XIX в. 6.4.1. Эпоха Александра II. 6.4.2. Александр III. Постреформенная стабилизация. 6.4.3. Общественно-политические движения в России во 2-й пол. XIX в. 6.4.4. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в. 6.4.5. Крупнейшие географические открытия.
7 Российская империя на рубеже XIX-ХХ вв.
Российская империя на рубеже XIX-XX вв: 7.1.1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Завершение промышленного переворота. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. Первая русская революция (1905-1907 гг.). Опыт парламентской деятельности в России. Третьеиюньская политическая система. Столыпинские реформы. 7.1.2. Российская внешняя политика в начале XX вв. Русско-японская война (1904-1905 гг.). Портсмутский мирный договор. Россия в Первой мировой войне. 7.1.3. Социально-политические изменения в России в начале XX вв. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Двоевластие: причины возникновения, итоги. Кризисы власти. Корниловский мятеж. Октябрьская революция 1917 г.
Основные этапы формирования и развития советской государственности (окт. 1917 г.-1941 г.): 7.2.1. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти II Съезд Советов 25 октября 1917 г. Образование Республики Советов. Создание советского правительства – Совета народных комиссаров (СНК). Первые мероприятия Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и разгон Учредительного собрания. Заключение Брестского мирного договора как реализация программы выхода России из мировой войны. Итоги Первой мировой войны для России. 7.2.2. Государственное строительство Советской России Принятие первой советской Конституции (РСФСР, 1918 г.). Политика «военного коммунизма»: причины возникновения, основные проявления, результативность, обстоятельства свертывания. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, особенности, основные этапы. Особенности формирования Красной армии. Формирование и деятельность белого движения. Гражданская война на Дону. Роль казачества в событиях гражданской войны. Последствия и уроки гражданской войны. Причины победы Красной армии и Советской власти. Причины поражения белого движения. 7.2.3. Политическое и социально-экономическое развитие Советского государства в 1920-е-1930-е гг. Образование СССР. Формирование органов государственного управления. Принятие первой Конституции СССР (1924). Новая экономическая политика (нэп). Формирование тоталитарной системы: однопартийный режим, подавление оппозиций, репрессии, огосударствление экономики. Форсирование темпов развития страны. Индустриализация в СССР. Становление плановой экономики. Коллективизация сельского хозяйства. Создание централизованной структуры управления сельским хозяйством. 7.2.4. Внешняя политика Советского государства Генуэзская конференция и Рапалльский договор (1922). Преодоление международной изоляции и восстановление дипломатических отношений с ведущими мировыми державами (1920-е гг.). Нарастание международной напряженности в 1930-е гг. Попытка создание системы международной безопасности для противостояния немецкому фашизму. 7.2.5. Политика Советского государства в области культуры Культурная революция: мероприятия по изменению идеологии, ликвидация неграмотности, создание советской школы, подготовка отечественных специалистов, развитие науки, развитие литературы и искусств. Политика в отношении религии и церкви.
СССР в Великой Отечественной войне. СССР во второй половине XX в: Основные этапы Великой Отечественной войны. Крупнейшие операции и сражения. Партизанское движение и его вклад в победу. Крупнейшие международные конференции Великой Отечественной войны. Итоги Великой Отечественной войны. СССР во второй половине XX в.
Распад СССР. Становление новой российской государственности.Россия и мир в XXI в
Российская империя на рубеже XIX-ХХ вв. 7.1.1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. 7.1.2. Российская внешняя политика в начале XX вв. 7.1.3. Социально-политические изменения в России в начале XX вв. 7.2. Основные этапы формирования и развития советской государственности (окт. 1917 г.-1941 г.) 7.2.1. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти 7.2.2. Государственное строительство Советской России.
7.2.3. Политическое и социально-экономическое развитие Советского государства в 1920-е-1930-е гг. 7.2.4. Внешняя политика Советского государства 7.2.5. Политика Советского государства в области культуры.
7.3. СССР в Великой Отечественной войне 7.4. СССР во второй половине XX в. 7.4.1. Кризис советской модели общества (1945-1991 гг.) 7.4.3. СССР в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.). 7.4.4. Перестройка как попытка модернизации советского общества в 1985-1991 гг. 7.4.5. Внешняя политика СССР во 2-й пол. XX в.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
УК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

сущность, формы и функции исторического знания Проблемы историографии Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки. Первобытная эпоха и древний мир. Античность Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Древние империи Центральной Азии Эпоха Античности Средневековье. Европа в эпоху «Нового времени» Средневековая европейская цивилизация Европа в эпоху «Нового времени» Новейшее время (XX в.) Экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в 1-й пол. XX в. Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития Русь в эпоху средневековья (IX- XVII вв.) Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.) Формирование и развитие Московского государства (конец XIII-XV вв.) Россия в XVI-нач. XVII вв. Россия и первые Романовы Российская империя (XVIII- XIX вв.) Россия в 1-й пол. XVIII в.: Петровские преобразования. Россия в эпоху дворцовых переворотов Просвещенный абсолютизм Екатерины II Россия в 1-й пол. XIX в. Россия во 2-й пол. XIX в. Россия, СССР в XX в. Российская империя на рубеже XIX-XX вв. Основные этапы формирования и развития советской государственности (окт. 1917 г.-1941 г.) СССР в Великой Отечественной войне СССР во второй половине XX в. Становление новой российской государственности (конец XX – нач. XXI вв.) Распад СССР. Становление новой российской государственности Россия и мир в XXI в.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) История в системе гуманитарных наук. Объект, предмет и функции исторической науки.
2) Теория и методология исторической науки.
3) Классификация исторических источников. Роль исторического источника в воссоздании прошлого.
4) Проблемы отечественной историографии.
5) Проблемы политогенеза. Теории и этапы образования государственности.
6) Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии.
7) Античная Греция: особенности политического устройства, культура, наука.
8) Античный Рим: политическая система, культура, наука.
9) Переход Европы от античности к феодализму. Варварские государства. Византия.
10) Европа в эпоху позднего феодализма. Великие географические открытия. Реформация.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Буржуазные революции в Европе. Английская революция XVII в. Великая французская революция.
2) XVIII век в европейской и мировой истории. Развитие капиталистических отношений: промышленность и торговля. Формирование колониальной системы.
3) Становление индустриальной цивилизации в Европе в XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
4) Международные отношения в Европе в конце XVIII-нач. XIX вв. Наполеоновские войны.
5) Американская революция и возникновение США. Гражданская война.
6) Основные тенденции мирового развития в XIX в. Европейский колониализм. Секуляризация сознания и развитие науки.
7) Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. Первая мировая война.
8) Альтернативы развития западной цивилизации в конце 1920-х – 1930-е гг. XX в. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе (Франция, Испания).
9) Международное положение накануне Второй мировой войны.
10) Антигитлеровская коалиция: особенности возникновения и деятельности. Большая тройка.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Причины и основные этапы Второй мировой войны. Потсдамская конференция и Нюрнбергский процесс.

2) Послевоенное устройство мира. Конфронтация двух сверхдержав – США и СССР. Создание НАТО и ОВД.

3) «Холодная война». «Горячие» точки «холодной войны».

4) Формирование третьего мира: предпосылки, особенности, проблемы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции.

5) Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе.

6) Развитие стран Востока во второй половине ХХ в. Создание государства Израиль.

7) Япония после Второй мировой войны.

8) Экономические реформы в Китае.

9) Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945–1991 гг.).

10) Доминирующая роль США в мировой экономике. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  УК-5 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Всемирная история : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под редакцией Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — ISBN 978-5-238-01493-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Ермолаев, И. П. История России с древнейших времен до конца XVIII века : учебное пособие для вузов / И. П. Ермолаев, Т. Ю. Фомина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03302-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игошева М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История (история России, всеобщая история)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Харченко, Л. Н., Игошева М.А. История (история России, всеобщая история) / Л.Н. Харченко, М.А. Игошева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 71 с. ЭБС РГУПС
3 Харченко, Л. Н. Теория и методология исторической науки: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 35 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53729.