РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Химия" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.О "Химия" |
||
по Учебному плану |
||
подготовки специалистов по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Профильная направленность |
||
Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++ |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.т.н., доц. Воляник Светлана Алексеевна, к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна, д.ф-м.н., проф. Мигаль Юрий Федорович, к.т.н., доц. Курень Сергей Григорьевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Химия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".
д.х.н., проф. Бережная Александра Григорьевна, зав. кафедрой "Электрохимия", ЮФУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Химия_С_23.05.06_во_2_Химия_п45997_52218.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Химия".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.
Целью дисциплины "Химия" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Инженерная экология", "Материаловедение и технология конструкционных материалов";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения |
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования | |
Знает: химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры, олигомеры и их синтез, химическую термодинамику и кинетику: энергетику химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, реакционную способность веществ, периодическую систему элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, методы и средства химического исследования веществ и их превращений Умеет: использовать современные методы расчета и анализа физико-химических параметров и характеристик; проводить расчеты концентрации растворов различных соединений,определять изменение концентраций при протекании химических реакций,определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ,определять основные физико-химические характеристики веществ; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами Имеет навыки: выполнения основных химических лабораторных операций, определения рН растворов и определения концентраций растворов,планирования и осуществления химических исследований термодинамики и кинетики химических реакций, обработки и интерпретации результатов химического эксперимента |
Индикатор: ОПК-1.2 - применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов, явлений, проводит эксперименты по заданной методике и анализирует их результаты |
Знает: основные химические системы, основы химической термодинамики, кинетики и химической идентификации; основные понятия, законы и модели химических систем,реакционную способность веществ, свойство химических элементов и их соединений, составляющих основу строительных материалов, периодический закон и его использование для предсказания свойств элементов и их соединений, виды химической связи различных типов соединений, химические процессы в производстве строительных материалов Умеет: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; проводить расчеты концентрации растворов различных соединений,определять изменение концентраций при протекании химических реакций,определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, расчитывать скорость реакции, определять основные физико-химические характеристики веществ; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами Имеет навыки: использования инструментария для решения химических задач в своей предметной области; выполнения работ экспериментального и исследовательского характера по химической идентификации и инструментальному анализу физико-химических свойств конструкционных материалов,проведения физико-химического анализа |
Индикатор: ОПК-1.3 - знает основные понятия и законы химии, способен объяснять сущность химических явлений и процессов |
Место дисциплины 1Б.О "Химия" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 2 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | 16 | 16 | 16 |
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 24 | 24 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 24 | 24 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 48 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 10 | 10 | 4 | 6 |
Лекции (Лек) | 6 | 6 | 4 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | 2 | 2 | 2 | |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 89 | 32 | 57 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 77 | 32 | 45 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 10 | 36 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Химическая термодинамика кинетика | ОПК-1 |
2 | Реакционная способность веществ | ОПК-1 |
3 | Химические системы | ОПК-1 |
4 | Химическая идентификация | ОПК-1 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 4 | 6 | 6 |
2 | 4 | 4 | 4 | 6 |
3 | 4 | 6 | 4 | 6 |
4 | 4 | 2 | 2 | 6 |
Итого | 16 | 16 | 16 | 24 |
В т.ч. по интерактивным формам | 8 | 8 | 8 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 2 | 77 | |
2 | ||||
3 | 2 | 2 | ||
4 | ||||
Итого | 6 | 2 | 2 | 77 |
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленость химических процессов 3) Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. | 2 |
Скорость реакции и химическое равновесие: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции 5) Понятие химического равновесия и его условия 6) Константа равновесия 7) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 8) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса. | 2 | |
2 | Строение атома. Периодическая система и периодичность изменения свойств веществ: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда 3) Периодический закон и периодическая система Менделеева 4) Структура периодической системы с точки зрения строения атома 5) Периодичность изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ. | 2 |
Химическая связь: Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | 2 | |
3 | Растворы и дисперсные системы. Полимеры и олигомеры: 1) Класификация и виды дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах. Получение и свойства коллоидных растворов. 2) Растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Рауля и следствия из него. Способы выражения концентрации растворов. 3) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. 4) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 5) Свойства полимеров. Применение. | 2 |
Электрохимические системы: 1) Электрохимические системы. Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. | 2 | |
4 | Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ. | 2 |
Основные химические и физико-химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметриметрический анализ 4) Основные принципы физико-химических методов анализа 5) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 6) Физические методы анализа. Области их применения. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленость химических процессов 3) Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. | 2 |
Скорость реакции и химическое равновесие: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции 5) Понятие химического равновесия и его условия 6) Константа равновесия 7) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 8) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса. | 2 | |
Заезд № 2 | ||
3 | Электрохимические системы: 1) Электрохимические системы. Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Исследование тепловых эффектов химических реакций. | 2 |
Исследование скорости химических реакций. | 2 | |
Исследование химического равновесия. | 2 | |
2 | Основные классы неорганических соединений. | 2 |
Изучение окислительно-восстановительных реакций. | 2 | |
3 | Гальванический элемент . | 2 |
Исследование свойств железа и его соединений. | 2 | |
4 | Изучение свойств растворов. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Исследование тепловых эффектов химических реакций. | 2 |
Исследование скорости химических реакций. | ||
Исследование химического равновесия. | ||
2 | Основные классы неорганических соединений. | |
Изучение окислительно-восстановительных реакций. | ||
3 | Гальванический элемент . | |
Исследование свойств железа и его соединений. | ||
4 | Изучение свойств растворов. |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Энергетика химических реакций. | 2 |
Химическая кинетика и равновесие. | 2 | |
2 | Основные понятия и определения. | 2 |
Классы неорганических соединений. | 2 | |
3 | Растворы и дисперсные системы. | 2 |
Электрохимические системы. | 2 | |
Полимеры. | 2 | |
4 | Химическая идентификация. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
3 | Растворы и дисперсные системы. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 2 | ||
1 | Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. Каталитические системы, гетерогенный катализ. Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. | 6 |
2 | Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | 6 |
3 | Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изатонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы | 6 |
4 | Гравиметрические и объемные методы анализа. Электрохимические и оптические методы анализа. | 6 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. Каталитические системы, гетерогенный катализ. Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. | 77 |
Энергетика химических реакций. | ||
Химическая кинетика и равновесие. | ||
2 | Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | |
Строение атома. Периодическая система и периодичность изменения свойств веществ: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда 3) Периодический закон и периодическая система Менделеева 4) Структура периодической системы с точки зрения строения атома 5) Периодичность изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ | ||
Химическая связь: Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | ||
Основные понятия и определения. | ||
Классы неорганических соединений. | ||
3 | Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изатонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы | |
Растворы и дисперсные системы. Полимеры и олигомеры: 1) Класификация и виды дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах. Получение и свойства коллоидных растворов. 2) Растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Рауля и следствия из него. Способы выражения концентрации растворов. 3) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. 4) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 5) Свойства полимеров. Применение. | ||
Электрохимические системы. | ||
Полимеры. | ||
4 | Гравиметрические и объемные методы анализа. Электрохимические и оптические методы анализа. | |
Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ | ||
Основные химические и физико-химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметриметрический анализ 4) Основные принципы физико-химических методов анализа 5) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 6) Физические методы анализа. Области их применения | ||
Химическая идентификация. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
2 | |
ОПК-1 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-1 | 2 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
контрольные работы предусмотрены для студентов заочной формы обучения:Энергетика химических процессов Скорость реакции и методы её регулирования Химическое равновесие Строение атома и химическая связь Дисперсные системы. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции Гальванический элемент и коррозия металлов. Электролиз. Полимеры Химическая идентификация.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 2
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
2)Изохорные и изобарные процессы и их тепловые эффекты. Экзо- и эндотермические реакции.
3)Термохимические уравнения. Энтальпия образования.
4) Закон Н.И.Гесса и следствия из него.
5) Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Энтропия.
6) Критерий самопроизвольности протекания процессов в изолированных и неизолированных системах. Энергия Гиббса.
7)Скорость химических реакций в гомогенных и гетерогенных системах.
8)Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс.
9)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
10) Активные молекулы. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
11) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его условия. Константа равновесия.
12) Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации реагентов, давления и температуры на химическое равновесие.
13) Квантово-механическая модель строения атома. Принцип неопределенности Гейзенберга.
14) Квантовые числа, их физический смысл.
15) Волновые свойства электрона. Атомные орбитали.
16)Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип Паули.
17) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип наименьшей энергии (правила Клечковского).
18) Правило Гунда. Электронные конфигурации валентных подуровней.
19) Периодический закон Д.И.Менделеева.
20) Строение Периодической системы элементов. Периодичность изменения свойств.
21) Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов в пределах групп и периодов.
22) Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
23) Ковалентная химическая связь, её основные характеристики (направленность, насыщаемость).
24) Понятие о гибридизации.
25) Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
26) Разбавленные растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Вант-Гоффа. Закон Рауля и следствия из него.
27) Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации и её связь с изотоническим коэффициентом.
28)Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
29) Ионное произведение воды. Водородный показатель.
30) Факторы, влияющие на величину электродного потенциала. Ряд стандартных электродных потенциалов. Формула Нернста.
31)Гальванический элемент и его электродвижущая сила.
32) Дисперсные и коллоидные системы.
33)Полимеры и олигомеры.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Рассчитывать тепловой эффект химической реакции.
2) Рассчитывать температуру равновероятного протекания химической реакции.
3) Определять изменение скорости химической реакции при действии на систему различных факторов: (концентрации, температуры, давления, катализатора и т.д.).
4) Определять и уметь аргументировать смещение равновесия в системе при воздействии внешних факторов (концентрации, температуры, давления).
5) Рассчитывать константу равновесия.
6) Составлять электронную формулу и электронную структуру атомов элементов Периодической системы и определять принадлежность их к электронному семейству.
7) Определять валентность атомов по обменному и донорно-акцепторному механизмам исходя из структуры внешней электронной оболочки.
8) Рассчитывать различные виды концентраций растворов.
9) Составлять схемы гальванических элементов и определять их ЭДС
10) Составлять схемы получения полимеров в реакциях полимеризации и поликонденсации.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Владеть методикой определения теплового эффекта химической реакции и уметь рассчитывать изменения энтальпии и энтропии системы.
2) Владеть методикой изучения скорости химической реакции при воздействии внешних факторов: (концентрации, температуры, давления).
3) Владеть методикой исследования смещения химического равновесия при воздействии внешних факторов.
4) Владеть методикой определения концентрации раствора методом кислотно-основного титрования.
5) Владеть методикой определения концентраций растворов неэлектролитов и электролитов по повышению температуры кипения и понижению температуры замерзания растворов.
6) Владеть методикой изучения работы гальванического элемента и определения его ЭДС.
7) Владеть методикой определения концентрации раствора методом потенциометрического титрования.
8) Владеть методикой определения содержания основного компонента в исследуемом объекте гравиметрическим методом.
9) Владеть методикой качественного анализа катионов и анионов.
10) Владеть методикой инструментального определения рН растворов.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
ОПК-1 | 2 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Перечень учебной литературы для освоения дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Пресс, И. А. Основы общей химии : учебное пособие / И. А. Пресс. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-93808-286-1. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
2 | Химия : Учебное пособие / Булгаревич С.Б., Воляник С.А., Доронькин В.Н. и др. РГУПС, Ростов н/Д, 2017. – 110 с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Воляник С.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Химия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Лабораторные работы по общей химии: методические указания / Мигаль Ю.Ф., Булгаревич С.Б., Февралева В.А., Савенкова М.А., Доронькин В.Н., Воляник С.А.; Рост.гос.ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. 38 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Общая химия. Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов по дисциплине «Химия» Ю.Ф. Мигаль, С.А. Воляник, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д,2017г, 123с.(ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
4 | Химия. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения /Воляник С.А., Доронькин В.Н. и др., 2016г., 57с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Лабораторное (научное) оборудование.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 52218.