РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Технико-экономический анализ производственной деятельности"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

08.04.01 Строительство

Профильная направленность

Проектирование, сооружение и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Скорев Михаил Михайлович, к.э.н. Скорев Евгений Николаевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Технико-экономический анализ производственной деятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Технико-экономический а п д_М_08.04.01_во_2_ЭУА_п45524_50752.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Технико-экономический анализ производственной деятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Технико-экономический анализ производственной деятельности" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Проектирование, сооружение и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способность осуществлять и организовывать научные исследования в сфере гидротехнического строительства

Знает: Основы аналитической работы

Умеет: Составлять аналитические обзоры научно-технической информации

Имеет навыки: Научных исследований в сфере гидротехнического строительства

Индикатор:
ПК-1.5 - Составление аналитического обзора научно-технической информации в сфере промышленного и гражданского строительства

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Технико-экономический анализ производственной деятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление проектами".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Роль технико-экономического анализа в формировании информационного обеспечения управления ПК-1
2 Методы технико-экономического анализа ПК-1
3 Типология видов технико-экономического анализа по направлениям деятельности ПК-1
4 Стратегический анализ ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   18
2 4 4   16
3 4 4   16
4 4 4   17
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Требования к информационному обеспечению экономического анализа. 2
Система показателей оценки внутренней среды разработки и контроля реализации стратегии развития бизнеса. 2
2 Традиционные методы экономического анализа. 2
Экономико-математические методы в анализе. 2
3 Маркетинговый анализ. 2
Анализ рисков хозяйственной деятельности и развития бизнеса. 2
4 Методы стратегического анализа. 2
Анализ в системе контроллинга бизнес-процессов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Роль технико-экономического анализа в формировании информационного обеспечения управления (часть 1) 2
Роль технико-экономического анализа в формировании информационного обеспечения управления (часть 2) 2
2 Методы технико-экономического анализа (часть 1) 2
Методы технико-экономического анализа (часть 2) 2
3 Типология видов технико-экономического анализа по направлениям деятельности (часть 1) 2
Типология видов технико-экономического анализа по направлениям деятельности (часть 2) 2
4 Стратегический анализ (часть 1) 2
Стратегический анализ (часть 2) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Роль технико-экономического анализа в формировании информационного обеспечения управления 18
2 Методы технико-экономического анализа 16
3 Типология видов технико-экономического анализа по направлениям деятельности 16
4 Стратегический анализ 17

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контроль по разделам рабочей программы.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие экономического анализа
2) Содержание экономического анализа
3) Этапы проведения SWOT-анализа
4) Принципы экономического анализа
5) Методы экономического анализа
6) Критерии классификации объектов экономического анализа
7) Способы экономического анализа
8) Задачи экономического анализа
9) Понятие "показатель" в экономическом анализе
10) Классификация пользователей данных экономического анализа
11) Требования к информационному обеспечению экономического анализа
12) Сбалансированную систему показателей
13) Стадии аналитической обработки информации
14) Классификацию показателей в экономическом анализе
15) Абсолютное и относительное отклонение показателей
16) Детализацию показателей
17) Группировку показателей
18) Факторы в экономическом анализе
19) Методику проведения детерминированного факторного анализа
20) Модели детерминированного факторного анализа
21) Общие правила (способы) преобразования моделей
22) Методы детерминированного факторного анализа
23) Методы стохастического моделирования (факторного анализа)
24) Экспертные методы экономического анализа
25) Этапы внутрихозяйственного и межхозяйственного анализа
26) Понятие стратегического анализа
27)Матричные методы анализа стратегий конкурентных преимуществ
28) Методы позиционирования в стратегическом анализе
29) Инструменты стратегического маркетингового анализа
30) Производственный и финансовый леверидж в оценке предпринимательского риска
31) Анализ эффективности финансовых вложений
32) Принципы мониторинга инвестиционной привлекательности
33) Показатели анализа эффективности использования основных средств предприятия
34) Показатели использования трудовых ресурсов
35) Показатели анализа использования материальных ресурсов
36) Показатели анализа затрат и себестоимости
37) Показатели анализа финансового состояния предприятия

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать функционально-стоимостной анализ
2) Применять принципы управления запасами
3) Осуществить регрессионный и прогнозный анализ
4) Осуществить маржинальный анализ
5) Реализовать статические методы инвестиционного анализа
6) Реализовать методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
7) Применить методы оценки вероятности риска
8) Определить интенсивный и экстенсивный характер экономического развития
9) Реализовать основные этапы оценки стоимости бизнеса
10) Определить методы разработки стратегии
11) Классифицировать методы стратегического анализа
12) Осуществить мониторинг инвестиционной привлекательности бизнеса
13) Определить основные принципы оценки бизнеса
14) Определить методы интенсификации производства
15) Стратегически проанализировать положение хозяйствующего субъекта
16) Провести внутрихозяйственный анализ
17) Осуществить финансовый анализ деятельности предприятия
18) Применить маржинальный анализ
19) Классифицировать объекты анализа
20) Определить абсолютное и относительное отклонение показателей
21) Определить показатели анализа по классификационным признакам
22) Детализировать показатели
23) Сгруппировать показатели
24) Описать способы экономического анализа
25) Оценить требования к информационному обеспечению экономического анализа

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать технико-организационный уровень производства.

2) Проанализировать основные средства предприятия.

3) Проанализировать эффективность использования оборотных средств предприятия.

4) Проанализировать себестоимость продукции (работ, услуг).

5) Проанализировать использование трудовых ресурсов.

6) Проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия.

7) Проанализировать финансовое состояние предприятия.

8) Проанализировать использование капитала предприятия.

9) Проанализировать затраты на производство и продажу продукции.

10) Оценить эффективность инвестиционных проектов.

11) В процессе экономического анализа оценить факторы, влияющие на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-1 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономический анализ в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10997-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Экономический анализ в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10999-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00483-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 469 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11138-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Скорев М.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Технико-экономический анализ производственной деятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Жигунова А.В. Экономический анализ : Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / А.В. Жигунова. - ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50752.