РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.т.н., проф. Чернов Андрей Владимирович, д.п.н., проф. Соколова Ольга Ивановна, Дейнеко Олег Владимирович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Информационно-коммуникационные т с о и б_Б_38.03.04_во_3_ВТиАСУ_п43893_53018.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Деловые коммуникации", "Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: виды информационно-коммуникационных техгологий для поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

Умеет: осуществлять поиск и анализ нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий

Имеет навыки: осуществления поиска и анализа нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1 - владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

Знает: способы электронной коммуникации

Умеет: использовать средства электронной коммуникации

Имеет навыки: осуществления электронной коммуникации

ОПК-4 - способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

Знает: Подходы к решению задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Умеет: Решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Имеет навыки: Решения задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ОПК-6 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Место дисциплины 1Б.Б "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 72   72
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 72   72
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 72 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 6 6
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 151   62 89
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 145   62 83
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 20 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Организационно-технологические и технические средства защиты информации ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6
2 Нормативно-правовые аспекты защиты информации ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6
3 Безопасность вычислительных систем и сетей ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6
4 Криптографические методы защиты информации ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8     10
2 8     10
3 8     20
4 8   32 32
Итого 32   32 72
В т.ч. по интерактивным формам 32   32  

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6   6 145
2    
3    
4    
Итого 6   6 145
В т.ч. по интерактивным формам 6   6  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Концепция информационной безопасности: 1) Виды и формы представления информации. Информация как объект защиты. 2) Определение и цели, механизмы, инструментарий, концепция информационной безопасности. 3) Служба информационной безопасности. 2
Угрозы информационной безопасности автоматизированных систем: 1) Классификация угроз ИБ 2) Преднамеренные угрозы. Программные закладки и компьютерные вирусы 3) Методы и средства борьбы с компьютерными вирусами. 2
Средства защиты информации Ч.1: 1) Технические средства защиты информационных ресурсов. Инженерно-техническая защита. 2) Организационное обеспечение системы защиты информации. 2
Средства защиты информации Ч.2: Технологические основы обработки конфиденциальных документов. 2
2 Российское организационное и нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности. 2
Международные нормативно-правовые акты обеспечения ИБ. 2
Правовая база лицензирования и сертификации в области защиты информации. 2
Преступления в сфере компьютерной информации и вопросы защиты авторских прав. 2
3 Задача обеспечения информационной безопасности в современных условиях. Информация как объект защиты. 2
Источники угроз и способы нарушения информационной безопасности. 2
Аспекты практической компьютерной безопасности. Средства анализа защищенности систем и сетей. 2
Защита компьютеров и сетей. Антивирусное программное обеспечение. 2
4 Основные понятия криптографии. 2
Разновидности шифров: 1) Шифры замены 2) Шифры перестановки 3) Шифры гаммирования. 2
Системы шифрования с закрытым и открытым ключом: RSA-криптосистема с открытым ключом. 2
Электронная цифровая подпись: 1) Механизм формирования электронной цифровой подписи 2) Хеш-функция 3) Сертификация открытых ключей. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Концепция информационной безопасности: 1) Виды и формы представления информации. Информация как объект защиты. 2) Определение и цели, механизмы, инструментарий, концепция информационной безопасности. 3) Служба информационной безопасности. 2
Угрозы информационной безопасности автоматизированных систем: 1) Классификация угроз ИБ 2) Преднамеренные угрозы. Программные закладки и компьютерные вирусы 3) Методы и средства борьбы с компьютерными вирусами. 2
Средства защиты информации Ч.1: 1) Технические средства защиты информационных ресурсов. Инженерно-техническая защита. 2) Организационное обеспечение системы защиты информации. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
4 Шифр простой замены. Пример создания программного кода зашифровывающего и расшифровывающего сообщение по алгоритму шифра простой замены. 2
Создание пользовательской формы – Шифратор Цезаря. 2
Системы с закрытым ключом. Шифрование методом подстановки. 2
Системы с закрытым ключом. Шифр многоалфавитной замены. 2
Системы с закрытым ключом. Шифрование методом перестановки. 2
Создание пользовательской формы – Шифратор файлов. 2
Создание пользовательской формы – Вычисление хеш-функции. Ч.1 2
Создание пользовательской формы – Вычисление хеш-функции. Ч.2 2
Создание пользовательской формы, реализующей алгоритм шифра RSA. Ч.1 2
Создание пользовательской формы, реализующей алгоритм шифра RSA. Ч.2 2
Симметричные криптосистемы. Ч.1 2
Симметричные криптосистемы. Ч.2 2
Криптоанализ симметричных криптосистем. Ч.1 2
Криптоанализ симметричных криптосистем. Ч.2 2
Криптографические протоколы на основе асимметричных криптосистем. Ч.1 2
Криптографические протоколы на основе асимметричных криптосистем. Ч.2 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
4 Шифр простой замены. Пример создания программного кода зашифровывающего и расшифровывающего сообщение по алгоритму шифра простой замены. 6
Создание пользовательской формы – Шифратор Цезаря.
Системы с закрытым ключом. Шифрование методом подстановки.
Системы с закрытым ключом. Шифр многоалфавитной замены.
Системы с закрытым ключом. Шифрование методом перестановки.
Создание пользовательской формы – Шифратор файлов.
Создание пользовательской формы – Вычисление хеш-функции. Ч.1
Создание пользовательской формы – Вычисление хеш-функции. Ч.2
Создание пользовательской формы, реализующей алгоритм шифра RSA. Ч.1
Создание пользовательской формы, реализующей алгоритм шифра RSA. Ч.2
Симметричные криптосистемы. Ч.1
Симметричные криптосистемы. Ч.2
Криптоанализ симметричных криптосистем. Ч.1
Криптоанализ симметричных криптосистем. Ч.2
Криптографические протоколы на основе асимметричных криптосистем. Ч.1
Криптографические протоколы на основе асимметричных криптосистем. Ч.2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Концепция информационной безопасности 4
Технические средства защиты информации. Организационное обеспечение системы защиты информации. Технологические основы обработки конфиденциальных документов 6
2 Изучение нормативно-правовой базы в области информационной безопасности и защиты информации 10
3 Средства защиты информации в автоматизированных системах 6
Основы методологии построения защищенных автоматизированных информационных систем 4
Основы защиты данных персонального компьютера 4
Многоуровневая защита ПК 4
Компьютерные вирусы 2
4 Криптоанализ 12
Блочное симметричное шифрование 10
Асимметричное шифрование и электронная цифровая подпись 10

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Концепция информационной безопасности 145
Технические средства защиты информации. Организационное обеспечение системы защиты информации. Технологические основы обработки конфиденциальных документов
Средства защиты информации Ч.2: Технологические основы обработки конфиденциальных документов.
2 Изучение нормативно-правовой базы в области информационной безопасности и защиты информации
Российское организационное и нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности
Международные нормативно-правовые акты обеспечения ИБ
Правовая база лицензирования и сертификации в области защиты информации
Преступления в сфере компьютерной информации и вопросы защиты авторских прав
3 Средства защиты информации в автоматизированных системах
Основы методологии построения защищенных автоматизированных информационных систем
Основы защиты данных персонального компьютера
Многоуровневая защита ПК
Компьютерные вирусы
Задача обеспечения информационной безопасности в современных условиях. Информация как объект защиты
Источники угроз и способы нарушения информационной безопасности
Аспекты практической компьютерной безопасности. Средства анализа защищенности систем и сетей
Защита компьютеров и сетей. Антивирусное программное обеспечение
4 Криптоанализ
Блочное симметричное шифрование
Асимметричное шифрование и электронная цифровая подпись
Основные понятия криптографии
Разновидности шифров: 1) Шифры замены 2) Шифры перестановки 3) Шифры гаммирования
Системы шифрования с закрытым и открытым ключом: RSA-криптосистема с открытым ключом
Электронная цифровая подпись: 1) Механизм формирования электронной цифровой подписи 2) Хеш-функция 3) Сертификация открытых ключей

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Доманский, В. В. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : практикум / В. В. Доманский, А. В. Чернов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 43 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-1 +
ОПК-4 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Концепция информационной безопасности
2) Виды и формы представления информации. Информация как объект защиты.
3) Определение и цели, механизмы, инструментарий, концепция информационной безопасности.
4) Угрозы информационной безопасности автоматизированных систем. Классификация угроз ИБ
5) Программные закладки и компьютерные вирусы. Методы и средства борьбы с компьютерными вирусами.
6) Средства защиты информации. Технические средства защиты информационных ресурсов.
7) Организационное обеспечение системы защиты информации
8) Технологические основы обработки конфиденциальных документов.
9) Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности.
10) Угрозы информационной безопасности и их место в национальной безопасности страны
11) Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы.
12) Международные и отечественные стандарты информационной безопасности.
13) Модели безопасности: типовые модели нападения.
14) Классификация атак. Атаки на поток данных
15) Модели безопасности и их применение. Модель безопасности информационных потоков и матрицы доступа.
16) Управление рисками. Методики оценки рисков.
17) Политика информационной безопасности. Автоматизированные средства управления политикой безопасности.
18) Многоуровневая защита данных персонального компьютера
19) Концепция построения систем контроля и разграничения доступа.
20) Криптографические средства защиты информации. Общие сведения о криптографии.
21) Поточное шифрование: основные понятия. Классификация шифров
22) Особенности построения симметричных поточных шифров
23) Блочное симметричное шифрование: основные способы формирования и примитивы симметричных блочных шифров
24) Симметричное шифрование на основе сетей Файштеля.
25) Асимметричное шифрование и электронная цифровая подпись:
26) Практическая стойкость шифров.
27) Протоколы и алгоритмы. Хэш-функции
28) Электронная цифровая подпись. Отечественные и зарубежные стандарты. Перспективы криптографии.
29) Защита информации в Internet. Методы и средства обеспечения безопасности информационных обменов в глобальной сети
30) Основные этапы, методологию, технологию и средства проектирования средств защиты информационных систем.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Методологию построения защищенных автоматизированных информационных систем
2) Схему и алгоритм шифрования RSA
3) Схему и алгоритм шифрования Рабина
4) Схему и алгоритм шифрования Эль Гамаль.
5) Средства и способы реализации шифров Цезаря
6) Средства и способы реализации шифров Полибия
7) Средства и способы реализации шифров Кардано
8) Средства и способы реализации шифров Виженера.
9) Аппаратное шифрование в стандарте DES
10) Аппаратное шифрование в стандарте ГОСТ.
11) Схему и алгоритм электронной цифровой подписи RSA
12) Схему и алгоритм электронной цифровой подписи Рабина
13) Схему и алгоритм электронной цифровой подписи Эль Гамаль.
14) Защиту информации в Internet. Протоколы сетевой безопасности
15) Защиту информации в Internet. Электронная почта и ее защита.
16) Защиту информации в Internet. Безопасность электронных платежей.
17) Концепцию информационной безопасности АСУ ЖТ
18) Вирусы, программные закладки и механизмы борьбы с ними
19) Организационно-технологические и технические средства защиты ИБ
20) Блочное шифрование как следствие развития вычислительной техники
21) Способы оценки стойкости шифров
22) Основные нормативно-правовые документы, обеспечивающие стандарты информационной безопасности
23) ЭЦП как средство обеспечения достоверности результатов информационного обмена в сетях
24) Математические методы при решении профессиональных задач повышенной сложности.
25) Методы настройки конкретных конфигураций систем и отдельных средств защиты информации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами и средствами разработки и оформления технической документации на системы защиты информации объектов транспорта.

2) Техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты.

3) Методами и средствами исследований свойств защищенности информационных ресурсов АСУ ЖТ.

4) Методами и средствами исследований угроз информационной безопасности и управление рисками в АСУ ЖТ.

5) Методами и средствами исследований нормативно-правового обеспечения информационной безопасности объектов АСУ ЖТ.

6) Методами и средствами исследований алгоритмов поточного шифрования.

7) Методами и средствами исследований алгоритмов блочного симметричного шифрования.

8) Методами и средствами исследований алгоритмов асимметричного шифрования.

9) Методами и средствами исследований хэш-функций.

10) Методами и средствами исследований алгоритмов электронной цифровой подписи.

11) Приемами обнаружения и нейтрализации программных закладок.

12) Приемами обнаружения и нейтрализации компьютерных вирусов.

13) Техническими средствами защиты информационных ресурсов.

14) Знаниями основных нормативных документов, касающиеся государственной тайны.

15) Знаниями основных нормативно-справочных документов.

16) Международными и отечественными стандартами информационной безопасности.

17) Моделями типовых атак.

18) Моделями безопасности информационных потоков и матрицы доступа.

19) Методиками оценки рисков.

20) Методологией построения защищенных автоматизированных информационных систем.

21) Автоматизированными средствами управления политикой безопасности.

22) Приемами построения систем контроля и разграничения доступа.

23) Приемами криптоанализа.

24) Приемами оценки стойкости шифров.

25) Протоколами и алгоритмами Хэш-функций.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Доманский, В. В. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : учеб. пособие / В. В. Доманский, А. В. Чернов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 82 с. ЭБС РГУПС
2 Нестеров, С. А. Информационная безопасность : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Нестеров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 321 с. ЭБС Юрайт
3 Васильева, И. Н. Криптографические методы защиты информации : учебник и практикум для вузов / И. Н. Васильева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02883-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Доманский, В. В. Компьютерные сети. Интернет. Защита информации : учеб. пособие / В.В. Доманский ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2004. - 71 с. ЭБС РГУПС
2 Панасов, В.Л. Программные средства защиты информации: учеб. пособие/В.Л. Панасов.-Ростов н/Д:РГУПС, 2007.- 51с. ЭБС РГУПС
3 Казарин, О. В. Программно-аппаратные средства защиты информации. Защита программного обеспечения : учебник и практикум для вузов / О. В. Казарин, А. С. Забабурин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9043-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Журнал "Автоматика, связь, информатика" ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чернов А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Доманский, В. В. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : практикум / В. В. Доманский, А. В. Чернов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 43 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53018.