РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Высшая математика" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Математика" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Специализация |
||
№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.ф-м.н., доц. Задорожная Наталья Сергеевна, к.ф-м.н., доц. Беляк Ольга Александровна, к.ф-м.н., доц. Богачев Виктор Алексеевич, д.т.н., доц. Мукутадзе Мурман Александрович, к.т.н., доц. Новакович Марина Васильевна, к.ф-м.н. Конеев Рустам Викторович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Математика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Высшая математика".
к.ф-м.н., доц. Полтинников Виктор Иванович, доцент, ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Математика_С_23.05.06_во_1234_ВМ_п42283_55398.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Математика".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Математика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути", "Теоретическая механика", "Физика";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, гармонического анализа Умеет: применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач; применять методы математического анализа и моделирования Имеет навыки: основными методами работы на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) с прикладными программными средствами |
ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
Знает: основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, гармонического анализа Умеет: применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач; применять методы математического анализа и моделирования Имеет навыки: основными методами работы на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) с прикладными программными средствами |
ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии |
Место дисциплины 1С.Б "Математика" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1, 2, 3, 4 семестрах.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 16 зачетных единиц (576 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 225 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 216 | 216 | 64 | 56 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 92 | 92 | 32 | 28 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||||
Практические, семинары (Пр) | 124 | 124 | 32 | 28 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
9 | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 234 | 42 | 50 | 58 | 84 | |
Контрольная работа (К) | 60 | 15 | 15 | 15 | 15 | |
Реферат (Р) | ||||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||||
Курсовая работа (КР) | ||||||
Курсовой проект (КП) | ||||||
Самоподготовка | 174 | 27 | 35 | 43 | 69 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 117 | 36 | 36 | 36 | 9 | |
Экзамен (Экз) | 108 | 36 | 36 | 36 | ||
Зачет (За) | 9 | 9 | ||||
Общая трудоемкость, часы | 576 | 225 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 16 зачетных единиц (576 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 54 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 44 | 44 | 2 | 10 | 10 | 2 | 14 | 6 |
Лекции (Лек) | 20 | 20 | 2 | 6 | 2 | 2 | 8 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||||||
Практические, семинары (Пр) | 24 | 24 | 4 | 8 | 6 | 6 | ||
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
10 | 10 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 491 | 60 | 90 | 91 | 60 | 90 | 100 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 6 | 6 | |||||
Реферат (Р) | ||||||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||||||
Курсовая работа (КР) | ||||||||
Курсовой проект (КП) | ||||||||
Самоподготовка | 479 | 60 | 84 | 91 | 60 | 84 | 100 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 31 | 9 | 9 | 4 | 9 | |||
Экзамен (Экз) | 27 | 9 | 9 | 9 | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||||||
Общая трудоемкость, часы | 576 | 54 | 63 | 111 | 114 | 63 | 109 | 116 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 16 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Линейная алгебра | ОПК-3 |
2 | Векторная алгебра | ОПК-3 |
3 | Аналитическая геометрия | ОПК-3 |
4 | Введение в математический анализ | ОПК-1 |
5 | Дифференциальное исчисление функции одной переменной | ОПК-1 |
6 | Неопределенный интеграл | ОПК-1 |
7 | Определенный интеграл | ОПК-1 |
8 | Дифференциальое исчисление функции нескольких переменных | ОПК-1 |
9 | Дискретная математика. Булева алгебра | ОПК-3 |
10 | Дискретная математика: элементы теории графов | ОПК-3 |
11 | Дискретная математика:. комбинаторика | ОПК-3 |
12 | Основы теории вероятностей | ОПК-3 |
13 | Математическая статистика: выборки | ОПК-1 |
14 | Математическая статистика:оценки параметров | ОПК-1 |
15 | Основы математического моделирования | ОПК-1 |
16 | Теория надежности транспортных сооружений | ОПК-3 |
17 | Гармонический анализ | ОПК-1 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 6 | 6 | ||
2 | 4 | 4 | ||
3 | 8 | 6 | ||
4 | 6 | 6 | ||
5 | 8 | 10 | 27 | |
6 | 8 | 8 | 35 | |
7 | 6 | 8 | ||
8 | 8 | 8 | ||
9 | 6 | 4 | ||
10 | 4 | 6 | ||
11 | 2 | 4 | ||
12 | 6 | 16 | 43 | |
13 | 4 | 6 | ||
14 | 4 | 10 | ||
15 | 4 | 10 | 43 | |
16 | 4 | 8 | 26 | |
17 | 4 | 4 | ||
Итого | 92 | 124 | 174 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 92 | 124 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 479 | |
2 | 2 | 2 | ||
3 | 2 | 2 | ||
4 | 2 | 2 | ||
5 | 2 | 4 | ||
6 | 2 | 2 | ||
7 | 4 | |||
8 | 2 | 2 | ||
9 | 2 | |||
10 | 2 | |||
11 | 2 | |||
12 | 4 | |||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
Итого | 20 | 24 | 479 | |
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Матрицы и действия над ними: 1) Определение, типы матрий 2) Умножение матрицы на число 3) Сложение матриц. | 2 |
Определители и их свойства: 1) Миноры и алгебраические дополнения 2) Вычисление определителей 3) Свойства определителей 4) Понятие определителя n-го порядка. | 2 | |
Обратная матрица. Системы линейных уравнений: 1)Умножение матриц 2) Ранг матрицы 3)Правило Крамера 4) Матричный метод 5) Теорема Кронекера-Капелли 6) Однородные системы линейных уравнений. | 2 | |
2 | Векторы: 1) Линейные операции над векторами 2) Модуль вектора. Направляющие косинусы. 3) Скалярное произведение и его свойства 4) Угол между векторами 5) Условие ортогональности двух векторов. | 2 |
Векторное и смешанное произведения векторов: 1) Векторное произведение и его свойства 2) Условие коллинеарности 3) Смешанное произведение и его свойства 4) Условие компланарности. | 2 | |
3 | Аналитическая геометрия на плоскости: 1) Декартовы координаты 2) Полярные координаты 3) Деление отрезка в данном отношении. | 2 |
Различные формы уравнения прямой: 1) Различные формы уравнений прямой на плоскости 2) Взаимное расположение прямых. | 2 | |
Кривые второго порядка: 1) Окружность 2) Эллипс 3) Гипербола 4) Парабола. | 2 | |
Аналитическая геометрия в пространстве: 1) Различные формы уравнений прямой и плоскости 2) Взаимное расположение прямых и плоскостей. | 2 | |
4 | Функции и ее характеристики. Предел функции: 1) Определение функции 2) способы задания 3) Характеристики с свойства функций 4) Определение предела, геометрический смысл 5) Односторонние пределы 6) Свойства пределов. | 2 |
Бесконечно малые и бесконечно большие функции: 1) Определения 2) Сравнение бесконечно малых функций (бмф) 3) Связь бмф и бесконечно больших функций 4) 1-й и 2-й замечательные пределы. | 2 | |
Непрерывность функции: 1) Непрерывность функции в точке 2) Разрывы первого и второго родов 3) Непрерывность элементарных функций 4) Свойства непрерывных на отрезке функций. | 2 | |
5 | Производная функции в точке: 1) Физический и геометрический смысл 2) Правила дифференцирования 3) Таблица производных 4) Производная сложной функции 5) Логарифмическое дифференцирование 6) Производная параметрической и неявной функции. | 2 |
Первый дифференциал. Производные и дифференциалы высших порядков: 1) Определение и геометрический смысл дифференциала 2) Свойства дифференциала 3) Применения дифференциалов в приближенных вычислениях 4) Физический смысл второй производной. | 2 | |
Исследование функций при помощи производных: 1) Теоремы Ролля, Лагранжа 2) Правило Лопиталя. | 2 | |
Исследование функций на экстремум, выпуклость, вогнутость: 1) Критерий монотонности функций 2) Необходимое и достаточное условия экстремума 3) Нахождение интервалов выпуклости, вогнутости 4) Нахождение точек перегиба графика функции. 5) Вертикальные асимптоты 6) Наклонные асимптоты. | 2 | |
Семестр № 2 | ||
6 | Первообразная. Неопределенный интеграл: 1) Определения 1) Свойства неопределенного интеграла 3) Таблица простейших интегралов. | 2 |
Непосредственное интегрирование: 1) Интегрирование с помощью таблицы интегралов 2) Метод разложения подынтегральной фкнкции. | 2 | |
Методы интегрирования: 1) Интегрирование по частям 2) Метод подстановки. | 2 | |
Интегрирование рациональных и тригонометрических функций: 1) Интегрирование рациональных дробей 2) Интегрирование тригонометрических функций. | 2 | |
7 | Интегральная сумма. Определенный интеграл: 1) Геометрический и физический смысл 2) Формула Ньютона-Лейбница 3) Основные свойства. | 2 |
Вычисление определенного интеграла: 1) Замена переменной 2) Интегрирование по частям 3) Приложения определенного интеграла. | 2 | |
Несобственные интегралы: 1) Интеграл с бесконечным промежутком интегрирования 2) Интеграл от разрывной функции. | 2 | |
8 | Функции двух переменных: 1) Область определения 2) Предел и непрерывность 3) Свойства непрерывных функций. | 2 |
Производные и дифференциалы ФНП: 1) Частные производные 2) Полный дифференциал 3) Производные и дифференциалы сложной функции. | 2 | |
Касательная плоскость и нормаль к поверхности: 1) Уравнение касательной плоскости к поверхности 2) Уравнение нормали. | 2 | |
Экстремум функции двух переменных: 1) Основные понятия 2) Необходимые и достаточные условия экстремума. | 2 | |
9 | Элементы математической логики, булевы функции: 1)определение булевой функции (бф) 2) СДНФ, СКНФ. | 2 |
Множества: 1) Диаграммы Эйлера, 2) Действия с множествами. | 2 | |
Отношения, их классификация. | 2 | |
Семестр № 3 | ||
10 | Виды графов: 1)неориентированные и ориентированные графы, 2)способы задания графов. | 2 |
Основные типы графов: 1)Маршруты, 2)Цепи, 3)Циклы. | 2 | |
11 | Перестановки. Сочетания. Размещения. | 2 |
12 | Случайные события: 1) Алгебра событий 2) Классическая и геометрическая вероятность 3) Теорема сложения вероятностей 4) Теорема умножения 5) Формула полной вероятности и формула Байеса 6) Формула Бернулли, асимптоточеские формулы. | 2 |
Дискретные случайные величины: 1) Распределение и числовые характеристики 2) Биномиальное, геометрическое и пуассоновское распределения. | 2 | |
Непрерывные случайные величины: 1) Функция распределения, плотность вероятности 2) Числовые характеристики 3) Равномерное, нормальное и экспоненциальное распределения. | 2 | |
13 | Выборки и их характаристики: 1) Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения 2) Графическое изображение статистического распределения 3) Числовые характеристики статистического распределения. | 2 |
Элементы теории оценок: 1) Точечные оценки неизвестных параметров 2) Понятие интервальной оценки. | 2 | |
Семестр № 4 | ||
14 | Интервальное оценивание параметров: 1) Доверительные интервалы для математического ожидания; 2) Доверительные интервалы для дисперсии. | 2 |
Статистические гипотезы: 1) Понятие статистической гипотезы 2) Этапы проверки гипотезы 3) Проверка гипотезы о законе распределения 4) Критерий Пирсона. | 2 | |
15 | Математическое моделирование (ММ): 1) Понятие математической модели 2) Основные этапы ММ 3) Классификация моделей 4) Примеры математических моделей. | 2 |
Марковские процессы: 1) Простейший поток событий 2) Системы массового обслуживания, их классификация 3) Расчет эффективности СМО. | 2 | |
16 | Понятие надежности: 1) Надежность и долговечность объекта, понятие отказа 2) Надежность систем с последовательным и параллельным соединением элементов. | 2 |
Резервирование систем: 1) Включение резервного элемента замещением 2) Система с облегченным резервом. | 2 | |
17 | Разложение в ряд Фурье 2-пи периодических функций: 1) Периодические функции; 2) Периодические процессы; 3) Тригонометричский ряд Фурье 4) Теорема Дирихле; 5) Разложение в ряд Фурье четных и нечетных функций. | 2 |
Разложение в ряд Фурье функций произвольного периода: 1) Ряд Фурье с периодом 2-l; 2) Представление непериодических функций рядом Фурье. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Обратная матрица. Системы линейных уравнений: 1)Умножение матриц 2) Ранг матрицы 3)Правило Крамера 4) Матричный метод 5) Теорема Кронекера-Капелли 6) Однородные системы линейных уравнений. | 2 |
Заезд № 2 | ||
2 | Векторное и смешанное произведения векторов: 1) Векторное произведение и его свойства 2) Условие коллинеарности 3) Смешанное произведение и его свойства 4) Условие компланарности. | 2 |
3 | Различные формы уравнения прямой: 1) Различные формы уравнений прямой на плоскости 2) Взаимное расположение прямых. | 2 |
4 | Функции и ее характеристики. Предел функции: 1) Определение функции 2) способы задания 3) Характеристики с свойства функций 4) Определение предела, геометрический смысл 5) Односторонние пределы 6) Свойства пределов. | 2 |
Заезд № 3 | ||
5 | Производная функции в точке: 1) Физический и геометрический смысл 2) Правила дифференцирования 3) Таблица производных 4) Производная сложной функции 5) Логарифмическое дифференцирование 6) Производная параметрической и неявной функции. | 2 |
Заезд № 4 | ||
6 | Первообразная. Неопределенный интеграл: 1) Определения 1) Свойства неопределенного интеграла 3) Таблица простейших интегралов. | 2 |
Заезд № 5 | ||
8 | Функции двух переменных: 1) Область определения 2) Предел и непрерывность 3) Свойства непрерывных функций. | 2 |
9 | Элементы математической логики, булевы функции: 1)определение булевой функции (бф) 2) СДНФ, СКНФ. | 2 |
10 | Виды графов: 1)неориентированные и ориентированные графы, 2)способы задания графов. | 2 |
11 | Перестановки. Сочетания. Размещения. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Действия над матрицами. | 2 |
Вычисление определителей 2 и 3-го порядка. Правило Крамера. | 2 | |
Матричный метод. Ранг матрицы. Исследование систем линейных алгебраических уравнений. | 2 | |
2 | Линейные операции в координатах. Длина вектора, направляющие косинусы. | 2 |
Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов и их приложения. | 2 | |
3 | Полярные координаты. Уравнения прямой на плоскости | 2 |
Кривые второго порядка. | 2 | |
Общее уравнение прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых и плоскостей. | 2 | |
4 | Предел функции, его свойства. Вычисление пределов | 2 |
Эквивалентные бесконечно малые функции (бмф). Нахождение пределов с помощью таблицы основных бмф. | 2 | |
Непрерывность функции в точке. Определения разрывов первого и второго рода; устранимые разрывы. Непрерывность элементарных функций. | 2 | |
5 | Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Таблица производных. | 2 |
Производная сложной, параметрически заданной и неявной функции. Логарифмическое дифференцирование. | 2 | |
Дифференциал функции, его применение к приближенным вычислениям. | 2 | |
Производные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя. | 2 | |
Исследование функций при помощи производных. | 2 | |
Семестр № 2 | ||
6 | Непосредственное интегрирование. | 2 |
Интегрирование по частям и подстановкой. | 2 | |
Интегрирование рациональных дробей. | 2 | |
Интегрирование тригонометрических функций | 2 | |
7 | Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. | 2 |
Вычисление методом замены переменной и интегрирования по частям. | 2 | |
Приложения определенного интеграла. | 2 | |
Несобственные интегралы. | 2 | |
8 | Область определения, предел и непрерывность функции двух переменных. | 2 |
Производные и дифференциалы ФНП. | 2 | |
Касательная плоскость и нормаль к поверхности. | 2 | |
.Экстремум функции двух переменных. Поверхности и линии уровня. | 2 | |
9 | Множества, диаграммы Эелера, действия с множествами. Отношения их классификация. | 2 |
Элементы математической логики, булевы функции. СДНФ,СКНФ. | 2 | |
Семестр № 3 | ||
10 | Виды графов, способы их задания, основные типы. Маршруты, цепи, циклы. | 2 |
Построение неориентированных и ориентированных графов | 2 | |
Матричное задание графов. Матрица смежности. Матрица инцидентности | 2 | |
11 | Сочетания, размещения, перестановки в схеме без возвращения | 2 |
Сочетания, размещения, перестановки в схеме с возвращением | 2 | |
12 | Случайные события (СВ), их алгебра. определение вероятности. | 2 |
Теоремы сложения и умножения вероятностей. | 2 | |
Формулы полной вероятности и Байеса. | 2 | |
Схема Бернулли. | 2 | |
Дискретные СВ, их распределения и числовые характеристики. | 2 | |
Непрерывные СВ. Их функция распределения, плотность вероятностей, числовые характеристики. | 2 | |
Стандартные распределения дискретной случайной величины | 2 | |
Стандартные распределения непрерывной случайной величины | 2 | |
13 | Выборки и их характеристики. Статистическое распределение выборки. | 2 |
Эмпирическая функция распределения. Числовые характеристикистатистического распределения. | 2 | |
Нахождение точечных оценок. | 2 | |
Семестр № 4 | ||
14 | Элементы теории оценок и проверки гипотез. | 2 |
Точечные аценки неизвестных параметров и их свойства.Понятие интервального оценивания параметров. | 2 | |
Доверительные интервалы для нормального распределения. | 2 | |
Понятие статистической гипотезы. Этапы проверки гипотезы. | 2 | |
Проверка гипотезы о модели закона распределения. Критерий Пирсона. | 2 | |
15 | Математическое моделирование(ММ). | 2 |
Понятие математической модели. Основные этапы ММ.Классификация моделей. | 2 | |
Примеры математических моделей. Методы прогнозирования. | 2 | |
Марковские процессы. Системы массового обслуживания, их классификация. | 2 | |
Расчет эффективности СМО. | 2 | |
16 | Расчет показателей надежности простой системы. | 2 |
Резервирование систем. | 2 | |
Включение резервного элемента замещением. | 2 | |
Система с облегченным резервом. | 2 | |
17 | Рядв Фурье.Разложение в ряд Фурье 2-пи периодических функций. | 2 |
Разложение в ряд Фурье 2l-периодических функций. Представление непериодических функций рядом Фурье. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Вычисление определителей 2 и 3-го порядка. Правило Крамера. | 2 |
2 | Линейные операции в координатах. Длина вектора, направляющие косинусы. | 2 |
3 | Общее уравнение прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых и плоскостей. | 2 |
4 | Эквивалентные бесконечно малые функции (бмф). Нахождение пределов с помощью таблицы основных бмф. | 2 |
5 | Производная сложной, параметрически заданной и неявной функции. Логарифмическое дифференцирование. | 2 |
Исследование функций при помощи производных. | 2 | |
Курс № 2 | ||
6 | Интегрирование по частям и подстановкой. | 2 |
7 | Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. | 2 |
Приложения определенного интеграла. | 2 | |
8 | .Экстремум функции двух переменных. Поверхности и линии уровня. | 2 |
12 | Теоремы сложения и умножения вероятностей. | 2 |
Дискретные СВ, их распределения и числовые характеристики. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
5 | Логарифмическое дифференцирование, параметрическое дифференцирование, построение графиков | 27 |
Семестр № 2 | ||
6 | Тригонометрические подстановки. | 12 |
Некоторые случаи разложения сложных рациональных дробей на простейшие. | 23 | |
Семестр № 3 | ||
12 | Использование закона больщих чисел при решении практических задач. Геометрическое определение вероятностей.Специальные распределения. | 43 |
Семестр № 4 | ||
15 | Некоторые частные случаи решения задач СМО | 43 |
16 | Решение задач на пределение готовности системы. Замещение элементов резервом. | 26 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Матрицы и действия над ними: 1) Определение, типы матрий 2) Умножение матрицы на число 3) Сложение матриц | 235 |
Определители и их свойства: 1) Миноры и алгебраические дополнения 2) Вычисление определителей 3) Свойства определителей 4) Понятие определителя n-го порядка | ||
Действия над матрицами. | ||
Матричный метод. Ранг матрицы. Исследование систем линейных алгебраических уравнений. | ||
2 | Векторы: 1) Линейные операции над векторами 2) Модуль вектора. Направляющие косинусы. 3) Скалярное произведение и его свойства 4) Угол между векторами 5) Условие ортогональности двух векторов. | |
Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов и их приложения. | ||
3 | Аналитическая геометрия на плоскости: 1) Декартовы координаты 2) Полярные координаты 3) Деление отрезка в данном отношении | |
Кривые второго порядка: 1) Окружность 2) Эллипс 3) Гипербола 4) Парабола | ||
Аналитическая геометрия в пространстве: 1) Различные формы уравнений прямой и плоскости 2) Взаимное расположение прямых и плоскостей. | ||
Полярные координаты. Уравнения прямой на плоскости | ||
Кривые второго порядка. | ||
4 | Бесконечно малые и бесконечно большие функции: 1) Определения 2) Сравнение бесконечно малых функций (бмф) 3) Связь бмф и бесконечно больших функций 4) 1-й и 2-й замечательные пределы | |
Непрерывность функции: 1) Непрерывность функции в точке 2) Разрывы первого и второго родов 3) Непрерывность элементарных функций 4) Свойства непрерывных на отрезке функций. | ||
Предел функции, его свойства. Вычисление пределов | ||
Непрерывность функции в точке. Определения разрывов первого и второго рода; устранимые разрывы. Непрерывность элементарных функций. | ||
5 | Логарифмическое дифференцирование, параметрическое дифференцирование, построение графиков | |
Первый дифференциал. Производные и дифференциалы высших порядков: 1) Определение и геометрический смысл дифференциала 2) Свойства дифференциала 3) Применения дифференциалов в приближенных вычислениях 4) Физический смысл второй производной | ||
Исследование функций при помощи производных: 1) Теоремы Ролля, Лагранжа 2) Правило Лопиталя | ||
Исследование функций на экстремум, выпуклость, вогнутость: 1) Критерий монотонности функций 2) Необходимое и достаточное условия экстремума 3) Нахождение интервалов выпуклости, вогнутости 4) Нахождение точек перегиба графика функции. 5) Вертикальные асимптоты 6) Наклонные асимптоты. | ||
Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Таблица производных. | ||
Дифференциал функции, его применение к приближенным вычислениям. | ||
Производные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя. | ||
Курс № 2 | ||
6 | Тригонометрические подстановки. | 244 |
Некоторые случаи разложения сложных рациональных дробей на простейшие. | ||
Непосредственное интегрирование: 1) Интегрирование с помощью таблицы интегралов 2) Метод разложения подынтегральной фкнкции | ||
Методы интегрирования: 1) Интегрирование по частям 2) Метод подстановки | ||
Интегрирование рациональных и тригонометрических функций: 1) Интегрирование рациональных дробей 2) Интегрирование тригонометрических функций | ||
Непосредственное интегрирование. | ||
Интегрирование рациональных дробей. | ||
Интегрирование тригонометрических функций | ||
7 | Интегральная сумма. Определенный интеграл: 1) Геометрический и физический смысл 2) Формула Ньютона-Лейбница 3) Основные свойства. | |
Вычисление определенного интеграла: 1) Замена переменной 2) Интегрирование по частям 3) Приложения определенного интеграла | ||
Несобственные интегралы: 1) Интеграл с бесконечным промежутком интегрирования 2) Интеграл от разрывной функции. | ||
Вычисление методом замены переменной и интегрирования по частям. | ||
Несобственные интегралы. | ||
8 | Производные и дифференциалы ФНП: 1) Частные производные 2) Полный дифференциал 3) Производные и дифференциалы сложной функции | |
Касательная плоскость и нормаль к поверхности: 1) Уравнение касательной плоскости к поверхности 2) Уравнение нормали | ||
Экстремум функции двух переменных: 1) Основные понятия 2) Необходимые и достаточные условия экстремума. | ||
Область определения, предел и непрерывность функции двух переменных. | ||
Производные и дифференциалы ФНП. | ||
Касательная плоскость и нормаль к поверхности. | ||
9 | Множества: 1) Диаграммы Эйлера, 2) Действия с множествами | |
Отношения, их классификация | ||
Множества, диаграммы Эелера, действия с множествами. Отношения их классификация. | ||
Элементы математической логики, булевы функции. СДНФ,СКНФ. | ||
10 | Основные типы графов: 1)Маршруты, 2)Цепи, 3)Циклы | |
Виды графов, способы их задания, основные типы. Маршруты, цепи, циклы. | ||
Построение неориентированных и ориентированных графов | ||
Матричное задание графов. Матрица смежности. Матрица инцидентности | ||
11 | Сочетания, размещения, перестановки в схеме без возвращения | |
Сочетания, размещения, перестановки в схеме с возвращением | ||
12 | Использование закона больщих чисел при решении практических задач. Геометрическое определение вероятностей.Специальные распределения. | |
Случайные события: 1) Алгебра событий 2) Классическая и геометрическая вероятность 3) Теорема сложения вероятностей 4) Теорема умножения 5) Формула полной вероятности и формула Байеса 6) Формула Бернулли, асимптоточеские формулы | ||
Дискретные случайные величины: 1) Распределение и числовые характеристики 2) Биномиальное, геометрическое и пуассоновское распределения | ||
Непрерывные случайные величины: 1) Функция распределения, плотность вероятности 2) Числовые характеристики 3) Равномерное, нормальное и экспоненциальное распределения | ||
Случайные события (СВ), их алгебра. определение вероятности. | ||
Формулы полной вероятности и Байеса. | ||
Схема Бернулли. | ||
Непрерывные СВ. Их функция распределения, плотность вероятностей, числовые характеристики. | ||
Стандартные распределения дискретной случайной величины | ||
Стандартные распределения непрерывной случайной величины | ||
13 | Выборки и их характаристики: 1) Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения 2) Графическое изображение статистического распределения 3) Числовые характеристики статистического распределения | |
Элементы теории оценок: 1) Точечные оценки неизвестных параметров 2) Понятие интервальной оценки | ||
Выборки и их характеристики. Статистическое распределение выборки. | ||
Эмпирическая функция распределения. Числовые характеристикистатистического распределения. | ||
Нахождение точечных оценок. | ||
14 | Интервальное оценивание параметров: 1) Доверительные интервалы для математического ожидания; 2) Доверительные интервалы для дисперсии | |
Статистические гипотезы: 1) Понятие статистической гипотезы 2) Этапы проверки гипотезы 3) Проверка гипотезы о законе распределения 4) Критерий Пирсона | ||
Элементы теории оценок и проверки гипотез. | ||
Точечные аценки неизвестных параметров и их свойства.Понятие интервального оценивания параметров. | ||
Доверительные интервалы для нормального распределения. | ||
Понятие статистической гипотезы. Этапы проверки гипотезы. | ||
Проверка гипотезы о модели закона распределения. Критерий Пирсона. | ||
15 | Некоторые частные случаи решения задач СМО | |
Математическое моделирование (ММ): 1) Понятие математической модели 2) Основные этапы ММ 3) Классификация моделей 4) Примеры математических моделей | ||
Марковские процессы: 1) Простейший поток событий 2) Системы массового обслуживания, их классификация 3) Расчет эффективности СМО | ||
Математическое моделирование(ММ). | ||
Понятие математической модели. Основные этапы ММ.Классификация моделей. | ||
Примеры математических моделей. Методы прогнозирования. | ||
Марковские процессы. Системы массового обслуживания, их классификация. | ||
Расчет эффективности СМО. | ||
16 | Решение задач на пределение готовности системы. Замещение элементов резервом. | |
Понятие надежности: 1) Надежность и долговечность объекта, понятие отказа 2) Надежность систем с последовательным и параллельным соединением элементов | ||
Резервирование систем: 1) Включение резервного элемента замещением 2) Система с облегченным резервом | ||
Расчет показателей надежности простой системы. | ||
Резервирование систем. | ||
Включение резервного элемента замещением. | ||
Система с облегченным резервом. | ||
17 | Разложение в ряд Фурье 2-пи периодических функций: 1) Периодические функции; 2) Периодические процессы; 3) Тригонометричский ряд Фурье 4) Теорема Дирихле; 5) Разложение в ряд Фурье четных и нечетных функций; | |
Разложение в ряд Фурье функций произвольного периода: 1) Ряд Фурье с периодом 2-l; 2) Представление непериодических функций рядом Фурье | ||
Рядв Фурье.Разложение в ряд Фурье 2-пи периодических функций. | ||
Разложение в ряд Фурье 2l-периодических функций. Представление непериодических функций рядом Фурье. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Клодина, Т.В. Элементы теории вероятностей: тексты лекций. В 2 ч. Ч. 1. Случайные события / Т.В.Клодина, Н.С. Задорожная;ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 72 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Клодина, Т.В. Элементы теории вероятностей: тексты лекций. В 2 ч. Ч. 2. Случайные величины / Т.В.Клодина, Н.С. Задорожная;ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 72 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Данилова Л.В. Дискретная математика: учебное пособие/Данилова Л.В., Данилова Н.В., Клодина Т.В.; РГУПС.-Ростов н/Д, 2010.-69 с. | ЭБС РГУПС |
4 | Данилова Л.В. Дискретная математика: учебное пособие/Данилова Л.В., Данилова Н.В., Клодина Т.В.; РГУПС.-Ростов н/Д, 2010.-69 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
ОПК-1 | + | + | + | + |
ОПК-3 | + | + | + | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-1 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
2 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
ОПК-3 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
2 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | ||
4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
решение системы линейных алгебраических уравнений методом Крамера и матричным методом. Векторая алгебра. Аналитическая геометрия. Предел функции. Производная функции одной переменное;
дискретная математика. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл. Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Действия над матрицами.
2)Вычисление определителей 2-го и 3-го порядка.
3)Линейные операции в координатах, длину вектора.
4)Скалярное произведение векторов.
5)Уравнение прямой на плоскости и в пространстве.
6)Общее уравнение плоскости
7)Предел функции и его свойства.
8)Нахождение пределов с помощью таблицы основных бмф.
9)Определение производной. Таблица производных. Дифференциал функции. Правило Лопиталя.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Правило Крамера.
2)Матричный метод решения систем уравнений.
3)Направляющие косинусы векторов.
4)Векторное произведение векторов, его приложение.
5)Кривые 2-го порядка.
6)Взаимное расположение прямых и плоскостей.
7)Эквивалентные бмф.
8)Непрерывность функции в точке.
9)Нахождение асимптот.
10)Механический и геометрический смысл производной.
11)Производная сложной, параметрически заданной и неявной функций.Производные высших порядков.
12)Применение дифференциала к приближенным вычислениям.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Ранг матрицы.
2)Исследование систем линейных уравнений.
3)Смешанное произведение. его приложения.
4)Полярные координаты.
5)Взаимное расположение прямой и плоскости.
6)Определение разрывов 1-го и 2-го рода, устранимые разрывы.
7)Непрерывность элементарных функций.
8)Логарифмическое дифференцирование.
9)Дифференциалы высших порядков.10)Исследование функций с помощью производных.
Экзамен. Семестр № 2
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Непосредственное интегрирование.
2)Свойства определенного интеграла.
3)Формула Ньютона-Лейбница.
4)Область определения, предел и непрерывностьфункции 2-х переменных.
5)Производные ФНП6)Поверхности и линии уровня.
6)Высказывания , логические связки. Эквивалентность высказываний.
7)Способы задания функций.
8)Операции над множествами.Декартово произведение множеств.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Интегрирование по частям и подстановкой.
2)Вычисление определенного интеграла методом замены переменной и интегрирования по частям.
3)Дифференциалы ФНП.
4)Касательная плоскость и нормаль к поверхности.
5)Градиент.
6)Булевы функции.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Интегрирование рациональных дробей.
2)Приложения определенного интеграла.
3)Несобственные интегралы.
4)Экстремум функции 2-х переменных.
5)Производная по направлению.
6)Бинарные отношения.
Экзамен. Семестр № 3
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Дискретная математика.Виды графов: неориентированыеи ориентированные графы.
2)Комбинаторика: перестановки.
3)Основы теории вероятностей.Случайные события: Алгебра событий.Классическая и геометрическая вероятность.
4)Дискретные случайные величины: распредельния и числовые характеристики.
5)Непрерывные случайные величины: функция распределения, характеристики распределения, равномерное распределение.
6)Матемаческая статистика:выборки.
7)Выборки и их характеристики: статическое распределение выборки, эмперическая функция распределения. Элементы теории оценок и проверки гипотез: точечные оценки неизвестных параметров и их свойства.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Дискретная математика. Способы задания графов.
2)Комбинаторика:сочетания.
3)Основы теории вероятностей. Случайные события: Теорема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей.Формула полной вероятности и формула Байеса.
4)Дискретные случайные величины: биномиальное распределение.
5)Непрерывные случайные величины:плотность распределения, нормальное распределение.
6)Понятие о различных формах закона больших чисел: теоремы Бернулли и Чебышева.
7)Математическая статистика: выборки. Выборки и их характеристики: графическое изображение статистического распределения.
8)Элементы теории оценок и проверки гипотез: понятие интервального оценивания параметров. Доверительные интервалы для параметров нормального распределения.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Дискретная математика. Комбинаторика: размещения.
2)Основы теории вероятностей. Случайные события: формула Бернулли, ассимптотические формулы.
3)Дискретные случайные величины: геометрическое и пуассоновское распределения.
4)Непрерывные случайные величины:экспоненциальное распределение.
5)Понятие о различных формулах закона чисел: центральная предельная теорема Ляпунова.
6)Математическая статистика: выборки. Выборки и их характеристики: числовые характеристики статистического распределения.
7)Элементы теории оценок и проверки гипотез: понятие статистической гипотезы.
Зачет. Семестр № 4
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Математическая статистика: оценки параметров.
2)Интервальное оценивание параметров: доверительные интервалы для математического ожидания.
3)Статистические гипотезы: этапы проверки гипотезы.
4)Математическое моделирование (ММ): понятие математической модели, основные этапы ММ.
5)Марковские процессы: системы массового обслуживания.
6) Понятие надежности системы.
7)Нахождение коэффициентов Фурье.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Математическая статистика: оценки параметров.
2)Интервальное оценивание параметров: доверительные интервалы для дисперсии.
3)Статисические гипотезы:проверка гипотезы о законе распределения.
4)ММ: классификация моделей.
5)Методы прогнозирования: анализ динамических рядов.
6)Виды резервирования.
7) определение рядов Фурье для четных и нечетных функций.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Математическая статистика: оценки параметров.
2)Статистические гипотезы: Критерий Пирсона.
3)ММ: примеры математических моделей.
4)Методы прогнозирования: использование вероятностных характеристик.
5)Определение готовности системы.
6)Определение рядов Фурье для произвольных функций.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-1 | 1 | 4, 5 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
4, 5 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
4, 5 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
4, 5 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
2 | 6, 7, 8 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
6, 7, 8 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
6, 7, 8 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
6, 7, 8 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
3 | 13 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
13 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
13 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
13 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
4 | 14, 15, 17 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
14, 15, 17 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
14, 15, 17 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
14, 15, 17 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-3 | 1 | 1, 2, 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
2 | 9 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
9 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
9 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
9 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
3 | 10, 11, 12 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
10, 11, 12 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
10, 11, 12 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
10, 11, 12 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. | |||
4 | 16 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
16 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
16 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
16 | Дуальная оценка за контрольную работу | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. Защита контрольной работы. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Краткий курс высшей математики : учебник / К. В. Балдин, Ф. К. Балдин, В. И. Джеффаль [и др.] ; под редакцией К. В. Балдина. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 512 c. — ISBN 978-5-394-03335-3. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
2 | Богомолов, Н. В. Математика : учебник для вузов / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07001-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
3 | Дегтярева, О. М. Высшая математика. Материалы для подготовки бакалавров и специалистов. Часть I : учебное пособие / О. М. Дегтярева, Р. Н. Хузиахметова, А. Р. Хузиахметова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 104 c. — ISBN 978-5-7882-1912-7. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Клодина Т.В. Типовой расчет по математике: учеб.-метод. пособие. Клодина Т.В., Задорожная Н.С., Данилова Н.В. РГУПС. 2011.-67с. | ЭБС РГУПС |
2 | Данилова Л.В. Дискретная математика: учебное пособие/Данилова Л.В., Данилова Н.В., Клодина Т.В.; РГУПС.-Ростов н/Д, 2010.-69 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Данилова Л.В. Лабораторный практикум по математике в EXCEL[Текст]: учебное пособие/Данилова Л.В., Данилова Н.В., Пиневич Е.В.. РГУПС. 2011.-72с. | ЭБС РГУПС |
4 | Данилова Л.В. Гармонический анализ : учеб.-метод. пособие/ Л. В. Данилова, Н. В. Данилова; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2012.-20 с. | ЭБС РГУПС |
5 | Клодина, Т.В. Элементы теории вероятностей: тексты лекций. В 2 ч. Ч. 1. Случайные события / Т.В.Клодина, Н.С. Задорожная;ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 72 с. | ЭБС РГУПС |
6 | Клодина, Т.В. Экономико-математические методы и моделирование: учебное пособие/ Т.В. Клодина, Н.С. Задорожная, ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д,2014. -144с. | ЭБС РГУПС |
7 | Балдин, К. В. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, А. В. Рукосуев. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 472 c. — ISBN 978-5-394-02108-4. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
8 | Клодина, Т.В. Элементы теории вероятностей: тексты лекций. В 2 ч. Ч. 2. Случайные величины / Т.В.Клодина, Н.С. Задорожная;ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 72 с. | ЭБС РГУПС |
9 | Богомолов, Н. В. Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Н. В. Богомолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07533-5. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
10 | Богомолов, Н. В. Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Н. В. Богомолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 439 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07535-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Задорожная Н.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Математика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Данилова Л.В. Гармонический анализ : учеб.-метод. пособие/ Л. В. Данилова, Н. В. Данилова; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2012.-20 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Клодина Т.В. Типовой расчет по математике: учеб.-метод. пособие. Клодина Т.В., Задорожная Н.С., Данилова Н.В. РГУПС. 2011.-67с. | ЭБС РГУПС |
4 | Данилова, Л.В. Типовые задания для практических занятий по линейной алгебре и аналитической геометрии: учеб.-метод. пособие/Л.В. Данилова, Е.В. Пиневич/ -ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017.- 31 c. ЭБС РГУПС. | ЭБС РГУПС |
5 | Данилова Л.В. Теория вероятностей. Типовые расчеты: учебно-методическое пособие / Л.В. Данилова Л.В., Н.В. Данилова, Е.В. Пиневич. ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. – 44 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Офисная оргтехника и компьютеры.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 55398.