РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.03 Подвижной состав железных дорог |
||
Специализация |
||
№ 2 Вагоны |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители д.т.н., доц. Яицков Иван Анатольевич, Назаретов Андрей Алексеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".
Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Тормозные с в ( к и р_С_23.05.03_во_7_ВВХ_п41659_52903.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза";
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами; новые тормозные приборы; особенности устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов; принцип действия и классификацию тормозных систем; теоретические основы торможения и управления тормозами подвижного состава; тормозное оборудование подвижного состава; тормозные системы вагонов Умеет: выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов; обнаруживать неисправности тормозного оборудования в эксплуатации; применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов; проводить испытания тормозов Имеет навыки: методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов |
ПК-2 - способностью понимать устройства и взаимодействия узлов и деталей подвижного состава, владением техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта, теорией движения поезда, методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов, методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава, методами расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути, готовностью проводить испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения |
Знает: методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами; новые тормозные приборы; особенности устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов; принцип действия и классификацию тормозных систем; теоретические основы торможения и управления тормозами подвижного состава; тормозное оборудование подвижного состава; тормозные системы вагонов Умеет: выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов; обнаруживать неисправности тормозного оборудования в эксплуатации; применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов; проводить испытания тормозов Имеет навыки: методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов |
ПСК-2.4 - способностью демонстрировать знания особенностей устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов, новых тормозных приборов, методов и средств технического диагностирования тормозных приборов в эксплуатации, применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов, производить проверку обеспеченности вагона тормозными средствами, умением выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов, владением методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов |
Место дисциплины 1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Подвижной состав железных дорог (часть 1)", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
7 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | 2 | 2 | 2 |
Практические, семинары (Пр) | 14 | 14 | 14 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 49 | 49 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | 10 | 10 | |
Самоподготовка | 39 | 39 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 50 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
10 | 11 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | 2 | 2 | 2 | |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 93 | 31 | 62 | |
Контрольная работа (К) | ||||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | 40 | 40 | ||
Самоподготовка | 53 | 31 | 22 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 11 | 36 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Назначение, общее устройство и классификация тормозов | ПК-2 |
2 | Тормозная сила железнодорожного подвижного состава | ПК-2 |
3 | Компрессоры | ПК-2 |
4 | Приборы управления тормозами | ПСК-2.4 |
5 | Тормозные колодки (накладки) | ПК-2, ПСК-2.4 |
6 | Новые виды тормозов | ПК-2 |
7 | Эксплуатация и содержание тормозов | ПСК-2.4 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 2 | 3 | |
2 | 6 | 2 | 4 | |
3 | 2 | 2 | 4 | |
4 | 10 | 2 | 2 | 4 |
5 | 2 | 2 | ||
6 | 6 | 2 | 12 | |
7 | 2 | 2 | 12 | |
Итого | 32 | 14 | 2 | 39 |
В т.ч. по интерактивным формам | 2 | 2 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 2 | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 53 | |
2 | 2 | 2 | ||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
Итого | 4 | 2 | 2 | 53 |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 2 | 2 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Классификация тормозов. Виды торможения: 1) Прямодействующие, неавтоматические тормоза; 2) Непрямодействующие автоматические тормоза; 3) Прямодействующий, автоматический тормоз; 4) Дополнительные свойства классификации; 5) Взаимодействующие с окружающей средой; 6) Взаимодействующие с колесом. | 2 |
Тормозная магистраль. Оценка эффективности тормозов: 1) Пневматическая схема грузового и пассажирского поезда; 2) Воздушная, тормозная, отпускная волны; 3) Длина тормозного пути; 4) Величина реакций в поезде при торможении и отпуске; 5) Управляемость; 6) Надёжность в эксплуатации. | 2 | |
2 | Расчет тормозного пути: 1) Методы тормозных расчётов. | 2 |
Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. Коэффициент трения и коэффициент сцепления. Причины заклинивания колесных пар . Коэффициент трения и коэффициент сцепления: 1) Определение тормозной силы и удельной тормозной силы; 2) Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом; 3) Перечисление причин заклинивания колесных пар; 4) От чего зависит коэффициент трения; 5) Коэффициент трения для чугунных тормозных колодок; 6) Коэффициент трения для композиционных тормозных колодок; 7) Коэффициент трения для электромагнитного тормоза; 8) Коэффициент сцепления, определяемый экспериментально. | 2 | |
Автоматическое регулирование тормозной силы. Динамика торможения: 1) Принципиальные схемы, конструкции, действие и технические характеристики авторежима; 2) Расчет давления в ТЦ в зависимости от загрузки вагона; 3) Перспективы дальнейшего совершенствования регуляторов нормативных устройств; 4) Природа возникновения продольно-динамических усилий; 5) График зависимости изменения давления в ТЦ и тормозной силы от функции времени по длине поезда. | 2 | |
3 | Типы компрессоров. Технические характеристики и эксплуатационные качества компрессоров. Расчет расхода воздуха. Способы осушки сжатого воздуха: 1) Определение производительности, КПД и мощности привода; 2) Индикаторные диаграммы работы одноступенчатого и двухступенчатого компрессоров; 3) Определение объема главных резервуаров; 4) Типы компрессоров; 5) Разделение поршневых компрессоров; 6) Общий часовой расход воздуха; 7) Механический; 8) Химической коагуляции; 9) Звуковой коагуляции; 10) Спиртораспылители. | 2 |
4 | Назначение и классификация поездных кранов машиниста: 1) Прямодействующие с автоматическими перекрышами с питанием тормозной магистрали (ТМ); 2) Непрямодействующий с неавтоматическими перекрышами без питания ТМ; 3) Единые универсальные с неавтоматическими перекрышами с питанием и без питания ТМ. | 2 |
Принцип действия крана машиниста (КМ) усл. №394. Особенности управления автотормозами в длинносоставных поездах: 1) Основные части КМ усл. №394; 2) Назначение "Стабилизатора" и "Редуктора"; 3) Положения ручки КМ усл. №394; 4) Действия крана при I, II, III, IV, V и VI положениях КМ усл. №394; 5) Свойства крана машиниста; 6) Работа крана при Va положении ручки крана машиниста усл. №394. | 2 | |
Принцип действия крана вспомогательного тормоза (КВТ) усл. №254: 1) Основные части КВТ усл. №254; 2) Положения ручки КВТ усл. №254; 3) Действия крана; 4) Свойства крана вспомогательного тормоза. | 2 | |
Воздухораспределители пассажирского типа: 1)Назначение, классификация и работа воздухораспределителей; 2) Технические требования, предъявляемые к воздухораспределителям пассажирского типа; 3) Расчетные формулы для определения величины давления в тормозном цилиндре при различных режимах торможения. | 2 | |
Воздухораспределители грузового типа: 1)Назначение, классификация и работа воздухораспределителей; 2) Технические требования, предъявляемые к воздухораспределителям грузового типа; 3) Расчетные формулы для определения величины давления в тормозном цилиндре при различных режимах торможения. | 2 | |
5 | Характеристика фрикционных материалов для тормозных колодок (накладок) и технико-экономические требования, предъявляемые к ним. Влияние угла подвешивания тормозной колодки на величину ее нажатия. Метод установления норм расхода тормозных колодок. Регулировка рычажных передач по мере износа тормозных колодок: 1) Высокофосфористые тормозные колодки, их преимущества и недостатки; 2) Чугунные колодки, их преимущества и недостатки; 3) Композиционные колодки, их преимущества и недостатки; 4) Определение нажатия тормозной колодки при одностороннем подвешивании; 5) Годовая потребность тормозных колодок; 6) Коэффициент приведенной длины тормозного пути; 7) Приведенная длина тормозного пути; 8) Определение передаточного числа; 9) Допустимый выход штока. | 2 |
6 | Дисковый тормоз: 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок. | 2 |
Электромагнитный рельсовый тормоз (ЭМРТ): 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет силы притяжения и тормозной силы ЭМРТ. | 2 | |
Электропневматические тормоза: 1) Классификация систем электропневматических тормозов, применяемых на железных дорогах РФ; 2) Принципиальная (структурная) электрическая схема 2-х проводного электропневматического пассажирского тормоза; 3) Принципиальная (структурная) электрическая схема 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза; 4) Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска; 5) Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим и перспективы дальнейшего его развития с учетом эксплуатационных и экономический показателей. | 2 | |
7 | Техническое содержание тормозов и контроль за их состоянием в эксплуатации: 1) Опробование тормозов на стоянках и в пути следования; 2) Проверка эффективности действия тормозов; 3) Оформление справки ВУ-45; 4) Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу; 5) Работы ученых РГУПС. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 10 | ||
1 | Классификация тормозов. Виды торможения: 1) Прямодействующие, неавтоматические тормоза; 2) Непрямодействующие автоматические тормоза; 3) Прямодействующий, автоматический тормоз; 4) Дополнительные свойства классификации; 5) Взаимодействующие с окружающей средой; 6) Взаимодействующие с колесом. | 2 |
2 | Расчет тормозного пути: 1) Методы тормозных расчётов. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
4 | Изучение конструкции и принципа действия воздухораспределителей усл. №292 и усл. №483 методом испытания и проверки работы приборов на стенде | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
4 | Изучение конструкции и принципа действия воздухораспределителей усл. №292 и усл. №483 методом испытания и проверки работы приборов на стенде | 2 |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Изучение конструкции и принципа действия тормозной магистрали поезда. Теоретическое и экспериментальное определение тормозной и отпускной волн | 2 |
2 | Расчет тормозного пути и тормозной силы. Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом, коэффициента нажатия и тормозного коэффициента.Изучение конструкции тормозной рычажной передачи вагонов и локомотивов. Определение передаточного числа, усилий на штоке и диаметра ТЦ. | 2 |
3 | Изучение назначения, конструкции и принципа действия компрессора локомотива. Определение (теоретически и экспериментально) производительности компрессора и мощности привода | 2 |
4 | Изучение по плакатам, схемам и натурным образцам конструкции и принципа действия крана машиниста №394 и крана вспомогательного тормоза №254. Определение (экспериментально) основных свойств кранов и проверка соответствие этих свойств требованиям эксплуатации | 2 |
5 | Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок. Коэффициент сцепления. Расчет тормозной силы при одно- и двухстороннем нажатии тормозных колодок. Расчет коэффициента нажатия тормозных колодок дискового тормоза. Действительные и расчетные нажатия тормозных колодок | 2 |
6 | Изучение электрической схемы 2-х и 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза. Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска. Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим тормозом | 2 |
7 | Приемы работы с тормозными устройствами, исключающие случаи травматизма | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
2 | Расчет тормозного пути и тормозной силы. Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом, коэффициента нажатия и тормозного коэффициента.Изучение конструкции тормозной рычажной передачи вагонов и локомотивов. Определение передаточного числа, усилий на штоке и диаметра ТЦ. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Автоматические регуляторы тормозной рычажной передачи. Автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) | 3 |
2 | Образование тормозной силы | 4 |
3 | Компрессоры нового поколения | 4 |
4 | Приборы управления тормозами зарубежной железнодорожной техники | 4 |
6 | Новые тормозные системы скоростных и высокоскоростных поездов | 12 |
7 | Техническое обслуживание и содержание тормозов грузовых и пассажирских поездов повышенной длины | 12 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | Автоматические регуляторы тормозной рычажной передачи. Автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) | 53 |
Тормозная магистраль. Оценка эффективности тормозов: 1) Пневматическая схема грузового и пассажирского поезда; 2) Воздушная, тормозная, отпускная волны; 3) Длина тормозного пути; 4) Величина реакций в поезде при торможении и отпуске; 5) Управляемость; 6) Надёжность в эксплуатации. | ||
Изучение конструкции и принципа действия тормозной магистрали поезда. Теоретическое и экспериментальное определение тормозной и отпускной волн | ||
2 | Образование тормозной силы | |
Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. Коэффициент трения и коэффициент сцепления. Причины заклинивания колесных пар . Коэффициент трения и коэффициент сцепления: 1) Определение тормозной силы и удельной тормозной силы; 2) Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом; 3) Перечисление причин заклинивания колесных пар; 4) От чего зависит коэффициент трения; 5) Коэффициент трения для чугунных тормозных колодок; 6) Коэффициент трения для композиционных тормозных колодок; 7) Коэффициент трения для электромагнитного тормоза; 8) Коэффициент сцепления, определяемый экспериментально. | ||
Автоматическое регулирование тормозной силы. Динамика торможения: 1) Принципиальные схемы, конструкции, действие и технические характеристики авторежима; 2) Расчет давления в ТЦ в зависимости от загрузки вагона; 3) Перспективы дальнейшего совершенствования регуляторов нормативных устройств; 4) Природа возникновения продольно-динамических усилий; 5) График зависимости изменения давления в ТЦ и тормозной силы от функции времени по длине поезда. | ||
3 | Компрессоры нового поколения | |
Типы компрессоров. Технические характеристики и эксплуатационные качества компрессоров. Расчет расхода воздуха. Способы осушки сжатого воздуха: 1) Определение производительности, КПД и мощности привода; 2) Индикаторные диаграммы работы одноступенчатого и двухступенчатого компрессоров; 3) Определение объема главных резервуаров; 4) Типы компрессоров; 5) Разделение поршневых компрессоров; 6) Общий часовой расход воздуха; 7) Механический; 8) Химической коагуляции; 9) Звуковой коагуляции; 10) Спиртораспылители. | ||
Изучение назначения, конструкции и принципа действия компрессора локомотива. Определение (теоретически и экспериментально) производительности компрессора и мощности привода | ||
4 | Приборы управления тормозами зарубежной железнодорожной техники | |
Назначение и классификация поездных кранов машиниста: 1) Прямодействующие с автоматическими перекрышами с питанием тормозной магистрали (ТМ); 2) Непрямодействующий с неавтоматическими перекрышами без питания ТМ; 3) Единые универсальные с неавтоматическими перекрышами с питанием и без питания ТМ. | ||
Принцип действия крана машиниста (КМ) усл. №394. Особенности управления автотормозами в длинносоставных поездах: 1) Основные части КМ усл. №394; 2) Назначение "Стабилизатора" и "Редуктора"; 3) Положения ручки КМ усл. №394; 4) Действия крана при I, II, III, IV, V и VI положениях КМ усл. №394; 5) Свойства крана машиниста; 6) Работа крана при Va положении ручки крана машиниста усл. №394. | ||
Принцип действия крана вспомогательного тормоза (КВТ) усл. №254: 1) Основные части КВТ усл. №254; 2) Положения ручки КВТ усл. №254; 3) Действия крана; 4) Свойства крана вспомогательного тормоза | ||
Воздухораспределители пассажирского типа: 1)Назначение, классификация и работа воздухораспределителей; 2) Технические требования, предъявляемые к воздухораспределителям пассажирского типа; 3) Расчетные формулы для определения величины давления в тормозном цилиндре при различных режимах торможения. | ||
Воздухораспределители грузового типа: 1)Назначение, классификация и работа воздухораспределителей; 2) Технические требования, предъявляемые к воздухораспределителям грузового типа; 3) Расчетные формулы для определения величины давления в тормозном цилиндре при различных режимах торможения | ||
Изучение по плакатам, схемам и натурным образцам конструкции и принципа действия крана машиниста №394 и крана вспомогательного тормоза №254. Определение (экспериментально) основных свойств кранов и проверка соответствие этих свойств требованиям эксплуатации | ||
5 | Характеристика фрикционных материалов для тормозных колодок (накладок) и технико-экономические требования, предъявляемые к ним. Влияние угла подвешивания тормозной колодки на величину ее нажатия. Метод установления норм расхода тормозных колодок. Регулировка рычажных передач по мере износа тормозных колодок: 1) Высокофосфористые тормозные колодки, их преимущества и недостатки; 2) Чугунные колодки, их преимущества и недостатки; 3) Композиционные колодки, их преимущества и недостатки; 4) Определение нажатия тормозной колодки при одностороннем подвешивании; 5) Годовая потребность тормозных колодок; 6) Коэффициент приведенной длины тормозного пути; 7) Приведенная длина тормозного пути; 8) Определение передаточного числа; 9) Допустимый выход штока. | |
Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок. Коэффициент сцепления. Расчет тормозной силы при одно- и двухстороннем нажатии тормозных колодок. Расчет коэффициента нажатия тормозных колодок дискового тормоза. Действительные и расчетные нажатия тормозных колодок | ||
6 | Новые тормозные системы скоростных и высокоскоростных поездов | |
Дисковый тормоз: 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок | ||
Электромагнитный рельсовый тормоз (ЭМРТ): 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет силы притяжения и тормозной силы ЭМРТ | ||
Электропневматические тормоза: 1) Классификация систем электропневматических тормозов, применяемых на железных дорогах РФ; 2) Принципиальная (структурная) электрическая схема 2-х проводного электропневматического пассажирского тормоза; 3) Принципиальная (структурная) электрическая схема 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза; 4) Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска; 5) Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим и перспективы дальнейшего его развития с учетом эксплуатационных и экономический показателей. | ||
Изучение электрической схемы 2-х и 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза. Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска. Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим тормозом | ||
7 | Техническое обслуживание и содержание тормозов грузовых и пассажирских поездов повышенной длины | |
Техническое содержание тормозов и контроль за их состоянием в эксплуатации: 1) Опробование тормозов на стоянках и в пути следования; 2) Проверка эффективности действия тормозов; 3) Оформление справки ВУ-45; 4) Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу; 5) Работы ученых РГУПС | ||
Приемы работы с тормозными устройствами, исключающие случаи травматизма |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Балон, Л.В. Электромагнитные рельсовые тормоза / Л.В. Балон. - М. : Транспорт, 1979.- 104 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Учебно-методическая документация и материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии по дисциплине 1С.Б.41.04 Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет): Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся / И.А. Яицков. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017.- 61 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
7 | |
ПК-2 | + |
ПСК-2.4 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-2 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Балльная оценка за курсовой проект | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
||
ПСК-2.4 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
Балльная оценка за курсовой проект | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
расчет тормозной системы вагона и оценка эффективности тормозной системы поезда.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Не предусмотрено.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 7
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Назначение автотормозов.
2) Методы оценки эффективности тормозов.
3) Виды торможения и темпы снижения давления в магистрали. Влияние темпа снижения давления на скорость и время распространения тормозной волны.
4) Классификацию автотормозов.
5) Перспективы развития тормозной техники.
6) Причины заклинивания колесных пар.
7) Предельные нажатия тормозных колодок.
8) Электрическую схему 2-х и 5-ти проводного электропневматического тормоза. Свойства ЭПТ.
9) График юза. Возникновение юза.
10) Схему рычажной передачи тепловоза (электровоза), вагона.
11) Рычажные передачи и способы их регулировки.
12) Компрессоры: способы приведения в действие и типы.
13) Кран вспомогательного тормоза усл. №254: конструкция и основные свойства.
14) Работу крана вспомогательного тормоза при переводе рукоятки в I положение и заторможенных автоматических тормозах.
15) Работу крана вспомогательного тормоза усл. №254 при II положении рукоятки.
16) Работу крана вспомогательного тормоза усл. №354 при III и VI положениях рукоятки.
17) Как увеличить тормозную силу локомотива при ступенчатом торможении основным краном машиниста усл. №394.
18) Как произвести ступенчатый отпуск тормозов локомотива при заторможенных автоматических тормозах поезда краном машиниста усл. №394.
19) Кран машиниста усл. №394: конструкция, принцип действия и назначение редуктора.
20) Работу крана машиниста усл. №394 при I положении рукоятки.
21) Работу крана машиниста усл. №394 при II положении рукоятки.
22) Работу крана машиниста усл. №394 при III положении рукоятки.
23) Работу крана машиниста усл. №394 при VI положении рукоятки. Темп снижения давления.
24) Кран машиниста усл. №394. Проверка работы крана после ремонта в депо.
25) Кран машиниста усл. №394. Сверхзарядка и роль стабилизатора.
26) Авторежим усл. №265-002. Торможение.
27) Схему и принцип работы автостопа непрерывного действия.
28) Отпуск и зарядку на равнинном и горном режимах в голове и хвосте поезда при действии воздухораспределителя усл. №483.
29) Воздухораспределитель усл. №483. Положения служебного торможения и перекрыши.
30) Приборы управления автотормозами, типы кранов. Конструкция, назначение и принцип действия стабилизатора крана машиниста усл. №394.
31) Работу пассажирского воздухораспределителя усл. №292-001 при зарядке в хвосте и голове поезда.
32) Воздухораспределитель усл. №292-001. Ступенчатое торможение.
33) Воздухораспределитель усл. №292-001. Полное служебное торможение.
34) Воздухораспределитель усл. №292-001. Экстренное торможение.
35) АЛСН: назначение и принцип действия.
36) Увязку показаний локомотивного светофора с показаниями путевого светофора.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Определять длину тормозного пути.
2) Определять тормозную силу и максимальное нажатие по условиям сцепления колеса с рельсом.
3) Определять коэффициент нажатия и тормозной коэффициент.
4) Определять коэффициент трения чугунных и композиционных колодок.
5) Определять коэффициент сцепления колеса с рельсом.
6) Определять сумму нажатия тормозных колодок.
7) Определять выход штока и число регулировок рычажной передачи.
8) Выводить формулу передаточного отношения рычажной передачи.
9) Определять мощность привода компрессора.
10) Определять потребный диаметр тормозного цилиндра.
11) Определять действительного и расчетного нажатий тормозных колодок.
12) Рассчитывать давление в тормозном цилиндре при разной величине загрузки вагона.
13) Определять расхода воздуха и объема главного резервуара.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Приемами управления краном машиниста усл. №394.
2) Приемами управления краном вспомогательного тормоза усл. №254.
3) Приемами регулировки тормозной рычажной передачи.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-2 | 7 | 1, 2, 3, 5, 6 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 5, 6 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 5, 6 | Балльная оценка за курсовой проект | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПСК-2.4 | 7 | 4, 5, 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
4, 5, 7 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
4, 5, 7 | Балльная оценка за курсовой проект | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). Защита курсового проекта. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Балон, Л.В. Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон [и др.] ; под ред. В.Ф. Криворудченко. - Ростов н/Д : РГУПС, 2011.- 209с. | ЭБС РГУПС |
2 | Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : Маршрут, 2006.- 392 с. | УМЦ ЖДТ |
3 | Елякин, С.В. Блок тормозного оборудования 010 для локомотивов грузового типа и кран машиниста с дистанционным управлением 130. Устройство и порядок работы : учеб. ил. пособие [Электронный ресурс]. - М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. - 50 с. | УМЦ ЖДТ |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта. Альбом : учеб. пособие для вузов, техникумов, колледжей и уч-ся образовательных учреждений ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : УМК МПС России, 2002.- 128 с. | УМЦ ЖДТ |
2 | Расчет пневматических тормозов железнодорожного подвижного состава : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : Маршрут, 2004. - 118 с. : ил., табл. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 15 назв. | УМЦ ЖДТ |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Яицков И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Балон, Л.В. Автоматические тормоза вагонов : учеб.-метод. пособие / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, А.А. Назаретов. - Ростов н/Д : РГУПС, 2008.- 35 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Балон, Л.В. Безопасность движения поездов и автоматические тормоза : учеб.-метод. пособие к лабораторным работам / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, П.А. Санченко. - Ростов н/Д : РГУПС, 2008.- 32 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
3 | Автоматические тормоза вагонов : обучающая программа, реализуемая в тренажерном комплексе | О |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Лабораторное (научное) оборудование;
Образец техники;
Тренажерное оборудование.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 52903.