РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.03 Подвижной состав железных дорог |
||
Специализация |
||
№ 2 Вагоны |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.т.н., доц. Булавин Юрий Павлович, Шведова Елена Николаевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".
Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Системы м к в в х_С_23.05.03_во_7_ВВХ_п41597_52480.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Вагонное хозяйство";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: Знает нормативные документы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава. Умеет: Обнаруживать неисправности подвижного состава в эксплуатации, определять качество проведения технического обслуживания подвижного состава Имеет навыки: Владения методами расчета показателей качества. |
ПК-3 - владением нормативными документами открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, современными методами и способами обнаружения неисправностей подвижного состава в эксплуатации, определения качества проведения технического обслуживания подвижного состава, владением методами расчета показателей качества |
Знает: Показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства Умеет: Организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагонов различного типа и назначения, их тормозного и другого оборудования, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства Имеет навыки: Проектировать вагоны, их тормозное и другое оборудование, оценивать показатели качества, надежности |
ПСК-2.1 - способностью организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагонов различного типа и назначения, их тормозного и другого оборудования, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства, способностью проектировать вагоны, их тормозное и другое оборудование, средства автоматизации производственных процессов, оценивать показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества |
Место дисциплины 1С.Б "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Подвижной состав железных дорог (часть 1)", "Системы автоматизации производства и ремонта вагонов", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
7 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 49 | 49 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | 10 | 10 | |
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 39 | 39 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 50 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
10 | 11 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 93 | 31 | 62 | |
Контрольная работа (К) | ||||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | 10 | 10 | ||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 83 | 31 | 52 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 11 | 36 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Система менеджмента качества в вагонном хозяйстве | ПК-3, ПСК-2.1 |
2 | Учет анализ брака и рекламаций | ПК-3, ПСК-2.1 |
3 | Система контроля качества продукции | ПК-3, ПСК-2.1 |
4 | Процессное управление. | ПК-3, ПСК-2.1 |
5 | Аудит системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве | ПК-3, ПСК-2.1 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 8 | 8 | ||
2 | 10 | 4 | 7 | |
3 | 6 | 6 | 8 | |
4 | 4 | 2 | 8 | |
5 | 4 | 4 | 8 | |
Итого | 32 | 16 | 39 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 32 | 16 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 4 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 83 | ||
2 | 2 | 4 | ||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
Итого | 4 | 4 | 83 | |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Понятия качества: 1) Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ. 2) Качество – один из основных показателей конкурентоспособности инноваций в конкурентной среде. 3) Качество продуктов труда. 4) Роль системы управления качеством в деятельности ОАО "РЖД". 5) Методы оценки уровня качества, Петля качества. | 2 |
Качество - один из основных показателей конкурентноспособности иноваций в конкурентной среде: 1) Рост степени насыщения рынка товарами и услугами. 2) Усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, требования рынка . | 2 | |
Конкурентноспособность как средство достижения конкурентных преимуществ: 1) Система качества – это определенный способ организации дела на предприятии, позволяющий поставлять потребителю такую продукцию, которая ему нужна. 2) Продукция представляет результат процесса или какой – либо деятельности. Она может быть материальной (изделие) или не материальной (услуги). | 2 | |
Методы оценки уровня качества: 1) Расчетный метод – осуществляется на основе теоретических зависимостей показателей качества товаров от их параметров. 2)Экспертный метод – осуществляется на основании решения, принимаемого экспертом. 3) Органолептический метод осуществляется на основе восприятия органами чувств. 4) Измерительный, социологический и вычислительный методы. 5) Петля качества – это жизненный цикл продукции (от создания до утилизации). | 2 | |
2 | Дефекты продукции, класификация дефектов: 1) Практический итог деятельности предприятия - выпуск готовой продукции. 2) Несоответствие показателей качества продукции, невыполнение установленных стандартами требований. 3) Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованием. 4) Виды дефектов - конструкционные, производственные и эксплуатационные. 5) Явные и скрытые дефекты. | 2 |
Основные понятия об отказах изделей: 1) Понятие отказа, причины возникновения, факторы: ошибки проектирования, производственно-технологические, нарушение правил эксплуатации, несоблюдение технологии обслуживания и ремонта. 2) Классификация отказов по времени возникновения, последствиям, возможности устранения. | 2 | |
Дефекты как причина экономических потерь. Организация борьбы с браком на производстве: 1) Понятия качества, эффективность продукции. Степень реализации свойств продукции в процессе ее производства. 2) Последствия брака - претензии потребителей (рекламаций), экономические, конкурентные и другие потери предприятия. 3) Технологические, организационные и экономические методы борьбы с браком. | 2 | |
Диаграмма Паретто: 1) Назначение, содержание и представления диаграммы Парето. 2) Технология построения диаграммы Парето. 3) Области применения, исследуемые проблемы и обоснование решений при анализе диаграммы Парето. | 2 | |
Диаграмма Исикава: 1) Назначение, содержание и представления диаграммы Исикава. 2) Технология построения диаграммы Исикава. 3) Области применения, исследуемые проблемы и обоснование решений при анализе диаграммы Исикава. | 2 | |
3 | Понятие контроля, состовляющие процесса контроля: 1) Контроль - проверка соответствия свойств объекта установленным требованиям. 2) Суть контроля свойств объекта, получение информации о характеристиках свойств объекта, сопоставление регламентированным характеристикам. | 2 |
Классификация видов технического контроля: 1) Объекты контроля в зависимости от целей контроля. 2) Виды контроля на стадиях жизненного цикла продукции: на стадии разработки продукции технологическая (техническая) документация, опытные образцы продукции; на стадии производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, технологическое оборудование, оснастка и инструмент; на этапе внутризаводского хранения – состояние условий хранения, упаковка и условия отгрузки; на стадии эксплуатации – техническое состояние, регламент и технология эксплуатационного обслуживания. | 2 | |
Система «Барьер»: 1) Цели и задачи системы «Барьер». 2) Блокирование и предупреждение дефектов и качества предоставляемых услуг. 3) Расследование и устранение проблем качества, а также снижение браков и отказов в структурных подразделениях ОАО «РЖД». 4) Оптимизация точек контроля и производственного процесса в целом. | 2 | |
4 | Термины и определения процессного подхода, подходы: 1) Основные термины и определения процессного управления. 2) Подходы процессного управления: ориентация, лидерство, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, подход принятия решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. | 2 |
Карты потока создания ценностей: 1) Этапы выявления ценности для потребителей и преобразования исходных материалов и информации в ценность для потребителя, движение материалов и информации. 2) Картирование потока создания ценности - графическая схема материальных и информационных потоков для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. 3) Возможности карты потока создания ценности - визуализация проблемных мест потока, анализ непроизводительных затрат и процессов, разработка плана улучшений. | 2 | |
5 | Понятие и виды технических аудитов: 1) Понятие, назначение и содержание технических аудитов 2) Виды технических аудитов. 3) Периоды проведения технических аудитов в висимости от типа относится аудита СМК - внешнего или внутреннего. | 2 |
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства: 1) Приоритетные направления при проведении технического аудита системы управления безопасностью движения. 2) Оценка результативности применяемых предупреждающих воздействий по снижению рисков, предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 10 | ||
1 | Качество - один из основных показателей конкурентноспособности иноваций в конкурентной среде: 1) Рост степени насыщения рынка товарами и услугами. 2) Усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, требования рынка . | 2 |
2 | Дефекты как причина экономических потерь. Организация борьбы с браком на производстве: 1) Понятия качества, эффективность продукции. Степень реализации свойств продукции в процессе ее производства. 2) Последствия брака - претензии потребителей (рекламаций), экономические, конкурентные и другие потери предприятия. 3) Технологические, организационные и экономические методы борьбы с браком. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
2 | Оценка качества продукции с использованием диаграмм Парето и Исикава (часть 1) | 2 |
Оценка качества продукции с использованием диаграмм Парето и Исикава (часть 2) | 2 | |
3 | Оценка рейтинга дефектов | 2 |
Система блокирования и предупреждения дефектов (Часть 1) | 2 | |
Система блокирования и предупреждения дефектов (Часть 2) | 2 | |
4 | Анализ и улучшения качества на основе карт потока ценностей | 2 |
5 | Технические аудиты в системе управления безопасностью (Часть 1) | 2 |
Технические аудиты в системе управления безопасностью (Часть 2) | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
2 | Оценка качества продукции с использованием диаграмм Парето и Исикава (часть 1) | 2 |
Оценка качества продукции с использованием диаграмм Парето и Исикава (часть 2) | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ | 3 |
Качество продуктов труда. | 3 | |
Организационно-технологические методы управления качеством | 2 | |
2 | Измерение качества | 4 |
Оценивание качества объектов | 3 | |
3 | Понятие контроля, составляющие процесса контроля | 2 |
Классификация видов технического контроля | 2 | |
Система «Барьер» | 2 | |
Входной контроль | 2 | |
4 | Термины и определения процессного подхода, подходы | 2 |
Социально - писхологические особенности организации управления качеством | 3 | |
Карты потока создания ценностей | 3 | |
5 | Понятие и виды технических аудитов | 2 |
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства | 2 | |
Порядок проведения аудита | 2 | |
Требования, предъявляемые к аудиторам | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 4 | ||
1 | Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ | 83 |
Качество продуктов труда. | ||
Организационно-технологические методы управления качеством | ||
Понятия качества: 1) Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ. 2) Качество – один из основных показателей конкурентоспособности инноваций в конкурентной среде. 3) Качество продуктов труда. 4) Роль системы управления качеством в деятельности ОАО "РЖД". 5) Методы оценки уровня качества, Петля качества. | ||
Конкурентноспособность как средство достижения конкурентных преимуществ: 1) Система качества – это определенный способ организации дела на предприятии, позволяющий поставлять потребителю такую продукцию, которая ему нужна. 2) Продукция представляет результат процесса или какой – либо деятельности. Она может быть материальной (изделие) или не материальной (услуги). | ||
Методы оценки уровня качества: 1) Расчетный метод – осуществляется на основе теоретических зависимостей показателей качества товаров от их параметров. 2)Экспертный метод – осуществляется на основании решения, принимаемого экспертом. 3) Органолептический метод осуществляется на основе восприятия органами чувств. 4) Измерительный, социологический и вычислительный методы. 5) Петля качества – это жизненный цикл продукции (от создания до утилизации). | ||
2 | Измерение качества | |
Оценивание качества объектов | ||
Дефекты продукции, класификация дефектов: 1) Практический итог деятельности предприятия - выпуск готовой продукции. 2) Несоответствие показателей качества продукции, невыполнение установленных стандартами требований. 3) Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованием. 4) Виды дефектов - конструкционные, производственные и эксплуатационные. 5) Явные и скрытые дефекты. | ||
Основные понятия об отказах изделей: 1) Понятие отказа, причины возникновения, факторы: ошибки проектирования, производственно-технологические, нарушение правил эксплуатации, несоблюдение технологии обслуживания и ремонта. 2) Классификация отказов по времени возникновения, последствиям, возможности устранения. | ||
Диаграмма Паретто: 1) Назначение, содержание и представления диаграммы Парето. 2) Технология построения диаграммы Парето. 3) Области применения, исследуемые проблемы и обоснование решений при анализе диаграммы Парето. | ||
Диаграмма Исикава: 1) Назначение, содержание и представления диаграммы Исикава. 2) Технология построения диаграммы Исикава. 3) Области применения, исследуемые проблемы и обоснование решений при анализе диаграммы Исикава. | ||
3 | Понятие контроля, составляющие процесса контроля | |
Классификация видов технического контроля | ||
Система «Барьер» | ||
Входной контроль | ||
Понятие контроля, состовляющие процесса контроля: 1) Контроль - проверка соответствия свойств объекта установленным требованиям. 2) Суть контроля свойств объекта, получение информации о характеристиках свойств объекта, сопоставление регламентированным характеристикам. | ||
Классификация видов технического контроля: 1) Объекты контроля в зависимости от целей контроля. 2) Виды контроля на стадиях жизненного цикла продукции: на стадии разработки продукции технологическая (техническая) документация, опытные образцы продукции; на стадии производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, технологическое оборудование, оснастка и инструмент; на этапе внутризаводского хранения – состояние условий хранения, упаковка и условия отгрузки; на стадии эксплуатации – техническое состояние, регламент и технология эксплуатационного обслуживания. | ||
Система «Барьер»: 1) Цели и задачи системы «Барьер». 2) Блокирование и предупреждение дефектов и качества предоставляемых услуг. 3) Расследование и устранение проблем качества, а также снижение браков и отказов в структурных подразделениях ОАО «РЖД». 4) Оптимизация точек контроля и производственного процесса в целом. | ||
Оценка рейтинга дефектов | ||
Система блокирования и предупреждения дефектов (Часть 1) | ||
Система блокирования и предупреждения дефектов (Часть 2) | ||
4 | Термины и определения процессного подхода, подходы | |
Социально - писхологические особенности организации управления качеством | ||
Карты потока создания ценностей | ||
Термины и определения процессного подхода, подходы: 1) Основные термины и определения процессного управления. 2) Подходы процессного управления: ориентация, лидерство, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, подход принятия решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. | ||
Карты потока создания ценностей: 1) Этапы выявления ценности для потребителей и преобразования исходных материалов и информации в ценность для потребителя, движение материалов и информации. 2) Картирование потока создания ценности - графическая схема материальных и информационных потоков для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. 3) Возможности карты потока создания ценности - визуализация проблемных мест потока, анализ непроизводительных затрат и процессов, разработка плана улучшений. | ||
Анализ и улучшения качества на основе карт потока ценностей | ||
5 | Понятие и виды технических аудитов | |
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства | ||
Порядок проведения аудита | ||
Требования, предъявляемые к аудиторам | ||
Понятие и виды технических аудитов: 1) Понятие, назначение и содержание технических аудитов 2) Виды технических аудитов. 3) Периоды проведения технических аудитов в висимости от типа относится аудита СМК - внешнего или внутреннего. | ||
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства: 1) Приоритетные направления при проведении технического аудита системы управления безопасностью движения. 2) Оценка результативности применяемых предупреждающих воздействий по снижению рисков, предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов. | ||
Технические аудиты в системе управления безопасностью (Часть 1) | ||
Технические аудиты в системе управления безопасностью (Часть 2) |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Менеджмент качества [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Копотун, Е. Е. Александрова, Ю. П. Булавин [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 80 с. : ил., табл. - Библиогр. : 41 назв. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
7 | |
ПК-3 | + |
ПСК-2.1 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-3 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
||
ПСК-2.1 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
оценка качества технического обслуживания статистическими методами;
оценка качества ремонта узлов вагонов статистическими методами.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 7
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Качество как экономическую категорию.
2) Показатели качества продукции.
3) Методические основы управления качеством.
4) Организационно-правовые формы управления качеством.
5) Классификацию затрат на качество.
6) Экономическую эффективность затрат на качество.
7) Конкурентоспособность и качество.
8) Историю развития качества.
9) Сертификацию: сущность, формы, функции и направления развития.
10) Сертификацию систем качества в российской экономике.
11) Схемы сертификации в России.
12) Группы улучшения качества.
13) Роль TQM в преобразованиях современных компаний (принципы менеджмента качества).
14) Систему взаимоотношений «Топ-менеджер – потребитель».
15) Систему взаимоотношений «Топ-менеджмент - акционеры» (корпоративное управление, корпоративную систему менеджмента, аудит КСМ, стратегический менеджмент).
16) Систему взаимоотношений «Топ-менеджер - персонал» (ценности персонала, пирамиду Маслоу, мотивации, корпоративную культуру).
17) Систему взаимоотношений «Топ-менеджер - поставщик» (стандарт ИРИС, процессы жизненного цикла продукции, оценку поставщиков, руководства).
18) Систему взаимоотношений «Топ-менеджер – государство» (цели, виды деятельности, роли, экономическую доктрину, интересы).
19) Основные проблемы ОАО «РЖД».
20) Три стратегии в ОАО «РЖД» (стратегию соответствия, стратегию постоянных улучшений, стратегию прорывных преобразований, ориентацию стратегий на экономику компаний, цикл PDCA, SDCA).
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Осуществлять управление по процессам.
2) Применять методы решения проблем качества (анализ Парето).
3) Разрабатывать системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО.
4) Применять методологию решения проблем повышения качества.
5) Внедрять методы решения проблем качества (причинно-следственная диаграмма).
6) Осуществлять измерение качества транспортного производства.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Всеобщим управлением качеством (TQM): принципами и методами.
2) Инструментариями улучшений качества.
3) Статистическими методами управления качеством продукции.
4) Международными стандартами ISO.
5) Стандартизацией продукции и услуг.
6) Стандартизацией систем качества в отечественной и международной практике.
7) Маркировкой товаров как атрибутом системы качества.
8) Внутренними процессами (моделью внутренних процессов, бережливым производством, технологией решения проблем).
9) Этапами разработки, внедрения и контроля СМК на предприятии.
10) Лидерством как системой. Школой лидерства.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-3 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4, 5 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4, 5 | Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
|||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПСК-2.1 | 7 | 1, 2, 3, 4, 5 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4, 5 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4, 5 | Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. Защита расчетно-графической работы. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Управление качеством продукции на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Ю.И. Соколов, З.П. Межох, И.М. Лавров, Е.А. Иванова, В.Л. Белозеров, О.А. Аверьянова; под ред. Ю.И. Соколо ва. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 198 с. | УМЦ ЖДТ |
2 | Развитие систем менеджмента качества: учеб. пособие / Под ред. В.А. Козырева. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. — 268 с. | УМЦ ЖДТ |
3 | Соколов, Ю.И. Менеджмент качества на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / Ю.И. Соколов . – Москва : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 196 c. – ISBN 978-5-89035-740-3. — Текст : электронный | УМЦ ЖДТ |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Транспортный маркетинг: Учебник для студентов вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В.Г. Галабурды. — М.: Маршрут, 2006. — 456 с. | УМЦ ЖДТ |
2 | Менеджмент на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / В.А. Козырев и др.; под ред. В.А. Козырева. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. — 675 с. | УМЦ ЖДТ |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Булавин Ю.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Системы менеджмента качества в вагонном хозяйстве". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Белякова, В. М. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие / В. М. Белякова ; ФГБОУ ВПО РГУПС (фил. в г. Туапсе). - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 91 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Макеев, В.А. Управление качеством [Электронная версия] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий / В. А. Макеев, Д. В. Кравченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 52480.