РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 5 Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель Шведова Елена Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Система м к п э и р п с_С_23.05.03_во_8_ВВХ_п53677_53680.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Информационные технологии при эксплуатации и ремонте подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Знает нормативные документы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Умеет: Обнаруживать неисправности подвижного состава в эксплуатации, определять качество проведения технического обслуживания подвижного состава

Имеет навыки: Владения методами расчета показателей качества.

ПК-3 - владением нормативными документами открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, современными методами и способами обнаружения неисправностей подвижного состава в эксплуатации, определения качества проведения технического обслуживания подвижного состава, владением методами расчета показателей качества

Знает: конструкцию подвижного состава

Умеет: эффективно использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава

Имеет навыки: составлять технические задания на проектирование приспособлений и оснастки, владением методами производства деталей подвижного состава и навыками технолога по его контролю

ПК-7 - способностью эффективно использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава, составлять технические задания на проектирование приспособлений и оснастки, владением методами производства деталей подвижного состава и навыками технолога по его контролю

Место дисциплины 1С.Б "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 1)", "Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (часть 1)", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 36   36
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Система менеджмента качества ПК-3
2 Учет анализ брака и рекламаций ПК-3
3 Система контроля качества продукции ПК-3
4 Процессное управление. ПК-3
5 Аудит системы менеджмента качества на предприятиях железнодорожного транспорта ПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     12
2 4 6   12
3 6 6   12
4 4 2   10
5 4 10   12
Итого 24 24   58
В т.ч. по интерактивным формам 24 24    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Понятия качества: 1) Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ. 2) Качество – один из основных показателей конкурентоспособности инноваций в конкурентной среде. 3) Качество продуктов труда. 4) Роль системы управления качеством в деятельности ОАО "РЖД". 5) Методы оценки уровня качества, Петля качества. 2
Качество - один из основных показателей конкурентноспособности иноваций в конкурентной среде: 1) Рост степени насыщения рынка товарами и услугами. 2) Усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, требования рынка . 2
Конкурентноспособность как средство достижения конкурентных преимуществ: 1) Система качества – это определенный способ организации дела на предприятии, позволяющий поставлять потребителю такую продукцию, которая ему нужна. 2) Продукция представляет результат процесса или какой – либо деятельности. Она может быть материальной (изделие) или не материальной (услуги). 2
2 Дефекты продукции, класификация дефектов: 1) Практический итог деятельности предприятия - выпуск готовой продукции. 2) Несоответствие показателей качества продукции, невыполнение установленных стандартами требований. 3) Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованием. 4) Виды дефектов - конструкционные, производственные и эксплуатационные. 5) Явные и скрытые дефекты. 2
Основные понятия об отказах изделей: 1) Понятие отказа, причины возникновения, факторы: ошибки проектирования, производственно-технологические, нарушение правил эксплуатации, несоблюдение технологии обслуживания и ремонта. 2) Классификация отказов по времени возникновения, последствиям, возможности устранения. 2
3 Понятие контроля, состовляющие процесса контроля: 1) Контроль - проверка соответствия свойств объекта установленным требованиям. 2) Суть контроля свойств объекта, получение информации о характеристиках свойств объекта, сопоставление регламентированным характеристикам. 2
Классификация видов технического контроля: 1) Объекты контроля в зависимости от целей контроля. 2) Виды контроля на стадиях жизненного цикла продукции: на стадии разработки продукции технологическая (техническая) документация, опытные образцы продукции; на стадии производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, технологическое оборудование, оснастка и инструмент; на этапе внутризаводского хранения – состояние условий хранения, упаковка и условия отгрузки; на стадии эксплуатации – техническое состояние, регламент и технология эксплуатационного обслуживания. 2
Входной контроль: 1) Виды входного контроля по назначению, стадиям технологического процесса. 2) Методы входного контроля : технический осмотр (визуальный), измерительный, регистрационный; по полноте охвата контроля производственного процесса: сплошной, выборочный, непрерывный, периодический. 2
4 Термины и определения процессного подхода, подходы: 1) Основные термины и определения процессного управления. 2) Подходы процессного управления: ориентация, лидерство, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, подход принятия решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. 2
Социально - писхологические особенности организации управления качеством: 1) Виды и содержание организации управления качеством. 2) Методы организации управления качеством и их содержание. 2
5 Понятие и виды технических аудитов: 1) Понятие, назначение и содержание технических аудитов 2) Виды технических аудитов. 3) Периоды проведения технических аудитов в висимости от типа относится аудита СМК - внешнего или внутреннего. 2
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства: 1) Приоритетные направления при проведении технического аудита системы управления безопасностью движения. 2) Оценка результативности применяемых предупреждающих воздействий по снижению рисков, предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Оценка качества продукции 2
Оценка качества продукции с использованием диаграмм Парето 2
Оценка качества продукции с использованием диаграмм Исикава 2
3 Оценка рейтинга дефектов 2
Определение дефектов продукции (часть 1) 2
Определение дефектов продукции (часть 2) 2
4 Анализ и улучшения качества на основе карт потока ценностей 2
5 Требования к аудиторам 2
Анализ результатов проведения аудита на предприятии (часть 1) 2
Анализ результатов проведения аудита на предприятии (часть 2) 2
Методология проведения аудита на предприятиях вагонного хозяйства (часть 1) 2
Методология проведения аудита на предприятиях вагонного хозяйства (часть 2) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Конкурентоспособность как средство достижения конкурентных преимуществ. 4
Качество продуктов труда. 4
Организационно-технологические методы управления качеством 4
2 Измерение качества 6
Оценивание качества объектов 6
3 Понятие контроля, составляющие процесса контроля 4
Классификация видов технического контроля 4
Система «Барьер» 4
4 Термины и определения процессного подхода, подходы 4
Социально - писхологические особенности организации управления качеством 2
Карты потока создания ценностей 4
5 Понятие и виды технических аудитов 4
Методические основы проведения технических аудитов в организациях вагонного хозяйства 4
Порядок проведения аудита 2
Требования, предъявляемые к аудиторам 2

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Менеджмент качества [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Копотун, Е. Е. Александрова, Ю. П. Булавин [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 80 с. : ил., табл. - Библиогр. : 41 назв. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-3 +
ПК-7  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

оценка качества технического обслуживания статистическими методами;

оценка качества ремонта узлов вагонов статистическими методами.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Качество как экономическую категорию.
2) Показатели качества продукции.
3) Методические основы управления качеством.
4) Классификацию затрат на качество.
5) Конкурентоспособность и качество.
6) Историю развития качества.
7) Группы улучшения качества.
8) Систему взаимоотношений «Топ-менеджер – потребитель».
9) Систему взаимоотношений «Топ-менеджмент - акционеры» (корпоративное управление, корпоративную систему)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Осуществлять управление по процессам.
2) Применять методы решения проблем качества (анализ Парето).
3) Провести технический аудит на предприятии
4) Применять методологию решения проблем повышения качества.
5) Внедрять методы решения проблем качества (причинно-следственная диаграмма Исикава).
6) Создавать карты потокаценностей на производстве.



Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Всеобщим управлением качеством (TQM: принципами и методами.

2) Инструментариями улучшений качества.

3) Статистическими методами управления качеством продукции.

4) Стандартизацией продукции и услуг.

5) Стандартизацией систем качества в отечественной и международной практике.

6) Внутренними процессами (моделью внутренних процессов, бережливым производством, технологией решения проблем.

7) Этапами разработки, внедрения и контроля СМК на предприятии.

8) Лидерством как системой. Школой лидерства.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 8 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление качеством продукции на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Ю.И. Соколов, З.П. Межох, И.М. Лавров, Е.А. Иванова, В.Л. Белозеров, О.А. Аверьянова; под ред. Ю.И. Соколо¬ ва. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 198 с. УМЦ ЖДТ
2 Развитие систем менеджмента качества: учеб. пособие / Под ред. В.А. Козырева. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. — 268 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Феофилов А.Н. Оптимальное управление парком грузовых вагонов в системе железнодорожного транспортного обслуживания: монография. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. — 276 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шведова Е.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Шведова Е.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Система менеджмента качества при эксплуатации и ремонте подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС
3 Белякова, В. М. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие / В. М. Белякова ; ФГБОУ ВПО РГУПС (фил. в г. Туапсе). - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 91 с. : ил. - Библиогр.: 25 назв. ЭБС РГУПС
4 Макеев, В. А. Управление качеством [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий / В. А. Макеев, Д. В. Кравченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 25 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53680.