РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Риполь-Сарагоси Леонид Францискович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Организация о б д и а т_С_23.05.03_во_8_ВВХ_п53665_53666.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Устройства и взаимодействие узлов и деталей подвижного состава, теорию движения поезда. Методы расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути.

Умеет: Пользоваться методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов. Пользоваться методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава.

Имеет навыки: Владения техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта. Проведения испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения.

ПК-2 - способностью понимать устройства и взаимодействия узлов и деталей подвижного состава, владением техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта, теорией движения поезда, методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов, методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава, методами расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути, готовностью проводить испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения

Комментарии кафедры:

Предусмотрено следующее распределение компетенций в зависимости от специализации: "Вагоны" (ПК-2); "Локомотивы" (ПК-2, ПК-7), "Электрический транспорт железных дорог" (ПК-2, ПК-3, ПК-7), "Технология производства и ремонта подвижного состава" (ПК-2, ПК-7), "Высокоскоростной наземный транспорт" (ПК-2, ПК-3, ПК-7).


Место дисциплины 1С.Б "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теория тяги поездов", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 63 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 60 60 60
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 45   45
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 35   35
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 63 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 21 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 3 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 114   29 85
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 79   29 50
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 21 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Организационная структура безопасности движения на железных дорогах РФ ПК-2
2 Механика автотормозных процессов ПК-2
3 Тормоза высокоскоростного подвижного состава ПК-2
4 Способы и приборы обеспечения безопасности движения ПК-2
5 Особенности эксплуатации и подготовка отчетности о состоянии тормозов подвижного состава ПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 20
2 6 18   15
3 6 2 2  
4 6   8  
5 4 4    
Итого 24 24 12 35
В т.ч. по интерактивным формам 24 24 12  
В т.ч. практическая подготовка   4 4  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1     4 79
2 4 2
3   2
4    
5    
Итого 4 4 4 79
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   4 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Безопасность движения поездов на железных дорогах РФ: 1) Развитие железнодорожного транспорта; 2) Структура обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах России; 3) Классификация случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железной дороге; 4) Экспертиза аварий и крушений. 2
2 Тормозная сила железнодорожного подвижного состава: 1) Способы гашения энергии подвижного состава, накопленной в процессе движения; 2) Классификация тормозных систем по способу гашения энергии; 3) Причины заклинивания колесных пар; 4) Явление юза, его механизм и последствия; 5) Юз и безопасность движения; 6) Определение допустимого тормозного нажатия для колодочного, дискового и магниторельсового тормоза. 2
Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом: 1) Коэффициент трения и коэффициент сцепления; 2) Понятие о расчетных действительных нажатиях тормозных колодок. 2
Автоматическое регулирование тормозной силы: 1) Задачи автоматического регулирования тормозной силы. Способы регулирования тормозного нажатия колодок в зависимости от скорости движения и загрузки подвижного состава. Автоматическое регулирование тормозной силы поезда, применяемое за рубежом; 2) Скоростные регуляторы (принципиальные схемы, конструкция, принцип действия и технические характеристики); 3) Противоюзные устройства, типы и их принцип действия. Схемы тормозного оборудования вагонов с противоюзными устройствами. Принципиальная электрическая схема противоюзного устройства. Приборы противоюзного устройства и их назначение; 4) Конструкция осевых датчиков инерционного типа, реле давления и сбрасывающего клапана. Электронные противоюзные устройства. Требования к противоюзному устройству с учетом условия обеспечения безопасности движения; 5) Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы), их конструктивные особенности и принцип действия. Обоснование целесообразности применения авторежимов. Расчет давления в тормозном цилиндре зависимости от загрузки вагонов. 2
3 Тормоза высокоскоростного подвижного состава (общие сведения): 1) Особенности тормозного оборудования высокоскоростного подвижного состава. Обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов. 2
Дисковые тормоза, их классификация и область применения: Конструкция дисковых тормозов, применяемых на железных дорогах России и за рубежом. Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок (накладок). 2
Электромагнитные рельсовые тормоза (ЭМРТ): 1) Разновидности ЭМРТ и принцип действия. 2) Электрические схемы и основные детали ЭМРТ. 3)Определение силы притяжения башмака к рельсу и тормозной силы ЭМРТ. 4) Пути дальнейшего их совершенствования. 2
4 Приборы и устройства безопасности движения: 1) Назначение и функциональные требования к устройствам автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН). Основные детали и приборы; 2) Взаимодействие путевых и локомотивных приборов в непрерывных и точечных системах. Конструкция и действие электропневматического клапана автостопа. Перспективные схемы АЛСН и автостопов; 3) Устройства контроля бдительности машиниста; 5) Новые устройства и приборы безопасности движения (КЛУБ-У, САУТ, ТСКБМ и др.). 2
Скоростемеры (типы и принцип действия): 1) Скоростемерная лента (назначение, регистрируемые параметры, методика расшифровки и ее роль в обеспечении безопасности движения поездов, в расследованиях аварий и крушений. 2
Динамика торможения: 1) Возникновение и распределение продольных усилий по длине длинносоставного поезда в процессе торможения; 2) Методы расчета и экспериментального определения величины продольных динамических усилий в поезде; 3) Синхронизация управления автотормозами в соединенных грузовых поездах. 2
5 Эксплуатация и содержание тормозов: 1) Техническое содержание тормозов и контроль их состояния в эксплуатации; 2) Устройства контроля тормозных приборов после ремонта. Опробование тормозов на стоянках и в пути следования; 3) Проверка эффективности действия тормозов. 2
Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу: 1) Особенности управления длинносоставных и тяжеловесных поездов. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
2 Тормозная сила железнодорожного подвижного состава: 1) Способы гашения энергии подвижного состава, накопленной в процессе движения; 2) Классификация тормозных систем по способу гашения энергии; 3) Причины заклинивания колесных пар; 4) Явление юза, его механизм и последствия; 5) Юз и безопасность движения; 6) Определение допустимого тормозного нажатия для колодочного, дискового и магниторельсового тормоза. 2
Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом: 1) Коэффициент трения и коэффициент сцепления; 2) Понятие о расчетных действительных нажатиях тормозных колодок. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Изучение структуры обеспечения безопасности движения на железных дорогах России. Классификация случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железной дороге. Особенности проведения экспертизы аварий и крушений 2
3 Изучение устройства и принципа действия электромагнитного рельсового тормоза. Стендовые испытания ЭМРТ 2
4 Изучение конструкции путевых и локомотивных устройств АЛСН и устройств контроля бдительности машиниста и проведение испытаний 2
Изучение устройства и принципа действия и проведение испытаний электропневматического клапана автостопа с учетом показаний светофора системы АЛСН 2
Изучение устройства, принципа действия и проведение стендовых испытаний автоматического регулятора режимов торможения 2
Изучение устройства и принципа работы скоростемера локомотива. Ознакомление с полями записи параметров движения на ленте скоростемера и методикой их расшифровки 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Изучение структуры обеспечения безопасности движения на железных дорогах России. Классификация случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железной дороге. Особенности проведения экспертизы аварий и крушений 4
3 Изучение устройства и принципа действия электромагнитного рельсового тормоза. Стендовые испытания ЭМРТ
4 Изучение конструкции путевых и локомотивных устройств АЛСН и устройств контроля бдительности машиниста и проведение испытаний
Изучение устройства и принципа действия и проведение испытаний электропневматического клапана автостопа с учетом показаний светофора системы АЛСН
Изучение устройства, принципа действия и проведение стендовых испытаний автоматического регулятора режимов торможения
Изучение устройства и принципа работы скоростемера локомотива. Ознакомление с полями записи параметров движения на ленте скоростемера и методикой их расшифровки

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Коэффициент нажатия и тормозной коэффициент 2
Коэффициент сцепления. 2
Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. 2
Действительные и расчетные нажатия тормозных колодок. 2
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок 2
Расчет коэффициента нажатия тормозных колодок дискового тормоза. 2
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок 2
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок 2
Расчет тормозной силы при одно- и двухстороннем нажатии тормозных колодок 2
3 Расчет продольно-динамических усилий (реакций) в поезде 2
5 Справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения 2
Справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
2 Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. 2
3 Расчет продольно-динамических усилий (реакций) в поезде 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Изучить организационную структуру безопасности движения подвижного состава железных дорог РФ 20
2 Изучить возникновение и распределение продольно-динамических реакций в поезде при торможении и отпуске 15

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Изучить организационную структуру безопасности движения подвижного состава железных дорог РФ 79
Безопасность движения поездов на железных дорогах РФ: 1) Развитие железнодорожного транспорта; 2) Структура обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах России; 3) Классификация случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железной дороге; 4) Экспертиза аварий и крушений.
2 Изучить возникновение и распределение продольно-динамических реакций в поезде при торможении и отпуске
Автоматическое регулирование тормозной силы: 1) Задачи автоматического регулирования тормозной силы. Способы регулирования тормозного нажатия колодок в зависимости от скорости движения и загрузки подвижного состава. Автоматическое регулирование тормозной силы поезда, применяемое за рубежом; 2) Скоростные регуляторы (принципиальные схемы, конструкция, принцип действия и технические характеристики); 3) Противоюзные устройства, типы и их принцип действия. Схемы тормозного оборудования вагонов с противоюзными устройствами. Принципиальная электрическая схема противоюзного устройства. Приборы противоюзного устройства и их назначение; 4) Конструкция осевых датчиков инерционного типа, реле давления и сбрасывающего клапана. Электронные противоюзные устройства. Требования к противоюзному устройству с учетом условия обеспечения безопасности движения; 5) Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы), их конструктивные особенности и принцип действия. Обоснование целесообразности применения авторежимов. Расчет давления в тормозном цилиндре зависимости от загрузки вагонов.
Коэффициент нажатия и тормозной коэффициент
Коэффициент сцепления.
Действительные и расчетные нажатия тормозных колодок.
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок
Расчет коэффициента нажатия тормозных колодок дискового тормоза.
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок
Влияние угла подвешивания на величину нажатия тормозных колодок
Расчет тормозной силы при одно- и двухстороннем нажатии тормозных колодок
3 Тормоза высокоскоростного подвижного состава (общие сведения): 1) Особенности тормозного оборудования высокоскоростного подвижного состава. Обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов;
Дисковые тормоза, их классификация и область применения: Конструкция дисковых тормозов, применяемых на железных дорогах России и за рубежом. Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок (накладок);
Электромагнитные рельсовые тормоза (ЭМРТ): 1) Разновидности ЭМРТ и принцип действия. 2) Электрические схемы и основные детали ЭМРТ. 3)Определение силы притяжения башмака к рельсу и тормозной силы ЭМРТ. 4) Пути дальнейшего их совершенствования.
4 Приборы и устройства безопасности движения: 1) Назначение и функциональные требования к устройствам автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН). Основные детали и приборы; 2) Взаимодействие путевых и локомотивных приборов в непрерывных и точечных системах. Конструкция и действие электропневматического клапана автостопа. Перспективные схемы АЛСН и автостопов; 3) Устройства контроля бдительности машиниста; 5) Новые устройства и приборы безопасности движения (КЛУБ-У, САУТ, ТСКБМ и др.).
Скоростемеры (типы и принцип действия): 1) Скоростемерная лента (назначение, регистрируемые параметры, методика расшифровки и ее роль в обеспечении безопасности движения поездов, в расследованиях аварий и крушений;
Динамика торможения: 1) Возникновение и распределение продольных усилий по длине длинносоставного поезда в процессе торможения; 2) Методы расчета и экспериментального определения величины продольных динамических усилий в поезде; 3) Синхронизация управления автотормозами в соединенных грузовых поездах.
5 Эксплуатация и содержание тормозов: 1) Техническое содержание тормозов и контроль их состояния в эксплуатации; 2) Устройства контроля тормозных приборов после ремонта. Опробование тормозов на стоянках и в пути следования; 3) Проверка эффективности действия тормозов;
Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу: 1) Особенности управления длинносоставных и тяжеловесных поездов.
Справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения
Справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта. Альбом : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. - М. : УМК МПС России, 2006 ЭБС РГУПС
2 Елякин С.В. Блок тормозного оборудования 010 для локомотивов грузового типа и кран машиниста с дистанционным управлением 130. Устройство и порядок работы: учебное иллюстрированное пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. УМЦ ЖДТ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

определение тормозной силы для составов, оборудованных чугунными и композиционными колодками;

определение продольно-динамических реакций в поезде.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда ДИСК-БКВ-Ц дополнительно обеспечивающие безопасность движения поездов.
2) Электропневматический клапан автостопа усл. №150И.
3) Автоматическую локомотивную сигнализацию непрерывного действия.
4) Авторежим усл. №265А. Принцип действия авторежима при торможении.
5) Приборы и устройства по испытанию тормозного оборудования вагонов.
6) Скоростемер 3СЛ-2М: конструкция, принцип действия и основные технические параметры.
7) Авторежим усл. №265А. Принцип действия авторежима при отпуске.
8) Виды и сроки ремонта тормозного оборудования вагонов.
9) Обеспечение безопасности движения поездов при автоблокировке с трехзначной сигнализацией.
10) Обеспечение безопасности движения поездов при автоблокировке с четырехзначной сигнализацией.
11) Противоюзные устройства.
12) Назначение и порядок включения режимов торможения эксплуатируемых на сети дорог воздухораспределителей грузового и пассажирского типов.
13) Параметры движения поезда, регистрируемые на диаграммной ленте локомотивного скоростемера.
14) Средства авторегулировки и их назначение.
15) Значение автоматических тормозов в эксплуатации подвижного состава. Разницу между тормозами пассажирского и грузового типов.
16) Скоростемер КПД-3: конструкцию, принцип действия и основные технические параметры.
17) Основные средства сигнализации и их расположение на перегоне. Показания и значение сигналов светофора.
18) Продольно-динамические усилия (реакции) в поезде.
19) Автоматическую локомотивную сигнализацию непрерывного действия (АЛСН): назначение и принцип действия.
20) Автостопы.
21) Назначение, устройство и принцип работы системы испытания тормозного оборудования грузовых вагонов СИТОВ.
22) Безопасность движения поездов: основные задачи и инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие БД.
23) Структуру контроля за безопасностью движения на железных дорогах РФ.
24) Устройства безопасности движения, расположенные в кабине машиниста (КЛУБ-У, ТСКБМ, САУТ и др.).
25) Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда КТСМ.
26) Назначение и принцип действия устройства контроля воздухораспределителей УКВРП-292.
27) Назначение и принцип действия устройства контроля электровоздухораспределителей УКВРП-305.
28) Назначение и принцип действия устройства контроля воздухораспределителей УКВР-2.
29) Назначение и принцип действия устройства контроля авторежимов УКАР.
30) Электронные противоюзные устройства на вагонах нового поколения система БАРС-4.
31) Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок.
32) Причины возникновения юза. График юза.
33) Требования к устройствам автоблокировки. Обеспечение безопасности движения поездов при двухзначной сигнализации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять и устранять возможные неисправности воздухораспределителей усл. №292М и № 292-001.
2) Выявлять и устранять возможные неисправности воздухораспределителя усл. №483М.
3) Выявлять неисправности заклинивания колесных пар. Выполнять построение графика юза.
4) Выявлять и устранять возможные неисправности приборов электропневматического тормоза пассажирских поездов с локомотивной тягой.
5) Выявлять и устранять возможные неисправности тормозных цилиндров.
6) Классифицировать случаи нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и причины их возникновения.
7) Проводить контрольную проверку тормозов.
8) Проводить опробование автотормозов в грузовых поездах.
9) Выявлять и устранять возможные неисправности тормозной рычажной передачи.
10) Классифицировать средства авторегулировки.
11) Выявлять и устранять возможные неисправности авторежима усл. № 265А.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами опробования автотормозов в пассажирских поездах.

2) Методами опробования автотормозов в грузовых поездах.

3) Методикой полного опробования автотормозов в поездах.

4) Способами контрольной проверки тормозов.

5) Методикой сокращенного опробования автотормозов в поездах.

6) Проверкой плотности тормозной магистрали поезда.

7) Заполнением справки формы ВУ-45.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 8 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. ЭБС РГУПС
2 Воронова, Н.И. Локомотивные устройства безопасности на высокоскоростном подвижном составе: учеб. пособие/Воронова Н.И., Разинкин Н.Е., Соловьев В.Н. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. УМЦ ЖДТ
3 Елякин С.В. Локомотивные системы безопасности движения: учеб. пособие (курс лекций). — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси, Л. Ф. Управление процессами влагоосаждения в пневмосистемах УЗОТ [Текст] : монография / Л.Ф. Риполь-Сарагоси ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. ЭБС РГУПС
2 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст] : утв. приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286. - М. : [б. и.], 2010. УМЦ ЖДТ
3 Кузнецов, К. В. Локомотивные приборы безопасности [Текст] : учеб. ил. пособие / К.В. Кузнецов, А.А. Дайлидко, Т.В. Плюгина ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Пиар-Пресс, 2011. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси Л.Ф. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Асадченко, В. Р. Расчет пневматических тормозов железнодорожного подвижного состава : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : Маршрут, 2004. УМЦ ЖДТ
3 Балон, Л.В. Испытание электронного скоростемера КПД-3 в лаборатории оптимального управления подвижным составом комплекса «Виртуальная железная дорога» РГУПС : метод. указания к лабораторным работам. - Ростов н/Д : РГУПС ЭБС РГУПС
4 Балон, Л.В. Безопасность движения и автоматические тормоза : учеб.-метод. пособие / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, А.А. Назаретов. - Ростов н/Д : РГУПС. ЭБС РГУПС
5 Балон, Л.В. Безопасность движения поездов и автоматические тормоза : учеб.-метод. пособие к лабораторным работам / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, П.А. Санченко. - Ростов н/Д : РГУПС. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Автоматические тормоза вагонов : обучающая программа, реализуемая в тренажерном комплексе О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники;

Тренажерное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53666.