РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Конструирование и расчет вагонов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Булавин Юрий Павлович, к.т.н., доц. Бутенко Юрий Яковлевич, к.т.н., доц. Яицков Иван Анатольевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Конструирование и расчет вагонов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Конструирование и р в_С_23.05.03_во_89_ВВХ_п41354_53557.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Конструирование и расчет вагонов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Конструирование и расчет вагонов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Вагонное хозяйство", "Междисциплинарный курс", "Моделирование и динамика систем подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Показатели качества, надежности вагонов.

Умеет: Оценивания показателей качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов.

Имеет навыки: Проектирования вагонов и их оборудования.

ПСК-2.1 - способностью организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагонов различного типа и назначения, их тормозного и другого оборудования, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства, способностью проектировать вагоны, их тормозное и другое оборудование, средства автоматизации производственных процессов, оценивать показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества

Знает: Устройство вагонов и взаимодействие их узлов и деталей. Основные характеристики эксплуатируемого и нового вагонного парка.

Умеет: Различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках. Определять требования к конструкциям вагонов. Определять параметры вагонов, показатели качества и безопасности конструкций кузовов и узлов грузовых и пассажирских вагонов при действии основных нагрузок с использованием компьютерных технологий.

Имеет навыки: Расчета и нормирования сил, действующих на вагон. Расчета напряжений и запасов прочности. Анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов.

ПСК-2.2 - способностью демонстрировать знания устройства вагонов и взаимодействие их узлов и деталей, умением различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках, определять требования к конструкциям вагонов, определять параметры вагонов, показатели качества и безопасности конструкций кузовов и узлов грузовых и пассажирских вагонов при действии основных нагрузок с использованием компьютерных технологий, владением основными характеристиками эксплуатируемого и нового вагонного парка, методами расчета и нормирования сил, действующих на вагон, методами расчета напряжений и запасов прочности, методами анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов, основными положениями конструкторской и технологической подготовки производства вагонов

Место дисциплины 1С.Б "Конструирование и расчет вагонов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 1)", "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 2)", "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 3)", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8, 9 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 40 40 24 16
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12  
Практические, семинары (Пр) 44 44 12 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 107   49 58
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 72   49 23
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 100 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12 13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 2 6
Лекции (Лек) 6 6 2   2 2
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6    
Практические, семинары (Пр) 8 8 2 2   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 1 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 214   40 51 60 63
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР) 10         10
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 204   40 51 60 53
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 25 45 65 63 79
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Предпосылки для формирования проектных решений по конструкциям вагонов ПСК-2.1, ПСК-2.2
2 Нагруженность и оценка надежности конструкций вагонов ПСК-2.1, ПСК-2.2
3 Анализ конструкций, прочности и надежности колесных пар ПСК-2.1, ПСК-2.2
4 Анализ конструкций, прочности и надежности рессорного подвешивания ПСК-2.1, ПСК-2.2
5 Анализ конструкций, прочности и надежности тележек ПСК-2.1, ПСК-2.2
6 Анализ конструкций, прочности и надежности ударно-тяговых приборов ПСК-2.1, ПСК-2.2
7 Особенности устройства и расчетов кузовов грузовых вагонов ПСК-2.1, ПСК-2.2
8 Особенности устройства и расчета котлов цистерн ПСК-2.1, ПСК-2.2
9 Особенности устройства и расчетов кузовов пассажирских вагонов ПСК-2.1, ПСК-2.2
10 Испытания вагонов ПСК-2.1, ПСК-2.2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     8
2 4 2   6
3 4 2 2 6
4 4 4 4 6
5 4 2 2 17
6 4 2 4 6
7 4 10   6
8 4 8   6
9 4 10   5
10 4 4   6
Итого 40 44 12 72
В т.ч. по интерактивным формам 40 44 12  
В т.ч. практическая подготовка   8 6  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   6 204
2   2
3   2
4    
5    
6    
7 2 2
8    
9 2  
10   2
Итого 6 8 6 204
В т.ч. по интерактивным формам 6 8 6  
В т.ч. практическая подготовка   8 6  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Технико-экономические характеристики вагонов. 2
Вписывание вагонов в габарит. 2
2 Оценка надежности вагонов. 2
Показатели долговечности и ремонтопригодности вагонов. 2
3 Классификация и устройство колесных пар. 2
Оценка прочности вагонной оси. 2
4 Основные положения проектирования и расчета рессорного подвешивания вагонов. Параметры элементов рессорного подвешивания вагонов. 2
Рессорное подвешивание тележек вагонов нового поколения. 2
5 Анализ конструктивных особенностей тележек грузовых вагонов. 2
Проектирование и расчет несущих элементов тележек вагонов. 2
6 Поглощающие аппараты. 2
Проектирование и расчет ударно-тяговых приборов. 2
Семестр № 9
7 Крытые вагоны, полувагоны и платформы нового поколения. 2
Расчет элементов кузовов. 2
8 Цистерны нового поколения. 2
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн. 2
9 Технические требования к пассажирским вагонам. 2
Пластинчато-стержневые расчетные схемы кузовов. 2
10 Лабораторные и стендовые испытания. 2
Динамические (ходовые) испытания вагонов. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Технико-экономические характеристики вагонов. 2
Заезд № 13
7 Крытые вагоны, полувагоны и платформы нового поколения. 2
Заезд № 14
9 Технические требования к пассажирским вагонам. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
3 Оценка напряженно-деформированного состояния оси колесной пары. 2
4 Оценка напряженно-деформированного состояния элементов рессорного подвешивания (часть 1) 2
Оценка напряженно-деформированного состояния элементов рессорного подвешивания (часть 2) 2
5 Анализ конструкций тележек грузовых вагонов. 2
6 Оценка напряженно-деформированного состояния элементов ударно-тяговых приборов. 2
Оценка напряжений в корпусе автосцепки 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
3 Оценка напряженно-деформированного состояния оси колесной пары. 6
4 Оценка напряженно-деформированного состояния элементов рессорного подвешивания (часть 1)
Оценка напряженно-деформированного состояния элементов рессорного подвешивания (часть 2)
5 Анализ конструкций тележек грузовых вагонов.
6 Оценка напряженно-деформированного состояния элементов ударно-тяговых приборов.
Оценка напряжений в корпусе автосцепки

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Расчет нагрузок, действующих на вагон. 2
3 Расчет колесной пары на прочность. 2
4 Расчет рессорного подвешивания вагонов (Часть 1) 2
Расчет рессорного подвешивания вагонов (Часть 2) 2
5 Расчет прочности основных узлов тележек. 2
6 Расчет поглощающих аппаратов автосцепки. 2
Семестр № 9
7 Расчет элементов конструкций кузовов грузовых вагонов. 2
Расчет несущих конструкций кузова полувагона (Часть 1) 2
Расчет несущих конструкций кузова полувагона (Часть 2) 2
Расчет несущих конструкций кузова крытого вагона (Часть 1) 2
Расчет несущих конструкций кузова крытого вагона (Часть 2) 2
8 Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн (Часть 1). 2
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн (Часть 2). 2
Расчет котла на прочность от вертикальной нагрузки брутто 2
Расчет котла на внутреннее давление 2
9 Основные возможности программного обеспечения для расчета напряжённо-деформированного состояния кузова 2
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона (Часть 1). 2
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона (Часть 2). 2
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона с использованием модели трехслойной балки (Часть 1) 2
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона с использованием модели трехслойной балки (Часть 2) 2
10 Основные возможности программного обеспечения для обработки результатов измерений 2
Обработка результатов испытаний вагонов 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
2 Расчет нагрузок, действующих на вагон. 2
3 Расчет колесной пары на прочность. 2
Курс № 5
7 Расчет элементов конструкций кузовов грузовых вагонов. 2
10 Обработка результатов испытаний вагонов 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Вагоны повышенной грузоподъемности. Исследования в области продольной динамики. Исследования в области взаимодействия вагона и железнодорожного пути. Исследования в области колебаний вагонов. Исследования в области прочности вагонов. Исследования по выбору типов и параметров грузовых вагонов. Исследования в области сварных конструкций вагонов. Порядок проверки автоматической сцепляемости, прохода кривых в сцепе, горок и аппарелей паромных переправ для вагонов с учетом выбранных линейных размеров. Проверка обеспечения автоматической сцепляемости вагона на участке сопряжения кривой и прямой. Проверка обеспечения прохода сцепленных вагонов по криволинейным участкам пути. Проверка обеспечения прохода вагонов без саморасцепа по сортировочной горке и аппарельному съезду парома. Определение понижений кузова и укрепленных на нем частей при проходе вагоном горбов сортировочных горок. 8
2 Определение статических сил, действующих на вагон. Приведение нагрузок, действующих на вагон, к нормативным значениям. Оценка надежности вагонов Показатели безотказности работы вагона. Определение параметров потока отказов вагонов. Показатели долговечности и ремонтопригодности вагонов. 6
3 Соединение колеса с осью. Колесные пары для вагонов нового поколения. Силы, действующие на колесную пару вагона. Нагруженность расчетных сечений оси. Оценка надежности вагонной оси. 6
4 Рессорное подвешивание тележки современных тележек грузовых вагонов. Рессорное подвешивание тележки модели 68-4096 пассажирского вагона. Расчет торсионных рессор. 6
5 Анализ конструкций и надежности букс. Рекомендации по проектированию тележек. Тележки грузовых вагонов нового поколения. 17
6 Размещение деталей механизма в корпусе автосцепки. Последовательность сборки и разборки деталей механизма автосцепки. Взаимодействие деталей механизма автосцепки СА-3. Особенности автосцепного устройства восьмиосных вагонов. Автосцепное устройство вагонов скоростного электропоезда ЭР200. Перспективные конструкции автосцепки полужесткого типа. Конструкции иностранных автосцепок. Пути совершенствования автосцепного устройства. 6
Семестр № 9
7 Расчет несущих конструкций кузовов грузовых вагонов. Транспортеры. Думпкары. 6
8 Цистерны нового поколения. Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн. 6
9 Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов. Пассажирские вагоны нового поколения. 5
10 Тензодатчики, применяемые при испытаниях вагонов. Прогибомеры. Ускорениемеры. Динамометрическая колесная пара. Динамометры, применяемые при динамических испытаниях вагонов. 6

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Вагоны повышенной грузоподъемности. Исследования в области продольной динамики. Исследования в области взаимодействия вагона и железнодорожного пути. Исследования в области колебаний вагонов. Исследования в области прочности вагонов. Исследования по выбору типов и параметров грузовых вагонов. Исследования в области сварных конструкций вагонов. Порядок проверки автоматической сцепляемости, прохода кривых в сцепе, горок и аппарелей паромных переправ для вагонов с учетом выбранных линейных размеров. Проверка обеспечения автоматической сцепляемости вагона на участке сопряжения кривой и прямой. Проверка обеспечения прохода сцепленных вагонов по криволинейным участкам пути. Проверка обеспечения прохода вагонов без саморасцепа по сортировочной горке и аппарельному съезду парома. Определение понижений кузова и укрепленных на нем частей при проходе вагоном горбов сортировочных горок. 91
Вписывание вагонов в габарит
2 Определение статических сил, действующих на вагон. Приведение нагрузок, действующих на вагон, к нормативным значениям. Оценка надежности вагонов Показатели безотказности работы вагона. Определение параметров потока отказов вагонов. Показатели долговечности и ремонтопригодности вагонов.
Оценка надежности вагонов
Показатели долговечности и ремонтопригодности вагонов
3 Соединение колеса с осью. Колесные пары для вагонов нового поколения. Силы, действующие на колесную пару вагона. Нагруженность расчетных сечений оси. Оценка надежности вагонной оси.
Классификация и устройство колесных пар
Оценка прочности вагонной оси
4 Рессорное подвешивание тележки современных тележек грузовых вагонов. Рессорное подвешивание тележки модели 68-4096 пассажирского вагона. Расчет торсионных рессор.
Основные положения проектирования и расчета рессорного подвешивания вагонов. Параметры элементов рессорного подвешивания вагонов
Рессорное подвешивание тележек вагонов нового поколения
Расчет рессорного подвешивания вагонов (Часть 1)
Расчет рессорного подвешивания вагонов (Часть 2)
5 Анализ конструкций и надежности букс. Рекомендации по проектированию тележек. Тележки грузовых вагонов нового поколения.
Анализ конструктивных особенностей тележек грузовых вагонов
Проектирование и расчет несущих элементов тележек вагонов
Расчет прочности основных узлов тележек.
6 Размещение деталей механизма в корпусе автосцепки. Последовательность сборки и разборки деталей механизма автосцепки. Взаимодействие деталей механизма автосцепки СА-3. Особенности автосцепного устройства восьмиосных вагонов. Автосцепное устройство вагонов скоростного электропоезда ЭР200. Перспективные конструкции автосцепки полужесткого типа. Конструкции иностранных автосцепок. Пути совершенствования автосцепного устройства.
Поглощающие аппараты
Проектирование и расчет ударно-тяговых приборов
Расчет поглощающих аппаратов автосцепки.
Курс № 5
7 Расчет несущих конструкций кузовов грузовых вагонов. Транспортеры. Думпкары. 113
Расчет элементов кузовов
Расчет несущих конструкций кузова полувагона (Часть 1)
Расчет несущих конструкций кузова полувагона (Часть 2)
Расчет несущих конструкций кузова крытого вагона (Часть 1)
Расчет несущих конструкций кузова крытого вагона (Часть 2)
8 Цистерны нового поколения. Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн.
Цистерны нового поколения
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн (Часть 1).
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн (Часть 2).
Расчет котла на прочность от вертикальной нагрузки брутто
Расчет котла на внутреннее давление
9 Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов. Пассажирские вагоны нового поколения.
Пластинчато-стержневые расчетные схемы кузовов
Основные возможности программного обеспечения для расчета напряжённо-деформированного состояния кузова
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона (Часть 1).
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона (Часть 2).
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона с использованием модели трехслойной балки (Часть 1)
Расчет напряженного состояния кузова пассажирского вагона с использованием модели трехслойной балки (Часть 2)
10 Тензодатчики, применяемые при испытаниях вагонов. Прогибомеры. Ускорениемеры. Динамометрическая колесная пара. Динамометры, применяемые при динамических испытаниях вагонов.
Лабораторные и стендовые испытания
Динамические (ходовые) испытания вагонов
Основные возможности программного обеспечения для обработки результатов измерений

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 290 с ЭБС РГУПС
2 Особенности конструкции современных грузовых вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.В. Челохьян, В.Ф. Криворудченко, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 403 с ЭБС РГУПС
3 Копотун, Е. А. Пассажирские вагоны [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Копотун, Ю. П. Булавин, Е. Е. Александрова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС
4 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 43 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8 9
ПСК-2.1 + +
ПСК-2.2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-2.1 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-2.2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

определение технико-экономических параметров перспективной платформы и расчет элементов ее конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров перспективного полувагона и расчет элементов его конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров перспективной цистерны и расчет элементов ее конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров перспективного крытого вагона и расчет элементов его конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров перспективного пассажирского вагона и расчет элементов его конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров цистерны для перевозки нефтепродуктов и расчет элементов ее конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров рефрижераторного вагона и расчет элементов его конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров вагона-термоса и расчет элементов его конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров платформы для перевозки контейнеров и расчет элементов ее конструкции на прочность;

определение технико-экономических параметров багажного вагона и расчет элементов его конструкции на прочность.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Структуру вагонного парка отечественных железных дорог.
2) Конструкцию основных узлов грузовых вагонов.
3) Конструкцию основных узлов пассажирских и рефрижераторных вагонов.
4) Зарубежные современные конструкции вагонов.
5) Обобщенную схему вагона.
6) Функциональное назначение основных узлов современных вагонов.
7) Требования к основным узлам вагонов с учетом безопасности движения.
8) Условия работы вагонов и их частей.
9) Технические требования к грузовым и пассажирским вагонам.
10) Материалы, применяемые для изготовления вагонов.
11) Основные требования к материалам, применяемым в вагоностроении.
12) Схемы конструкций различных типов грузовых вагонов.
13) Схемы конструкций различных типов пассажирских вагонов.
14) Планировки различных типов пассажирских вагонов.
15) Основные технико-экономические параметры вагонов.
16) Факторы, определяющие величину грузоподъемности грузового вагона.
17) Способы снижения тары вагона.
18) Методы выбора линейных размеров вагонов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составлять обобщенную схему грузового, пассажирского и рефрижераторного вагонов.
2) Проектировать основные узлы вагонов с учетом безопасности движения.
3) Применять технические требования к грузовым и пассажирским вагонам при их проектировании.
4) Применять прогрессивные материалы при проектировании вагонов.
5) Составлять схемы конструкций грузовых и пассажирских вагонов.
6) Составлять планировки различных типов пассажирских вагонов.
7) Определять основные технико-экономические параметры вагонов.
8) Определять линейные размеры проектируемых вагонов.
9) Применять способы снижения тары вагона при проектировании.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Критериями при выборе материалов при изготовлении вагонов.
2) Методикой определения основных технико-экономических параметров вагонов.
3) Методами снижения тары вагонов на этапе проектирования.
4) Методикой определения линейных размеров вагонов.

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Нагрузки, действующие на кузов вагона.
2) Расчетные режимы.
3) Методы исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.
4) Методы расчета элементов кузовов.
5) Методы расчета котлов железнодорожных цистерн на прочность и устойчивость.
6) Последовательность расчета котла безрамной цистерны.
7) Методы расчета цельнонесущих кузовов.
8) Классификацию тележек.
9) Функциональное назначение узлов тележек в обеспечении безопасных условий движения.
10) Устройство тележек грузовых вагонов.
11) Устройство тележек пассажирских и рефрижераторных вагонов.
12) Перспективные конструкции тележек вагонов.
13) Тележки вагонов зарубежных железных дорог.
14) Силы, действующие на основные части тележек.
15) Методы расчетной оценки элементов тележки.
16) Конструктивные схемы колесных пар.
17) Нагрузки на элементы колесных пар
18) Методы расчета колесных пар на прочность и долговечность.
19) Последовательность расчета оси колесной пары на прочность условным методом.
20) Методику расчета оси колесной пары на усталостную прочность.
21) Требования к буксовым узлам вагонов.
22) Методику расчета роликовых подшипников на прочность и долговечность.
23) Силовые характеристики упругих элементов рессорного подвешивания тележек.
24) Последовательность расчета элементов рессорного подвешивания тележек.
25) Методы оценки прочности литых деталей тележек грузовых вагонов.
26) Конструкцию ударно-тяговых приборов вагонов.
27) Основные технические характеристики поглощающих аппаратов.
28) Методику расчета основных частей автосцепного устройства на прочность.
29) Методы экспериментальной оценки качества конструкции вагона и его узлов
30) Приборы и аппаратура, используемая при испытаниях вагонов.
31) Этапы проектирования вагонов.
32) Порядок приемки вагонов в эксплуатацию.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять нагрузки, действующие на вагон.
2) Выбирать методы исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.
3) Выбирать методы расчета на прочность элементов кузовов вагонов.
4) Рассчитывать на прочность котлы железнодорожных цистерн.
5) Рассчитывать на прочность кузова пассажирских вагонов.
6) Определять силы, действующие на тележку.
7) Рассчитывать ось колесной пары на прочность.
8) Рассчитывать ось колесной пары на усталостную прочность.
9) Рассчитывать подшипники буксового узла на прочность и долговечность.
10) Выполнять анализ силовых характеристик упругих элементов рессорного подвешивания тележек вагонов.
11) Рассчитывать элементы рессорного подвешивания тележек.
12) Выполнять оценку прочности литых деталей тележек грузовых вагонов.
13) Выполнять анализ основных технических характеристик поглощающих аппаратов.
14) Рассчитывать на прочность основные частей автосцепного устройства вагонов.
15) Выполнять оценку качества конструкций вагона и его узлов в процессе испытаний.
16) Устанавливать порядок приемки вагонов в эксплуатацию.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.

2) Методикой расчета элементов кузовов вагонов на прочность и устойчивость.

3) Методами расчета оси колесной пары на прочность и выносливость.

4) Методикой расчета буксовых подшипников на прочность и долговечность.

5) Основами расчета рессорного подвешивания тележек.

6) Методикой оценки прочности литых деталей тележки.

7) Основами проектирования поглощающих аппаратов автосцепного устройства.

8) Методами экспериментальной оценки качества конструкции вагона и его узлов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.1 8 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.2 8 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Конструирование и расчет вагонов: учебник/В.В. Лукин, П.С. Анисимов, В.Н. Котуранов и др.; под ред. П.С. Анисимова. — 2 е изд., перераб. и доп. — М.: ФГОУ «Учебно методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 688 c. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Под ред. В.В. Лукина. — М.: Маршрут, 2004. - 424 с ЭБС РГУПС
2 Вагоны. Основы конструирования и экспертизы технических решений: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / А.П. Азовский, Е.В. Александров, В.В. Кобищанов, В.Н. Котуранов, В.П. Лобзинев, М.Н. Овечников, Б.Н. Покровский, В.И. Светлов, А.А. Юхневский; Под ред. В.Н. Котуранова - М.: Маршрут, 2005. - 490 с. ЭБС РГУПС
3 Быков Б.В., Куликов В.Ф. Конструкция механической части вагонов: учеб. Пособи. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. – 247 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"
11 http://www.tvz.ru/. Открытое акционерное общество «Тверской вагоностроительный завод»
12 http://www.uvz.ru/. Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
13 http://www.tvsz.ru/. Акционерное общество «Тихвинский вагоностроительный завод» (АО «ТВСЗ»)

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Булавин Ю.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Конструирование и расчет вагонов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Бутенко, Ю. Я. Расчет элементов конструкций вагонов на прочность [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Ю. Я. Бутенко, Ю. П. Булавин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 36 с. ЭБС РГУПС
3 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к лабораторным работам) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 18 с. ЭБС РГУПС
4 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к лабораторным работам) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с ЭБС РГУПС
5 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к практическим занятиям) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 98 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53557.