РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экология транспорта"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Дергачева Людмила Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экология транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультата, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экология т_С_23.05.06_во_5_БЖД _п43347_51069.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология транспорта" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные закономерности экологии

Умеет: учитывать оценивать влияние антропогенной деятельности на окружающую срелу

Имеет навыки: предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерностей функционирования биосферы

Умеет: оценивать принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Имеет навыки: расчета негативного воздействия на окружающую среду и оценки ущерба за негативное воздействие на окружающую среду

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: законодательну и нормативную докуметацию в области экологической безопасности

Умеет: оценить влияние строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду

Имеет навыки: разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в районе сооружения транспортного объекта

ПК-4 - способностью оценить влияние строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в районе сооружения транспортного объекта

Место дисциплины 1С.Б "Экология транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   8
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   40 50
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   40 38
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 14 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы экологии транспорта ОК-12, ОПК-6
2 Охрана атмосферного воздуха от воздействия транспорта ОПК-6, ПК-4
3 Охрана водных объектов от воздействия транспорта ОПК-6, ПК-4
4 Охрана земельных ресурсов от воздействия транспорта  
5 Физическое загрязнение окружающей среды объектами транспорта ОПК-6, ПК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2 21
2 4 8 6 8
3 4 2 2 6
4 2     10
5 2 6 6 4
Итого 16 16 16 49
В т.ч. по интерактивным формам 4 12 16  
В т.ч. практическая подготовка   2 8  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   8 78
2   2
3    
4    
5    
Итого 2 2 8 78
В т.ч. по интерактивным формам   2 8  
В т.ч. практическая подготовка   2 8  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Транспорт, как источник загрязнения окружающей среды: Основные положения: 1) Основные законы экологии. 2) Понятие о биосфере. 3) Экологические факторы и системы. 4) Транспортный комплекс и транспортная инфраструктура. 5) Анализ воздействия различных видов транспорта на окружающую среду. 6)Государственная политика в области охраны окружающей среды. 2
Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды 2) Физическое загрязнение окружающей среды 3) Биологическое загрязнение окружающей среды 4) Информационное загрязнение окружающей среды. 5) Нормирование воздействия транспорта на окружающую среду. 2
2 Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Загрязнения атмосферного воздуха предприятиями транспортной инфраструктуры 3) Загрязнения атмосферного воздуха транспортом. 4) Экологический мониторинг. 2
Защита атмосферного воздуха от воздействия транспорта: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Организация санитарно-защитных зон предприятия; 3) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 6) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 7) Использование альтернативных источников энергии 8) Экономические вопросы охраны окружающей среды. 2
3 Загрязнения водных объектов: 1) Загрязнения водных объектов предприятиями транспортной инфраструктуры 2) Загрязнения водных объектов транспортом. 3) Основные требования к воде. 2
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Механические методы очистки сточных вод; 2) Химические методы очистки сточных вод; 3) Физические методы очистки сточных вод; 4) Физико-химические методы очистки сточных вод; 5) Электрохимические методы очистки сточных вод; 6) Биологические методы очистки сточных вод; 7) Разбавление сточных вод. 2
4 Загрязнение земельных ресурсов и защита почв: 1) Понятие о земельных ресурсах. 2) Почвы. Загрязнение почв. 3) Проблема отходов транспортного комплекса. 2
5 Физическое загрязнение и методы его снижения: 1) Шумовое загрязнение окружающей среды 2) Электромагнитное загрязнение окружающей среды. 3) Методы и средства защиты от физического загрязнения. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды 2) Физическое загрязнение окружающей среды 3) Биологическое загрязнение окружающей среды 4) Информационное загрязнение окружающей среды. 5) Нормирование воздействия транспорта на окружающую среду. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Исследование содержания нитратов в свежих овощах и фруктах 2
2 Определение концентации пыли весовым методом (часть 1) 2
Определение концентации пыли весовым методом (часть 2) 2
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ 2
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра 2
5 Исследование шума от передвижных источников (часть 1) 2
Исследование шума от передвижных источников (часть 2) 2
Исследование ЭМИ от источников радиочастот 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Исследование содержания нитратов в свежих овощах и фруктах 8
2 Определение концентации пыли весовым методом (часть 1)
Определение концентации пыли весовым методом (часть 2)
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра
5 Исследование шума от передвижных источников (часть 1)
Исследование шума от передвижных источников (часть 2)
Исследование ЭМИ от источников радиочастот

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 1) 2
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 2) 2
Расчет выбросов загрязняющих веществ при пересыпке пылящих материалов 2
Определение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников 2
3 Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ 2
5 Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта 2
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 1) 2
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 2) 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
2 Определение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Биосфера и экосистемы. Биотический круговорот веществ и энергии. Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем. История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Экологическая документация предприятия.Категории предприятий по уровню негативного воздействия на ОС 21
2 Источники загрязнения атмосферы в условиях города. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. 8
3 Источники загрязнения гидросферы. Свойства гидросферы. Водоохранные зоны. 6
4 Вторичные материальные ресурсы. Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов. 10
5 Тепловое и световое загрязнение окружающей среды среды. Радиационное загрязнение. 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Биосфера и экосистемы. Биотический круговорот веществ и энергии. Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем. История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Экологическая документация предприятия.Категории предприятий по уровню негативного воздействия на ОС 78
Транспорт, как источник загрязнения окружающей среды: Основные положения: 1) Основные законы экологии. 2) Понятие о биосфере. 3) Экологические факторы и системы. 4) Транспортный комплекс и транспортная инфраструктура. 5) Анализ воздействия различных видов транспорта на окружающую среду. 6)Государственная политика в области охраны окружающей среды
2 Источники загрязнения атмосферы в условиях города. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины.
Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Загрязнения атмосферного воздуха предприятиями транспортной инфраструктуры 3) Загрязнения атмосферного воздуха транспортом. 4) Экологический мониторинг
Защита атмосферного воздуха от воздействия транспорта: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Организация санитарно-защитных зон предприятия; 3) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 6) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 7) Использование альтернативных источников энергии 8) Экономические вопросы охраны окружающей среды
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 1)
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 2)
Расчет выбросов загрязняющих веществ при пересыпке пылящих материалов
3 Источники загрязнения гидросферы. Свойства гидросферы. Водоохранные зоны.
Загрязнения водных объектов: 1) Загрязнения водных объектов предприятиями транспортной инфраструктуры 2) Загрязнения водных объектов транспортом. 3) Основные требования к воде
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Механические методы очистки сточных вод; 2) Химические методы очистки сточных вод; 3) Физические методы очистки сточных вод; 4) Физико-химические методы очистки сточных вод; 5) Электрохимические методы очистки сточных вод; 6) Биологические методы очистки сточных вод; 7) Разбавление сточных вод.
Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ
4 Вторичные материальные ресурсы. Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов.
Загрязнение земельных ресурсов и защита почв: 1) Понятие о земельных ресурсах. 2) Почвы. Загрязнение почв. 3) Проблема отходов транспортного комплекса
5 Тепловое и световое загрязнение окружающей среды среды. Радиационное загрязнение.
Физическое загрязнение и методы его снижения: 1) Шумовое загрязнение окружающей среды 2) Электромагнитное загрязнение окружающей среды. 3) Методы и средства защиты от физического загрязнения
Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 1)
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 2)

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Т.А. Финоченко, А.Г. Хвостиков. Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-12 +
ОПК-6 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение экологии как науки
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру
3) Понятия экосистемы и биосферы
4) Правовые основы охраны окружающей среды.
5) Категории предприятий по уровню негативного воздействия на ОС
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней
7) Виды и характеристику загрязнений
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта
9) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ, размерность
10) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность
11) Способы очистки воздуха перед выбросами в атмосферу
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК
14) Способы очистки стоков.
15) Основные требования экологического законодательства к промышленным предприятиям и объектам.
16) Способы утилизации отходов.
17) Физические загрязнения окружающей среды.
18) Характеристику химических загрязнений.
19) Характеристику биологических загрязнений.
20) Характеристику механических загрязнений.
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека.
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека.
23) Физическое загрязнение окружающей среды.
24) Понятие о плате за негативное воздействие на среду.
25) Отчетную экологическую документацию предприятий

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Ориентироваться в трофических цепях.
2) Проводить анализ основных закономерностей экологии.
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равниной местности
4) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равниной местности
5) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности
6) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равниной местности.
7) Разработать для предприятия транспортной инфраструктуры состав локальных очистных сооружений и обосновать их выбор (превалирующими загрязняющими веществами в сточных водах являются взвешенные вещества и нефтепродукты).
8) Разработать мероприятия по снижению шума от транспортной магистрали и обосновать их выбор.
9) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза .
10) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
11) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов.
12) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если нет разрешения на выбросы.
13) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если есть разрешение на выбросы и Мф не превышает лимитов на выбросы.
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если есть разрешение на выбросы и Мф < ПДВ.
15) Дать характеристику принципа действия аппаратов сухой очистки воздуха.
16) Дать характеристику принципа действия аппаратов мокрой очистки воздуха.
17) Дать характеристику принципа действия электрофильтров.
18) Дать характеристику принципа действия аппаратов механической очистки сточных вод
19) Дать характеристику принципа действия аппаратов физико-химической очистки сточных вод
20) Дать характеристику принципа действия аппаратов биологической очистки сточных вод

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Оценки биотического круговорота веществ и энергии.

2) Применения экологического законодательства для решения экологических проблем предприятия.

3) Сравнить влияние различных видов транспорта на окружающую среду.

4) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

5) Определить вредность по величине ПДК для разных веществ.

6) Определить шумовой дискомфорт от потока поездов.

7) Сортировки отходов по классам опасности.

8) Рассчитать плату за загрязнение атмосферного воздуха.

9) Использовать способы очистки сточных вод.

10) Использовать физико-химические методы очистки сточных вод.

11) Использовать механические методы очистки сточных вод.

12) Использовать биологические методы очистки сточных вод.

13) Использовать методы борьбы с шумовым дискомфортом.

14) Определять электромагнитные излучения от мобильных телефонов.

15) Рассчитать ширину зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

16) Проанализировать различные способы утилизации отходов.

17) Уменьшить вредное влияние автотранспорта на окружающую среду.

18) Сравнить ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

19) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

20) Применить защиту от электромагнитных полей.

21) Применить методы снижения интенсивности кислотных дождей.

22) Определить влияния экологических факторов на организм.

23) Определить и объяснить какой способ утилизации пищевых отходов будет экологически приемлемым - компостирование или сжигание.

24) Определить и объяснить какой способ утилизации твердых отходов будет экологически приемлемым - переработка или сжигание.

25) Оценки необходимости селективного сбора отходов производства и потребления.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 1, 2, 3, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 5 2, 3, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий, Г. В. Экология : учебник для вузов / Г. В. Стадницкий. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. — ISBN 978-5-93808-301-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева Л.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Л. В. Дергачева, Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, под.ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС
3 Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. ЭБС РГУПС
4 Соколова Г.Н. Экология. Задачи для практических работ: учебно-методическое пособие/ Г.Н. Соколова; Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/д, 2018.-72 с. ЭБС РГУПС
5 Дергачева, Л.В. Воздействие транспортных потоков на окружающую среду: уч. пособие для практических занятий /Л.В. Дергачева, ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2019. – 63 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51069.